Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Опубликовано: Воропаев Е.П. Исследование компонентов личности режиссёров детских театральных студий // Особистість у просторі культури: Матеріали IV Севастопольського міжнародного науково-практичного симпозіуму 28 вересня 2012 р. / За ред. Г.О. Балла, О.Б. Бовть. - Севастополь: Рібест, 2012. - С. 38-40.

Исследование компонентов личности режиссёров детских театральных студий

1. В деятельности режиссёров детских театров можно отметить немало общих черт с деятельностью режиссёров профессиональных театров и школьных педагогов. Специфика работы режиссёров детских коллективов, как представляется, сопряжена и со спецификой их личностей, в частности с их личностными и культурными ценностными ориентациями.

2. Проведено эмпирическое исследование самоактуализации, смысложизненных и ценностных ориентаций, цветовых предпочтений режиссёров детских театральных студий. Применялись: методика СЖО (адаптация Д. Леонтьева), САТ (самоактуализационный тест, адаптация Л. Гозмана), опросник ценностей Ш. Шварца в его двух видах – для изучения ценностей личности и культурных ценностных ориентаций (адаптация В. Карандашева []), восьмицветовой тест М. Люшера.

3. В целом результаты тестирования показали, что режиссёры детских театральных студий – это, используя выражение А. Маслоу, «хорошие экземпляры человеческой популяции», что не противоречит наблюдениям многих исследователей, которые отмечают: театральный режиссёр-педагог – это профессионал-универсал, зрелая, многогранная личность.

Неожиданным результатом исследования стало почти полное отсутствие корреляций между результатами, полученными по тестам САТ и СЖО. Отметим, что автор методики СЖО Д. Леонтьев [] в ходе адаптации теста проводил корреляционный анализ данных по СЖО и САТ и выявил большое количество значимых взаимосвязей. Возможно, режиссёры, отвечая на вопросы теста, неосознанно выдавали желаемое за действительное – авторы теста называют это «лжесамоактуализация». Есть также основания полагать, что определённую роль играет и так называемое «многодушие» артиста, то есть профессионально развитая способность легко перевоплощаться, принимать, как свои, мотивы и цели своего героя, вплоть до одержимости ими.

4. Режиссёры продемонстрировали высокие, находящиеся на верхней границе стандартных отклонений, показатели по тесту СЖО. Видимо, режиссёрам детских театральных студий присуща открытость миру, самотрансценденция, наполненность смыслами и их реализацией. Данные, полученные с помощью методики Ш. Шварца для изучения ценностей личности, также демонстрируют их стремление к самотрансценденции. Вместе с тем, показатели тестов демонстрируют максимализм и конфликтность ценностных и смысложизненных ориентаций режиссёров. Так, в ходе применения теста М. Люшера у них были выявлены высокие уровни показателей тревоги и компенсации. Эти показатели растут параллельно с увеличением у исследуемых лиц показателей по тесту СЖО. Подобную картину подтверждает применение методики Ш. Шварца для изучения ценностей личности. Можно предположить, что жажда самоактуализации руководителей театров вступает в конфликт с артистическим повышенным честолюбием. Таким образом, результаты измерений (см. п. 2) выявили, скорее, высокий гуманистический потенциал режиссёров, то есть их направленность на поиск и реализацию смыслов, служение гуманистическим идеалам.

По результатам включённых наблюдений, устных опросов, бесед с режиссёрами мы сделали вывод о наличии у них признаков «гиперкомпенсации», «комплекса превосходства» – по А. Адлеру. Думается, что многие респонденты-режиссёры в ходе своего личностного и профессионального становления находятся в той фазе психологического развития, когда они преодолевают в себе черты, характерные для описанной А. Адлером незрелой личности с комплексом неполноценности-превосходства и обретают стремление к смыслу, конституирующее, по мнению В. Франкла, специфичность взрослого человека. В этой метаморфозе можно усмотреть и путь становления художника: от честолюбивого порыва молодого талантливого человека – к его сознательному служению искусству, людям.

5. Особый интерес представляет изучение культурных ценностных ориентаций (см. п. 2) испытуемых []. Анализ показал, что режиссёры детских театральных студий по своим ценностным культурным ориентациям оказались ближе всего к конфуцианской культуре. Ранги корреляций с культурами распределены следующим образом: 1) Конфуцианская культура, 2) Восточная Европа, 3) Латинская Америка, 4) Англоязычный регион, 5) Западная Европа, 6) Юго-Восточная Азия, Африка и Средний Восток. Значения корреляций (по Пирсону) высокие – от 0,6 до 0,89, но сравнение их между собой дает лишь уровень статистической тенденции (р ≤ 0,1 в отношении r Пирсона для ненаправленных альтернатив).

6. Подводя итог, берёмся утверждать, что наши испытуемые-режиссёры продемонстрировали устремлённость, борьбу за достойную их цель, самотрансцендентность, желание самоактуализации. Руководители театральных студий, кроме профессиональной самореализации, находят в театральной деятельности средство для самоутверждения, а также своеобразную групповую психотерапию.

Отдельного изучения заслуживает выступающее источником психологического конфликта респондентов несоответствие иерархии ценностей культуры, которую они «носят в себе», и культуры, в которой они живут.


Литература


Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004 – 70 с.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.



Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – Т. 5. – № 2. – С. 37–67.
Автор – Воропаев Евгений Павлович, канд. психол. наук, [старший преподаватель ХНУИ им. И.П.Котляревского]. Телефон 80660731642 E-mail: [email protected]

Исследование компонентов личности режиссёров детских театральных студий

Воропаев Е. П. Исследование компонентов личности режиссёров детских театральных студий // Особистість у просторі культури: Матеріали IV севастопольського міжнародного науково-практ

42.46kb.

16 12 2014
1 стр.


Областной центр дополнительного образования детей

Влияние регионального компонента на творчество детских фольклорных студий и коллективов оу дод

80.87kb.

09 10 2014
1 стр.


Чистый голос методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий

В системе музыкальной педагогики эстрадная самая молодая. Профессиональному эстрадному образованию в нашей стране немногим более 20 лет. Соответственно детская эстрадно-музыкальная

1178.03kb.

23 09 2014
8 стр.


Программа летней интенсивной школы исследователей «мир на детских ладошках» Тип базового действия : исследование

Тип образовательного материала: на материале пришкольного опытно- экспериментального участка

251.97kb.

18 12 2014
1 стр.


Тема: «Значение анализа в развитии изобразительных навыков детей. Формы организации анализа»

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значени

55.06kb.

30 09 2014
1 стр.


6. Понятие о личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью

54.61kb.

25 12 2014
1 стр.


Питание детей в детских дошкольных учреждениях северных районов страны

Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений

1751.01kb.

15 12 2014
6 стр.


Палитра компонентов

Палитра компонентов это главное богатство Delphi. Она занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента

25.07kb.

23 09 2014
1 стр.