МОУ «ВОДЯНОВСКАЯ СОШ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ВИДИМЫЕ И ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5 КЛАССА
ИВАЩЕНКО НИКОЛАЙ
ПРОВЕРИЛ УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
ШЕЙКИНА С.Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ
-
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
прямые ассоциации по восприятию стихотворения
-
видимые образы
-
образ тучки
-
образ утёса
-
подразумеваемые бразы
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С малых лет меня приучали к книге. Не просто приучали, а прививали любовь к чтению. В моей семье читать любят все, и это, я думаю, замечательно.
Я человек поэтичный, сам немного сочиняю стихи, поэтому и отношение к стихам особенное. Но если раньше я их просто читал, то теперь решил научиться их чувствовать.
Любое стихотворение, как правило, предполагает не только видимые образы, но и подразумеваемые. Но чтобы их рассмотреть, нужно внимательно вчитаться в строки, прочувствовать их.
Для своей исследовательской работы я взял стихотворение, которое читал еще в начальной школе. Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс».
Ночевала тучка золотая
На груди утёса великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Когда я читаю стихотворение, я всегда пытаюсь представить себе прочитанное. И не только представить, но и нарисовать.
Вот что я нарисовал в своем воображении и перенес эту фантазию на бумагу.
Так о чем же это стихотворение? Раньше я думал, что о природе. Наверное, отчасти это так. Но попробуем вчитаться в строки.
Я вижу два главных действующих лица стихотворения: конечно же, это тучка и утёс. И то и другое - предметы окружающего мира, но мне воспринимаются эти образы как противопоставленные друг другу.
Работая над образом тучки, мы находим слова, характеризующие ее из текста, и тут же в воображении возникают ассоциации к этому образу.
ТУЧКА
Слова из текста
|
Ассоциации
|
Тучка (уменьш.суф.)
Золотая (эпитет)
Утром умчалась (олицетв.)
Лазурь
Весело (эпитет) играя (олицетв.)
|
Лёгкая, подвижная,
Легкомысленная, светлая
Молодость, беззаботность,
Солнце, чистое небо,
Радость бытия
|
Проделаем такую же работу с образом утеса.
УТЁС
Слова из текста
|
Ассоциации
|
Утёс великан (эпитет)
Влажный след (эпитет)
Морщина (олицетв.)
Старый (эпитет)
Задумался (олицетв.)
Плачет (олицетв.)
Одиноко (эпитет)
пустыня
|
Тяжелый, темный,
Неподвижный, несчастный,
Старость
Разлука,
Грусть,
Слезы,
одиночество
|
Итак, какие же ассоциации вызывает образ тучки в первой строфе? Она мне симпатична: светлая, радостная, легкая, золотая, весело летит она по лазури.
нужно сказать, что здесь очень важен образ утра: это его лучи золотят тучку на фоне лазури неба.
Задумаемся теперь, а что же такое утро в общечеловеческом понятии? Это молодость, утро жизни, и такую ассоциацию поддерживает сам Лермонтов сочетанием «весело играя» и стремительным «умчалась». Вся первая строфа пронизана этими солнечными лучами, ощущением свежести, молодости, радости и легкости. Таким образом, ассоциации от тучки пока что радостные и воздушные. Образ утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому «тучка» и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
Однако вторая строфа начинается противительным союзом «но»! И тут уже в стихотворение входит противоположный полюс стихотворения, который придает ему печальное звучание.
Утес-великан, который казался нам молодым и счастливым тогда, когда тучка была с ним рядом, оказался старым, с морщинами, а главное – одиноким!
И это уже не предметы окружающего мира, а души и судьбы человеческие.
И ощущение радости и симпатии к тучке сменяется чувством жалости к старому утесу. Как же теперь мы относимся к тучке? Мы уже не любуемся ею, а скорее осуждаем ее.
Можно, конечно, пофантазировать, что же будет дальше с тучкой, куда она умчалась, долго ли будет весело играть в лазурном небе?
Но мне интереснее другое. О чем «задумался глубоко» утес, оставшись один в бескрайней пустыне? Мне легко вжиться в образ тучки, но как же это трудно представить себе горькое одиночество всеми забытой старости.
Все эти размышления привели меня к тому, что главный смысл стихотворения мне достаточно ясен: это тема безнадежного одиночества. Об этом говорит главная строка стихотворения: «и тихонько плачет он в пустыне». Почему «тихонько»? Потому, что все равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе – негромко… В моем воображении тучка – это молодая девушка, а утёс – ее отец или дед, которого она бросила в старости.
Это стихотворение наталкивает меня на проблемы реальной жизни, я задумываюсь о доброте и милосердии, об ответственности за тех, «кого приручили», о взаимоотношениях людей.
Я думаю, что такое прочтение стихотворение интереснее, потому что я открываю для себя истинный смысл произведения.