Горбань Наталья Александровна МОУ СОШ №12
Личностно ориентированный подход: от теории к практике
Личностно – ориентированный подход к учащимся должен представлять собой следующую последовательность действий:
- педагог изучает психологические и психофизиологические особенности учащихся при помощи наблюдения и тестирования, диагностики;
- педагог объединяет учащихся по определенным основаниям (например, по психосоматическим типам, каналам восприятия, уровням понимания);
- педагог излагает информацию и организует работу с ней на уроке или занятии с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся.
Формирование групп учащихся (на основании психолого-педагогической диагностики)
1группа: учащиеся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирование
2 группа: учащиеся с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением, не умеющие сконцентрировать своё внимание, им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного
3 группа: учащиеся с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально, им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим
Характеристика психолого – педагогических особенностей учащихся _____________ класса
№
|
ФИ учащегося
|
п
о
л
|
Воз-раст
|
Темперамент
(Сангвиник
Флегматик
Холерик
Меланхолик)
|
Группа
здоровья
|
Тип
хроники
|
Социально –психологическая
характеристика:
Лидер
Референт
Аутсайдер
|
Проблемы
индивидуально-
психологические:
Внимание (произвольное-непроизвольное)
Агрессивный-депрессивный.
|
Прим.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование групп с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся _____________ класса
|
ФИ учащегося
|
п
о
л
|
Воз-раст
|
Темперамент
(Сангвиник
Флегматик
Холерик
Меланхолик)
|
Группа
здоровья
|
Тип
хроники
|
Социально –психологическая
характеристика:
лидер
референт
аутсайдер
|
Проблемы
индивидуально-
психологические:
внимание (произвольное-непроизвольное);
агрессивный-депрессивный.
|
Прим.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды домашних заданий на уроке личностно ориентированной направленности
Виды домашних заданий
|
Приемы
|
Три уровня домашнего задания:
-
Обязательный минимум (по силам любому ученику).
-
Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).
-
Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).
|
Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом).
|
Домашнее задание «Снежный ком»
Из большого числа заданий массива знаний ученик сам выбирает тот уровень сложности, который способен выполнить, и таким образом, сам как бы отслеживает уровень своей компетентности
| -
Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.
-
Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.
|
Особое домашнее задание
В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады; слабые по здоровью дети и т.д.
|
|
Основной особенностью личностно-ориентированной образовательной среды являются вариативные дидактические карточки (ВДК).
ВДК являются специально организованным и продуманным учителем полем выбора, а именно ассортиментом разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий. Такое разнообразие стимулирует учащихся самостоятельно и осознанно (на основе указанных на карточках символов) выбрать себе работу, чтобы затем приступить к ее выполнению в составе пары, подгруппы или индивидуально, самим отобрать из предложенных необходимые им средства и материалы, задействовать свои собственные, индивидуальные «способы учебной работы» (И.С. Якиманская, 2000). В ситуации самостоятельного свободного выбора наиболее ярко проявляется индивидуальность каждого ученика, его индивидуальная траектория учения.
Использование на уроке ВДК требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а в основном помогает детям учиться самостоятельно. Учитель больше наблюдает за действиями детей, пытается выявить побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения.
Для этого вариативные дидактические карточки имеют специальные символы: форма выполнения задания, степень сложности задания, тип задания, выбранная учеником роль в группе (см. Рис.1). Наблюдая за выбором детей (что выбирает ребенок и почему), устанавливая различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один ребенок постоянно избегает совместных форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой ребенок, решая задачу, часто пользуется угольником, линейкой, карандашами - он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения задач. А кто-то предпочитает решать задачи на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие правила, листая различные справочники и словари. Таким образом, ВДК выступают одновременно как средством обучения, так и инструментом для изучения учащихся.
Рис. 1.
Использование ВДК побуждает учителя актуализировать имеющиеся у него знания, опыт и талант еще до начала урока, когда он тщательно разрабатывает и обдумывает возможный ассортимент карточек, планирует ситуацию и условия выбора на конкретном уроке. Эффективное использование в учебном процессе ВДК предполагает учет следующих важных обстоятельств:
-
используемый вариативный материал должен соответствовать учебной программе, целям и задачам, которые учитель ставит на данном уроке;
-
количество и объем заданий определяются формами работы детей на уроке. (Например, для работы в подгруппах обычно используются немногочисленные, но более сложные, комплексные задания, иногда связанные с изготовлением какого-либо изделия, ориентированные на совместную работу детей и рассчитанные на более длительное время. Для индивидуальной работы учащихся или работы детей в парах можно подобрать большее количество, но менее комплексных, рассчитанных на быстрое выполнение заданий);
-
предлагаемые на выбор варианты заданий должны быть различными, но по возможности равно привлекательными для детей. Это стимулирует их к размышлениям и в то же время позволяет учителю избежать проблем с формированием слишком неравномерных по численности подгрупп;
-
вариативные дидактические карточки должны иметь специальные и хорошо понятные детям обозначения оснований или параметров выбора, чтобы детям было легче ориентироваться при принятии решений. Используемые ВДК (см. Рис.1) заключают в себе 3 таких параметра: (1) форма выполнения задания - индивидуально или коллективно; (2) степень сложности задания - трудное или легкое и (3) тип задания - творческое или репродуктивное.
Используемый на уроках вариативный материал постоянно изменяется по мере прохождения учебной программы, использования учителем различных форм и методов обучения, а также в соответствии с изменением интересов и растущих возможностей учащихся.