Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Горбань Наталья Александровна МОУ СОШ №12


Личностно ориентированный подход: от теории к практике

Личностно – ориентированный подход к учащимся должен представлять собой следующую последовательность действий:

- педагог изучает психологические и психофизиологические особенности учащихся при помощи наблюдения и тестирования, диагностики;

- педагог объединяет учащихся по определенным основаниям (например, по психосоматическим типам, каналам восприятия, уровням понимания);

- педагог излагает информацию и организует работу с ней на уроке или занятии с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся.


Формирование групп учащихся (на основании психолого-педагогической диагностики)

1группа: учащиеся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирование

2 группа: учащиеся с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением, не умеющие сконцентрировать своё внимание, им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного

3 группа: учащиеся с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально, им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим
Характеристика психолого – педагогических особенностей учащихся _____________ класса



ФИ учащегося

п

о



л

Воз-раст

Темперамент

(Сангвиник

Флегматик

Холерик


Меланхолик)

Группа


здоровья

Тип


хроники

Социально –психологическая

характеристика:

Лидер

Референт


Аутсайдер

Проблемы

индивидуально-

психологические:

Внимание (произвольное-непроизвольное)

Агрессивный-депрессивный.

Прим.
































Формирование групп с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся _____________ класса



ФИ учащегося


п

о



л

Воз-раст

Темперамент

(Сангвиник

Флегматик

Холерик


Меланхолик)

Группа


здоровья

Тип


хроники

Социально –психологическая

характеристика:

лидер

референт


аутсайдер

Проблемы

индивидуально-

психологические:

внимание (произвольное-непроизвольное);

агрессивный-депрессивный.

Прим.































































Виды домашних заданий на уроке личностно ориентированной направленности


Виды домашних заданий

Приемы

Три уровня домашнего задания:

  1. Обязательный минимум (по силам любому ученику).

  2. Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).

  3. Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом).

Домашнее задание «Снежный ком»

Из большого числа заданий массива знаний ученик сам выбирает тот уровень сложности, который способен выполнить, и таким образом, сам как бы отслеживает уровень своей компетентности



  1. Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.

  2. Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Особое домашнее задание

В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады; слабые по здоровью дети и т.д.






Основной особенностью личностно-ориентированной образовательной среды являются вариативные дидактические карточки (ВДК).

ВДК являются специально организованным и продуманным учителем полем выбора, а именно ассортиментом разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий. Такое разнообразие стимулирует учащихся самостоятельно и осознанно (на основе указанных на карточках символов) выбрать себе работу, чтобы затем приступить к ее выполнению в составе пары, подгруппы или индивидуально, самим отобрать из предложенных необходимые им средства и материалы, задействовать свои собственные, индивидуальные «способы учебной работы» (И.С. Якиманская, 2000). В ситуации самостоятельного свободного выбора наиболее ярко проявляется индивидуальность каждого ученика, его индивидуальная траектория учения.

Использование на уроке ВДК требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а в основном помогает детям учиться самостоятельно. Учитель больше наблюдает за действиями детей, пытается выявить побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения.

Для этого вариативные дидактические карточки имеют специальные символы: форма выполнения задания, степень сложности задания, тип задания, выбранная учеником роль в группе (см. Рис.1). Наблюдая за выбором детей (что выбирает ребенок и почему), устанавливая различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один ребенок постоянно избегает совместных форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой ребенок, решая задачу, часто пользуется угольником, линейкой, карандашами - он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения задач. А кто-то предпочитает решать задачи на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие правила, листая различные справочники и словари. Таким образом, ВДК выступают одновременно как средством обучения, так и инструментом для изучения учащихся.

 




 

Рис. 1.

Использование ВДК побуждает учителя актуализировать имеющиеся у него знания, опыт и талант еще до начала урока, когда он тщательно разрабатывает и обдумывает возможный ассортимент карточек, планирует ситуацию и условия выбора на конкретном уроке. Эффективное использование в учебном процессе ВДК предполагает учет следующих важных обстоятельств:



  • используемый вариативный материал должен соответствовать учебной программе, целям и задачам, которые учитель ставит на данном уроке;

  • количество и объем заданий определяются формами работы детей на уроке. (Например, для работы в подгруппах обычно используются немногочисленные, но более сложные, комплексные задания, иногда связанные с изготовлением какого-либо изделия, ориентированные на совместную работу детей и рассчитанные на более длительное время. Для индивидуальной работы учащихся или работы детей в парах можно подобрать большее количество, но менее комплексных, рассчитанных на быстрое выполнение заданий);

  • предлагаемые на выбор варианты заданий должны быть различными, но по возможности равно привлекательными для детей. Это стимулирует их к размышлениям и в то же время позволяет учителю избежать проблем с формированием слишком неравномерных по численности подгрупп;

  • вариативные дидактические карточки должны иметь специальные и хорошо понятные детям обозначения оснований или параметров выбора, чтобы детям было легче ориентироваться при принятии решений. Используемые ВДК (см. Рис.1) заключают в себе 3 таких параметра: (1) форма выполнения задания - индивидуально или коллективно; (2) степень сложности задания - трудное или легкое и (3) тип задания - творческое или репродуктивное.

Используемый на уроках вариативный материал постоянно изменяется по мере прохождения учебной программы, использования учителем различных форм и методов обучения, а также в соответствии с изменением интересов и растущих возможностей учащихся.

Личностно ориентированный подход: от теории к практике Личностно – ориентированный

Личностно – ориентированный подход к учащимся должен представлять собой следующую последовательность действий

71.32kb.

14 09 2014
1 стр.


Паспорт программы Проблема: «Модернизация личностно ориентированного обучения в современных условиях» Объект исследования

Образовательное пространство школы как единое коммуникативное пространство, обеспечивающее личностно ориентированный подход в обучении, адаптированный к современным условиям

202.09kb.

16 12 2014
1 стр.


Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении учащихся

Цель: создание максимально благоприятных условий для развития личности учащегося и педагога

708.28kb.

09 09 2014
4 стр.


Урок по теме: «Спорт». 9 класс Немецкий язык как второй иностранный Подтема

Был провозглашён личностно-ориентированный подход к обучению, педагогика сотрудничества

248.51kb.

25 12 2014
1 стр.


В данном конспекте урока литературного чтения в 3 классе четко просматривается личностно – ориентированный подход в преподавании, воспитательная направленность урока
78.57kb.

10 10 2014
1 стр.


Институциональный личностно-ориентированный концепт деструктивная личность и его языковая репрезентация в художественном тексте
260.02kb.

10 10 2014
1 стр.


В 2007-2008 учебном году методическая служба школы завершила работу над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство повышения качества образования учащихся»

Ключевая цель методической работы была направлена на создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, педагогической компетентности, творческих поисков кол

174.86kb.

25 12 2014
1 стр.


«Проектная деятельность как составляющая личностно ориентированного подхода в современном образовании»

Личностно ориентированное обучение является одной из современных, прогрессивных и перспективных педагогических систем. Идеи этой системы представляют основу нынешней модернизации р

213.83kb.

07 10 2014
1 стр.