Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




Исследование математических моделей

Исследование математических моделей начинается с за­писи формальной модели на языке определенной области математики: алгебры, геометрии и так далее.



Приближенное решение уравнений

На языке алгебры формальные модели записываются с помощью уравнений, точное решение которых основывается на поиске равносильных преобразований алгебраических выражений, позволяющих выразить переменную величину с помощью формулы. Точные решения существуют только для некоторых уравнений определенного вида (линейные, квадратные, тригонометрические и др.), поэтому для боль­шинства уравнений приходится использовать методы при­ближенного решения с заданной точностью (графические, числовые и др.). Такие методы ещё называют «численными методами». Они позволяют получать решения с определённой степенью точности.


Графический метод. Построение графиков функций мо­жет использоваться для грубо приближенного решения уравнений. Для не имеющего точного алгебраического ре­шения уравнения вида f(x) = 0, где f(x) — некоторая непре­рывная функция, корень (или корни) этого уравнения яв­ляется точкой (или точками) пересечения графика функции с осью ОХ.
Один из численных методов носит название «МЕТОД ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ»
МЕТОД ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ

Качественная модель метода

С помощью метода половинного деления всегда можно получить приближённые значения максимума и ли минимума функции или корень уравнения вида f(x)=0 на отрезке [A;B]. Корень вычисляется с любой точностью при условии, что функция f(x) непрерывна на этом отрезке и принимает на концах отрезка значения разных знаков.

Ф
Пусть уравнение вида f(x) =0имеет на отрезке [A;B] единственный корень, причём функция f(x) непрерывна и на её концах принимает значения разных знаков.

Разделим отрезок [A;B] пополам точкой С: С=
ормальная модель.


y

f(x)=0




В

А В


А С В С11 С1 В

С111 х















Если f(С), то
1) либо f(x) меняет знак на отрезке [A;С]


2) либо f(x) меняет знак на отрезке [С;В]

Выбирая в каждом случае тот из отрезков, на котором функция меняет знак, и продолжая процесс половинного деления дальше, можно дойти до сколь угодно малого отрезка, содержащего корень уравнения.

Если на каком-то этапе получен отрезок [A;B], содержащий корень, то приняв х = , получим погрешность (ошибку): d =



Компьютерная модель

Разработаем на языке Visual Basic, а затем проверим её в электронной таблице Microsoft Excel, компьютерную модель, позволяющую определять площадь круга методом Монте-Карло.


ЗАДАЧА Уравнение имеет единственный корень на отрезке [1,3;1,5]. Найти этот корень с точностью Е (которую необходимо задавать с клавиатуры).


ПРИМЕР ПРОГРАММЫ

Метод половинного деления:

Private Sub cmd1_Click()

'график

'Задание масштаба



PicGraph.Scale (-1.5, 2)-(1.5, -2)

'Ось Х


PicGraph.Line (-1.5, 0)-(1.5, 0)

For i = -1.5 To 1.5 Step 0.5

PicGraph.PSet (i, 0) : PicGraph.Print i

Next i


'Ось Y

PicGraph.Line (0, 2)-(0, -2)

For i = -2 To 2

PicGraph.PSet (0, i) : PicGraph.Print i

Next i

'Построение графика



For X = -2 To 2 Step 0.01

PicGraph.PSet (X, X ^ 3 - Cos(X))

Next X

End Sub
Private Sub Cmd2_Click()



A = Val(TxtA.Text) : B = Val(TxtB.Text) : E = Val(TxtE.Text)

Do

C = (A + B) / 2



If (A ^ 3 - Cos(A)) * (C ^ 3 - Cos(C)) < 0 Then

B = C


Else

A = C


End If

Loop While Abs((B - A)) / 2 > E

TxtX.Text = (A + B) / 2

End Sub






Пример программы в архиве Пример01.rar



МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО

позволяет вычислять с определённой степенью точности площадь сложной фигуры.

Для простейших фигур (прямоугольников, многоугольников, кругов) существуют формулы вычисления их площадей. Надо лишь в известные формулы подставить исходные данные. Но как быть, если фигура имеет сложную форму?

Итак, дана фигура сложной формы, вычислить её площадь.

Поместим данную фигуру в квадрат. Будем случайным образом «бросать» точки в этот квадрат. Естественно предполагать, что чем больше площадь фигуры, тем чаще в неё будут попадать точки.

Представь себе квадратный дворик и в нём детскую площадку. Каждому ясно, что во время снегопада количество снежинок, попавших на детскую площадку, пропорционально её площади.

Таким образом, можно сделать допущение: при большом числе точек, наугад выбранных внутри квадрата, доля точек, содержащихся в данной фигуре, приближённо равна отношению площади этой фигуры к площади квадрата: .


Таким образом, зная площадь прямоугольника и подсчитав количество точек, можно определить площадь фигуры:
Nобщ – общее количество точек

NF – количество точек, попавших внутрь фигуры

Sобщ – площадь квадрата SN – площадь фигуры



ЗАДАЧА: Вычислить площадь круга с центром в точке (0; 0) и радиусом R.
Вероятностные модели базируются на использовании боль­ших серий испытаний со случайными параметрами, причем точность полученных результатов зависит от количества про­веденных опытов. Воспользуемся методом Монте-Карло для приближенного вычисления площадей геометрических фи­гур.
Качественная модель метода Монте-Карло.

Сначала по­строим качественную вероятностную модель данного мето­да:

• поместим геометрическую фигуру полностью внутрь квадрата;

• будем случайным образом «бросать» точку в этот квад­рат, то есть с помощью генератора случайных чисел зада­вать точкам координаты внутри квадрата;

• будем считать, что отношение числа точек, попавших внутрь фигуры, к общему числу точек в квадрате приблизительно равно отношению площади фигуры к площади квадрата, причем это отношение тем точнее, чем больше количество точек.

Формальная модель.

Построим формальную модель для вычисления площади круга радиуса R, центр ко­торого совпадает с началом коорди­нат.

Круг вписан в квадрат со сторо­ной 2R, площадь которого вычисля­ется как 4R2 .

Пусть N — количество точек, ко­торые случайным образом генериру­ются внутри квадрата. Случайный выбор координат точек, которые по­падают внутрь квадрата (N точек), должен производиться так, чтобы

координаты точек х и у удовлетворяли условиям: -R < х < R и -R < у < R.

Пусть М — количество точек, попавших внутрь круга, то есть их координаты удовлетворяют условию: х2 + у2 < R2.

Тогда площадь круга можно вычислить по формуле; S = 4R2M/N.
Компьютерная модель. Разработаем на языке Visual Basic компьютерную модель, позволяющую определять площадь круга методом Монте-Карло.


ПРОГРАММЫ:
Метод Монте-Карло для окружности

D


txtS.Text = 4 * R ^ 2 * M / N

'Ось X


pic1.Line (-(R + 1), 0)-(R + 1, 0)

For I = -(R + 1) To R + 1

pic1.PSet (I, 0)

pic1.Print I

Next I

'Ось Y


pic1.Line (0, -(R + 1))-(0, R + 1)

For I = -(R + 1) To R + 1

pic1.PSet (0, I)

pic1.Print I

Next I

End Sub
im X, Y As Double, I, N, M, R As Long, S As Double



Private Sub cmd1_Click()

M = 0


pic1.Cls

R = Val(txtR)

N = Val(txtN)

pic1.Scale (-(R + 1), R + 1)-(R + 1, -(R + 1))

pic1.Line (-R, R)-(R, -R), , B

pic1.Circle (0, 0), R

'Генерация точек

For I = 1 To N

X = 2 * R * Rnd – R

Y = 2 * R * Rnd – R

pic1.PSet (X, Y)

If X ^ 2 + Y ^ 2 <= R^2 Then M = M + 1

Next I


ЗАДАНИЕ: Определить методом Монте-Карло площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (-1,0); (0,1); (1,0)
ПРОГРАММЫ:
Метод Монте-Карло для треугольника
Dim dblX, dblY As Double, I, N, M, a As Long, s As Double

Private Sub Command1_Click()

M = 0

Pic1.Cls


a = Val(Text1)

N = Val(Text2)

'оси координат

Pic1.Scale (-(a + 1), a + 1)-(a + 1, -(a + 1))

Pic1.Line (-a, a)-(a, 0), , B

Pic1.Line (-a, 0)-(0, a)

Pic1.Line (0, a)-(a, 0)

Pic1.Line (-(a + 1), 0)-(a + 1, 0)

For I = -(a + 1) To a + 1

Pic1.PSet (I, 0)

Pic1.Print I

Next I


Pic1.Line (0, -(a + 1))-(0, a + 1)

For I = -(a + 1) To a + 1

Pic1.PSet (0, I)

Pic1.Print I

Next I
'ввод данных и расчёт

For I = 1 To N

dblX = 2 * a * Rnd - a

dblY = a * Rnd

Pic1.PSet (dblX, dblY)

If dblY <= 1 - Abs(x) Then M = M + 1

Next I

Text3.Text = 3 * a * (M / N)


End Sub

Примеры программ в архиве Приложение5.rar






Исследование математических моделей начинается с за­писи формальной модели на языке определенной области математики: алгебры, геометрии и так далее
61.93kb.

01 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине математика Специальность /направленuе: 230201. 65 Информационные системы и технологии код, наименование специальности /направления

Ознакомиться с основами линейной алгебры, высшей алгебры, векторной алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии кривых и поверхностей, элементами топологии

848.58kb.

01 10 2014
4 стр.


Урок в 11 классе «Исследование математических моделей» по теме «Моделирование и формализация»
59.47kb.

14 12 2014
1 стр.


Конфиденциальные вычисления Водные замечания по проблематике конфиденциальных вычислений

В этом случае проблема исследований сводится к разработке таких математических моделей, которые представляются адекватной формальной основой для создания методов защиты программног

1125.87kb.

10 10 2014
11 стр.


Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы

Охватывает весь курс школьной математики (и алгебры, и геометрии), но подавляющая часть из них на выпускных и вступительных экзаменах относится к одному из четырех перечисленных ти

547.59kb.

24 09 2014
4 стр.


А. С. Клещев, И. Л. Артемьева математические модели онтологий предметных областей. Часть компоненты модели

Рассматривается представление различных элементов онтологии предметной области в модели – ситуаций и терминов для описания ситуаций, знаний и терминов для описания знаний, математи

588.46kb.

13 10 2014
2 стр.


Изучение математических функций с использованием км-школы в VII-VIII классах

Построение математических моделей это своего рода искусство, где тесно переплетаются и знание теории, и опыт, и интуиция. /М. Эйве

157.59kb.

14 12 2014
1 стр.


Контрольная работа №1 «Элементы алгебры и геометрии»

В задачах 36-40 исследовать данную систему уравнений на совместимость и решать ее, если она совместна

83.1kb.

18 12 2014
1 стр.