Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




В данном конспекте урока литературного чтения в 3 классе четко просматривается личностно – ориентированный подход в преподавании, воспитательная направленность урока; отражены различные виды работы над текстом, использование на уроке разнообразных форм групповой работы, которая способствует развитию коммуникативных навыков у учащихся, их творческих способностей.
Литературное чтение. 3 класс.

(Конспект урока)



Тема: О совести и долге.

К.Ушинский. Слепая лошадь.

Р.Сеф. Добрый человек.

Цель: 1.Продолжить работу над рассказом К.Ушинского «Слепая лошадь». Обучение вдумчивому чтению: умению ставить вопросы по содержанию, осмыслению текста, особенностям речи автора; делению текста на смысловые части; выбирать нужные отрывки в тексте; составлять тексты - рассуждения на заданную тему.

Познакомить учащихся со стихотворением Р.Сефа «Добрый человек». Совершенствование умения определять главную мысль текста, изобразительные средства языка, используемые автором, навыков беглого, правильного, выразительного, осознанного чтения.

2.Развитие речи, творческих способностей, коммуникативных навыков у учащихся.

3. Воспитание у детей доброты, душевной чуткости, взаимопонимания, чувства долга и ответственности перед другими людьми, природой; интереса к чтению.



Оборудование: видеопроектор, карточки с заданиями для работы в группах.

Литература: 1. Э.Э. Кац. Литературное чтение. 1 часть. М: «Астрель», 2005.

2. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений

школьников // Народное образование. 2003. № 8.

3.Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших

школьников. // Начальная школа. 2005 № 11.

4. Аверина Н.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

// Начальная школа. 2005. № 11.
1. Постановка задач урока.

- На прошлом уроке познакомились с рассказом К.Д.Ушинского «Слепая лошадь». Сегодня продолжим работу над рассказом. Помните, что наша основная задача: учиться не только быстро, правильно, выразительно читать, но и думать рассуждать.



2.Проверка домашнего задания. Работа над содержанием, осмыслением текста, языковыми средствами.

а) Выборочное чтение по вопросам учителя:



  • Где происходили действия рассказа?

  • Как звали главного героя? Что о нем узнали?

  • Что узнали о любимом коне Уседома?

  • Как Догони-Ветер спас жизнь своего хозяина?

  • Какое обещание дал Уседом по возвращении домой?

  • Отчего стал болеть Догони-Ветер?

  • Сдержал ли свое обещание Уседом?

  • Что происходило с Догони-Ветром, когда он оказался на улице?

- Как управлялась жизнь в Винете?

  • Почему слепая лошадь позвонила в колокол?

- Какое решение вынесло вече?

б) Деление текста на части. Работа в группах:

- Проверить, насколько внимательно вы читали текст, поможет следующее задание: расположите пункты, составленного к рассказу плана по порядку. (Название частей рассказа - на листках, детям нужно расставить порядковые номера. Проверка с помощью проектора: слайд 1.):

4.Нарушенное обещание.

2.Как Догони - Ветер спас хозяина от смерти.

7.Решение народного собрания.

5.Догони-Ветер изгнан из дома.

3.После возвращения купца домой.

1.Знакомство с Уседомом и Догони-Ветром.

6.Слепая лошадь просит защиты.
в) Упражнение в постановке вопросов к тексту. Работа в группах:


  • 1 группа. Найдите границы 2-й части. Перечитайте ее, задайте вопросы по особенностям речи автора. (Примерные вопросы: Какие эпитеты использует автор, описывая лес? Как описаны разбойники? И т.п.)

  • 2 группа. Найдите границы 5-й части. Перечитайте ее, задайте вопросы по содержанию (Как вела себя слепая лошадь, оказавшись за воротами дома? Что такое вече? Кто мог звонить в колокол на площади?)

  • 3 группа. Найдите границы 4-й части. Перечитайте ее, задайте вопросы по осмыслению текста. (Каким был Уседом? Как вы относитесь к главному герою? О чем заставил задуматься этот рассказ? Какова главная мысль? И т.п.)



г) Итоговая беседа:

- Прочтите еще раз название нашей большой темы. Можно ли сказать, что это рассказ о долге и чести? О каком долге идет речь? О чем заставил задуматься этот рассказ?

- Слайд 2: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это сказал французский летчик, писатель, погибший во время второй мировой войны, Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт С.Есенин назвал животных «братьями нашими меньшими». Этот рассказ учит нас тому, что за добро надо платить добром. А ведь добро, доброта начинаются часто с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим». К сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по отношению к домашним животным, вчерашним своим друзьям. Сколько в городах бездомных собак и кошек! Бывают такие случаи, когда сердце человека черствеет и он предает друга. Как реагирует животное на это?

- Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге».



Работа в парах:

- Обменяйтесь впечатлениями друг с другом (О чем подумали? Что почувствовали? Что поняли?) Обсудите вместе следующие вопросы ( на карточках):

1.Э.Асадов назвал свое произведение «Стихи о рыжей дворняге». А как назвали бы вы? «Стихи о ...» (О преданности, о человеческой черствости)

2.Как понимаете слова автора, обращенные к старику:

«Старик, ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы!»
3. Работа над стихотворением Р.Сефа «Добрый человек».

а) Вводная беседа:


  • «Сердце чистейшей породы» - это, прежде всего, сердце доброе. А что же такое доброта?

  • Прочтите высказывания о доброте, (проектор: слайд 3). Какие из них вам наиболее близки и понятны? На какие две группы их можно разделить? (Цитаты и пословицы)

«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце» (В.Гюго)

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как доброта» (Мигель Сервантес)

«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (В.Шекспир)

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль)

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе дело питает и душу и тело.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают, да дела их живут.

Доброта - это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного» (Л.Толстой.)

б) Работа в группах. Составление мини - рассуждения:

- Из предоставленных вам суждений (они записаны на полосках бумаги) выберите только те, которые, на ваш взгляд, относятся к теме. Постарайтесь построить связное рассуждение.
1 группа

Какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым человеком?

- Чтобы быть добрым, надо уметь любить людей знакомых и незнакомых.

-Делать добро людям и не ждать за это благодарности.


  • Уметь прощать людей.

  • Уметь радоваться успехам других людей.

  • Не оставаться равнодушным, если кому-то плохо, прийти на помощь.

  • Радоваться неудачам других людей.

  • Долго обижаться, не прощать обиды.

  • Ссориться с людьми и разжигать ссоры между друзьями.

  • Не замечать неприятности и трудности окружающих тебя людей.

2 группа


Каким делает человека доброта?

  • Доброта делает человека красивым, обаятельным.

  • У него выражение радости и покоя на лице.

  • От доброго человека исходит тепло.

  • У доброго человека милая улыбка на губах.

  • У него добрый и ласковый взгляд.

  • Доброта делает человека спортивным.

  • У доброго человека равнодушный взгляд.

  • Добрый человек никогда не улыбается.

  • У доброго человека светлые волосы и голубые глаза.

3 группа


Какой человек может быть добрым?

  • Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям.

  • Кто думает не только о себе, но и о других.

  • Тот, кто умеет быть благодарным.

  • Умеет сочувствовать, сопереживать.

  • Делая другим добро, он чувствует себя счастливым.

  • Добрым может быть только тот, кто хорошо учится, занимается спортом.

  • Тот, кто заботится только о себе.

  • Тот, кто умеет хорошо рисовать, петь, танцевать.

- Проверка работы в группах (дети зачитывают составленные тексты – рассуждения)



в) Знакомство со стихотворением Р.Сефа «Добрый человек»:

- Давайте прочтем стихотворение «Добрый человек» и узнаем, кого считает добрым поэт Р.Сеф. Чтение стихотворения учителем.

  • По лесу гуляло три человека. Почему только одного автор назвал добрым?

  • К нашим рассуждениям можно добавить следующее: добрым можно назвать того, кто умеет видеть красоту окружающего мира.

г) Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, прочитав eго вполголоса и подчеркивая слова, которые нужно выделить логическим ударением.

- Чтение стихотворения учащимися за учителем, по одному, по ролям ( работа в парах).



д) Итоговая беседа:

- Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое чувство - доброта, помогающее людям жить, творить, делать жизнь прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить – чего там больше, зла или добра. Как вы думаете, что легче - быть добрым или злым?
Чтение отрывка из стихотворения (проектор: слайд 4)
Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.


4.Подведение итога урока.

- Как вы думаете, принес ли сегодняшний урок пользу? Если да, то какую?

- Итак, доброта начинается с любви ко всему живому, и мне хотелось бы закончить урок такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!



- Спасибо всем. Всего доброго!


  1. Домашнее задание.


- Выучить стихотворение Р.Сефа «Добрый человек».



Хохлова Галина Васильевна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Оренбурга


В данном конспекте урока литературного чтения в 3 классе четко просматривается личностно – ориентированный подход в преподавании, воспитательная направленность урока
78.57kb.

10 10 2014
1 стр.


Личностно ориентированный подход: от теории к практике Личностно – ориентированный

Личностно – ориентированный подход к учащимся должен представлять собой следующую последовательность действий

71.32kb.

14 09 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения в 3 классе А. Д. Дорофеев
117.43kb.

10 09 2014
1 стр.


Урок литературного чтения во 2А классе: «Борис Викторович Шергин

Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений

46.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе "Гармония". Тема: "Золотое яблоко". Армянская сказка
93.13kb.

16 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «начальная школа 21 век»

Цели: формировать интерес к чтению, осмысливанию текстов; развивать речь, внимание, воображение; обогащать словарный запас

38.05kb.

17 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения по программе Л. В. Занкова в 3 классе

Цель: раскрыть особенности комических произведений на примере стихотворения Алана Милна «Баллада о королевском бутерброде», учить анализировать и оценивать прочитанное

112.51kb.

17 12 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год

Задачи урока: Обучение диалогической речи по теме урока Тренировка навыков чтения и инсценирования полилога. Закрепление лексики по теме «Дни недели. Занятия в выходные»

27.97kb.

28 09 2014
1 стр.