Мартынова Светлана Григорьевна, Степанова Марина Владимировна,
учителя начальных классов высшей категории
мастер – класс
Тема: Исследовательская деятельность. Работа с научно-познавательным текстом.
Цель: создание условий для актуализации приёмов ТРИЗ и технологии критического мышления для работы с научно-познавательным текстом.
Ход мастер-класса:
- Сегодня первый день зимы, поздравляем вас. Предлагаем поработать с текстом «Прогноз погоды» и выбрать эпитеты для комплемента Вашему соседу.
- С каким текстом мы работали? (тип – повествование, стиль течи - художественный)
Задание:
- Составьте прогноз погоды на сегодня, исходя из следующих данных (предлагается составить текст из данных таблицы погоды на 1 декабря).
- Какой текст мы с вами составили? (научно-публицистический).
С помощью данных и цифр мы, выполняя мыслительные операции анализа и обобщения, составили текст научно-публицистического стиля.
Научно-познавательный текст может служить средством для развития мыслительных действий. Исследовательские навыки – учиться проводить исследования, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. Исследовательские навыки тесно связаны с мыслительной деятельностью. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Предлагаем Вашему вниманию текст «Как зимуют деревья» (книга Георгия Граубина «Почему осенью листопад?», издательство «Малыш» - Москва, 1990). (Приложение 1)
- Из каких этапов может складываться работа с текстом?
- В соответствии со стандартами нового поколения, в своей работе мы используем технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и технологию развития критического мышления. Этапами работы выбираем: вызов – осмысление – рефлексия.
Вызов – пробуждение интереса (приём ТРИЗ: «Верите – не верите»)
Задачи этапа вызов:
- актуализировать,
- проанализировать имеющиеся знания,
- активизировать, дать возможность целенаправленно думать.
Осмысление – соотношение с имеющимися знаниями (инсерт – один из приёмов для развития критического мышления, приём ТРИЗ: «Хорошо - плохо»)
Задачи этапа осмысления:
- ознакомить с новой информацией,
- помочь её осмыслить.
- учить соотносить новые знания с собственными знаниями.
- поддерживать активность, интерес, проявленных во время стадии вызова.
Рефлексия – размышления (Игра «Причина»)
Задачи этапа размышления:
- анализировать весь процесс изучения материала,
- повторно проблематизировать (новый вызов),
- обобщать полученную информацию.
Предлагаем вашему вниманию некоторые приемы ТРИЗ и технологии развития критического мышления.
ВЫЗОВ – прием «Верите – не верите». Цель: побудить к внимательному прочтению текста.
Задание:
Верите ли Вы, что:
-
Дерево может делать запасы на зиму.
-
Первые морозы закаливают дерево.
-
Движение соков зимой замедляется.
-
Зимой деревья впадают в спячку.
-
Зимой деревья могут проснуться.
Участники должны обратиться к тексту и доказать своё предположение высказываниями из рассказа.
ОСМЫСЛЕНИЕ
- Метод развития критического мышления – ИНСЕРТ – системная разметка для эффективного чтения и размышления.
Задание:
Отметьте знаком + новую информацию.
В каком абзаце находится новая информация? Прочтите.
– Метод противоречий («хорошо - плохо») – у каждого объекта есть «хорошие и плохие свойства». Отыскать их – значит сделать шаг к созданию идеального объекта, шаг к диалектическому мышлению.
Задание:
Найдите «плохое» в следующих процессах, происходящих с деревьями в зимнее время года. Если не хватает информации, то обратись к дополнительным текстам:
-
Хорошо, что в городе есть ночное освещение?
-
Хорошо, что морозы закаливают дерево?
Интенсивность поиску, исследованию придаёт использование приёма доказательности.
РЕФЛЕКСИЯ – размышления о том, что я понял из текста.
- Методическая игра «Причина». Цель игры: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
Задание:
Напишите небольшое сочинение-рассуждение по тексту, продолжая следующую фразу: «Дерево зимой не погибает...».
Для слабых учащихся предлагается работа с рефлексивным листом.
Дерево зимой не погибает (укажи верную причину):
-
Делает запасы питания.
-
Движение соков в стволе и ветвях дерева ускоряется.
-
Впадает в спячку.
- Рефлексивное действие в данной работе направлено на осмысление текста и осознание своего уровня понимания фактов, полученных в ходе работы над произведением.
РЕФЛЕКСИЯ мастер-класса
Уважаемые коллеги, мы Вам предлагаем традиционную памятку работы над научно-познавательным текстом (Приложение 2). Просим Вас отметить те этапы работы, на которых возможно использовать приёмы, предложенные на данном мастер-классе. Спасибо за работу.
Приложение 1
КАК ЖИВЕТ ДЕРЕВО ЗИМОЙ
Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зернами. Крохотные "амбарчики" прямо ломятся от этого добра.
Запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы пожестче, крахмал заменяется сахаром. Вспомните про картофель: подмороженный, он сластит. Это крахмал перешел в сахар.
Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его, делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет, крахмал переходит в сахар. Движение соков замедляется, почти останавливается. Дерево словно бы засыпает. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в 200 - 400 раз слабее, чем летом.
Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Если в это время срезать ветки черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. А срезанные после Нового года - просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.
Приложение 2
1. Используя приёмы технологии ТРИЗ и технологии развития критического
мышления, какие этапы работы с текстом мы смогли охватить?
2. Предложите часто используемый Вами приём при работе с текстом.
ПАМЯТКА
-
Прочитай заглавие и определи тему.
-
Прочитай весь текст, определив его абзацы.
-
Найди внешнее описание предмета, факта, явления.
-
Определи по тексту, какими признаками обладает предмет.
-
Определи, как предмет связан с другими окружающими его предметами или явлениями.
-
Установи причины событий (почему это произошло?).
-
Определи. Какое значение он (она) имеет для окружающего.
-
Дай свою оценку факту, событию.
-
Реши, зачем автор сообщил эти сведения, какие выводы нужно сделать.