Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ СОШ № 19
Методическое объединение гуманитарных дисциплин

Праздник медведя.
Разработка урока по программе «Литературное наследие Сибири».

Учитель Савельева Наталья Юрьевна

Томск 2007 год

Цель: пробуждение интереса к истории родного края, любви к родному краю.

Задачи:


  • знакомство с обрядом народов Сибири – праздником медведя, национальными играми, танцами, песнями;

  • знакомство с животным миром Сибири;

  • развитие речи, познавательной активности, творческих способностей уч-ся .


Методы и приёмы: беседа, работа с тестом, отгадывание загадок, монтаж обрядовых сцен, инсценирование сказок, танец, использование национальных игр.
Оборудование: иллюстрации, фотографии, рисунки, тест, сборники о культуре народов Сибири, костюмы, импровизированная шкура медведя, магнитофон, диски с записями национальных мелодий, угощение, берестяные изделия.
Предварительная работа: выбраны ведущие праздника, учащиеся были поделены на группы, каждая группа выбрала сказку для инсценирования, проводились репетиции.
Использованная литература при подготовке праздника медведя:

-Этнография Томской области

-Народы Сибири. /Под ред. Гемуева.

-газета «Педсовет». - № 12, декабрь 2004.

- журнал «Чем развлечь гостей». - № 4, 2007.

-журнал «Сибирская старина». - № 7, 1994.

-журнал «Лес и человек».

-Мифы, предания, сказки ханты и манси.- М., 1990.

-Сказки народов Сибири. – Новосибирск, 1984.

-Северная книга. – Томск, 1993.

-Мифы, сказки, предания манси (вогулов). – М., 2005.


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА МЕДВЕДЯ.
Ведущий. Медведь-батюшка! Так уважительно и любовно звал русский народ главного зверя русских и сибирских лесов. Облик его предстаёт в пословицах, поговорках, прибаутках и загадках.

Примеры:

Всем пригнетыш.

Летом гуляет, зимой отдыхает.

Пошёл по тух-туху, взял с собой тав-тавту,

Нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела б меня храп-тахта.

(Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку, встретился с медведицей).

Медведь всю зиму лапу сосёт.

Кого медведь драл, тот и пня боится.

Медведь – лешему родной брат, не дай бог с ним встренуться.

Ведущий. Много у него и прозваний, имён. Давайте вместе вспомним эти имена.

(Косолапый, Топтыгин, Михайло Потапыч, лесной воевода, кум, батюшка, Михайло Иваныч и т.д.).

-А как народы Сибири называли медведя?

(дедушка, хозяин тайги, князь зверей, чёрный зверь, отец, владыка, младший брат-зверь)



Ведущий. Культ медведя был распространён на громадных просторах Сибири, в том числе и в Приобье, где проживали селькупы, чулымские тюрки, эвенки, ханты, манси. Они называли именем медведя некоторые созвездия, почитали его в качестве своего родоначальника, который соблюдал на земле порядок и справедливость. Ведь он – богатырь, наказанный злыми силами, некогда был жителем неба, спущенный Верховным богом в люльке на землю.Поэтому в многочисленных сказках и преданиях, обычаях и приметах этих народов медведь занимает почётное место. Его образ носил охранительное значение: изготавливались деревянные скульптурки, делалась вышивка по меху. На костюме шамана были подвески в виде фигур и лап медведя. В его честь устраивались медвежьи игрища, праздник медведя.
Сегодня мы с вами окунёмся в атмосферу праздника медведя, вспомним, как праздновали его разные народы Сибири. Как звали эти народы, нам поможет вспомнить тест «Народы Сибири».
Тест «Народы Сибири».

1.Какие народы называли обскими остяками?



А) ханты

Б) селькупы

В) эвенки

Г) кеты.
2. Какой народ Сибири называли вогулами (обскими уграми)?



А) манси

Б) ненцы.

В) ханты
3. Какие народы называли самоедами (самодийцами)?

А) ненцы

Б) селькупы

В) эвенки

Г) чукчи.

4. Кого называл А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» тунгусом?



А) эвенков

Б) кетов


В) коряков.
5. Кого до XIV века называли югрой?

А) ханты

Б) эвенки

В) ненцы

Г) манси.

Ведущий 2.Медвежий праздник Их –пары-вельвель (хант.) – Медведя праздник делать – начинался с охоты. Охота на медведя производилась коллективно, перед охотой проводили обрядовое очищение. Зимой его выманивали из берлоги.

-Как это делали? (Проводится физкультминутка: дети кричат, хлопают, улюлюкают).

Затем медведя убивали пальмой (длинный нож, укреплённый на длинной прочной рукояти). Использовались пассивные формы охоты – кулёмы и петли.

3 Ведущий. Тымские селькупы, когда находят берлогу, поблизости развешивают платок на лесину. Это делается для того, чтобы одобрить дух медведя. Обычно к медведю селькупы обращаются не «корг» (медведь), а «отчуга» (парень). По селькупским легендам медведь происходит от человека. Давно человек ушёл в лес, заблудился, стал жить с медведями, поэтому медведи стали похожи на человека, только забыли свой язык, но понимают его хорошо. Говорят, что медведь слышит, если говорят о нём худо, и может наказать. Если медведь убит, это значит, что человеческая душа не выдержала своего звериного пребывания и медведь захотел, чтобы его убили.

1 Ведущий. Кеты в добытом медведе видели умершего родственника, явившегося в гости. О том, кто пришёл, узнавали по приметам (кривой глаз, проседь) и гадая отрубленной лапой. В то же время ханты, селькупы, эвенки в медведе видели хозяина промысловых животных, который повелевал ими.

Хочется вспомнить и о других подопечных медведя, жителях тайги.



«Угадайте, о ком идёт речь».

Косой бес поскакал в лес.

На горе увёртыш. (Заяц).

Не мышь, не птица в лесу резвится. На деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка).

Не дерево, а суковато.

Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,

От рогов густая тень. Вот красивый зверь…(Олень).

Кто в мороз зимой холодной бродит по лесу голодный?

Из-под куста хватыш. (Волк).

Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор.

Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел).
Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.

В поле краса.

Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса).

Летать летаю, птиц всех забиваю. (Орёл).


Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь: страшен в жизни этот зверь. (Рысь).


Над шапками кустарника дерево плывёт.

На чьей же голове оно уютно так растёт?

Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).
Водяные мастера строят всё без топора: дом из хвороста и тины,

настоящую плотину. (Бобры)


Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж).
А кто ещё живёт в наших лесах? (Бурундук, соболь, куница, горностай и т.д.). И все они оставляют следы.

(Рисунки звериных следов)
«Угадайте, о ком говорится». Игра «Кто это?»

Сохатый (лось)

Дикий; елень (олень)

Вёкша (белка)

Врань (ворон)

Рыжая (лисица)


2 Ведущий. После добычи медведя охотники играют, соблюдая ритуал, они борются, обливаются водой летом, бросаются снегом зимой.

Убитого медведя, если это случилось недалеко от юрт, приносят или привозят на нартах в юрту с особыми почестями, принося всё время извинения перед ним: « Не сердись… Ты хотел есть – наш урман кормил тебя. Теперь нам поесть надо…»; указывая, что «это не они убили его, а злой человек атам-ку убил его».



3 Ведущий. Если же медведя убили далеко от юрты, то шкуру снимают с головой, оставляя неободранной голову и лапы – самое запястье, и берут всё это с собой, а также часть мяса и сердце. Принесённый в юрту медведь или его шкура с головой помещается в передней части юрты (противоположной от входа), предназначенной для гостей, головой к очагу у хантов, у манси (они называли медведя Ялпус-ойка, ойка - старик) на полку из досок сосны. Если это медведица, то её голову украшают бисером, лентами, тряпками. Если медведь, то делают маленькие стрелы с луком и кладут возле него. Туша медведя клалась на живот, а голова на вытянутые передние лапы.

Помещение, в котором проводится праздник, окуривается подожженной чагой, чтобы очистить его. Кеты либо раскладывали хвою вокруг очага, либо мыли пол в комнате. Перед медведем ставят чашки с угощениями: хлеб, рыбу, мясо.



1 Ведущий. В юрту к ночи собираются гости, причём каждый из входящих кланяется медведю и иногда даже целует его в морду, говоря: «Петявола-ике – Здравствуй, старик». Поздоровавшись, садятся по сторонам юрты вокруг очага. Женщины входят в юрту обязательно с покрытым лицом и могут целовать медведя только через платок. Все усаживаются и хранят некоторое время почтительное молчание…

Наконец кто-либо из охотников, убивших медведя, или старший в юрте делает несколько куженек (берестяные коробочки) и палочек – по одной на каждую ночь. В эту куженьку кладётся медвежье сало, которое нагревается и мешается палочкой; в разогретом виде сало выпивается охотником, сидящим у головы медведя. Этим самым он как бы вступает в тесную связь, в единение с медведем. (Надо заметить, что ханты никогда не едят свежее медвежье мясо и ни в каком виде не пьют медвежью кровь).



2 Ведущий. После этого начинается самый праздник. Под звуки домбры панан-юх поются медвежьи песни, исполнители (четыре или пять человек) в шёлковых халатах и остроконечных шапках с кистями берутся за мизинцы и покачивают руками в такт пению.

Звучит музыка. В Медвежьей песне говорится: «Я спустился с неба на землю, пришёл на островок. Туда пришли двое мужчин за древесиной для луков, потом женщины за ягодами. Я зарычал на женщин, они убежали, оставив две люльки с детьми. Приехали охотники с собаками, и я скончался. С меня ободрали шкуру, привезли в город, поместили в доме, устроили священный пир. Когда праздник окончился, я поднялся на небо к своему отцу».
Певцы заканчивают песни, делают поворот по часовой стрелке и произносят: «Кайя аюкв! – Прощай навсегда!» После этого они снимают халаты и головные уборы, принимают пищу с жертвенного стола.

(В ходе этой части рассказа начинается показ того, что говорит ведущий).

3 Ведущий. Далее разыгрывалось представление. Актёры были только мужчины. Участники надевали берестяные маски. Они могли говорить о присутствующих всё, что думают. Человек обязательно поймёт, что речь идёт о нём. Однако он не должен обижаться, иначе медведь накажет его.

1 Ведущий. Рассказываются сказки различного содержания, но, главным образом, такие, где бы говорилось про медведя. Если сказочник рассказывал длинную сказку или много сказок подряд, то он сначала сидел, а затем принимал полулежачее положение, многие мужчины следовали его примеру. Исполнение шло в полумраке или при слабом свете луны, проникающем через маленькое окно в дом.

(Идёт представление сказок по группам: 1. «Отчего бурундук полосатый»;



2.«Карась и медведь» (эвенкийская),3. «Совет зверей» (тофаларская), 4.«Как медведь хвост потерял» (ненецкая), «Медведь и кедровка»).
2 Ведущий. Затем происходит пляска, по приёмам имитирующая телодвижения медведя.

(Выступление группы танцующих)

Проводились гадания об охоте.


В промежутках между песнями и танцами устраивались игры на улице, самыми активными участниками которых были дети и молодёжь.

(Примеры. Хантыйские охотники имели большую силу воли, ведь им не раз приходилось встречаться с медведем один на один. Игра «Хват без перехвата» развивает и физическую силу, и силу воли. От каждой команды по очереди выходят по 1 участнику. Они становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. По команде они стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли.

Игра «Бросание тынзяна на хорей». Участники по очереди пытаются набросить обруч на кеглю, стоящую в пяти метрах от них.

Эстафета «Догнать лисицу». Участники команды по очереди добегают до кегли, возвращаются обратно и передают эстафету следующему игроку.)

3 Ведущий. В конце праздника варили и ели мясо зверя. Селькупы череп медведя укрепляли на дереве или на крыше, чтобы он наблюдал за живыми людьми. Ведь для черепа мёртвого медведя нет ничего тайного. Он всё видит и всё знает.

Кеты после праздника провожали изображение медведя в лесной мир, снабдив рыбьим клеем, медью, средствами добывания огня.

Кости медведя хоронили. Шкуру выносили через окно.

Ханты расчёсывали череп гребнем, будто ухаживая за волосами. Позднее череп хранили в скрытом месте, например, на чердаке.

Совершали и другие ритуалы с останками медведя: череп или клык ханты привязывали к спине при болях в позвоночнике или малярии. Лапой медведя клялись: «Пусть меня медведь съест, если я поклялся в неправде».
Вспомнить надо, что у древних славян тоже было особое отношение к медвежьим конечностям. Медвежья лапа использовалась в качестве оберега от злых духов, в качестве «скотьего бога» Велеса, медвежьим когтём лечили коров. Отголосками славянского культа медведя было вождение этого зверя и ряжение в звериные маски и вывернутые тулупы на Коляду и в Масленицу.

(изображение Велеса)
1 Ведущий. Вот так проходили забавы на празднике, посвящённом медведю, в течение 4 или 5 дней и ночей. И в настоящее время он не потерял своей жизненности.

- Что происходит в наше время? В деревне Иванкино Колпашевского района Томской области 2 августа проводится традиционный селькупский праздник в честь лося – «селькупский новый год». Проводится районный селькупский праздник «Легенды Севера» на Оськином озере в Парабельском районе.



Подведение итогов праздника.

Современные фольклорные праздники, традиции народного театра, изобразительного искусства – всё это несёт в себе черты былого великолепия медвежьих праздников в честь некоронованного государя тайги, кормильца, сильного, храброго, достойного уважения противника.


В конце праздника звучит национальная мелодия.


Приложение.

Сказка.


ДЯТЕЛ И ТОНКАЯ ГРАНЁНАЯ ИГОЛКА.

(МАНСИ).
Дятел и Тонкая Гранёная Иголка одни в лесу живут. Однажды один из них говорит:

- В лес сходим.

Они нагрузились и идут, сами нарту тащат. Гранёная Иголка нарту и тащит, Дятел в стороне летит. Так двигаясь, Гранёная Иголка такую прекрасную сосну нашла:

- Какое подходящее дерево для изготовления досок для полки медведя!

Зовёт она Дятла:

- Дятел-оов! Перья скрип, перья скрип! Синьх-пиньх, опустись!

Дятел и прилетел, говорит:

- Что надо?

- Я такую хорошую сосну нашла, чтобы вытесать доски для полки посадить медведя!

- Ну где мы медведя добудем?! – говорит Дятел.

Тонкую Гранёную Иголку Дятел в сосну воткнул. Она стала вытаскивать себя, наконец, выдернулась, нарту потащила, идёт. Такую прекрасную берёзу нашла, из её берёсты можно сделать посуду, перед медведем поставить. «Крикну-ка я своего Дятла».

- Дятел-оов! Перья скрип, синьх-пиньх, опустись!

Её Дятел снова прилетел, говорит:

-Что надо?

- Я нашла хорошую бересту, сделать посуду, чтобы перед медведем поставить.

- Приятель, где мы с тобой медведя добудем?

Дятел её снова в дерево воткнул. Снова она себя вытаскивает, вытягивает. Через какое-то время выдернулась, снова дальше тащится.

Наверх смотрит: такая прекрасная чага, чтобы окуривать медведя. «Крикну-ка я своего Дятла».

- Дятел-оов! Перья скрип, перья скрип! Синьх-пиньх, опустись!

Ну вот, Дятел и опустился.

- Ну, что надо? – говорит.

- Я такую прекрасную чагу нашла медведя окуривать, оторвём её!

Тогда Тонкую Иголку в чагу воткнул! Дятел умчался, Иголка осталась, опять себя вытаскивает, через какое-то время опять выдернулась. Суждено ей жить долгую жизнь, ничего с ней не случится! Снова тащится. И вот, к болоту вышла, так там много морошки! Медведь там морошку ест, туда- сюда ходит.

Тонкая Гранёная Иголка самую крупную морошку подыскала, мигом в неё залезла. Тот Медведь эту морошку проглотил. Иголке это и надо было! По телу Медведя, как мышь в земле, и начала гулять. Так Медведя и убила, наружу выскочила. «Крикну-ка я своего Дятла».

- Дятел-оов! Перья скрип, перья скрип! Синьх-пиньх, опустись!

Тот Дятел мигом сюда и опустился.

- Ну, смотри, вчера ты не верил, теперь гляди!

Ну вот, тут они одни и играть, и бороться начали. И вот, они медведя на свою нарту погрузили и тащат, и тащат. Ту чагу оторвали, берёзу ободрали, сосну срубили, домой и тащатся. Пришли, Медведя на полку посадили.

Дятел на санквылтапе играет, Гранёная Иголка пляшет. Гранёная Иголка на санквылтапе играет, Дятел пляшет. Так они там и веселятся, может быть, и до сих пор пляшут?



И теперь живут, и теперь благоденствуют! Целого медведя добыли! Простая Гранёная Иголка, а сила её вот какая!

Разработка урока по программе «Литературное наследие Сибири». Учитель Савельева Наталья Юрьевна Томск 2007 год Цель

Методы и приёмы: беседа, работа с тестом, отгадывание загадок, монтаж обрядовых сцен, инсценирование сказок, танец, использование национальных игр

109.9kb.

12 10 2014
1 стр.


Методическая разработка урока русского языка в7классе учитель: Жукова Л. Г г. Приморско-Ахтарск 2011 г Тема урока: Комплексный анализ текста

Цель урока: 1 проверка уровня усвоения учащимися сведений по основным разделам языка

47.28kb.

26 09 2014
1 стр.


5 класс Урок №29 Христианин в труде Учитель: Прорешная Л. М. 2010-2011 уч год Урок №29. Тема урока: Христианин в труде. Цель урока: дать представление о христианском понимании труда Задачи урока
54.73kb.

30 09 2014
1 стр.


Урок в 11а классе «Проблемы урбанизации» Учитель Мохонова Наталья Вячеславовна Тема урока: Проблемы урбанизации

Цель урока: расширить знания учащихся о понятиях – урбанизация, агломерация, мегаполис; выявить проблемы, связанные с урбанизацией, раскрыть их суть; наметить реальные пути решения

45.22kb.

14 12 2014
1 стр.


Разработка интеллектуальной игры «Брейн-ринг»

Бордучкова Ольга Николаевна, учитель химии; Савинова Наталья Федоровна, учитель химии

80.42kb.

15 12 2014
1 стр.


Методическая разработка урока по теме «Целлюлоза» из серии «Пища глазами химика»

Презентацию, созданную в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, содержащую иллюстративный материал и основные положения, касающиеся данной темы

170.74kb.

16 12 2014
1 стр.


Моу «сош с. Березовка» Учитель Бердикенова А. Н 2008 – 09 уч год

Цель урока: знакомство учащихся с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях

31.1kb.

11 10 2014
1 стр.


3 класс Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании» Учитель: Емельянова Е. А бобровка 2011 год. Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании». Цели урока: Общеобразовательная

Этот урок? Что нового вы унесёте с собой? / Учитель объявляет оценки

181.66kb.

10 09 2014
1 стр.