Перейти на главную страницу
ЦЫРЕНОВ Чингис Цыбикдоржиевич
07.00.09 – историография, источниковедение
и методы исторического исследования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Улан-Удэ – 2008
Работа выполнена на кафедре философии
ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Янгутов Леонид Евграфович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Лепехов Сергей Юрьевич
кандидат исторических наук
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Читинский государственный университет»
Защита состоится 14 мая 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.01 в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Бурятского научного центра СО РАН.
Автореферат разослан 11 апреля 2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Жамсуева Д.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Между тем, «Гуань-цзы» изучен в нашей литературе менее основательно, чем другие древнекитайские сочинения, до сих пор нет полного перевода этого трактата на русский язык, что является существенным пробелом в отечественной востоковедной науке.
Всестороннее исследование содержания трактата «Гуань-цзы» и его полный перевод дадут, с одной стороны, более полное представление о древнекитайских канонах, составивших сокровищницу мировой философской мысли. С другой – новые, исчерпывающие сведения о становлении государственности в Китае, что весьма актуально в наши дни, когда мы стремимся построить правовое гражданское общество.
Степень изученности. Изучение трактата «Гуань-цзы» включает в себя два аспекта: первый – это его перевод с древнекитайского на европейские языки, второй – теоретическое исследование трактата в структурно-композиционном и концептуальном плане. В отечественном китаеведении одним из первых осуществил перевод экономических глав В.М. Штейн. Он также глубоко проанализировал его экономическую концепцию [«Гуань-цзы»: исследование и перевод. – М., 1959]. В этой работе В.М. Штейн исследовал и перевел полностью пять глав (главы 48, 69, 73, 74, 75) и частично – 13 глав (5, 20, 58, 68, 71, 72, 76, 77, 78, 80, 81, 83, 84). Эти главы в основном касаются вопросов экономики и денежного обращения.
Помимо В.М. Штейна, перевод ряда глав «Гуань-цзы» был осуществлен отечественными синологами С. Кучерой и Ян Хиншуном. С. Кучера перевел полностью четыре главы легистского толка (гл. 30, 31, 40, 46), а Ян Хиншун дал полный перевод пяти даосских глав (гл. 36, 37, 38, 39, 49). Перевод 36-й, 37-й, 49-й и 55-й глав представил В.В. Малявин.
Таким образом, в настоящее время из 76 сохранившихся глав «Гуань-цзы» на русский язык переведено 28 глав, из них 15 глав переведены полностью (гл. 30, 31, 36, 37, 38, 39, 40, 46, 48, 49, 55, 69, 73, 74, 75), а 13 – частично (гл. 5, 20, 58, 68, 71, 72, 76, 77, 78, 80, 81, 83, 84). В нашем исследовании выполнен полный перевод 1-й, 2-й, 3-й, 4-й глав трактата, которые ранее не переводились на русский язык.
В 1989 г. известный китайский ученый Чжао Шоучжэн осуществил первый полный перевод всех глав «Гуань-цзы» на современный китайский язык. На базе этого труда в 2003 г. Лю Кэ представил свой вариант перевода всего трактата «Гуань-цзы» на современный китайский язык.
Из отечественных ученых, посвятивших свои работы исследованию концептуального содержания трактата, необходимо отметить труды академика Н.И. Конрада (М., 1972), Л.С. Переломова (М., 1981), Л.С. Васильева (М., 1989), Ю.Л. Кроля (СПб., 1997) и А.И. Кобзева (М., 1994).
Большой вклад в исследование трактата «Гуань-цзы» внесли современные китайские ученые Го Можо, Вэнь Идо и Сюй Вэйюй. В средние века значительную роль сыграли работы китайских ученых Чжан Не (张嵲, 1049-1146, дин. Сун), Чжао Юнсяня (赵用贤, 1535-1596, дин. Мин) «Гуаньхань хэкэ», Дай Вана (戴望, 1837-1873, дин. Цин) «“Гуань-цзы” цзяо чжэн», а также исследования японского ученого-конфуцианца Огю Сорая (荻生徂徠, 1666-1728, период Эдо).
В КНР в последние три десятилетия XX в. число источниковедческих исследований, посвященных трактату «Гуань-цзы», растет с каждым годом. В 1987 г. в городе Цзыбо (провинция Шаньдун, территория столицы царства Ци) был учрежден журнал под названием «Альманах Гуань-цзы» («Guanzi xuekan»). В настоящее время вышло 62 выпуска альманаха.
В Европе изучением данного трактата занимались М.С. де Арле, Г. Габеленц, Г. Халоун, Л. Маверик, В.А. Рикетт.
- осуществлена комплексная структурно-композиционная и концептуальная характеристика трактата «Гуань-цзы», определено, что трактат «Гуань-цзы» представляет собой целостное произведение, в котором нашли своё отражение экономические, философские и политические идеи Древнего Китая;
- уточнена специфика традиционных философских и экономических понятий, использованных в «Гуань-цзы», выявлено, что эти понятия отражают ранние формы синтеза конфуцианских, даосских и легистских идей;
- определены место и роль трактата «Гуань-цзы», установлено, что трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в ряду памятников Древнего Китая, является энциклопедическим произведением, вобравшим в себя идеи различных школ и направлений.
1. Выдающийся древнекитайский государственный деятель Гуань Чжун не является непосредственным автором трактата «Гуань-цзы», тем не менее Гуань Чжун имеет прямое отношение к данному сочинению. В «Гуань-цзы» нашли отражение его экономические и социально-политические реформы, высказывания и мысли.
2. Памятник «Гуань-цзы» создавался на протяжении нескольких столетий и вобрал в себя различные идеи легизма, даосизма и конфуцианства. Вместе с тем он не является конгломератом социально-политических и экономических идей различных школ и направлений, а представляет собой произведение с целостной структурой и единой концептуальной основой.
3. По своей композиции трактат «Гуань-цзы» представляет собой богатое сочетание различных жанров и стилистических приемов, в которых отображены характерные особенности построения древнекитайских текстов.
4. В трактате «Гуань-цзы» нашли отражение передовые идеи мыслителей древности, осознавших необратимые процессы развития частной собственности и формирования государственности.
5. Трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в древнекитайской культуре, представляя собой энциклопедические сведения по истории, экономике, политике и философии Древнего Китая. Он оказал большое влияние на многих выдающихся китайских государственных деятелей как конфуцианского, так и легистского толка. Его идеи послужили непосредственным руководством для ряда экономических и социально-политических преобразований в Древнем Китае.
– данное исследование позволит восполнить пробел в изучении письменных памятников Древнего Китая;
– поможет глубже понять историю древнекитайского общества и его идеологии периода Чуньцю и Чжаньго;
– выполненные переводы могут внести свою лепту в разработку методики перевода древнекитайских текстов;
– результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории Древнего Китая и древнекитайской мысли, а также при проведении практических и семинарских занятий по циклу гуманитарных и общественных дисциплин.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет». Результаты исследования опубликованы в 4 научных работах. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на конференции «История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» в 2006, 2007 гг., а также на ежегодной конференции преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета в 2006 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения, содержащего таблицы, иллюстрирующие тематическую структуру трактата «Гуань-цзы», и перевод первой, второй, третьей и четвертой глав трактата «Гуань-цзы».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость темы, сформулированы цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методы исследования, определена степень ее изученности, дана характеристика источниковедческой базы и структура работы.
Глава I. «Гуань Чжун и трактат “Гуань-цзы”» состоит из двух параграфов. Первый параграф «Гуань Чжун и его эпоха» посвящен описанию конкретно-исторической и социально-экономической ситуации периода Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) и изложению основных сведений из жизни и деятельности Гуань Чжуна, считавшегося автором трактата «Гуань-цзы». Главным источником сведений о Гуань Чжуне послужили сам трактат «Гуань-цзы» и летопись «Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цяня.
В период Чуньцю начался процесс разложения родоплеменных отношений, ослабления центральной власти чжоуского вана и усиления региональных удельных правителей. В такой обстановке участились междоусобицы внутри царств (борьба кланов за трон) и между царствами, слабые и маленькие владения поглощались более крупными и сильными царствами. Гуань Чжун, занимавший пост главного министра в царстве Ци (685-645 гг. до н.э.), провел ряд прогрессивных социально-политических и экономических реформ, направленных на усиление центральной государственной власти удельного правителя. По этой причине в китайской историографии Гуань Чжун считается общепризнанным родоначальником древнекитайской школы фацзя («законники»). Благодаря этим преобразованиям, правитель царства Ци, Хуань-гун, за короткий период времени стал самым сильным из всех удельных правителей Поднебесной и был провозглашен гегемоном – ба (霸), т.е. главой коалиции удельных правителей.
В диссертации на основе данных трактата «Гуань-цзы» изложены сведения о реформах Гуань Чжуна.
Гуань Чжун, согласно трактату «Гуань-цзы», провел следующие преобразования: учредил государственную монополию на добычу железа, соли и рыбы; создал амбарную систему (принцип цин-чжун), реорганизовал денежную систему, надельную систему, а также социальную и административную структуру гражданских и военных поселений. Анализ данных реформ показал, что не все реформы, описанные в «Гуань-цзы», были осуществлены Гуань Чжуном, некоторые из них были приписаны ему в более поздний период.
Так, например, монополизация Гуань Чжуном добычи железа вызывает некоторые сомнения. Согласно научным археологическим данным, при жизни Гуань Чжуна железо либо вообще не было известно в Китае, либо оно не было широко распространено и, соответственно, сведения о создании Гуань Чжуном государственной монополии на железо являются позднейшей интерполяцией. Однако, даже если признать, что железо в тот период и не было известно китайцам, у нас есть основания предположить, что Гуань Чжун мог монополизировать бронзолитейное дело, так как предметы утвари, оружие и орудия труда до появления железа изготовлялись из бронзы. Таким образом, несмотря на некоторые спорные моменты в описании реформ Гуань Чжуна, его роль в истории Древнего Китая действительно велика.
Во втором параграфе «Трактат «Гуань-цзы» в культуре Древнего Китая» рассматривается история создания трактата «Гуань-цзы» и его место в ряду других древнекитайских сочинений. Трактат «Гуань-цзы» вобрал в себя идеи представителей различных школ и направлений: легизма, даосизма, конфуцианства, моизма и инь-ян цзя. Поэтому в традиционной китайской историографии нет единого мнения по поводу принадлежности памятника к какой-либо из школ. В летописи «Цянь-Ханьшу» (Бань Гу, I в. н.э.), в разделе «И вэнь чжи», трактат «Гуань-цзы» квалифицируется как даосский памятник. В более поздней летописи «Суй шу» (Вэй Чжэн, (580-643 гг. н.э.), VI-VII вв. н.э.) «Гуань-цзы» был отнесен к школе фа цзя. Нет единого мнения и по поводу авторства памятника «Гуань-цзы».
Согласно китайской традиции, трактат «Гуань-цзы» («[Трактат] мудреца Гуаня») был написан самим Гуань Чжуном, однако в настоящее время большинство китаеведов считает, что этот трактат был создан не лично Гуань Чжуном, а уже после него, как предполагают, в академии Цзися (царство Ци).
Академия Цзися является первым и крупнейшим центром науки и культуры всего Древнего Китая. По разным данным, эта академия была создана в период правления циского Хуань-гуна (из рода Тянь, 374-357 гг. до н.э.) или его сына Вэй-вана (356-320 гг. до н.э.). Наивысший расцвет академии Цзися приходится на годы правления циского Сюань-вана (319 – 301 гг. до н.э.). Необходимо отметить, что почти все знаменитые древнекитайские философы (Мэн Кэ, Сюнь Куан, Хань Фэй, Шэнь Дао, Инь Вэнь, Сун Цзянь, Цзоу Янь и др.) так или иначе имели отношение к циской академии наук.
Период создания «Гуань-цзы» (Чжаньго) характеризуется тем, что в то время уже сформировалась культурно-политическая элита, в среде которой создавались письменные тексты, составившие основу общекитайской традиционной культуры. Несмотря на длительный период политической раздробленности, именно на эпоху Чжаньго приходится формирование и расцвет традиционной китайской культуры.
Впервые трактат «Гуань-цзы» был упомянут в памятнике II в. до н.э. «Хуайнань-цзы». Однако разрозненные изречения из «Гуань-цзы» мы встречаем в более раннем сочинении III в. до н.э. «Ханьфэй-цзы» (гл. 38). В частности, в «Ханьфэй-цзы» приводятся две цитаты из первой и третьей главы «Гуань-цзы» соответственно. Они предваряются оборотом «Гуань-цзы сказал» (или же «[В] «Гуань-цзы» сказано»).
Это обстоятельство дает нам основание утверждать, что трактат «Гуань-цзы» начал оформляться еще до III в. до н.э.
По жанровой принадлежности трактат «Гуань-цзы» можно считать энциклопедическим произведением типа «Хуайнань-цзы» и «Люй ши чуньцю»1.
Существует три основных категории письменных памятников по истории Древнего Китая: первая – «древние сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг», вторая – «тексты, впервые обнаруженные в средние века», третья – «рукописи древних произведений, находимые в наши дни при археологических раскопках»2. По данной классификации трактат «Гуань-цзы» относится к первой категории трактатов, т.е. это «древние сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг», которые, к сожалению, в течение всей истории своего существования подвергались различным искажениям.
В современной научной литературе высказывается множество различных версий относительно причастности Гуань Чжуна к «Гуань-цзы», датировки, цельности и завершенности данного трактата. В диссертации подробно анализируются все эти версии и делается вывод:
1. Трактат «Гуань-цзы» не был написан непосредственно Гуань Чжуном, но тем не менее его изречения и практическая деятельность были положены в основу этого трактата. Поэтому можно сказать, что Гуань Чжун имеет прямое отношение к трактату «Гуань-цзы».
2. В написании трактата «Гуань-цзы» приняли участие ученые разных поколений периода Чжаньго.
3. «Гуань-цзы» не является конгломератом социально-политических и экономических идей различных школ и направлений, а представляет собой произведение с целостной структурой и единой концептуальной основой.
Глава II. «Характеристика трактата “Гуань-цзы”» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Структурно-композиционная характеристика трактата “Гуань-цзы”» дается описание и анализ архитектоники глав «Гуань-цзы», а также описание древнейшего издания этого трактата. Здесь отмечаются основные принципы построения текста «Гуань-цзы», при этом подчеркиваются стилистические приемы (различные типы параллелизмов) и литературные формы (развернутый диалог), характерные для данного сочинения.
Как известно, в 213 г. до н.э. все нелегистские сочинения, созданные на тот момент (кроме трактатов по медицине, земледелию и гаданию), были сожжены по приказу императора Цинь Шихуана. Среди сожженных трактатов был и трактат «Гуань-цзы». Однако главы из «Гуань-цзы», наряду с некоторыми другими трактатами, сохранились в императорских библиотеках, которые не попадали под приказ императора. Позже, в 26 г. до н.э., ханьский ученый Лю Сян смог найти 564 разрозненные главы «Гуань-цзы» в императорских библиотеках, а также в частных собраниях и сформировал из них свою версию трактата из 86 глав.
Вопрос о первоначальном количестве глав трактата «Гуань-цзы» объясняется по-разному. Например, Ян Хиншун пишет, что первоначально трактат «Гуань-цзы» состоял из 564 глав, из которых ко времени Лю Сяна сохранилось лишь 86 глав. Таким образом, Ян Хиншун утверждает, что остальные 478 глав были утеряны. Но данная точка зрения, по-видимому, неверна, так как в предисловии Лю Сяна к трактату «Гуань-цзы» говорится, что он смог отыскать 564 главы, исключил 478 повторяющихся глав и составил «Гуаньцзы» из оставшихся 86 глав. Позже 10 из 86 глав были утеряны.
В тематическом плане трактат «Гуань-цзы», по версии Лю Сяна, состоит из восьми тематических разделов. Каждый из разделов содержит несколько глав (1-й раздел – 9 глав; 2-й раздел – 8 глав; 3-й раздел – 9 глав; 4-й – 18 глав; 5-й раздел – 5 глав; 6-й – 13 глав; 7-й раздел – 5 глав; 8-й раздел – 19 глав).
Характерной чертой древнекитайских текстов является деление их по свиткам-цзюаням. Трактат «Гуань-цзы», по версии Лю Сяна, состоит из 24 цзюаней. Цзюань – это пронумерованные формальные единицы типа томов, составляющие одно единое произведение. Цзюани, в отличие от глав (пянь), не имеют какого-либо содержательного смысла и относятся не столько к тексту, сколько к издательской аранжировке текста в книге.
В диссертации делается вывод о том, что из 10 утерянных глав наибольшее их количество (3) входило в состав шестого («Цза пянь») и восьмого («Цинчжун пянь») тематического раздела, затем идет третий раздел («Нэй янь»), в котором отсутствуют 2 главы, далее – четвертый («Дуань юй») и седьмой («Гуань-цзы» цзе») разделы, в каждом из которых отсутствует по одной главе. Из 10 утраченных глав наибольшее их количество (4) входило в состав цзюаня № 19, далее по убывающей следуют цзюани № 24 (2 главы), № 21 (1 глава), № 8 (1 глава), № 9 (1 глава), № 11 (1 глава).
«Гуань-цзы» состоит из 130 тысяч иероглифов и является одним из крупнейших древнекитайских философских сочинений.
Главы трактата «Гуань-цзы» построены по разным принципам. Например, в некоторых главах «Гуань-цзы» (1, 4, 5, 6, 8, 9, 55, 83 и т.д.) используется тематическая рубрикация, которая заключается в делении текста главы на несколько абзацев. Каждый абзац заканчивается резюмирующей однотипной фразой-формулировкой «справа [говорилось] о том-то». При этом использовался иероглиф 右you («правый, справа»), который в некоторых версиях заменен на созвучный иероглиф 有you («иметь»). Это можно объяснить тем, что трактат «Гуань-цзы» неоднократно подвергался переписыванию и в результате переписки в тексте появлялись разного рода ошибки.
Необходимо отметить, что большинство глав с такой рубрикацией (6 глав из 8) входят в состав первого тематического раздела «Цзин янь». То есть по данному формальному признаку этот раздел довольно однороден, и это обстоятельство позволяет сделать предположение о едином авторстве и датировке данных глав.
По своей композиции трактат «Гуань-цзы» представляет собой сочетание различных жанров и стилистических приемов.
В «Гуань-цзы» воспроизводятся и разрабатываются некоторые формы изложения материала, которые мы находим в «Шуцзине». Например, сначала – перечень тезисов, затем – раскрытие того, что названо в перечне. По такому принципу построена глава 10, 11, частично – глава 12.
В некоторых главах весь текст или его часть поделен на фрагменты, в которых главная мысль выражена в виде лаконичного тезиса-цитаты, помещенного в конце фрагмента. Перед тезисом дается комментарий и однотипный оборот, выражающий ответ-пояснение «поэтому и говорится».
Судя по всему, данные тезисы-цитаты представляют собой некие древние изречения, принадлежащие самому Гуань Чжуну. Такое построение текста встречается в главах-комментариях 63 («Му минь цзе»), 64 («Синши цзе»), 65 («Ли чжэн цзю бай цзе»), 66 («Бань фа цзе»), 67 («Мин фа цзе»). Данные главы написаны в форме комментария к первым главам трактата (гл. 1 («Му минь»), 2 («Синши»), 4 («Ли чжэн »), 7 («Бань фа»), 46 («Мин фа»)), состоящим из кратких тезисов, не всегда поддающихся переводу. Принимая во внимание краткость тезисов в первых главах «Гуань-цзы» и наличие глав-комментариев к ним, можно с большой долей уверенности предположить, что эти исходные главы содержат высказывания самого Гуань Чжуна.
Многие главы трактата «Гуань-цзы» написаны в жанре диалога с применением вопроса и промежуточных, постепенно конкретизируемых или заключительных реплик как отправных пунктов для последующего рассуждения или для акцентировки основной мысли изложения.
Так как в «Гуань-цзы» обсуждаются решения по важным вопросам экономической и социальной политики государства, диалоги трактата «Гуань-цзы» сочетают в себе черты дидактической и практической форм диалога. В даосских главах «Гуань-цзы» (36, 37 , 38 и 49) иногда ведется диалог автора с читателем, задаются «вечные», риторические вопросы без прямых ответов на них.
Форма вопросов и ответов – обычный прием «Луньюя», но там диалог дан, как правило, в элементарном виде: вопрос – ответ, здесь же с помощью диалога построены целые большие главы (например, 68, 69, 71, 72, 74, 75, 76 и др.). Таким образом, именно в «Гуань-цзы» развернутый диалог оформился в качестве приема, показательного для литературы эпохи Чжаньго.
Главными участниками диалогов являются Хуань-гун и Гуань Чжун, в некоторых главах к диалогу присоединяется сановник Бао Шуя.
Характерным приемом подачи материала в тексте трактата «Гуань-цзы» и других древнекитайских трактатов является использование параллелизмов. М.В. Крюков характеризует параллелизмы следующим образом: «Параллельными мы будем называть предложения, имеющие одну и ту же грамматическую структуру, но не вполне совпадающие между собой»3.
Параллелизмы являются важным элементом формальной структуры древнекитайского текста, позволяющими адекватно и глубоко воспринимать и интерпретировать контекст сложных для понимания фрагментов древних текстов. Широкое применение параллелизмов и многоступенчатых рассуждений говорит о высокой степени организации текста.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В трактате «Гуань-цзы» используется богатое сочетание литературных форм (развернутый диалог и монолог) и различных стилистических приемов (параллелизмы и многоступенчатые рассуждения). То, что в «Гуань-цзы» используются развернутые формы диалога, говорит о сравнительно высоком уровне развития языковых средств, а соответственно, указывает и на более поздний период происхождения этих диалогов. Что касается параллелизмов, то они встречаются и в диалогах, и в монологах трактата «Гуань-цзы».
2. В «Гуань-цзы» используется прием описания, и особенно часто – прием изложения в виде точных, лаконичных формул и последующего, уже подробного, их раскрытия.
Во втором параграфе «Концептуальная характеристика трактата“Гуань-цзы”» рассмотрены основные социально-политические и экономические концепции.
В концептуальном плане трактат «Гуань-цзы» является памятником социально-экономической мысли Древнего Китая. В нем нашли свое отражение реформы, проведенные Гуань Чжуном на посту главного министра царства Ци.
Социально-политическая и экономическая мысль в Древнем Китае, как правило, была тесно связана с образом идеального правителя (например, «Луньюй», «Мэн-цзы», «Сюнь-цзы», «Шан- цзюньшу», «Даодэцзин», «Мо-цзы»). Учение об идеальном правителе содержится и в трактате «Гуань-цзы».
Все высказывания относительно правителя в трактате «Гуань-цзы» можно свести к четырем аспектам:
1. Рекомендуемые правителю мероприятия, ведущие к увеличению военной и экономической мощи государства, а также личной власти правителя (главы 68-86 и др.). 2. Личные качества правителя (главы 26, 36, 37, 38, 49, 53, 55 и др.). 3. Критерии отбора людей на высшие административные посты, т.е. личные качества и наклонности подчиненных, особенности применения метода наград и наказаний (главы 1, 2, 3, 45, 46 и др.). 4. Конкретные меры по завоеванию доверия народа (главы 16, 22, 32, 33 и др.).
В «Гуань-цзы» содержится много высказываний о том, что управлять страной по-настоящему можно лишь на основании закона (фа): «Хотя совершенный человек и может создавать законы, однако он не может управлять страной, отрешившись от законов».
Закон, по мысли «Гуань-цзы», в отличие от «Шанцзюньшу» и «Ханьфэйцзы», должен основываться на нравственной и гуманной основе.
Образцом для подражания у правителя должны быть совершенномудрые правители древности (Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ван) (гл. 12, 16 и др.). Этот ретроспективный идеал правителя характерен для конфуцианского учения, у легистов же образ идеального правителя обращен в будущее, хотя при этом они и отдают должное совершенномудрым правителям древности, так как во времена их правления натура человеческая была более чистой и совершенной.
Важную роль в «Гуань-цзы» играет идея образования, наставлений и поучений народа. Когда такие наставления с течением времени укоренятся в обычаях народа, то необходимость в многочисленных наказаниях отпадет сама собой.
Примечательно то, что все концепции трактата «Гуань-цзы» тесно, логично и органично связаны между собой и представляют собой единый проект развития военной и социально-экономической мощи государства. В трактате сведены воедино принципы оптимальной организации социальной структуры общества, военного и гражданского территориального деления государства, надельной системы, а также налоговой системы в сельском хозяйстве и горнодобывающей области.
Особо следует подчеркнуть принципиально новые для того времени методы регулирования товарных цен, основанные на учете принципа сезонности, а также увеличения и уменьшения объема денежной массы.
Центральное место во всех экономических построениях «Гуань-цзы» занимает социально-экономический принцип «цин чжун» («[установление баланса] легкого и тяжелого»), показанный в главах 80–86. Данный принцип выражает идею контроля государства над экономикой страны и представление о том, что общественное бытие развивается по определенным закономерностям. В частности, выпуск денег и формирование товарных резервов призваны удерживать умеренные цены на продовольствие и поддерживать главную отрасль экономики любого древнекитайского царства той эпохи – земледелие.
Главным средством достижения этих целей, по «Гуань-цзы», считались «закон» («фа») и так называемые «количественные методы регулирования» («шу», гл. 73 «О государственных накоплениях»).
Для осуществления формирования зерновых запасов и выпуска денег чиновники должны прежде всего регулярно следить за рынком сельскохозяйственных продуктов. В их руках должны быть статистические расчеты относительно размеров урожая данного года, движения цен и т.д. Если на рынке есть избытки хлеба, необходимо отдать распоряжение об отливке денег. Затем амбарные чиновники должны произвести ряд закупок зерна, пока цена не установится на уровне, признаваемом нормальным. Все эти распоряжения и есть вышеупомянутые количественные методы регулирования («шу»).
В трактате «Гуань-цзы» необходимо различать два омонимичных термина под названием шу: первый – это традиционный легистский термин шу (术) – «искусство, техника политического маневрирования», а второй – шу (数) - «количественные методы регулирования». Первый термин относится к сфере экономики, а второй – к сфере политики.
Надельная система, предложенная в трактате «Гуань-цзы», выгодно отличается от традиционной системы цзин-тянь. Система «Гуань-цзы» исходит из того, что степень плодородия и особенности рельефа земель (степень близости к источнику воды и т.д.) могут быть самыми различными, и существенным образом влиять на урожайность всех земель.
В главе 58 надельная система изложена следующим образом: площадь каждого конкретного надела состоит из произведения площади базового надела и коэффициента качества почвы. Если выразить этот принцип наделения землей в виде формулы, то это будет выглядеть следующим образом: S = s x k, где S – это площадь конкретного участка, s – площадь базового надела, а k – это коэффициент плодородия и пригодности конкретного земельного надела. В этой главе указывается, что площадь базового надела равняется 7 китайским футам (чи), а коэффициент варьируется от 1 (наиболее пригодная для земледелия почва) до 20 (наименее пригодная для земледелия почва). Таким образом, надельный принцип трактата «Гуань-цзы» можно уточнить в виде следующей формулы: S = 7 x k.
В «Гуань-цзы» рассматриваются и социально-этические проблемы. В частности, в нем содержится оригинальная трактовка концепции «чжэн-мин» («исправление имен»), приписываемой Конфуцию. Конфуций говорил: «Правитель должен быть правителем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». В «Гуань-цзы» это изречение раскрывается более подробно, в нижеследующем фрагменте отражаются причины зарождения искажения имен: «[Если] правитель не будет правителем, то сановник не будет сановником, [если] отец не будет отцом, то сын не будет сыном».
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщающие основные концептуальные и структурно-композиционные особенности трактата «Гуань-цзы», его место и роль в культурной традиции Древнего Китая.
В Приложении I приводится таблица, наглядно иллюстрирующая тематическую структуру трактата «Гуань-цзы», которая описана в первом параграфе второй главы данной диссертационной работы.
В Приложении II дана таблица, иллюстрирующая расположение всех 86 глав «Гуань-цзы» по 24 традиционным «цзюаням» («свиткам»).
В Приложении III дается перевод первых четырех глав трактата «Гуань-цзы», не переведенных ранее на русский язык. Все четыре главы входят в первый тематический раздел «Канонические речи» («Цзин янь»).
Статьи в изданиях, рекомендованных в ВАК
1. Цыренов Ч.Ц. Образ идеального правителя в трактате «Гуань-цзы» // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Востоковедение. – Вып. 5. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. – С. 55-60.
2. Цыренов Ч.Ц. Основные социально-философские концепции древнекитайского трактата «Гуань-цзы» // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. – Вып. 9. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. – С. 6 – 11.
4. Цыренов Ч.Ц. Трактат «Гуань-цзы» и его основные экономические идеи // История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. – С. 284-289.
Св-во РПУ-У №1020300970106 от 08.10.02.
Подписано в печать 04.04. 08. Формат 60 х 84 1/16.
Усл. печ. л. 1,1. Тираж 100. Заказ 85.
Издательство Бурятского госуниверситета
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
16 12 2014
1 стр.
Специальность 07. 00. 09. историография, источниковедение и методы исторического исследования
28 09 2014
5 стр.
Специальность 07. 00. 09. – Историография, источниковедение и методы исторического исследования
07 10 2014
2 стр.
01 10 2014
3 стр.
18 12 2014
1 стр.
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №108
14 12 2014
4 стр.
Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и науки РФ
04 09 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре археологии, этнологии и Отечественной истории Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова
23 09 2014
2 стр.