Перейти на главную страницу
Майкоп
Печатается по решению Редакционо-издательского совета
Адыгейского государственного университета
Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и науки РФ (фундаментальное исследование 1.1.03)
доктор исторических наук, профессор Н.А. Почешхов
♦ выработка критического мышления,
♦ способность к анализу и широким обобщениям,
♦ готовность к конструктивному диалогу.
Ксенофонт и его «Греческая история». Аристотель и его концепция истории. Метод «обратных заключений». Историческая мысь эпохи эллинизма «Всеобщая история» Полибия. Движущие силы и характер исторического процесса в понимании Полибия. Теория циклизма политических форм. Принципы работы Полибия с источниками и их значение для развития исторической мысли.
Возникновение исторического знания в Риме. Различия процесса генезиса исторической мысли в Греции и Риме. Анналисты. «Великая летопись». Характерные черты древнеримской истоиографии. Историческая концепция Саллюстия, критика им современного римского общества. Историческая мысль императорского Рима, общие черты. Творчество Т. Ливия. Образ Рима в труде Ливия. «История» и «Анналы» К. Тацита. Источниковая база. Тацит о римском народе и государстве. Концепция «упадка навов римского народа». Морализаторство истории. Психологизм Тацита.
Развитие историко-биографического жанра. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Светоний и его книга «Жизнь двенадцати цезарей». Историческая мысль позднего Рима. Становление традиции теоретической рефлексии. Лукиан. Творчество А. Марцелина. Античное наследие: формирование новой системы духовных ценностей.
Историко-философские воззрения А. Августина и их значение для исторической мысли средневековой Европы. Переход от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Складывание теологической концепции истории. Направление и смысл земной истории как универсального процесса. Линейная модель времени. Попытки создания периодизации истории. Человек в земной истории. Священное Писание как историографический источник. Влияние текстов Священного Писания и античной историографической традиции.
Основные историографические источники. Аналлы. Хроники: историографическая значимость. Основные черты средневековых хроник. Виды хроник. Королевские хроники. «Большие французские хроники». Хроники крестовых походов. Городские хроники. Ж. Фруассар и его «Хроника». Хроники позднего средневековья. Принципы работы средневековых хронистов.
Первые истории народов Западной Европы: эволюция концепций и жанровых особенностей. Кассиодор. Иордан. «История франков» Григория Турского. «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного. «История лангобардов» Павла Диакона. Характер источниковой базы. Принцип «одного источника». Творчество О. Фрейзингейнского. Тенденция усиления рационалистических светских элементов. Мемуары.
Жития святых. Развитие агиографии. Священная и светская история. Агиография как форма воплощения исторического сознания. Историко-биографический жанр. «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда. Особенности развития византийской историографии. Феофан Исповедник. Фотий. Особенности развития исторического знания в период средневековья и его влияние на историографический процесс.
Зарождение исторического знания в России. Истоки российской историографии. Былины и их исторический смысл. Летописи и летописные своды – первые письменные исторические произведения. «Повесть временных лет». Провиденциализм как основа мировоззрения летописцев. Принципы составления летописей, приемы отбора и истолкования материала. Складывание исследовательских проблем. Проблема происхождения Руси и княжеской династии в Древнерусском историописании. Осознание места Руси в окружающем мире. Древнерусское летописание и влияние культурных традиций Византии.
Процессы в русском летописании XIV-XVI вв. Обоснование идеологии великокняжеской (царской) власти и ее отражение в общественно-политической и исторической мысли. Составление общерусского летописного свода. Усиление роли государства в составлении и редактировании летописных сводов. Возрастание интереса к всеобщей истории. Хронографы. Концепция происхождения Российского государства (теория «Москва – третий Рим») и власти Московских князей («Сказание о князьях Владимирских»). «Степенная книга» и ее влияние на последующие исторические сочинения. «История о Казанском царстве» как новый тип исторического сочинения. Сочинения Ивана IV. «История о великом князе Московском» А. Курбского. Историческая публицистика. Особенности начального этапа развития российской исторической мысли.
Концепция Ж. Боссюэ. Эрудитская школа: основные центры и формы деятельности. Развитие палеографии, хронологии, источниковедения. Публикация исторических источников. Светские эрудиты. Понятие закономерности. «Механистическая модель» общества. Творчество Т. Гоббса и Г. Гроция. Основные черты европейской историографии XVII в.
Осмысление методологических проблем истории. Соединение истории с просветительской философией. Обоснование просветителями теории прогресса и историзма. Вольтер и его труд «Опыт о нравах и духе народов и о главных событиях истории от Карла Великого до Людовика XIII». Обращение к проблемам всемирной истории.
Новое понимание познавательных задач исторической науки. Ж.Кондорсе о величии человеческой природы и прогрессе человечества. Возрастание интереса к национальным историям стран Европы. Г. Лессинг: взгляд на религиозную историю человечества как поступательное движение к универсальному гуманизму. Роль географического фактора в истории в трактовке Ш. Монтескье. Пристальный интерес к антропо-социальным проблемам. Идеи Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха: представление о человеке как физическом существе, входящем неразрывной частью в «систему природы». Проблема критики исторического источника в творчестве просветителей.
Особенности исторической мысли немецкого Просвещения. Геттингенская школа. Деятельность и взгляды И. Винкельмана. «Гомеровский вопрос». Ф. Шиллер как историк. Историческая концепция Ю. Мезера.
Развитие идей просвещения в Англии. Трактовка Д.Юмом сущности и функции исторического знания. Э.Гиббон и его «История упадка и разрушения Римской империи»: общеисторические взгляды. Теория культуры И.Канта (государство как культурное начало), его гносеологические взгляды. Роль выдающиеся деятели эпохи Просвещения в развитии исторического знания.
Историческое знание в России XVII - XVIII вв. Изменение в характере и форме исторического повествования, нарастание прагматизма в исторических сочинениях. Сказания и повести «Смутного времени». «Сказание» А. Палицына. «Новый летописец». «История» Ф. Грибоедова. «Временник» И. Тимофеева. Историософская концепция Ю. Крижанича. Роль России в создании единой славянской цивилизации. Разделение знания на духовное (богословское) и мирское. «Синопсис» И. Гизеля - первая учебная печатная книга по русской истории. Исторические сочинения Сильвестра (С. Медведева). «Скифская история» А. Лызлова. Городские повести. Оценки в исторической литературе исторической мысли XVII в.
Реформы в России XVIII в. и их роль в развитии исторических знаний. Правительственные мероприятия по собиранию исторических памятников и организаций архивного дела. Исследования по современной истории. Коллективная история Северной войны. Исторические труды Ф. Прокоповича, П.П. Шафирова, Б.И. Куракина. Вклад В.Н. Татищева в развитие источниковедения и археографии. Зарождение российского источниковедения. Совершенствование исследовательских методов. Роль Академии наук в разработке проблем российской истории. Исследования Г. Миллера, А. Шлецера. М.В. Ломоносов и его исторические исследования. Критика «норманнской» теории. Формирование теоретических принципов рационализма в толковании исторического процесса. Развитие исторической науки в России в эпоху «просвещенного абсолютизма». М.М. Щербатов. А.Н. Радищев. Утверждение просветительских идей. Историографические работы И.Н. Болтина: основные положения его исторической концепции. С.М. Соловьев о «писателях русской истории XVIII века».
Проблема периодизации развития историографии. Характерные черты историзма как формы мышления и принципа познания в исторической науке. Разновидности историзма. Развитие представлений о предмете исследования в исторической науки. Основные направления исторической мысли в XIX в.: романтизм, либерализм, утопический социализм, позитивизм, марксизм.
Попытка создания универсальной истории А.Шлецером: всемирно-исторический подход, принцип объективизма, критический метод. Исторические воззрения И.Шиллера: его исторические труды. Основные методологические идеи: границы исторического познания, проблема отбора фактов, методы исторической науки. И.Гете и его вклад в развитие историзма. Идея прогресса, понимание сущности исторического времени, проблема преемственности и границ исторического познания. Отношение Гете к Французской революции и ее роли в европейской истории.
Исторические взгляды Ю. Мезера, его роль в складывании немецкого романтизма. Социальный идеал: Мезер как защитник интересов свободного крестьянства. Трактовка историком категории государство и проблем собственности. Философские основания лингвистических идеи В. Гумбольдта («Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык»). Его представления о единстве человечества и каждом человеке, как частице «целого человечества».
Причины обостренного интереса к проблемам законодательства и права в немецкой науке. Г. Гуго как основоположник «исторической школы права». Обоснование им «естественного права» и его критика Просвещения и французского революционного законодательства. Вклад в развитие «школы права» К. Савиньи и К. Эйхгорна. В. Нибур как представитель критической школы в источниковедении. Критический анализ источников римской истории. Ретроспективный метод ученого.
Основные принципы философии истории И. Гердера («Идеи к философии истории человечества». Представление о становлении и развитии мира как органическом целом. Восходящий характер развития народов. Взаимосвязь развития отдельных народов и всего человечества. Науки о культуре. Преемственность и всеобщность социально-культурного процесса. Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим «нетронутой народную культуру». Диалектическая оценка роли традиции в истории человечества. Характеры народов. Культура как продукт и стимул развития народов. Попытка создания эволюционной картины мира. «Великий принцип истории» Гердера. Признание единства всемирной истории. Идея уникального в истории. Гуманистический характер воззрений Гердера.
Философия истории Г. Гегеля. Противоречивый характер интерпретации идей историзма. Курс «Философия истории». Диалектический характер процесса развития. Представление о природном, историческом и духовном мире. Стремление применить диалектический метод к мировой истории как прогрессивному процессу. Противопоставление природы и общества через идею развития. Понимание всемирной истории как «саморазвитие первичного мирового духа». Разум как субстанция и главная движущая сила развития истории. «Хитрость разума». Идея свободы. Роль личности в истории. Мировой дух и отдельные народы в истории. Закон отрицания и роль насилия в истории. Поступательный и необратимый характер исторического развития. Вклад романтиков в развитие принципа историзма. Сущность и значение немецкого историзма, его противоречивый характер.
Либеральная школа французских историков. Отношение к Просвещению и к романтизму. Проблематика школы. Призыв О.Тьерри к созданию новой истории Франции, («истории граждан, истории подданных, истории народа»). Тьерри и его теория классовой борьбы. Проблема германского завоевания и образования на территории Франции непримиримо враждебных «рас». Значение работ Тьерри для мировой историографии.
Особенности научного творчества Ф. Гизо. Гизо о роли классовой борьбы в истории. Его взгляд на роль третьего сословия и монархии в истории Англии и Франции. Проблема прогресса. Гизо о роли материального фактора в истории. Связь истории и современности в оценке Гизо. Проблемы истории Французской революции в творчестве либеральных историков Ф. Минье и А. Тьера.
Исторические и политические взгляды А. Токвиля. «Старый порядок и революция». Вклад Токвиля в изучение истории Французской революции. Ж. Мишле как историк. Мишле о французской революции, о роли народных масс в истории, о путях преодоления противоречий современного общества. Особенности исторического метода Мишле.
Философия истории французского утопического социализма. Социальные условия возникновения утопического социализма. Взаимосвязь идей Просвещения и утопического социализма. Развитие К. Сен-Симоном историко-социологической мысли. Критика современное ему буржуазного общества. Понимание истории как поступательного процесса закономерной смены исторически обусловленных общественных систем. Элементы диалектики в трактовке исторического процесса: идеи закономерности и прогресса. Проблемы собственности и классовой борьбы в истории. Понимание Сен-Симоном целей и задач исторической науки. Критика капиталистического строя в философии истории Ш. Фурье. Критика идей прогресса. Фурье о периодизации истории общества.
Английская романтическая историография. Э. Берк как основатель романтизма. «Размышления о революции во Франции» Критика Берком просветительских идей разума, равенства, прогресса. Закон народонаселения Т. Мальтуса. Исторические воззрения Т. Маколея. Развитие идей утилитаризма И. Бентамом. Вклад в развитие политэкономии Д. Рикардо. Критика капиталистического строя Р. Оуэном. Исторические взгляды Т. Карлейля. Его вклад в разработку истории Французской и Английской буржуазных революций.
Развитие российской историографии в первой половине XIX в. Рост общественного интереса к истории. Складывание научных центров по изучению отечественной истории: университеты, исторические общества. Становление исторической периодики. Накопление и публикация исторических источников. Развитие критики источников. Становление археологии, этнографии, исторической географии и статистики. Формирование основных исторических концепций в трудах ведущих российских историков. Н.М. Карамзин и его «Истории государства Российского». Проблема периодизации российской истории. Характер источниковой базы.
Полемика по вопросам теории и методологии исторической науки. «Скептическая школа». М.Т. Каченовский. Основание «Общества истории и древностей Российских». Н.А. Полевой о единстве исторического процесса. Попытка обоснования идеи об особом пути развития России М.Н.Погодина. Теория «официальной народности» в творческом наследии Н.Г. Устрялова. Идеализация русской общины в творчестве А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, И.В. Киреевского и др. Трактовка различия исторического процесса в России и Западной Европе.
Западники. Историческая концепция А.И. Герцена. Идея исторической закономерности революции. Связь воззрений Герцена с утопическим социализмом: теория «русского социализма». Вклад в развитие медиевистики Т.Н.Грановского. Лекции по истории средних веков: методологические идеи.
С.М. Соловьев и его «История России с древнейших времен». Влияние Гегеля на характер формирования его исторической концепции. Принцип историзма и идея органического, эволюционного развития. Теория факторов. Оценка им основных этапов в русской истории. Значение трудов Соловьева в истории российской и мировой исторической науки.
Оформление «государственной школы» в российской историографии. К.Д. Кавелин и его исследования по истории русского права. Формирование концепции органического развития русской истории. Основные принципы «государственной школы» в трудах Б.Н.Чичерина. Государство и народ: теория закрепощения и раскрепощения сословий. Крестьянство и сельская община в России.
Общая характеристика развития исторической мысли во второй половине XIX – начале XX вв. Развитие социального направления в историографии. Распространение идей позитивизма и формирование позитивистского направления в историографии. Борьба позитивистской историографии и идей историзма. Распространение марксизма. Формирование методологии истории и историографии. Идейно-методологический кризис в исторической науке конца XIX – начала ХХ в.
Позитивизм и его роль в развитии исторической мысли второй половины XIX – начала XX вв. Понятие «позитивизм». Социально-экономические, политические и идейные условия распространения позитивизма: основные принципы и идеи. Возникновение социологии и ее влияние на историю. Социальная направленность позитивистской философии. Идеи единства научного познания природы и общества. Стремление внедрить в историческое исследование методы естественных наук.
О. Конт как теоретик позитивизма. «Курс позитивной философии» и его задачи. Классификация наук. Конт о необходимости создания строго научной «позитивной» науки об обществе как едином социальном организме. Дуализм взгляда Конта на историю. История человечества как отражение последовательной смены форм коллективного сознания («закон трех стадий»): теологического, метафизического, позитивного или научного. Ориентация истории на поиск законов общественного развития: возведение истории в «ранг» подлинной науки. Разумное начало в истории. Феноменализм позитивистской теории познания.
Социальные идеи Г. Спенсера и его работы «Основные начала» и «Основания социологии». Универсальность закона эволюции и особенности его действия. Объективизм Спенсера. Этапы в истории развития общества: племенной, «переходный» (складывание раннее классового общество, объединение племен, появление нации) и утверждения индустриального общества. Роль чувственного начала в истории: ограниченность предвидений. Специфика восприятия идей позитивизма различными национальными историографиями.
Немецкая историография второй половины XIX – начала ХХ вв. Социально-политические условия развития исторической науки. Организация исторических исследований и преподавания истории. Берлинский университет и «школа Ранке». Разработка Л. Ранке историко-критического метода. Его знаменитое требование — писать историю «так, как это происходило на самом деле». Разработка метода критики исторических источников. Основные положения историко-критического метода.
В. Вундт обращение к психологии народов («Психология народов», «Элементы психологии народов»). «Дух истории»: неосознаваемость его законов. Ф.Ницше и его сочинение «О пользе и вреде истории». Ницше о природе исторического познания.
Малогерманская историческая школа: круг ученых. Связь исследовательских проблем с вопросами политического объединения Германии. Малогерманцы о партийном характере исторической науки. И.Дройзен – крупнейший представитель малогерманской школы. Разработка проблем методологии истории. Предмет истории. Проблема специфики исторического познания. Соотношение партийности и объективности. Этапы «понимания» в истории. Методологические взгляды Г.Зибеля. Вклад ученого в развитие медиевистики и новой истории. Эволюция политических взглядов Т. Моммзена. Методологические основы его исследований. Вклад ученого в разработку римской истории. Отражение современности в творчестве историка.
Либеральное направление. Круг либеральных историков. Я. Буркхардт. Его труд «Культура Италии в эпоху Возрождения». Основные этапы развития культуры Европы в трактовке ученого. Критика философии истории. Проблема ограниченности человеческого понимания истории. Иррациональный характер исторического понимания. Теория кризисов. Движущие силы истории. Религиозные основы взглядов Буркхардта на историю.
Методологическая дискуссия в немецкой историографии 90-х г. XIX в. Культурно-исторический синтез К. Лампрехта и его «История Германии». Психологическая основа периодизации Германии у Лампрехта. Этапы развития человечества. Связь идей Лампрехта и позитивизма. Определение предмета истории. Сущность нового понимания истории. Метод причинного понимания истории. Критика идей Лампрехта и утверждение ранкеанских воззрений.
Возникновение марксизма, его предпосылки. Марксистское понимание исторического процесса. Отношение К. Маркса и Ф. Энгельса к философским, экономическим и историческим теориям своего времени. Создание марксисткой теории. Категория общественно-экономической формации. Представление о всемирной истории как естественно - историческом процессе восхождения человечества от низших к высшим формам организации общества. Марксизм и человеческий фактор в истории. Историческая проблематика в трудах основоположников марксизма. Исследования Маркса и Энгельса по истории России. Отношение к историческим источникам. Характерные черты и приемы исторического исследования в трудах Маркса и Энгельса. Отношение к исторической науке как к живому, развивающемуся процессу познания. Влияние марксизма на развитие исторического знания.
Французская историография второй половины XIX - начала ХХ вв. Основные направления французской историографии. «Введение в изучение истории» Ш.Ланглуа и Ш.Сеньобоса. Распространение позитивистских идей во французской историографии. И. Тэн как основатель культурно-исторической школы. Сциентизм Тэна в подходе к истории. Применение «естественнонаучного метода» к изучению социологии и истории. Идея основания экспериментальной истории. «Психологический метод» изучения общества: историческая наука как «психологическая анатомия». Факторы, воздействующие на формирование общественной психологии. Труд Тэна «Происхождение современной Франции». Истоки Французской революции, ее движущие силы, оценка значения. Понятие источника как отражения духа эпохи.
Исторические воззрения Ф. Куланжа. Круг научных интересов: обращение к проблемам методологии истории. Эмпиризм и поиски законов. Факторный подход. Эволюционное понимание общественного развития. Объективизм. «Исторический метод». Работа «История общественного строя древней Франции» и политико-юридическое понимание феодализма. Тенденциозное использование источников. Критика взглядов Куланжа в европейской историографии.
Э. Дюркгейм о специфичности социальной реальности. Человек в философско-антропологической концепции Дюркгейма. Сочетание теоретических и эмпирических подходов к изучаемым явлениям. Влияние основанной им социологической школы на развитие социальных и гуманитарных наук. Теория равноправных факторов в историческом развитии Д. Милля. Исторические взгляды А. Токвиля. Деятельность Г. Моно. Ж. Флакка, Э. Лависса. Причины широкого распространения и устойчивости позитивистских идей в общественном сознании.
Английская историография второй половины XIX - начала XX вв. Формирование Оксфордской и Кембриджской школ английской историографии (У. Стеббс, Д. Актон). Влияние контовских идей. «История цивилизации в Англии» Г.Бокля. Критика им современного состояния исторической науки в сравнении с естествознанием. Предмет истории. Значение в истории статистического метода. Характер исторических законов. Особенности европейского развития. Борьба в истории двух начал: разума и веры. Роль национального характера в истории. Значение идей Бокля в развитии позитивистской историографии.
Вигская школа конституциональной истории Англии. Историческая концепция У Стеббса. Историко-экономическое направление. Усиление внимания к вопросам экономической истории. Многотомный труд Т. Роджерса «История сельского хозяйства и цен в Англии в 1254-1793 гг.». Привлечение новых источники и материалы, проливающие свет на движение цен и заработков. Концепция генезиса английского феодализма Ф. Сибома и его труд «Английская сельская община». Методология исследования и его источниковая база. Идеи континуитета в понимании генезиса феодализма в Англии. Тенденциозность концепции Сибома.
Вопросы истории России в трудах революционных демократов В.Г. Белинский о закономерностях истории и национальном своеобразии в развитии народов. Оценка им реформ Петра I. Основные этапы русской истории в освещении А.И. Герцена. Издание им источников по истории России XVIII – ХIХ вв. Разработка теории «русского социализма». Н.Г. Чернышевский и его подход к изучению общественных явлений. Специальные исторические журналы «Русский архив» и «Русская старина».
Н.И. Костомаров: формирование мировоззрения ученого. Определение им задач исторической науки, отношение к историческому факту и источнику. Идея «национального духа» в исторических трудах Костомарова. Попытка противопоставить трактовку роли народа в истории традициям государственной школы. Народническая историография: субъективная социология П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Государство, народ, интеллигенция, личность в их социологических построениях. Концепция русской истории в трудах К. Н.Бестужева-Рюмина. Его труд «Русская история» и статьи о работах С.М. Соловьева, М.П. Погодина, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др. Оценка декабристского, славянофильского, западнического направлений в историографии. Вклад в развитие источниковедения. Труды Бестужева-Рюмина по истории русского летописания.
Закрепление в европейской историографии понятия «русская школа» как некого научное сообщества специалистов по историографии Великой французской революции (М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П.Г. Виноградов и др.).
«Государственная школа»: эволюция подходов государственников к основным вопросам истории России. Труды П.Б.Струве по истории сельского хозяйства России. Струве о роли государства в истории, о влиянии интеллигенции на характер исторического развития России. М.И.Туган-Барановский и его «Русская фабрика в прошлом и настоящем». Н.П.Павлов-Сильванский: эволюция мировоззрения. Идея «торжества» русского и западного европейского исторического процесса. Периодизация русской истории. Разработка им проблем феодализма в России. Исследование петровских преобразований. Общественная мысль и революционное движение XVIII – XIX вв. в оценке Павлова-Сильванского. Н.А.Бердяев и его взгляды на особенности исторического процесса в России.
Концептуальная история и разработка теоретических проблем исторической науки: П.Н.Милюков. Факторы русской истории в его интерпретации. Теория контрастов. Роль внешних влияний в русской истории. Схема русского исторического процесса. Оценка им реформ Петра I. История русской общественной мысли в освещении Милюкова. Значение позитивистской философии для становления истории как науки.
Неокантианские концепции истории. Стремление возродить принципы философии И. Канта. Философские школы неокантианства. Идеи философов Баденской школы. «Философия науки». В. Виндельбанд и его «История философии». Критика свойственного позитивизму игнорирования специфики различных областей знания. Разделение наук на два вида – «науки о природе» и «науки о культуре». Номотетический (генерализирующий) метод и идеографический (индивидуализирующий) метод. Отношения взаимодополнения. Ценностная ориентация как «главный критерий для зачисления отдельного события в разряд исторических»
Г. Риккерт: противопоставление метода естествознания методу исторической науки. Отрицание объективных закономерностей исторического процесса. Неспособность исторического познание адекватно отразить реальную действительность.
В. Дильтей и его «Введения в науки о духе». Дильтей как теоретик «философии жизни» и основатель «духовно-исторической школы». Критика методологии позитивизма. Общественные науки, науки о духе: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». Противоположность понимания как интуитивного постижения реальности, объяснению как дискурсивно-логической процедуре. Значение утверждения Дильтея о единстве познания и социальной практики. Противоречия в теоретических построениях Дильтея.
Историко-теоретические взгляды М. Вебера. Попытки преодоления теоретической ограниченности неокантианства. Теория «идеальных типов» и идеально-типические конструкции. Вебер о природе исторического познания. Идеи и интересы, определяющие направленность и цели исследования, их изменение во времени. Стремление синтезировать элементы неокантианства, позитивизма и материалистического понимания истории. Идеи Вебера в современной исторической науке: новый подъем интереса к его трудам.
Русское неокантианство. Методологический кризис российской позитивистской историографии. Развитие неокантианских идей В. М. Хвостовым. Определение предмета и особенностей исторической науки. Взгляд на роль личности в истории. А.С.Лаппо-Данилевский. Формирование общественно-политических и философских взглядов. «Методология истории». Обоснование права методологии истории на самостоятельное существование. Структура и функции методологии истории. Вклад Лаппо-Данилевского в развитие исторической науки России: его «Очерки развития русской историографии». Стремление выявить причинно-следственную зависимость историографических явлений. Проблема периодизации российской историографии. Стремление сформулировать концепцию истории России в контексте всемирной истории. Разработка Лаппо-Данилевским вопросов теоретического источниковедения.
Создание новых исторических и историко-партийных учреждений. Комиссия по истории исторической науки и начало подготовки многотомного издания «Очерки по истории исторической науки в СССР». Возникновение новых исторических журналов. Дискуссии о генезисе феодализма, складывании Русского централизованного государства, периодизации феодальной и капиталистической формаций. Доклад М.В. Нечкиной «О двух основных стадиях феодальной формации». Проблемы российского империализма, его особенностей. Изучение революционного движения, общественной мысли, Октябрьской революции, истории политических партий. Работы по истории индустриализации и коллективизации. Исследования по истории Великой Отечественной войны. Догматизация исторической проблематики: распространение иллюстративно-цитатнического метода. Политизация и идеологизация исторического знания. Тотальная борьба с «буржуазными фальсификаторами истории». ХХ съезд КПСС, его влияние на общественное сознание и историческую мысль. Осуждение культа личности Сталина, стремление преодолеть его последствия.
Публикация источников. Деятельность Археографической комиссии и Летописной группы Академии наук. Развитие исследований по археографии, метрологии, дипломатики, сфрагистики, хронологии.
Изучение методологических проблем источниковедения. Публикация «Очерков истории исторической науки». Историко-географические и историко-демографические исследования, изучение влияния географической среды на историю России. Социально-экономические проблемы отечественной истории. «Новое направление» в изучении истории российского империализма. Историографические исследования по история индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Создание многотомных исследований по истории Великой Отечественной и Второй мировой войны, их характеристика. Общественно-политические процессы и их влияние на состояние исторического знания. Причины и характер кризисных проявлений в историческом знании. Методологические поиски конца 80-х – начала 90-х гг. в отечественной исторической науке.
Основные направления развития европейской исторической науки в ХХ - начале ХХI вв. Новые исследовательские ориентиры историографии. Б. Кроче и его «Теория и история историографии». Развитие теоретических положений о связи между настоящим и прошлым в процессе исторического познания. Проблема соотношения объективной исторической действительности и ее осознания. Вопрос о соотношении между историей и историографией. Противопоставление истории и хроники. О. Шпенглер и «Закат Европы». «Историческая морфология» Шпенглера. Циклический характер исторического развития. Понятие культуры в концепции Шпенглера. Типология культур. Культура и цивилизация.
Первая половина ХХ в. как особый период в развитии исторической науки. Возникновение школы «Анналов» и ее влияние на развитие исторической мысли. Основоположники школы (М. Блок, Л Февр). Идейные истоки школы. Ее концептуальные основы. Исследование Блоком феодального общества средневековой Европы, его экономических, социальных и культурных черт («Феодальное общество»). Обращение к истории ментальности («Короли-целители»). Ментальность как центральная категория методологии. Проблема нравственного смысла исторической науки («Апология истории или Ремесло историка»). История – «наука о людях во времени». Взаимосвязь изучения прошлого и настоящего. Гуманизация исторической науки. Междисциплинарный подход. Исторический синтез. «Понимающая история». Труды Февра по истории средневековой Франции.
Изменения методологических подходов, трансформация проблематики и источниковой базы. Становление «Новой истории» как мощного интеллектуального движения. Утверждение идеи целостности гуманитарных (социальных) наук как наук о человеке: тотальность подхода к его изучению. Манифестация нового образа исторической науки как дисциплины аналитической. Утверждение новых научных направлений и радикальное преобразование ряда существующих дисциплин. Развитие междисциплинарности: «историческая социология», «историческая антропология», «историческая демография», «историческая психология» и т.д.
Модернизация теоретико-методологических основ западной историографии. Теоретико-методологические поиски Р. Коллингвуда. Представление об истории как «перетекающих» друг в друга процессах, не имеющих ни начала, ни конца. Постижение смысла исторического события посредством «сопереживания». Метод вопросов и ответов: способ получения подлинного знания о смысле и месте события в национальной и мировой истории.
Трансформация проблематики исторических исследований. Основные школы и направления в европейской исторической науке. Критика «историцизма» К. Поппером. Теория толпы Г. Лебона. К. Ясперс и его теория «осевого времени». Культурно-историческая концепция Й. Хейзинги. Понятие истории как духовной формы познания. Гуманистическая основа мировоззрения и творчества Хейзинги. «Осень средневековья». Хейзинга о кризисе европейской культуры и путях его преодоления.
Историософия А. Дж. Тойнби. Осознание кризисности своего времени. «Постижение истории». Цивилизационная теория Тойнби. Ее основные характеристики. Тойнби и Шпенглер: принципиальное различие их концепций. Судьбы Западной цивилизации в концепции Тойнби. Эволюция идейно-теоретических взглядов Тойнби: кризис либерально-гуманистического мировоззрения ученого. Критика Западной цивилизации.
Броделевский этап в развитии школы «Анналов». Основные работы Ф. Броделя. Публикация труда «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». Работа главным редактором «Анналов». Основание Дома наук о человеке. Капитальный трехтомный труд «Материальная цивилизация, экономика и капитализм (XV-XVIII вв.)». Обращение к теоретическим проблемам. «Броделевская революция» в понимании истории. Опыт построения «глобальной истории»: ее сильные и слабые стороны. Противопоставление «событийной» и «структурной» истории. Теория разных скоростей социально-исторического времени («время большой длительности») и ее воплощение в историографической практике Броделя. Резонанс на его идеи в научном мире. Э. Ле Руа Ладюри и его исследования методологического характера («Территория историка» и др.). Синтетическое понимание истории: соединение социально-демографического описания с человеческой ментальностью.
Проблема верифицируемости исторического знания. Ее характерные черты и динамика развития. Рост междисциплинарных исследований. Новые исследовательские направления (субдисциплины). Клиометрия. Моделирование в истории. Историческая антропология. История ментальностей. Психоистория. Гендерная история. Обращение к изучению повседневной жизни и духовного мира человека прошлого как основного исследовательского направления. К. Леви-Стросс: создатель структурной антропологии. Его исследования первобытных систем родства, мифологии и фольклора. («Структурная антропология», «Мышление дикарей»). Положение о необходимости научной триады: этнографии, этнологии и антропологии. Возможности использования математических моделей и ЭВМ в этнологии. Значение его работы для математизации гуманитарного знания. Ж. Ле Гофф и его «Цивилизация средневекового Запада». Цивилизационный и формационный подходы: их соотношение. Материальные и духовные основания, пространственные и временные структуры, формирующие средневековый образ мира. Ж. Дюби: дискуссия в связи с его концепцией «феодальной революции». Перенос изучения социальных перемен в сферу ментальностей. Критика недооценки Дюби возможности изучения народной культуры.
Постмодернизм и историческая наука. «Вызов риторического релятивизма». Х. Уайт. «Лингвистический поворот». Деконструкционизм и его отражение в исторической науке. Эпистемологические дискуссии. Проблема исторической истины в современной историографической практике. Вероятностный характер знания о прошлом. Сциентизированная история и общественное сознание. Негативные последствия сциентизации истории. Опасность утраты дисциплинарной целостности. Падение научного и социального статуса исторической науки. Пути преодоления фрагментаризации исторической науки и повышения ее социальной значимости. «Возрождение нарратива».
Новейший опыт исторического синтеза. И. Валлерстайн и его опыт построения глобальной истории. Мир - системный анализ. Современная мир-система: ее структура. Валлерстайн о прошлом, настоящем и будущем России. Проблема исторического синтеза в новейшей литературе. Постмодернистский вызов и современное историческое познание.
Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и науки РФ
04 09 2014
3 стр.
Специальность 07. 00. 09. историография, источниковедение и методы исторического исследования
28 09 2014
5 стр.
18 12 2014
1 стр.
Специальность 07. 00. 09. – Историография, источниковедение и методы исторического исследования
07 10 2014
2 стр.
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №108
14 12 2014
4 стр.
01 10 2014
3 стр.
16 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре археологии, этнологии и Отечественной истории Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова
23 09 2014
2 стр.