Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
05.02.08

Урок литературного чтения во 2А классе:

« Борис Викторович Шергин «Рифмы»»

( УМК «Гармония», учебник О.В. Кубасовой « Литературное чтение» часть 2)



Цель урока:

  • Познакомить с произведением и биографией Б.В. Шергина, с понятием «рифма»;

  • Развивать чувство ритма, четкую и правильную речь;

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений.

Оборудование: портрет Б.Г. Шергина, мультимедийная презентации «Борис Шергин. «Рифмы»

коллекция «Родная речь», тетради по литературному чтению.

Ход урока:



Знакомство с биографией писателя.

Борис Викторович Шергин (1896 – 1973) в историю вошел как русский писатель и фольклорист. Родился в Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера. В 1917 г. окончил художественно — промышленное Строгановское училище. А в 1915 г. опубликовал свои первые рассказы.

Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать былины, сказки, которые стали стимулом и первоосновой его творчества.

Борис Шергин прожил 73 года, половину из которых провел в полной слепоте. Но даже это не остановило его, он также продолжал свою деятельность. Написал множество произведений, в которых ярко отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Шергина многие писатели называют «душой севера».



1.Работа со словами

1. Упражнения на формирования навыка правильного чтения.

Читай по слогам, затем — целыми словами.

БЛА-ГО-ДА-РИМ - БЛАГОДАРИМ

ПРИ-СА-ЖИ-ВАЙ-ТЕСЬ - ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ

А-Э-РО-ПЛАН — АЭРОПЛАН

2. Читай целыми словами.

ЕХАТЬ — ПОЕХАТЬ - ПОДЪЕХАТЬ

ГОРЯЧО — ГОРЯЧИЛСЯ — РАЗГОРЯЧИЛСЯ

3. Упражнения для расширения поля зрения.

Тел ега


Дя дька

Де душка


Дето чки

Подъе хать

Какой тович

Здрав ствуйте

Присажи вайтесь

Упражнение «Фотоглаз»



4. Упражнения на формирования навыка беглого чтения

Читай по догадке. ( полоски бумаги)

Папаша карман пустяки борода аэроплан медведя лошадке добрый


2.Первичное восприятие рассказа по звуковому ориентиру в исполнении народного артиста Малого театра Александра Ермакова (из коллекции «Родная речь» 1- 2 класс)
Беседа по содержанию:

  • Это произведение сказка или рассказ?

  • Назовите главных персонажей рассказа?

  • От чьего лица ведет рассказ писатель? ( От своего лица или от лица персонажа?)

  • Кто такой ШИШ ?

ШИШ – то же, что и домовой, только живет он не в доме

  • Как Шиш решил добраться до города?

  • В какую игру Шиш предложил поиграть Дядьке?

  • Что такое рифма?

Узнаем значение слово рифма в Толковом словаре Н.Ю. Шведовой, С.И. Ожегова



РИФМА, –ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха).

Точная р. Говорить в рифму.

3.Вторичное восприятие текста.

Чтение со звуковым ориентиром «Голова и хвост»

Чтение про себя

Памятка «Как читать про себя»

  1. Плотно сожми губы и зубы.

  2. Читай только глазами.

  3. Читай как можно быстрее.

  4. Ответь на вопросы текста.

  5. Чтение с отрывом взгляда.


4.Работа в парах. Упражнение на развитие навыка осознанного чтения

Восстанови пропущенные слова:

Шиш по своим делам в __________ пошёл. Дело было ________, жарко. Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда _____________.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть в _______________.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб _________ было.

Шишу и пришлось слезть с ____________. Так ему и надо.

Если тебя _______________ человек везёт на лошадке, ты сиди

_____________, а не придумывай всяких ______________. ( 5 минут)




5. Беседа по содержанию рассказа

  • Почему же Дядька не довез Шиша до города?

  • Какие стишки про дядьку сочинял Шиш во время поездки?

Я твоего Кузьму Твой дедушка Иван

За __________ возьму! Посадил кошку в ___________.

Кошка плачет и рыдает,

Твоего дедушку __________.



РИФМОПЛЁТ, –а, м. (разг. пренебр.). То же, что стихоплёт.

СТИХОПЛЁТ, –а, м. (разг.). Плохой, бездарный сочинитель стихов, рифмоплёт.

прил. стихоплётский,




  • Что отвечал Дядька?

  • Научился ли Дядька рифмовать?

Если ты Федя, Если ты Степан,

То поймай в лесу _____________, Садись на ___________.

На медведе поезжай, На аэроплане и _____________,
А с моей лошади слезай! А с моей лошади ____________!
Если ты Силантий,

То с моей лошади ____________!



  • Почему Шишу пришлось слезть с телеги?

  • Что ты можешь сказать о главном персонаже – Шише, Дядьке?

  • Какие настроение у Шиша и Дядьки?

(Беспокойное боязливое робкое веселое сердитое возмущенное серьезное

Смешливое грустное сонное добродушное спокойное задиристое заносчивое тоскливое мрачное хвастливое шаловливое обиженное печальное шутливое)


6.Чтение по ролям

Чтение подготовленными учащимися по ролям

Представь себя на месте героев и старайся голосом передать их характеры и отношения.


  • Как ты думаешь, как относится к своему персонажу автор? Подтверди свое мнение словами из текста.

  • Главные строки в этом рассказе? Чему они учат?

В чем хочет убедить нас автор?
7. Какая из пословиц взятых из словаря пословиц В.И. Даля подходит к персонажам рассказа?

  • На помойную яму не напасешься хламу.

  • Наладила песню, так хоть тресни.

  • Уж он мне (у меня) в зубах навяз (надоел).

8. Поиграй в рифмы.

Физминутка:



Соревнуйся с друзьями, кто больше придумает рифм.

Дочка — Книжка— Каша — Воробей —

Кошка Вода — Ящик — Лист —

9. Работа в тетради с. 63

Соедини слово и рисунок, подходящий для рифмы



10. Доскажи словечко. Исправь ошибку.

Возле дома на дорожке Муравей нашел травинку

Воробьи клевали брошки. И взвалил ее на свинку.

Рифмованные задачи

1.Шли цепочкой пауки, Рассказали курам утки

На спине несли клубки. По четыре прибаутки.

Чтобы сети им вязать, Сколько было прибауток

Надо, дети, вам узнать, У пяти смышленых уток?

Сколько было пауков.

Сорок пять всего клубков,

Каждый нес клубков по пять...

Вы готовы отвечать?

Мы в гостях у тети Светы И по пять конфет «Премьера».

Ели вчетвером конфеты. А всего мы сколько съели,

Съели по два «Гулливера» Догадаться вы сумели?


11.Рефлексия урока. Что нового узнали на уроке?

Чем понравился урок, произведение?

Урок литературного чтения во 2А классе: «Борис Викторович Шергин

Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений

46.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок литературного чтения. Джани Родари." Приключения Чиполлино."

Ребята! Начинаем урок литературного чтения, чтобы нам было интересно, каждому из вас нужно настроиться на волну успеха и вместе мы сможем сделать многое, прочитаем хором

65.19kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок литературного чтения в 4 классе. Тема : Н. П. Вагнер Сказка «Береза» Учебные задачи : расширять круг чтения

В. П. Катаев, «Сын полка к приятелю, чтоб скоротать досуг, Зашел незваный гость. «Ты стал читать, мой друг?»

44.67kb.

10 09 2014
1 стр.


М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок литературного чтения во втором классе с использованием здоровосберегающих технологий

29.05kb.

14 12 2014
1 стр.


«Творчество в стиле хокку»

Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного искусства

200.4kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения в 3 классе А. Д. Дорофеев
117.43kb.

10 09 2014
1 стр.


Урок литературного чтения во 2 классе по умк планета знаний С. Я. Маршак. «Чего боялся Петя?»

Содействовать формированию умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Создать условия для развития

72.95kb.

16 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе "Гармония". Тема: "Золотое яблоко". Армянская сказка
93.13kb.

16 12 2014
1 стр.