Перейти на главную страницу
Нация это тип этноса, т.е. исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся наличием государственности, экономической общности (национального рынка), появлением и распространением литературного языка и т.д. Появлению нации предшествует развитие народности, представляющей собой территориальную, экономическую и культурную общность людей. Для превращения народности в нацию необходимы определенные социально-экономические факторы, способствующие преодолению экономической замкнутости, характерной для феодальной эпохи.
Необходимые факторы для образования татарской нации складывались в течение долгого времени. Они зародились еще в недрах феодализма и затем развивались и укреплялись по мере расширения и углубления рыночно-буржуазных отношений в татарском обществе. Буржуазные реформы 60-70-х гг. создали необходимые условия для более быстрого развития капитализма и ускорили процесс утверждения буржуазных отношений у татар. Одновременно шел процесс зарождения и развития татарской общественной мысли - просветительства (одним из этапов которого стал джадидизм), способствовавшего развитию национального самосознания и национально-освободительного движения. Все эти факторы сыграли важную роль в складывании нации.
1. Социально-экономические изменения в жизни татарского народа.
Со второй половины XVI в. татары Поволжья и Приуралья оказались включенными в общероссийский рынок и ввиду этого новые тенденции в экономическом развитии страны быстро отражались в их жизни. В XVIII в. вслед за центральными районами России здесь появляются капиталистические мануфактуры. В 60-80-х гг. XVIII в. только в Казани и ее слободах насчитывалось 34 кожевенных мастерских с 3-9 мастерами в каждой. Производительность мыловаренных и свечных предприятий капиталистического типа доходит до 100 тыс. тонн продукции в год. В крае развивается также текстильное производство, расширяется сеть винокуренных и медеплавильных заводов.
Вместе с развитием производительных сил в крае развивается обмен, расширяются рыночные связи. В конце XVIII в. в Казанской губернии было зарегистрировано 2876 купцов, из которых многие были татарами. Казанские купцы активно торговали не только в пределах России, но и с зарубежными странами. Кроме того, в Казани постоянно находилось много купцов из других городов России и иностранных государств.
В рыночные отношения постепенно втягивалось сельское население. В татарскую деревню проникали товарно-денежные отношения, вызывая среди крестьян социальное расслоение. Среди татар появляются люди, занимающиеся промышленной деятельностью. Отдельные татарские купцы становятся владельцами мануфактур. Причем у татарских купцов не было крепостных, поэтому они сразу были вынуждены прибегать к использованию наемной рабочей силы, что придавало их мануфактурам с самого начала капиталистический характер. Так, к концу XVIII в. из среды татар, наряду с торговой, начинает формироваться промышленная буржуазия.
Развитие капиталистических тенденций среди татар встретило сильное противодействие российского правительства, что неизбежно снизило их силы в конкурентной борьбе с русской буржуазией. Уже после завоевания Казанского ханства татары были выселены с берегов крупных рек и больших дорог, т.е. отдалены от транспортных артерий. Татарский капитал не мог проникнуть в многие отрасли производства (винокуренное, сахарное, металлургическое, нефтяное и др.). Татарским купцам чинились препятствия при организации торговых и промышленных акционерных обществ. Тем не менее татарская торгово-промышленная буржуазия постепенно укрепляла свои позиции.
Отмена крепостного права явилось толчком к усилению капиталистических отношений в татарском обществе. Это проявилось прежде всего в росте промышленного производства. Например, в 1868 г. братья Рамеевы открыли в Оренбургской губернии два золотых прииска, на которых работало около 1000 рабочих. В 1890 г. казанский купец А.Сайдашев приобрел в собственность стекольный завод в Царевококшайском уезде Казанской губернии, вскоре получившем известность в Поволжье как крупнейшее промышленное предприятие. Успешно развивалась у татар меховая промышленность, основным центром которой был Мамадышский уезд Казанской губернии. Расширялись китаечное и спичечное производства. Строились новые предприятия татарских предпринимателей: крахмально-паточный завод М.Азимова, хлопчатобумажная фабрика Утямышева и компании, мыловаренный и глицериновый завод И.Арсланова и другие.
В пореформенный период вполне определились и укрепились основные районы татарского промышленного капитала. В Казанской губернии сосредоточились, главным образом, мыловаренные, кожевенные и меховые заводы и фабрики, в Вятской губернии - преимущественно хлопчатобумажные, Симбирская и Саратовская губернии стали центрами суконного производства. На Урале (в Оренбургской губернии) действовал ряд золотых приисков и заводы по обработке животного сырья. Эти промышленные районы имели регулярные экономические связи.
Несмотря на сохранявшиеся феодальные пережитки, крестьянские реформы 60-х гг. ускорили развитие капитализма в деревне. Это прежде всего проявилось в интенсивном расслоении крестьянства. Быстро увеличивалась сельская буржуазия, которая к 80-м гг. составляла уже 5,3 процента по отношению ко всему сельскому населению татарской деревни. С другой стороны, росло число безземельных и малоземельных крестьянских хозяйств. Расслоение татарского крестьянства способствовало быстрому росту свободной рабочей силы. Разорившиеся земледельцы вынуждены были наниматься в батраки или уходить на "отхожие заработки".
Пореформенные годы стали временем формирования татарского промышленного пролетариата. Основным источником формирования пролетариата являлось крестьянство, значительная часть которых полностью порвала связь с деревней и существовала, лишь продавая свою рабочую силу. Формирование рабочего класса происходило также за счет привлечения в фабрично-заводскую промышленность домашних рабочих и разорившихся кустарей.
Татарский пролетариат представлял собой довольно крупный национальный отряд российского рабочего класса и насчитывал в своих рядах 89 тыс. человек (по данным переписи 1897 г.). По численности он уступал лишь русскому, украинскому и латышскому рабочему классу. Татарские рабочие трудились на металлургических заводах Урала, на угольных шахтах Донбасса, на нефтяных промыслах Баку и на предприятиях ряда других развитых промышленных регионов страны. Много их было на суконных фабриках Акчуриных, Дебердеевых, Алеевых, Кокшанском и Бондюжском химических заводах Ушкова, Алафузовских фабриках и мыловаренном заводе Крестовниковых.
К концу XIX в. экономически и политически окрепла татарская буржуазия. В пореформенные годы она выросла количественно и превратилась в мощную социальную силу. Так, потеря крестьян, вследствие отмены крепостного права вынудила часть татарского дворянства заняться торгово-промышленной деятельностью. Однако татарская буржуазия пополнялась прежде всего выходцами из крестьян: развивая торгово-ростовщическую деятельность, сельские богатеи накапливали большие денежные средства, на которые они строили промышленные предприятия. Особенно много предпринимателей из татар было в Казанском, Мамадышском, Елабужском, Царевококшайском уездах. Ряды татарской буржуазии пополнялись также разбогатевшими представителями мелкой промышленности. Хозяева кустарных мастерских, использовавшие наемный труд, со временем становились владельцами фабрик и заводов. Этот процесс шел как в городах, так и в деревнях.
Значительной продолжала оставаться торговая буржуазия, тесно связанная с товарным производством. Татарские купцы, ставшие обладателями крупных денежных средств, вели обширные коммерческие операции не только на местных, но и на всех важнейших рынках России. Они начали создавать торговые дома на паевых началах подобно акционерным обществам. В 1892 г. татарам принадлежало 10 таких торговых домов (компаний), действующих в различных губерниях России, денежный капитал которых в совокупности составлял более 800 тыс. рублей.
Постепенно татарский торговый капитал утрачивал свою ведущую роль, и на первый план стали выдвигаться фабриканты и заводчики, связанные с банковским капиталом. Среди них следует выделить Акчуриных, Дебердеевых, Рамеевых, Сайдашевых и др., завоевавших широкую известность в торгово-промышленном мире Среднего Поволжья и Приуралья.
Все эти социально-экономические факторы в значительной мере способствовали образованию татарской нации.
Во второй половине XVIII в. просветительство начинает зарождаться в России. Просветительские вопросы были затронуты уже в работах Ломоносова, а затем получили более глубокую разработку в трудах А.Я.Поленова, Я.П.Козельского, И.А.Третькова, С.Е.Десницкого, Д.И.Фонвизина, Н.И.Новикова, В.Г.Белинского, А.И.Герцена и др.
Татарское просветительство возникло на рубеже XVIII-XIX вв. Основой его формирования стало вступление татар на новый этап экономического, общественного и духовного развития. Развитие нового экономического уклада усилило подвижность населения, в результате чего татарские крестьяне имели возможность уходить на заработки в промышленные регионы страны (например, на Урал, на шахты Донбасса и т.п.). Это открывало путь к усвоению ими культурных, духовных, эстетических ценностей и достижений русского, а также других народов, к восприятию демократических идей. Все это затем внедрялось в жизнь, быт татарского народа и способствовало постепенному смыванию средневековой раздробленности, активизации национальной жизни, пробуждению национального самосознания.
Развитие просвещения среди татар в первой половине XIX вв. тесно связано также с деятельностью в Казани университета. Открытие Казанского университета повлекло за собой создание начальных школ, народных училищ и гимназий в округе. Университет оказывал большое влияние на общественно-политическую и культурную жизнь местного общества, являлся центром, вокруг которого объединялись общественные и интеллектуальные силы.
Вместе с тем, имелись значительные трудности на пути развития татарского просветительского движения. Во-первых, в XIX в. русское правительство продолжало культурное наступление на татарский народ, предприняв ряд русификаторских мероприятий. Во-вторых, возросло влияние ислама. В это время татарское духовенство, интеллигенция и просто состоятельные люди практиковали отправку детей для учебы в Хорезм и Бухару. Там они получали образование и воспитание согласно принципам ортодоксального ислама и, возвратившись, проповедовали те же идеи среди татарского населения.
Следует учитывать и то, что большинство представителей татарского просветительства являлись богословами, священнослужителями. Это послужило впоследствии основанием, например, для французских ученых А.Беннигсена и К.Келькюже представить деятельность татарских просветителей как модернистское движение татарской интеллигенции, нацеленное лишь на реформу ислама.
В действительности же татарские просветители стремились приспособить мусульманские догматы, несколько изменив их, к меняющимся условиям жизни татарского общества. И, как отметил Гаяз Исхаки, главной целью просветителей было духовное возрождение народа, приобщение его к достижениям человечества во всех сферах общественной жизни.
Перемены в духовной жизни татарского народа необратимо вели к ломке вековых традиций. Под влиянием происходивших вокруг перемен началось переосмысление распространенных в народе морально-этических и других духовных ценностей. Появляются признаки недовольства тесными рамками средневековых норм и правил общественной жизни, стремление к переоценке тех устоев, на которых базировался бытовой уклад людей. Эти перемены в духовной жизни народа нашли наиболее яркое выражение в просветительском движении.
Просветительство являлось идеологией зарождавшейся буржуазии, поэтому татарские просветители также выражали ее потребности и идеалы, как носителя складывающихся новых социально-экономических отношений. При этом просветители всячески осуждали жадность, алчность, корыстолюбие, рассматривая их как свойства, противные человеческой природе. Они чувствовали себя независимыми от тех социальных сил, стремления и желания которых поддерживали. Позднее эти идеи нашли отражение в произведениях Салихжана Кукляшева (1811-?), Мухаметгали Махмудова (1824-1891). Однако все же следует признать, что условиях начала XIX в. просветительские идеи и требования буржуазных прав и свобод не получили еще широкой общественной поддержки.
С 60-х гг. начинается новый этап в татарском просветительском движении. Оно приобретает более зрелую форму и охватывает почти все стороны духовной жизни татарского народа. На этом этапе в татарском просветительском движении более уверенно развивается народно-демократическое направление, отражающее интересы низших слоев населения, прежде всего крестьянства. Это было вызвано тем, что в результате углубления капиталистических отношений в татарском обществе усиливалось классовое расслоение, которое в свою очередь отражалось и на идейно-политической жизни нации. В изменившихся условиях татарское просветительское движение поднялось на качественно новую ступень.
Выдающимися представителями татарского просветительства, действовавшими в этот период, были Шигабутдин Марджани (1818-1889), Хусаин Фаезханов (1828-1866) и Габделькаюм (Каюм) Насыри (1825-1902). Татарская общественность услышала их голоса в 50-е гг. XIX в. и они продолжали звучать вплоть до начала ХХ в. К концу XIX в. к ним присоединился голос Шамсутдина Культяси (1856-1930). В деятельности и произведениях этих мыслителей просветительская программа для татарского народа нашла свое наиболее полное выражение.
В последней четверти XIX в. просветительские идеи начинают широко пропагандироваться в литературных произведениях. Это было во многом связано с появлением в татарской литературе прозы (роман, повесть), драмы и комедии, а также тенденцией к созданию произведений, написанных на простом языке, понятном для читателя. Так, просветительско-демократические идеи в массы несли писатели Ф.Халиди, Г.Ильяси, З.Бигиев и др. Их традиции продолжили в своих ранних произведениях Ш.Мухамедов, Г.Исхаки, Г.Камал, М.Гафури и др.
Татарское просветительское движение, возникнув на рубеже XVIII и XIX вв., прошло более чем столетний путь развития. В процессе развития расширялась проблематика просветительской мысли, обогащалось ее содержание, постепенно она охватывала все насущные вопросы, встававшие перед татарским народом, и становилась все более разнообразной по формам своего проявления. Если первоначально просветители ограничивались областью философско-мировозренческих проблем и пропагандой научных идей, то впоследствии их деятельность выросла в широкое литературное движение, оставившее глубокий след в жизни татарского народа и развитии его общественной мысли.
Татарское просветительство способствовало подрыву господства феодальной идеологии, освобождению татарского общества от отживших средневековых традиций и выводу его на путь всестороннего прогресса. В условиях господства феодальной косности, мистицизма татарские просветители видели свою основную задачу в распространении образования, научных и технических знаний, повороте к общечеловеческой культуре. Они считали, что таким путем можно добиться социально-экономического и нравственного прогресса нации. С этой целью они разрабатывали проекты создания светских школ по образцу русских и западных, составляли словари и учебники, необходимые для этих школ. Объективно все это было направлено против косности, рутины, средневекового застоя, в сохранении которых было заинтересованы консервативные слои феодального общества. Изучение необходимых для жизни наук, знание законов природы, ознакомление с передовой русской и европейской культурой - все это способствовало освобождению мысли и разума людей из-под влияния устаревших догм и мистики.
Выдающиеся татарские просветители. Выдающимся просветителем, ученым, религиозным и общественным деятелем второй половины XIX в. был Шигабутдин Марджани. Его просветительские взгляды выразились в том, что он выступил в защиту свободомыслия, открыто заявив, что приобретение светских знаний и изучение наук нисколько не противоречит канонам ислама, шариату. Просвещение, по его мнению, было единственным средством борьбы за освобождение человеческого разума от гнета догмы, за всесторонний прогресс. Отражая потребности нового времени, Ш.Марджани выдвинул идею распространения светских знаний, реформы мектебов и медресе, доказывал вредность средневековой схоластики, являвшейся причиной замкнутости и отсталости. Он указывал также на необходимость изучения русского языка, подчеркивая его большое значение в приобщении к европейской культуре. С целью претворения в жизнь своих просветительских идей Ш.Марджани впервые в Казани открыл школу нового типа, в которой наряду с богословскими дисциплинами изучались некоторые светские дисциплины. Большая заслуга Ш.Марджани как просветителя заключается еще в том, что он создал ряд ценных трудов по истории Булгарии и Казанского ханства.
Общественно-политические взгляды Ш. Марджани развивались таким образом, что он стал крупным реформатором ислама. Он, с одной стороны, выступал за раскрепощение разума от догм, доказывал необходимость изучения светских наук, а с другой - стремился синтезировать религию с наукой, чтобы в реальных условиях второй половины XIX в. приспособить ее к потребностям нового времени.
Среди татарских просветителей этого периода видное место занимает Х.Фаезханов - автор одного из наиболее значительных проектов создания правительственной средней школы (гимназии) для татар. Просветительские взгляды Х.Фаезханова наиболее ярко проявились в его стремлении распространить просвещение в народных массах. В начале 60-х гг. он высту- пил с проектом создания татарской светской средней школы гимназического типа, в которой преподавались бы география, математика, медицина, естествознание, астрономия, русский, арабский, персидский, турецкий языки и т.д. После окончания соответствующего курса учащиеся имели бы право поступать в университеты. В отличие от проектов, выдвинутых до него, проект Фаезханова предусматривал учреждение подлинной светской школы, отвечающей требованиям нового времени. Хотя инициатива Х.Фаезханова не встретила поддержки у царского правительства, она имела большое значение в определении путей дальнейшего развития татарской школы. Большую деятельность развернул Х.Фаезханов также в области создания национальной прессы.
Талантливым просветителем, педагогом, ученым-энциклопедистом второй половины XIX в. был К.Насыри, проявивший наибольшую активность в борьбе против средневекового застоя и косности, за распространение знаний в народе. Его важной заслугой является то, что он выступил с требованием установления "царства разума", освобождения умов от гнета догмы, схоластики, суеверий, признания громадной роли человеческой личности в жизни нации. Каюм Насыри основное свое внимание сосредоточил на решении таких актуальных проблем, как внедрение среди татар русской и европейской культуры, перестройке школьного образования, распространение светских знаний, изучение истории, традиций и обычаев народа, считая господство отжившей идеологии причиной экономической и культурной отсталости татар.
К.Насыри проявлял глубокую заботу о просвещении народа, боролся за создание настоящей светской школы, свободной от средневековой схоластики. Стремясь видеть свой народ грамотным и образованным, ученый создал ряд ценных учебников на татарском языке по светским наукам (математике, географии, ботанике, истории). Им были изданы книги "Плоды собеседников по литературе" /1890/, "Книга о воспитании" /1881/, "Краткая история России" /1890/ и другие труды. Ценность этих учебников заключается в том, что они были написаны на родном языке, понятном татарским детям, и служили добротным пособием для татарских светских школ. Признанием научных заслуг К.Насыри стало его избрание в 1885 г. действительным членом общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
К.Насыри заложил основы татарской периодической печати. После упорного отказа властями в издании газет он начал выпускать календари журнального типа, в которых помещались полезные сведения по самым разнообразным отраслям знаний. Календари К.Насыри, пользовавшиеся большой популярностью, выходили с перерывами в течение 27 лет (24 номера) и имели важное значение в повышении культуры татарского населения. Своеобразным преемником календарей К.Насыри стали сборники журнального типа "Миръат" ("Зеркало") Габдерашита Ибрагимова, которые выходили в 1900-1909 гг. в Петербурге и Казани.
Таким образом, выдающиеся татарские просветители отражали растущее стремление передовых сил общества к изменению духовной жизни нации, расшатывали фундамент феодальной культуры и способствовали развитию и укреплению новых общественных отношений.
3. Джадидизм.
Дальнейшее развитие татарского просветительства привело к формированию в последней четверти XIX в. нового культурно-реформаторского движения - джадидизма, переросшего в конце XIX - начале XX вв. в общественно-политическое движение татар.
Джадидизм (от арабского слова "эсул-джадид" - новый метод) был характерен для многих тюркских народов России, однако именно у татар он получил свое наиболее яркое воплощение. Новые политические и экономические условия, сложившиеся в пореформенные десятилетия, привели к тому, что старый уклад жизни татар перестал соответствовать капиталистическим отношениям. Это заставило татарскую буржуазию (первой среди мусульманских народов России) начать переход к светской нации, идеологической основой которого стало джадидистское движение.
Джадидистское движение началось с перестройки татарской национальной школы (мектебов и медресе) и быта татар на основе европейской культуры. Реформа началась с создания новометодных (джадидистских) школ, постепенно вытеснивших старометодные (кадимистские), которые поддерживала феодальная знать и реакционная часть духовенства. Татарская буржуазия, укреплявшая свои позиции, остро нуждалась в грамотных кадрах (счетных работниках, администраторах, юристах и т.д.), способных заниматься торгово-промышленными операциями. Между тем старая школа, где преимущественно господствовала схоластика, не могла готовить необходимых специалистов.
Первым вдохновителем реформаторского движения стал выдающийся просветитель Исмаил-бей (Исмагил) Гаспринский (1851-1914), который на протяжении более 30 лет популяризировал идеи джадидизма среди тюркских народов Российском империи. В 1883 г. он начал издавать в Бахчисарае (Крым) газету "Тарджеман" ("Переводчик"), являвшейся до 1905 г. единственной газетой на тюрко-татарском языке в России. С этого времени все российские мусульмане получили возможность общаться и обмениваться культурными достижениями. "Тарджеман" способствовал появлению литераторов, педагогов, общественных деятелей и журналистов среди мусульман России. В 1883 г. И.Гаспринский открыл первую джадидистскую (новометодную) школу в Бахчисарае и составил учебник для обучения по новому (звуковому) методу. По этому методу был сделан переход от старинного буквослагательного метода обучения чтению к звуковому, что значительно облегчило учащимся усвоение изучаемых предметов. В новометодных школах стали также преподаваться светские науки. Большое значение придавалось обучению письму. Учащиеся были поделены на классы, где имелись парты, доски, карты и наглядные пособия. Весь учебный процесс был подчинен строгому расписанию.
В 80-е гг. джадидистские школы стали создаваться в городах и крупных селениях Поволжья и Приуралья. Идеологами этого движения стали такие крупные деятели татарской общественно-политической и религиозной мысли, как Рашид Ибрагимов, Хасангата Габяши, Салихзян и Галимджан (Баруди) Галеевы, Ахметхади Максуди, несколько позднее Муса Бигеев, Юсуф Акчура и др. Сторонниками духовного возрождения на основе усвоения и переработки всех достижений современной цивилизации выступали также Ризаэтдин Фахретдинов, Фатых Карими, Шакир и Закир Рамиевы и др.
К началу ХХ в. наиболее крупными и популярными были: в Казани - медресе "Мухаммадия", "Марджания", "Апанаевское", "Азимовское", в Уфе - медресе "Галия", в Оренбурге - медресе "Хусаиния", в Троицке - медресе "Расулия", в Крыму - медресе "Зынджырлы". Из новометодных школ, открытых в сельской местности, выделялись медресе "Буби" (Сарапульский уезд Вятской губернии), медресе "Стерлибаш" (Стерлитамакский уезд Уфимской губернии) и другие.
В 1911 г. английский журнал "The Mostem World" ("Мусульманский мир"), анализируя учебные планы некоторых новометодных медресе татар, писал, что они сходны с учебными планами классических гимназий, где место латинских и греческих языков в татарских медресе занимают арабский и персидский языки. В наиболее передовых медресе изучались дисциплины, входящие в курс светской средней школы. Так, в казанском медресе "Мухаммадия", где в начале ХХ в. обучалось около 500 шакирдов и работало 20 учителей, преподавались: русский язык, арифметика, география, физика, история России, всеобщая история, рисование, педагогика, арабский, персидский языки и другие светские предметы.
В медресе "Буби", слава о котором распространилась не только среди мусульман внутренней России, но и на зарубежном Востоке, изучались: арабский, турецкий, французский языки, математика, физика, химия. Преподавание велось на татарском и турецком языках. При медресе имелись классы русского языка. В 1910 г. в медресе были открыты химический и географический кабинеты. Руководителями медресе были Габдулла и Губайдулла Буби (Нигматуллины).
Джадидисты не ограничивались только созданием новометодных школ. Они настаивали также на реформе ислама соответственно потребностям нового времени. При этом джадидисты, как и просветители, не выступали против ислама в целом, а предлагали только приспособить религию к нуждам развивающего в буржуазном направлении общества. Новаторы добивались изменения быта татар, выступали за ношение европейской одежды, посещение театров, женское образование и т.д. В интересах всего татарского общества они боролись на создание собственных газет и журналов, библиотек и клубов, национального театра.
Реформа ислама, проведенная джадидистами, обозначила несколько важных фактов: во-первых, способность татарской культуры противостоять насильственной христианизации; во-вторых, подтверждение принадлежности татар к исламскому миру, причем с претензией на авангардную роль в ней; в-третьих, вступление татар в конкуренцию с православием в его же собственном государстве.
Татарская буржуазия, положившая начало джадидизму, отражала интересы всей нации. Она по своей природе были призвана вести борьбу против остатков крепостничества, занимала определенную позицию к своему притеснителю - русскому царизму. Таким образом, татарская буржуазия выражала общенациональные ценности, которые имели приоритет над классовыми или сословными. В условиях смены старой общественно-экономической фор- мации новой джадидизм был в высшей степени прогрессивным явлением. Он нанес сокрушительный удар по феодальной темноте, схоластике, всколыхнул к общественной деятельности целую плеяду национальных деятелей. Особенно ярко его прогрессивное значение проявилось в области школьного образования. Широкомасштабное включение в учебные планы ряда светских дисциплин позволило учащимся постепенно приобщиться к основам общечеловеческой цивилизации, стать кадрами, достойно представляющими нацию на международном и общероссийском рынках, значительно повысить свой интеллектуальный уровень.
Джадидизм стал существенным вкладом в современную мировую культуру, продемонстрировав способность исламской цивилизации к модернизации в условиях ХХ в.
4. Национально-освободительное движение татарского народа.
Развитие татарской общественной мысли придало сильный толчок национально-освободительному движению татар, которое также способствовало формированию татарской нации.
Одной из форм татарского национально-освободительного движения стал переход крещеных татар в мусульманство. В условиях христианизации и русификации мусульманская религия оставалась важной идеологической основой, средством сохранения национальной самобытности и формой протеста против колониального гнета и гражданского бесправия. В XIX в. произошли два крупных отпадения татар от христианства - 1827 и 1866 гг., масштабы которых вызвали беспокойство не только православной церкви, но и правительства России. Поэтому во второй половине XIX в. были предприняты новые попытки русификации татар, связанные с именем Н.Ильминского. Русификация в этот период, в отличие от XVII-XVIII вв., проводилась более цивилизованными методами, однако главная цель осталась прежней - христианизация и, в конечном счете, русификация мусульманского населения Поволжья и Приуралья. Тем не менее отпадение кряшен от православия продолжалось, и в начале ХХ в. насчитывалось не более 122 тыс. старокрещенных татар, т.е. около 5,5 % от общей численности татар.
Подъем национально-освободительного движения татарского народа был вызван и тем, что он подвергался тяжелому социально-экономическому гнету со стороны государства, которое облагало население непомерными налогами и повинностями. При взыскании этих налогов зачастую допускался произвол чиновников, особенно в отношении нерусского населения.
Укрепление экономических позиций татарской буржуазии в первые пореформенные десятилетия привело к тому, что деловые круги начали более активно включаться в борьбу за национальные интересы. Их борьба в этот период приняла национально-реформистский характер. С этой целью видные представители торгово-промышленной буржуазии стали участвовать в работе городских дум. Так, в 1870 г. гласными Казанской городской думы состояли купец Юнусов, промышленники Арасланов, Рахматуллин и др., обладавшие значительным капиталом. В 1878 г. представители татарской буржуазии подали царю специальную петицию с требованием повышения статуса национальной школы и мусульманских религиозных учреждений. Они ходатайствовали об освобождении татарских школ из-под контроля министерства просвещения, предоставления льгот по воинской повинности всем учащимся медресе (шакирдам). Они настаивали на том, чтобы мусульмане имели возможность сами выбирать муфтия и заседателей духовного собрания во всех губерниях, в которых имелось магометанское население. Кроме того, петиция содержала пункт о разделе имущества по шариату без участия гражданского суда, о предоставлении татарам, состоящим на государственной службе, право праздновать пятницу и другие религиозные праздники.
Революционный характер национально-освободительного движения в татарском обществе выразился в борьбе малоземельных крестьян. В пореформенные годы недовольство масс существующим режимом еще более усилилось после того, как самодержавное правительство ввело по отношению к татарским крестьянам новые поборы и повинности, усилило национально-религиозные притеснения. В ответ на это в 1878-1879 гг. развернулось мощное движение татарских крестьян. Наиболее широкий и стремительный характер оно приняло в Спасском, Казанском и Чистопольском уездах Казанской губернии. Волнения распространились также на Вятскую, Самарскую, Симбирскую, Оренбургскую губернии. Особенно большую активность проявляли крестьяне Вятской и Самарской губерний.
Напуганные мощным национально-освободительным движением 1878-1879 гг. царские власти были вынуждены сделать некоторые уступки. Вместе с тем, самодержавие с неслыханной жестокостью расправилось с восставшими. Однако в последующие годы выступления крестьян продолжились и затем вылились 18 мая 1885 г. в Сулеевское вооруженное восстание на территории Самарской губернии. Крупные волнения татарских крестьян Поволжья и Приуралья происходили также в 1897 г.
Восстания 1878-1879, 1885, 1897 годов и другие крупные выступления сыграли важную роль в истории революционного и национально-освободительного движения татарского народа. Они показали, что даже небольшое улучшение национального и правового положения нации невозможно без массовых выступлений, направленных против колониального произвола русского самодержавия.
Национально-освободительное движение татарского народа иногда даже принимало религиозно-мистический характер. Например, таким являлось ваисовское движение, получившее свое название от основателя особой секты Багаутдина Ваисова (1819-1893). В своем миропонимании ваисовцы стремились к созданию справедливого, по их мнению, общества. Они призывали татар не подчиняться администрации, не платить налогов, не заниматься предпринимательством и торговлей, бороться за первоначальную чистоту ислама, который якобы испорчен муллами и муфтиями. Число сторонников этого движения, объединенных в "божьи полки", составляло от 500 до нескольких тысяч человек (по разным оценкам).
За неподчинение местным властям, неуплату налогов ваисовцы преследовались. Некоторые члены движения были сосланы в Сибирь, а Б.Ваисов помещен в психолечебницу, где он, лишенный всяких связей с внешним миром, скончался в 1893 г. С начала ХХ в. руководителем движения стал Сардар Ваисов (Ваисов-младший), который направлял национально-освободительное движение против царского, а затем против Временного правительства. Однако религиозная форма движения оставалась почти неизменной. В то же время в условиях огромного влияния мусульманской религии борьба против мулл воспринималась населением как покушение на устои ислама, и ваисовское движение не пользовалось широкой популярностью среди татар. Тем не менее их деятельность оставила заметный след в истории национально-освободительного движения татарского народа.
В целом, национально-освободительное движение татар являлось неоднородным по своей социально-классовой направленности, так как интересы различных слоев татарского общества нередко зависели от их сословного и имущественного положения. Однако в борьбе за этническое выживание, сохранение языка, самобытной культуры, за верность своей религии все татары-мусульмане выступали единым фронтом. Это придавало освободительному движению общенациональный характер, объединяло массы в борьбе за воплощение в жизнь общих интересов. Поэтому движущими силами национально-освободительного движения выступали как представители имущих классов, так и доведенные до отчаяния крестьяне. Нередко инициаторами того или иного антиколониального выступления являлись представители радикально настроенного духовенства.
5. Формирование территориальной, языковой, культурной общности
и рост национального самосознания татарского народа.
Одним из основных признаков нации является территориальная общность. Только на определенной территории может развиваться жизнь и производственная деятельность нации. Но эта территория, ранее разобщенная и населенная различными этническими группами, объединяется лишь благодаря капиталистическим экономическим связям и охватывает уже бо- лее обширные районы и области.
В XIX в. основная масса татар сосредоточилась в четырех географических районах - Волго-Камском, Средне-Волжском, Приуральском и Волго-Окском, где они совместно проживали с другими народностями Российской империи. Большинство татар проживало в Волго-Камском районе (включавшем территории Казанской и часть Вятской губерний), являвшейся центром этнической территории татарской нации. По данным переписи 1897 г. татар насчитывалось: в Волго-Камском районе более 808 тыс., в Средне-Волжском - более 558 тыс., Приуральском - 434 тыс., Волго-Окском - 63 тыс.
Всего на территории поволжских и приуральских губерний проживали 1 млн. 865 тыс. татар. Наибольшее число татарского населения сосредоточилось на основной этнической территории, включавшей Казанскую губернию (за исключением Чебоксарского, Козъмодемьянского и Ядринского уездов) и частично - Уфимскую, Вятскую, Самарскую и Симбирскую губерний. Остальная часть расположилась компактными группами на территории Астраханской, Саратовской, Пензенской, Оренбургской, Пермской, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской губерний. Кроме того, более 731 тыс. татар были разбросаны по другим губерниям и областям Российской империи. Другим основным признаком нации принято считать общность языка. Общенациональный язык татарского народа сложился в конце XIX в., когда татарская буржуазная нация вступила в завершающий этап своего формирования. Становление общенационального татарского языка выразилось прежде всего в том, что, во-первых, наметилось сближение различных диалектов, говоров отдельных групп татар, и, во-вторых, произошли изменения в старотатарском литературном языке "тюрки".
"Тюрки", обслуживавший татарское население в период формирования и развития его как народности перестал отвечать потребностям времени и не мог успешно выполнять коммуникативную функцию. Он был малопонятен широким слоям татарского населения и использовался преимущественно образованными людьми. Литературные произведения, написанные на "тюрки", были доступны только интеллигентным кругам.
Вместе с тем развитие нового экономического уклада требовало образования единого языка, призванного обслуживать все социальные слои нации. Таким общим языком для всей нации стал литературный язык, созданный на основе народно-разговорной речи. В основу национального литературного языка лег средний (казанский) диалект, сложившийся в экономическом и культурном центре татарского народа.
В этот период оформились лексические, фонетические и грамматические нормы татарского национального литературного языка. Совершенствовались его основные стили: литературный, публицистический, научный, официально-канцелярский (деловой) и эпистолярный. Ведущее место среди них занимал литературный стиль, который в процессе своего развития обогащался различными художественно-изобразительными средствами общенародного разговорного языка. Это повлекло за собой расцвет татарской культуры в начале ХХ в.
Формирование татарского национального литературного языка имело большое значение в расширении и укреплении экономических и культурных связей между отдельными областями, где проживали татары. Таким образом, существование общенационального языка свидетельствовало о складывании устойчивой языковой общности татарской нации.
Важным фактором формирования и развития нации является также национальная культура. Особенности культуры татарской нации нашли отражение прежде всего в литературе и устном народном творчестве. В конце XIX столетия под влиянием передовой общественной мысли получает дальнейшее развитие светская литература, непосредственно связанная с новыми социально-экономическими отношениями. Она развивалась в просветительском направлении, способствуя подъему общей культуры татарского народа, освобождения его от многовековой косности и замкнутости. Передовые идеи нашли выражение в произведениях М.Акъегет-заде, З.Бигиева, Г.Ильяси, Ф.Халиди и др. Татарская художественная литература конца XIX в., вставшая на путь просветительского реализма, начинает занимать все более значительное место в формировании духовного облика нации.
Национальные особенности татарской культуры отчетливо проявились в устном народном творчестве. Наиболее распространенными жанрами его являлись сказки, баиты, пословицы и поговорки, загадки, песни и др. Значительные изменения произошли в татарской музыкальной культуре. Например, в области музыкального фольклора стал бурно развиваться жанр городской песни. Своеобразие национальной культуры ярко проявилось и в народном изобразительном искусстве.
Общность экономических связей, языка, территории, культуры обусловили значительный рост национального самосознания татарского народа в конце XIX в. Прежде всего это выразилось в укреплении у татар сознания принадлежности к конкретной социально-этнической группе. Если ранее татары, как и многие мусульманские народы России, носили название "мусульмане", то с начала ХХ столетия окончательно утверждается самоназвание нации - "татары". Этому способствовали оживленные споры в печати, а также огромный поток литературных произведений с пропагандой "татарства" и принадлежности к татарской нации. Так, Г. Тукай в 1906 г. писал: "За счастье татар готов душу отдать: Я ведь сам татарин, настоящий татарин".
Показателем пробуждения национального самосознания стала и растущая любовь к родной земле. Она выразилась в различных жанрах устного народного творчества (в основном в песнях). Красоту Родины воспевали в своих произведениях многие татарские поэты, и особенно ярко прозвучали эти мотивы в стихотворениях Г. Чокрыя, Г. Тукая и др.
Значительным фактором национального самосознания являлась также национальная гордость. Прогрессивная татарская интеллигенция проявляла огромную заботу о прогрессе нации, желая видеть свой народ культурным, просвещенным наряду с передовыми нациями России и Европы. Татарские ученые проявляли большой интерес к изучению истории народа, его культуры, к сбору материалов фольклора, рассматривая их как важную национальную ценность.
Во всем этом проявилось растущее национальное самосознание и гордость, сыгравшие существенную роль в духовной жизни татарского народа.
2. Казанский край в Отечественной войне 1812 года.
3. Общественное движение.
4. Просвещение и культура.
1. Подготовка отмены крепостного права.
2. Крестьянские реформы 1860-х гг.
3. Дальнейшие буржуазные преобразования.
4. Крестьянское движение в ответ на реформы 60-х гг.
5. Протест демократической интеллигенции. "Казанский заговор".
1. Социально-экономическое развитие.
2. Крестьянское, рабочее и социал-демократическое движение в 70-90-е гг.
3. Культурная жизнь.
1. Социально-экономические изменения в жизни татарского народа.
2. Татарское просветительство.
3. Джадидизм.
4. Национально-освободительное движение татарского народа.
5. Формирование территориальной, языковой, культурной общности
Калимуллин А. М. История Татарстана и татарского народа. XIX век: Учебное пособие. Елабуга, 2009
10 09 2014
6 стр.
История татарского народа и Татарстана. Татарстан халкыхэм Татарстан тарихы. 7-8 сыйныфлар
25 12 2014
1 стр.
Программа курса «История России. XIX век» М.: «Русское слово» 2004
11 10 2014
1 стр.
На выполнение заданий II тура отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
08 10 2014
1 стр.
Татарстана: в регионах рф, странах СНГ и в дальнем зарубежье. С каждым годом, наряду с малочисленными народами, усиливается процесс ассимиляции и татарского народа по всему миру. В
25 12 2014
1 стр.
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
15 10 2014
1 стр.
Одним из эффективных средств в решении данной проблемы является воспитательно-образовательный потенциал национальной культуры, несущий в себе ценности, традиции, способствующий объ
14 12 2014
1 стр.
История томизма с XIV по XIX век. Основные центры изучения томизм
13 10 2014
1 стр.