Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ «ВОДЯНОВСКАЯ СОШ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ВИДИМЫЕ И ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5 КЛАССА

ИВАЩЕНКО НИКОЛАЙ

ПРОВЕРИЛ УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

ШЕЙКИНА С.Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. прямые ассоциации по восприятию стихотворения

  2. видимые образы

  3. образ тучки

  4. образ утёса

  5. подразумеваемые бразы

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С малых лет меня приучали к книге. Не просто приучали, а прививали любовь к чтению. В моей семье читать любят все, и это, я думаю, замечательно.

Я человек поэтичный, сам немного сочиняю стихи, поэтому и отношение к стихам особенное. Но если раньше я их просто читал, то теперь решил научиться их чувствовать.

Любое стихотворение, как правило, предполагает не только видимые образы, но и подразумеваемые. Но чтобы их рассмотреть, нужно внимательно вчитаться в строки, прочувствовать их.

Для своей исследовательской работы я взял стихотворение, которое читал еще в начальной школе. Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс».

Ночевала тучка золотая

На груди утёса великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.
Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.


Когда я читаю стихотворение, я всегда пытаюсь представить себе прочитанное. И не только представить, но и нарисовать.

Вот что я нарисовал в своем воображении и перенес эту фантазию на бумагу.



c:\documents and settings\кабир\рабочий стол\отсканировано 20.03.2010 21-31.bmp
Так о чем же это стихотворение? Раньше я думал, что о природе. Наверное, отчасти это так. Но попробуем вчитаться в строки.

Я вижу два главных действующих лица стихотворения: конечно же, это тучка и утёс. И то и другое - предметы окружающего мира, но мне воспринимаются эти образы как противопоставленные друг другу.

Работая над образом тучки, мы находим слова, характеризующие ее из текста, и тут же в воображении возникают ассоциации к этому образу.
ТУЧКА

Слова из текста

Ассоциации

Тучка (уменьш.суф.)

Золотая (эпитет)

Утром умчалась (олицетв.)

Лазурь


Весело (эпитет) играя (олицетв.)

Лёгкая, подвижная,

Легкомысленная, светлая

Молодость, беззаботность,

Солнце, чистое небо,

Радость бытия

Проделаем такую же работу с образом утеса.


УТЁС

Слова из текста

Ассоциации

Утёс великан (эпитет)

Влажный след (эпитет)

Морщина (олицетв.)

Старый (эпитет)

Задумался (олицетв.)

Плачет (олицетв.)

Одиноко (эпитет)

пустыня


Тяжелый, темный,

Неподвижный, несчастный,

Старость

Разлука,


Грусть,

Слезы,


одиночество

Итак, какие же ассоциации вызывает образ тучки в первой строфе? Она мне симпатична: светлая, радостная, легкая, золотая, весело летит она по лазури.

нужно сказать, что здесь очень важен образ утра: это его лучи золотят тучку на фоне лазури неба.

Задумаемся теперь, а что же такое утро в общечеловеческом понятии? Это молодость, утро жизни, и такую ассоциацию поддерживает сам Лермонтов сочетанием «весело играя» и стремительным «умчалась». Вся первая строфа пронизана этими солнечными лучами, ощущением свежести, молодости, радости и легкости. Таким образом, ассоциации от тучки пока что радостные и воздушные. Образ утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому «тучка» и никаких отрицательных эмоций не вызывает.

Однако вторая строфа начинается противительным союзом «но»! И тут уже в стихотворение входит противоположный полюс стихотворения, который придает ему печальное звучание.

Утес-великан, который казался нам молодым и счастливым тогда, когда тучка была с ним рядом, оказался старым, с морщинами, а главное – одиноким!

И это уже не предметы окружающего мира, а души и судьбы человеческие.

И ощущение радости и симпатии к тучке сменяется чувством жалости к старому утесу. Как же теперь мы относимся к тучке? Мы уже не любуемся ею, а скорее осуждаем ее.

Можно, конечно, пофантазировать, что же будет дальше с тучкой, куда она умчалась, долго ли будет весело играть в лазурном небе?

Но мне интереснее другое. О чем «задумался глубоко» утес, оставшись один в бескрайней пустыне? Мне легко вжиться в образ тучки, но как же это трудно представить себе горькое одиночество всеми забытой старости.

Все эти размышления привели меня к тому, что главный смысл стихотворения мне достаточно ясен: это тема безнадежного одиночества. Об этом говорит главная строка стихотворения: «и тихонько плачет он в пустыне». Почему «тихонько»? Потому, что все равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе – негромко… В моем воображении тучка – это молодая девушка, а утёс – ее отец или дед, которого она бросила в старости.

Это стихотворение наталкивает меня на проблемы реальной жизни, я задумываюсь о доброте и милосердии, об ответственности за тех, «кого приручили», о взаимоотношениях людей.



Я думаю, что такое прочтение стихотворение интереснее, потому что я открываю для себя истинный смысл произведения.

Исследовательская работа по теме «видимые и подразумеваемые образы в поэтическом произведении»

С малых лет меня приучали к книге. Не просто приучали, а прививали любовь к чтению. В моей семье читать любят все, и это, я думаю, замечательно

36.5kb.

18 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по выполнению задания Потожировые следы рук подразделяются на видимые и слабо видимые

На гладкой поверхности оставьте след пальца руки, а затем выявите его путем обработки соответствующим порошком

51.27kb.

14 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме: Хроматография на бумаге Демидова Ивана Сергеевича
167.02kb.

15 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа. «Хобби разных поколений»

В начале учебного года один из одноклассников принёс альбом с марками своего папы, который он собирал с детства. Так началась наша исследовательская работа

104.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме: «О чем рассказала машинка» Корх Светлана

Лёгких Моника Викторовна, учитель истории и обществознания Ключинской сош

182.43kb.

14 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов
277.73kb.

06 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект

Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со

90.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме «Этнические немцы села Сарапулка» Брижан Маргарита Александровна, ученица 8 класса

Актуальность темы: интерес к жизни и культуре этнических групп населения, политические, экономические, социальные

129.62kb.

09 10 2014
1 стр.