Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Конспект урока литературного чтения в 3 классе А.Д.Дорофеев «Укушенные»

Триединая дидактическая цель

1)Образовательная

-формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос

-отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы

-формирование навыка осознанного, выразительного чтения

-формирование умения определять жанр и тему литературного произведения

2) Воспитательная

-формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им

-воспитание чуткого отношения к живой природе

-обогащение нравственного опыта младших школьников

-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

-воспитывать гуманное отношение к животным.

3)Развивающая

-развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного

-развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения

-развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения

Оборудование. Учебник «Литературное чтение. 3 класс.Ч.2» ( УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» Э.Э.Кац ); рабочий лист к уроку (Приложение№1,); словарь русского языка ( Ожегов С.И. )

1.Формулирование темы и цели урока.

-Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны на уроках литературного чтения.

-Выполним 1-е задание. Прочитайте его.

Рассмотри обложки. Прочитай слова. Используя их, вспомни названия произведений. Подумай, как определить фамилию нового автора?

Д: По прочитанным словам я вспомнил названия произведений Ю.Яковлев

«Полосатая палка» и Н.Носов «Фантазеры». Из выделенных букв я составил фамилию нового автора - А.Дорофеев.

У: Назовите первую часть темы урока.

У: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

У: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

Прочитайте его.

У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Назовите тему урока полностью.

Д: Тема урока «Александр Дмитриевич Дорофеев и его произведение «УКУШЕННЫЕ»».

У: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.



Цель:

* познакомиться со сведениями о Ж и Т … …;

* познакомиться с произведением … … « …»;

* учиться ??? … « … …».

Учащиеся отвечают:

*расширить знания о жизни и творчестве Александра Дмитриевича Дорофеева;

*познакомиться с произведением А.Д. Дорофеева « Укушенные»;

*учиться анализировать произведение «Укушенные».

2.Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писателя.

У: Начнем работу над первой частью цели урока.

Информация об авторе

Александр Дмитриевич Дорофеев родился в Москве 5 августа 1952 года. Сейчас писателю 57 лет. Он живет и работает в Москве. Его произведения адресованы взрослым и детям. Для взрослых А.Дорофеев пишет исторические повести, биографические рассказы о художниках, а для детей им написано более десятка прекрасных книг. Автор написал цикл рассказов «Снежный человек». В него вошли веселые и забавные истории обычного школьника Саши и его друзей. Произведения А.Дорофеева печатаются в детских журналах: «Костер», «Читайка», «Трамвай». Некоторое время автор работал в редакции журнала «Мурзилка». Многие рассказы были инсценированы для телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши». Александр Дорофеев – человек широких интересов. Он не только пишет сказки и рассказы, но и создает чудесные рисунки к ним. Возможно, его новая книга выйдет с рисунками самого автора. А. Дорофеев – замечательный писатель, художник, кроме этого, он работал реставратором, участвовал в археологических раскопках. У него есть еще одна страсть к путешествиям.

У: Дополним мой рассказ о Александре Дорофееве, прочитав сведения из рубрики задания № 3 «В гостях у автора».

У: Ребята, что вы узнали о А.Д.Дорофееве из моего рассказа и рубрики «В гостях у автора»?

У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

Словарная работа.

У: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.

Выполним задание №4.

У: Рассмотрите внимательно запись. Какие слова вы составили?

Д: СКОРПИОН, ЩИКОЛОТКА, ШРАМ.

У: Как вы их прочитали?

У: Объясните значение слова СКОРПИОН. (Заслушиваются версии детей.)

У: Уточним значение слова в словаре СКОРПИОН - ядовитое паукообразное членистоногое животное.

(Учитель открывает слова на доске: СКОРПИОН, ЩИКОЛОТКА, ШРАМ)

У: Каково значение слова ЩИКОЛОТКА? (Щиколотка или лодыжка- выступающее по бокам ноги сочленение костей голени с костями стопы.)

У: Объясните значение слова шрам. ( ШРАМ - след на коже от раны)

Антиципация.

У: По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, по иллюстрации к произведению, предположите, о чем пойдет речь.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

3.Первичное чтение учителем.

У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение А.Д.Дорофеева «Укушенные». ( Учитель читает текст. Учебники закрыты)



4.Проверка первичного восприятия.

- О чем это произведение?

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником «Секреты литературы» на странице 2.



5.Анализ произведения.

У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

- Можете пользоваться справочником «Секреты литературы» на странице 6. Признаки рассказа


  1. Повествование о реальных событиях.

  2. Небольшой объём.

  3. Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

-Определите тему рассказа.

Д: Этот рассказ о животных, о детях. ( коричневый и желтый квадрат)

У: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке в рамочке.

- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

Вторичное чтение.

У: Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.

-Объясните значение выражения «Такому палец в рот не клади»?

Д: Так говорят про хитрого, догадливого человека, который не упустит случая использовать в своих интересах оплошность и доверчивость другого. )

-Объясните значение выражения «вцепился в него, как утопающий в соломинку»

Д: Говорится, когда человек, находясь в безвыходном положении, обращается за помощью к заведомо ненадёжному средству.

У: Прочитаем третью часть цели урока.

Д: Будем учиться ??? анализировать произведение «Укушенные»

У: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его.

У: Прочитаем первую часть рассказа, в которой говорится о том, как мальчики поймали бурундука, перечитаем ее.

Перечитывание 1 части.

1 вопрос


У: Прочитаем первый вопрос. Кто его восстановил?

Д: Что однажды произошло (случилось) с мальчиками?

Кому ты адресуешь вопрос?

2 вопрос


Д: Кто из мальчиков оказался отважнее (умнее, смелее)?

Вадик был отважнее, потому что он упорно ловил бурундука, а другой мальчик отошел в сторону, испугавшись, что бурундук прыгнет ему на голову.

3 вопрос

Д: Как мальчикам удалось поймать бурундука?

4 вопрос

Д: Как повел себя бурундук, очутившись в шапке, мешке, ящике?

( Накрытый шапкой бурундук вел себя спокойно… В мешке он забеспокоился и схватил за палец мальчика… Притих, когда мешок упал. В ящике беспокойный жилец прогрыз дырку и сбежал в лес.)

5 вопрос


Д: Как об этом ГОВОРИТ ( РАССКАЗЫВАЕТ) автор?

ДОКАЖИТЕ ЭТО СЛОВАМИ ИЗ ТЕКСТА. (Со слов: Вадик стряхнул его в снег и накрыл шапкой до конца страницы.)

6 вопрос

Д: Зачем мальчики поймали бурундука?

Д: Поиграть, рассмотреть поближе, понаблюдать, потрогать.

Вывод учителя:

Мальчики захотели поиграть с бурундуком, не подумали, что понаблюдать за ловким зверьком можно было бы издалека, не лишая его свободы. Дикий зверек должен жить в лесу.

Перечитывание 2 части.

У: Продолжим анализ. Для этого перечитаем вторую часть рассказа – диалог двух друзей.

Прочитаем первый вопрос.

1 вопрос


Д: Почему мальчик долго перевязывал укушенный палец?

2 вопрос

Д: Для чего герои рассказа выдумывали истории про ушибы?

Д: Для чего герои рассказа выдумывали истории про укусы?

Д: Они сочиняли небылицы, чтобы похвастаться друг перед другом. Мальчики старались переврать друг друга. Каждому из них хотелось придумать такой необычный укус, чтобы удивить спорщика, оказаться смекалистее и догадливее.

3 вопрос


Д: Чья выдумка про укус показалась вам самой интересной?

(Саша: укус ежа, дохлой щуки, Вадик: укус пчелы в язык.)

4 вопрос:

Д: Какие чувства испытывал герой рассказа к Вадику в конце спора? Почему? У: При ответе вы можете пользоваться справочником «Секреты литературы» на стр.2

Д: Мальчик испытал чувство уважения к Вадику, восхищения, зависти, обиды…

Саша завидовал Вадику, потому что ему удалось вспомнить «интересный» укус.

У: Докажи словами текста. ( ПОВЕЗЛО ВАДИКУ! )

5 вопрос:

Д: Почему сказка называется «Укушенные»?

Рассказ называется «Укушенные», потому что оба мальчика поняли, что оба оказались укушенными. Один – бурундуком, а другой Любой Черномордиковой.

6 вопрос:

Что хотел сказать автор, изображая ребят в своем рассказе и показывая их действия?

Выслушиваются ответы детей.

Вывод учителя.

Автор хотел сказать нам, что сочинять истории про себя весело и интересно, это развивает фантазию. Таких друзей иметь здорово! Мальчики не должны были хвастаться друг перед другом укусами, а могли совершать хорошие поступки, которые украшают людей. Выдумки про интересные укусы не развивают мужество, они интересны как развлечение.

У: Продолжим анализ рассказа. Выполним задание№6.

У: Прочитаем его.

Д: Мальчики были РАЗУМНЫЕ, СМЫШЛЁНЫЕ, ВЕСЕЛЫЕ, ДОБРЫЕ, ГОРДЫЕ, ОБМАНЩИКИ, ЗАНУДЫ, НЕЧЕСТНЫЕ, СПРАВЕДЛИВЫЕ, ДЕЯТЕЛЬНЫЕ, ФАНТАЗЁРЫ Добавляю слова под обложку книги на доске.

У: Какие слова для характеристики мальчиков вы бы выбрали с двух первых обложек?

У: Обоснуйте свой выбор.

Д: Добродушные, мечтатели, веселые выдумщики.

У: Что общего у героев рассказа Н.Носова и А.Дорофеева?

Чтобы наш разговор о героях был законченным, я хотела бы спросить наших девочек: каких мальчиков вы считаете мужественными?

Учитель на доску добавляет слова: сильный, защитник, вежливый, умный, добрый.

У: А какие мальчики не вызывают у вас уважения?

Учитель добавляет на доску слова: грубиян, хулиган, трусливый, невоспитанный, равнодушный,

У: А теперь пусть мальчики ответят на эти же вопросы.



Обобщающее слово учителя.

С человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии мальчиков были безобидны, они сочиняли небылицы про себя. Каждому мальчику хочется выделиться среди своих сверстников, завоевать авторитет, стать взрослым и мужественным. Что и пытались сделать два друга. У ребят подвиг связывался с отвагой, количеством шрамов. Оказывается, мужественным можно стать и в повседневной жизни. Достаточно просто работать над своими недостатками: бороться с собственной леностью, недисциплинированностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками рождается настоящий мужчина.



5.Творческая работа.

Выполним задание № 7 на листочках. Прочитаем его.

Подумай, чем отличаются герои рассказа Н.Носова «Фантазёры» и персонажи произведения А.Дорофеева «Укушенные». Расскажи.

6.Домашнее задание.

У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните задание на выбор.

Прочитаем задание №8* на листочках .

а) составь характеристику главных героев рассказа «Укушенные»;

б) представь себя на месте главных героев. Сочини и разыграй с другом новый диалог персонажей рассказа А.Д. Дорофеева «Укушенные».

7.Рефлексия.

У: Девочки, какими бы вы хотели видеть наших мальчиков?

Мальчики, какие качества вы бы хотели в себе совершенствовать?

Выберите любое слово, записанное в первом или во втором столбике, и прикрепите к нему сердечко.

У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.

Рабочий лист к уроку

Тема:



А. I I I I IфI I I

Н.Носов

Ю.Яковлев
Рассмотри обложки. Прочитай слова. Используя их, вспомни названия произведений. Подумай, как определить фамилию нового автора.



?

добродушные

мечтатели

весёлые

выдумщики

дерзкий

безответственный

встревоженный

виноватый





2. Рассмотри запись. С помощью шифра определи название произведения.

Шифр:

- е

- у К Ш Ы

_________________

3. В гостях у автора.


05.08.1952

05.08.19 Почему мальчик еще долго перевязывал укушенный палец?

Почему герои рассказа выдумывали истории про укусы?

Почему мальчики хвастались своими укусами?

Чья выдумка про укус показалась вам самой интересной?

Почему герой рассказа позавидовал Вадику?

Какие чувства испытывали мальчики к друг другу после встречи с бурундуком и в конце рассказа?

Какие чувства ты испытываешь к героям рассказа?

Почему рассказ называется укушенные?

Что хотел сказать автор, изображая ребят в своем рассказе и показывая их действия?

52
Однажды автор поехал в Мексику на книжную ярмарку и задержался там на 10 лет. Последние два года он обитал на острове в Карибском море. Зарабатывал рыбной ловлей, писал картины. Но любовь к Родине оказалась сильнее, и автор вернулся в Москву. Вдали от родины он понял, что Земля огромна и прекрасна, а русский язык способен выразить всё её богатство и красоту, ничего не теряя — ни малого полярного воробья, ни золотинок в бороде Деда Мороза. Именно Родина подарила автору лучшие краски и слова, которые помогают ему

создавать новые произведения.

4. Прочитай слова. Объясни их значения.



Ш







М

СКОРКООН ЩИПИЛОТКА

2 3


5.

а) Прочитай вопросы к первой части рассказа. Восстанови их. Задай вопросы одноклассникам.

1) Что однажды _______________ с мальчиками?

2) Кто из мальчиков оказался ________________?

3)Как мальчикам удалось поймать _______________?

4)Как повел себя бурундук, очутившись в ________, _________, _________?

5) Как об этом ___________ автор?

6) Зачем мальчики ____________ бурундука?
б) Прочитай вопросы ко второй части рассказа. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.

1)Почему мальчик недолго перевязывал укушенный палец?

2)Для чего герои рассказа выдумывали истории про ушибы?

3)Чья выдумка про укус показалась вам самой интересной?

4)Какие чувства испытывал герой рассказа к Вадику в конце спора? Докажи словами текста.

5)Почему сказка называется «Укушенные»?

6)Что хотел сказать автор, изображая ребят в своем рассказе и показывая их действия?

6. Познакомься с записью. Рассмотри рисунок. Сформулируй задание.

РАЗУМНЫЕ, СМЫШЛЁНЫЕ, ВЕСЕЛЫЕ, ДОБРЫЕ, ГОРДЫЕ, ОБМАНЩИКИ, ЗАНУДЫ, НЕЧЕСТНЫЕ, СПРАВЕДЛИВЫЕ, ДЕЯТЕЛЬНЫЕ, ФАНТАЗЁРЫ.

7.Подумай, чем отличаются герои рассказа Н.Носова «Фантазёры» и персонажи произведения А.Дорофеева «Укушенные». Расскажи.

8.Выполни задание на выбор:

а) составь характеристику главных героев рассказа «Укушенные»;

б) представь себя на месте главных героев. Сочини и разыграй с другом новый диалог персонажей рассказа А.Д.Дорофеева «Укушенные»





Конспект урока литературного чтения в 3 классе А. Д. Дорофеев
117.43kb.

10 09 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе "Гармония". Тема: "Золотое яблоко". Армянская сказка
93.13kb.

16 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «начальная школа 21 век»

Цели: формировать интерес к чтению, осмысливанию текстов; развивать речь, внимание, воображение; обогащать словарный запас

38.05kb.

17 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения по программе Л. В. Занкова в 3 классе

Цель: раскрыть особенности комических произведений на примере стихотворения Алана Милна «Баллада о королевском бутерброде», учить анализировать и оценивать прочитанное

112.51kb.

17 12 2014
1 стр.


«Стихотворение И. Сурикова

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Стихотворение И. Сурикова

56.67kb.

12 10 2014
1 стр.


В данном конспекте урока литературного чтения в 3 классе четко просматривается личностно – ориентированный подход в преподавании, воспитательная направленность урока
78.57kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок литературного чтения во 2А классе: «Борис Викторович Шергин

Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений

46.73kb.

17 12 2014
1 стр.


«Творчество в стиле хокку»

Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного искусства

200.4kb.

15 12 2014
1 стр.