Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Мартынова Светлана Григорьевна, Степанова Марина Владимировна,

учителя начальных классов высшей категории
мастер – класс

Тема: Исследовательская деятельность. Работа с научно-познавательным текстом.
Цель: создание условий для актуализации приёмов ТРИЗ и технологии критического мышления для работы с научно-познавательным текстом.
Ход мастер-класса:

- Сегодня первый день зимы, поздравляем вас. Предлагаем поработать с текстом «Прогноз погоды» и выбрать эпитеты для комплемента Вашему соседу.

- С каким текстом мы работали? (тип – повествование, стиль течи - художественный)

Задание:

- Составьте прогноз погоды на сегодня, исходя из следующих данных (предлагается составить текст из данных таблицы погоды на 1 декабря).

- Какой текст мы с вами составили? (научно-публицистический).

С помощью данных и цифр мы, выполняя мыслительные операции анализа и обобщения, составили текст научно-публицистического стиля.

Научно-познавательный текст может служить средством для развития мыслительных действий. Исследовательские навыки – учиться проводить исследования, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. Исследовательские навыки тесно связаны с мыслительной деятельностью. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Предлагаем Вашему вниманию текст «Как зимуют деревья» (книга Георгия Граубина «Почему осенью листопад?», издательство «Малыш» - Москва, 1990). (Приложение 1)

- Из каких этапов может складываться работа с текстом?

- В соответствии со стандартами нового поколения, в своей работе мы используем технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и технологию развития критического мышления. Этапами работы выбираем: вызов – осмысление – рефлексия.



Вызов – пробуждение интереса (приём ТРИЗ: «Верите – не верите»)

Задачи этапа вызов:

- актуализировать,

- проанализировать имеющиеся знания,

- активизировать, дать возможность целенаправленно думать.

Осмысление – соотношение с имеющимися знаниями (инсерт – один из приёмов для развития критического мышления, приём ТРИЗ: «Хорошо - плохо»)

Задачи этапа осмысления:

- ознакомить с новой информацией,

- помочь её осмыслить.

- учить соотносить новые знания с собственными знаниями.

- поддерживать активность, интерес, проявленных во время стадии вызова.



Рефлексия – размышления (Игра «Причина»)

Задачи этапа размышления:

- анализировать весь процесс изучения материала,

- повторно проблематизировать (новый вызов),

- обобщать полученную информацию.

Предлагаем вашему вниманию некоторые приемы ТРИЗ и технологии развития критического мышления.



ВЫЗОВ – прием «Верите – не верите». Цель: побудить к внимательному прочтению текста.

Задание:

Верите ли Вы, что:



  • Дерево может делать запасы на зиму.

  • Первые морозы закаливают дерево.

  • Движение соков зимой замедляется.

  • Зимой деревья впадают в спячку.

  • Зимой деревья могут проснуться.

Участники должны обратиться к тексту и доказать своё предположение высказываниями из рассказа.

ОСМЫСЛЕНИЕ

- Метод развития критического мышления – ИНСЕРТ – системная разметка для эффективного чтения и размышления.

Задание:

Отметьте знаком + новую информацию.

В каком абзаце находится новая информация? Прочтите.
Метод противоречий («хорошо - плохо») – у каждого объекта есть «хорошие и плохие свойства». Отыскать их – значит сделать шаг к созданию идеального объекта, шаг к диалектическому мышлению.

Задание:

Найдите «плохое» в следующих процессах, происходящих с деревьями в зимнее время года. Если не хватает информации, то обратись к дополнительным текстам:



  • Хорошо, что в городе есть ночное освещение?

  • Хорошо, что морозы закаливают дерево?

Интенсивность поиску, исследованию придаёт использование приёма доказательности.
РЕФЛЕКСИЯ – размышления о том, что я понял из текста.

- Методическая игра «Причина». Цель игры: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.



Задание:

Напишите небольшое сочинение-рассуждение по тексту, продолжая следующую фразу: «Дерево зимой не погибает...».

Для слабых учащихся предлагается работа с рефлексивным листом.


Дерево зимой не погибает (укажи верную причину):


  • Делает запасы питания.

  • Движение соков в стволе и ветвях дерева ускоряется.

  • Впадает в спячку.

- Рефлексивное действие в данной работе направлено на осмысление текста и осознание своего уровня понимания фактов, полученных в ходе работы над произведением.
РЕФЛЕКСИЯ мастер-класса

Уважаемые коллеги, мы Вам предлагаем традиционную памятку работы над научно-познавательным текстом (Приложение 2). Просим Вас отметить те этапы работы, на которых возможно использовать приёмы, предложенные на данном мастер-классе. Спасибо за работу.


Приложение 1

КАК ЖИВЕТ ДЕРЕВО ЗИМОЙ


Все лето деревья с  усердием запасают в  стволах и ветках крахмал.  Соки дерева постепенно густеют.  К  первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зернами. Крохотные "амбарчики" прямо ломятся от этого добра.
Запасы питания на зиму приготовлены. Там,  где  зимы  теплее,  крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы  пожестче,  крахмал  заменяется  сахаром.  Вспомните  про картофель: подмороженный, он сластит. Это крахмал перешел в сахар.
Создав запасы питания,  дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его,  делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет, крахмал переходит в сахар. Движение соков замедляется, почти останавливается. Дерево словно бы засыпает. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем  больше  крахмала перешло  в  сахар,  тем  глубже  спячка,  покой  у деревьев. И дышат деревья зимой в 200 - 400 раз слабее, чем летом.

Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Если  в  это  время срезать ветки черемухи и поставить в воду, они будут распускаться  нехотя  и  очень  долго.  А  срезанные  после  Нового года - просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.


Приложение 2

1. Используя приёмы технологии ТРИЗ и технологии развития критического

мышления, какие этапы работы с текстом мы смогли охватить?

2. Предложите часто используемый Вами приём при работе с текстом.


ПАМЯТКА

  1. Прочитай заглавие и определи тему.

  2. Прочитай весь текст, определив его абзацы.

  3. Найди внешнее описание предмета, факта, явления.

  4. Определи по тексту, какими признаками обладает предмет.

  5. Определи, как предмет связан с другими окружающими его предметами или явлениями.

  6. Установи причины событий (почему это произошло?).

  7. Определи. Какое значение он (она) имеет для окружающего.

  8. Дай свою оценку факту, событию.

  9. Реши, зачем автор сообщил эти сведения, какие выводы нужно сделать.

Исследовательская деятельность. Работа с научно-познавательным текстом

Цель: создание условий для актуализации приёмов триз и технологии критического мышления для работы с научно-познавательным текстом

49.83kb.

02 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект

Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со

90.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Научно-исследовательская деятельность

Общее число научно-педагогических кадров (нпк) в физических лицах на 1 декабря 2004 г

641kb.

11 10 2014
4 стр.


Мун Ирина Енсиковна, к м. н., доцент публикации за период с 2006 по 2011 гг. 2007г. Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму»

Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму». Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт. Материалы междунаро

24.66kb.

18 12 2014
1 стр.


Научно-исследовательская деятельность, творческие объединения в 2011-2012 уч году. Цель

Научно-исследовательская деятельность, творческие объединения в 2011-2012 уч году

107.65kb.

11 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа Экспертная деятельность Работа в кабинете Белугина Н. А
72.08kb.

13 10 2014
1 стр.


Собственные имена и дейктические словесные единицы

Научно-исследовательская и научно-организационная деятельность Уд­муртского института истории, языка и литературы унц уро ран. 1998–2002 гг. Ижевск 2003, p. 41–87

109.54kb.

15 10 2014
1 стр.


Положение о научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии в образовании»

Научно-исследовательская лаборатория (нил) создается приказом директора. Деятельность нил регулируется настоящим положением

40.22kb.

13 09 2014
1 стр.