ИССЛЕДОВАНИЕ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ
Палаева И.Г., преподаватель
высшей квалификационной категории
«С чего начинается наука? Кто первый ученый? Может быть Аристотель, с упоминания имени которого начинается почти каждый серьёзный научный труд. Или Платон? Но, наверное, и они у кого-то учились…
Много-много лет назад человек, который может, в шкурах ещё ходил и не умел добывать огонь, поднял глаза в небо и задумался. Почему каждый день выходит солнце? Что из себя представляют звёзды? Почему воды реки непрерывно текут в море и никогда не иссякают? Может быть, это он был первым? Он, придумавший потом себе богов, которые помогли ответить ему на его многочисленные вопросы? Помогли, но не избавили от сомнений. И вопросы множились, множились, множились…
Человек повзрослел, скинул с себя шкуру, оделся в меха и спрятался в каменных джунглях. А вопросы остались. Потому что осталось человеческое любопытство. Потому что осталось потребность заглянуть за грань понятного и обжитого пространства. А всё началось с простого вопроса: «Почему?» Вот и я задаю себе вопрос: «Почему на хлебе появляется плесень? И откуда она берётся? Чтобы найти ответы на эти вопросы я решил заняться исследованием». Так рассуждают мои ученики, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы. Одно из таких рассуждений привело Василива Ярослава - воспитанника 8 класса к своему первому исследованию.
Моя миссия – познакомить воспитанников с целостной картиной окружающего мира, с ее законами, правилами, особенностями. Для решения задач, мне на помощь приходят современные инновационные технологии: высокоскоростной Интернет, электронная библиотека, переносные лаборатории по биологии и химии, оборудование для проведения телемостов, личные компьютеры у воспитанников. Важно всегда помнить о возрастных особенностях ребят, поэтому учебно-исследовательскую деятельность проводим поэтапно.
Начиная с 5 класса, применяем педагогические технологии, основанные на использовании исследовательского метода обучения:
-
частично-поисковый,
-
групповой,
-
метод наблюдения.
А начинается работа с личностно-ориентированного подхода к воспитанникам, что позволяет раскрыть способности каждого ребенка в отдельности, увидеть особенности его психического развития – память, мышление… И уже основываясь на полученных данных, увидеть склонность ребенка к тем или иным дисциплинам. Этот первичный этап считаю очень важным, так как именно он позволяет рассмотреть среди воспитанников «звездочек». Однажды, так возник вопрос у воспитанника Саутина Максима «Почему в аквариуме вода со временем становится мутной?» Работая, вместе, сообща провели исследования и обнаружили в водной среде одноклеточных водорослей-хламидомонаду. Именно она стала объектом последующих открытий ребенка в области биологии. Максим не только научился ухаживать за аквариумом, но и дает теперь рекомендации всем воспитанникам, как правильно содержать рыбок в аквариуме.
Ценность научных творческих работ не только в удовлетворении интересов ребенка, но и в том, что, занимаясь ими, приобретаются бесценные знания и умения работы с различными источниками информации, идет активный процесс общения. Воспитанники учатся правильно излагать свои мысли, делятся знаниями, своим примером активизируют познавательную деятельность сверстников и повышают интерес к предмету.
В процессе организации исследовательской деятельности на уроках биологии первостепенное внимание я уделяю мотивации исследовательской инициативности, в основе которой лежит детская любознательность.
Считаю особо важным во взаимодействии с воспитанниками постоянно поддерживать их любознательность. На уроках биологии в системе используем познавательные вопросы, такие как:
- вопросы идентификации (Например: «Кто такие пресмыкающиеся?», «Каковы особенности класса пресмыкающихся?»);
- вопросы классификации и определений (Например, что означает то или иное слово: «симбиоз», «мимикрия», «членистоногие» и т.д.);
- вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (Например, сравните количество пар конечностей у представителей типа членистоногих; какие факты приспособления организмов к изменяющимся условиям среды вы можете назвать?);
- вопросы о намерениях и деятельности (Например, составь план своей работы по теме «Органы и системы органов человека») и др..
В рамках изучения биологии уделяю внимание развитию таких исследовательских умений воспитанников, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний, что позволяет, по-нашему мнению, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.
Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений воспитанников. Существенную роль в этом играет применение технологии организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с использованием игровых, проблемных и эвристических методов обучения.
Примером такого урока может служить урок-исследование по теме «Расы человека, их происхождение и единство», который проводился в 8 «В» классе в сентябре 2011 г..
Исследование проводилось по группам: нужно было из различных источников (Интернет - ЦОРы, видеофильм, энциклопедия, учебник, модели рас) собрать как можно больше информации о жизнедеятельности людей в различных климатических зонах, описать их морфологические и физиологические признаки. Выполнение задания было направлено на выдвижение гипотезы о происхождении рас.
В результате работы ребята отметили, что люди отличаются типом и цветом волос, цветом кожи, глаз, формой носа, губ, лица и головы, пропорциями тела и конечностей и эти различия появились в процессе расселения и географической изоляции предков современных людей в разных природно-климатических условиях. Расовые признаки наследственные, они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды и носили адаптивный характер.
Ребятам на уроке удалось даже посоревноваться с известными учеными-исследователями Франсуа Бернье и Карлом Линеем: воспитанники предложили свою классификацию рас человека: экваторианцы, европейцы, азиатцы.
В процессе сравнения людей, проживающих в различных географических зонах, воспитанники заметили, что сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и отмирания расовых предрассудков, практически нет «чистых» рас.
В качестве домашнего задания ребятам предложено найти ответ на вопрос: произошла ли каждая раса в одном месте (моноцентризм) или же в разных, независимо друг от друга (полицентризм)?
Считаем, что система подобных уроков-исследований, позволяет развивать исследовательские умения воспитанников как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ребятам материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Воспитанники 8 класса об уроке биологии
«Человеческие расы, их происхождение и единство
»
Фареник Максим:
«Я очень доволен уроком по теме «Расы человека», так как мне понравилось работать в парах. При такой форме изучения материала тема легче запоминается».
Попов Иван:
«Мне понравился урок тем, что мы работали сами. Я узнал отличительные особенности рас. Мы довольно хорошо написали проверочную работу».
Котиков Никита:
«Мне понравился урок тем, что было интересно узнать кем были наши далекие предки, чем они занимались, где жили. При обсуждении материала у нас с одноклассниками происходили споры по теме. Это нам казалось увлекательно и интересно».