Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе "Гармония".
Тема: "Золотое яблоко". Армянская сказка
Цели:
-
обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
-
познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;
-
развивать речь, умение читать в лицах и передавать содержание прочитанного;
-
продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
-
рассматривать сказку как систему отношений;
-
формировать интерес детей к чтению,
Оборудование:
-
музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»; мультимедиа (слайды); рисунки детей;
-
иллюстрация - Бабушка-Загадушка; кузовок с загадками, коробка-сюрприз с яблоками; учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1; оценочный лист «Пушистик настроения».
Метод: исследование сказки.
Структура урока:
-
Оргмомент.
-
Повторение пройденного.
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях
- Самостоятельная работа.
-
Сообщение темы и цели урока
- Первичное восприятие текста
- Изучение нового материала
-
Работа над названием сказки
- Физкультминутка
- Вторичное чтение сказки
- Словарная работа
- Разбор сказки по вопросам
-
Подведение итогов
- Обобщение и систематизация
-
Информация о д/з
Рефлексия.
Ход урока.
I. ОРГ. МОМЕНТ.
(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске изображение гостьи.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она приготовила для вас загадки и задания. Если справитесь с её заданиями, получите вкусный приз. Согласны?
II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Слайд 1 (Урок чтения, сказочная иллюстрация )
1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях.
ЗАГАДКА 1. (из кузовка)
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)
- А что за литературный жанр - сказка?
(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)
- Чем же сказка отличается от другого произведения?
(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)
Слайд 2 (портрет А.С. Пушкина и его слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
-Прочитайте слова, написанные на доске.
- Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)
- Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)
- Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)
- А как называются сказки, которые сочинил народ?
(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)
- А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)
- Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.
2. Задание
ЗАГАДКА 2.
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.
Отгадывание сказок (вынимаем задание из кузовка, читаем, отвечаем)
Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»
- Старик, старуха, горшок, кафтан. ( «Кому горшок мыть» - народная).
- Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц – литературная)
Слайд 3
3. Задание (из кузовка) Самостоятельная работа.
- А сейчас вспомним отличия литературной сказки от народной?
(составление таблицы на карточках лежащих на столах)
Слайд 4 (вопросы)
-
Кто является создателем народной сказки; литературной?
-
Форма создания сказки?
-
Можно ли вносить изменения в сказку?
-
Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
-
Какие жанры используются в сказках?
Проверка.
Слайд 5 (таблица)
СКАЗКА
|
НАРОДНАЯ
|
ЛИТЕРАТУРНАЯ
|
1.Автор - народ
|
1.Автор – конкретное лицо.
|
2.Существует в устной форме.
|
2.Создается в письменной форме.
|
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (Создатель может внести изменения)
|
3. Внесение изменений не допускается
|
4.Время создания сказки определить невозможно.
|
4.Время создания сказки известно.
|
5. Народная сказка ограничивается определенным жанром
- волшебная,
- бытовая,
- о животных.
|
5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
|
Итог: Мы повторили особенности народной и литературной сказки. Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.
Бабушка-Загадушка, очень довольна, как хорошо вы знаете особенности сказок.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения?
1. Чтение сказки учителем.
- А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)
- Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)
-Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)
- Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:
ЗАГАДКА 4.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(ЯБЛОКО)
Слайд 6 (иллюстрации название сказки , яблоко)
V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1. Работа над названием сказки.
- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку
откройте учебники на странице 82.
- Прочитайте название сказки.
- Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
2. Вторичное чтение сказки по учебнику
(хорошо читающими детьми) – по абзацу, диалог царя и бедняка по ролям.
3. Словарная работа:
- В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.
Слайд 7 (слова из текста)
-
Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.
-
Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.
-
Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.
-
Указ- распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.
-
Великая печаль - большое чувство грусти.
-
Небылица- это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка
-
Вельможи - знатные богатые люди.
4. Вопросы после прослушивания. Разбор сказки.
- Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)
- Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)
- Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)
- Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)
- Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)
- А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.
- Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера? (Смелый, умный, находчивый)
- Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)
- Почему после случая с бедняком царь перестал скучать? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Бабушка-Загадушка старенькая, память слаба, стала, просит вас напомнить, с какой со сказкой познакомились.
1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились?
По плану:
Слайд 8. (план)
-
Название
-
Автор.
-
Жанр (какая?). Почему?
-
Главная мысль
-
Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?
Итог:
От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая
2 .Работа в паре. У вас на столе есть листок с пословицей. Прочитайте эту пословицу, обсудите её смысл. У кого пословица подходит к нашей сказке, пусть встанет, прочитает ее вслух и докажет её соответствие сказке?
(Дети выполняют задание)
Примеры пословиц и поговорок.
-
Семь раз примерь, один — отрежь.
-
Без дела жить - только небо коптить.
-
В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.
-
Во всяком мудреце довольно простоты.
-
Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
-
Был пирог, найдется и едок.
-
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
-
Всяк своим умом живет.
-
Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
-
Уговор дороже денег.
-
Худ солдат, который не надеется быть генералом.
-
Давши слово, держись, а, не давши – крепись.
-
По заслуге и плата.
-
Соврет – глазом не моргнёт.
-
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
-
Делу время, потехе час.
-
Всяк человек своего счастья кузнец.
VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.
1. Самооценка работы.
Слайд 9. (критерии)
Бабушка-Загадушка предлагает вам провести самооценку по критериям:
«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;
«4» - на уроке были затруднения , не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;
« » - не очень понравилась моя работа на уроке,
-
встаньте те (поднимите руку), кто за свою работу не поставил себе оценку;
-
теперь те, кто поставил оценку «4»;
-
теперь те, кто поставил оценку «5».
2. Домашнее задание.
Перечитать сказку ещё раз, подготовить ответ на вопрос №2 стр.84; выполнить задание тетради на печатной основе стр. 19.
3. Рефлексия.
Бабушка-Загадушка приготовила для вас карточки настроения. Покажите, с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите всем и друг другу.
Я и Бабушка-Загадушка очень довольны вашей работой.
Бабушка-Загадушка дарит вам вкусный приз – яблоки.
Итог: Чтобы вы помнили, что от скуки есть разная работа, как физическая, так и умственная.
Спасибо за урок!