Перейти на главную страницу
XIX в. в истории России стал периодом утверждения капитализма. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества.
Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были многочисленные противники реформ - значительная часть дворянства и чиновничество. В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста крестьянских выступлений император Александр II, понимавший необходимость преобразований, заявил: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу". Началась коренная перестройка общественной жизни - "эпоха великих реформ".
Центральное место среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. занимает крестьянская реформа 1861 г. - отмена крепостного права. С целью ее подготовки в 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу (преобразован в 1858 г. в Главный комитет по крестьянскому делу), в 1858-1859 гг. образованы около 50 губернских дворянских комитетов, разрабатывавших проекты освобождения крестьян.
В соответствии с этим в марте 1858 г. было направлено ходатайство казанских дворян о разрешении открыть губернский комитет, и в ответ на него Александр II подписал соответствующий рескрипт на имя казанского губернатора Козлянинова. Членам комитета при работе над проектом рекомендовалось руководствоваться следующими принципами: 1) сохранить помещикам право собственности на землю; 2) крестьянам, исходя из местных условий, предоставить столько земли, чтобы пользование ее могло обеспечить их быт и возможность выполнять обязанности перед правительством и помещиками; 3) за пользование землей крестьяне должны вносить оброк или отрабатывать на помещика; 4) сохранить крестьянскую общину; 5) обеспечить исправный сбор податей.
В состав казанского дворянского комитета, избранного в июне 1858 г., вошли: помещики Нейков (председатель), Корсаков, Арцыбашев, Наумов и др., от правительства были назначены Трубников, Молостов. В комитете в основном были представлены средние и мелкопоместные помещики. К апрелю 1859 г. был разработан проект "Положения об улучшении быта помещичьих крестьян Казанской губернии", где указывалось, что "право собственности помещиков на землю остается неприкосновенным", а "леса оставляются в неограниченном владении помещиков". Объявляя всю землю своей собственностью, помещики предлагали часть ее выделить крестьянам за определенное вознаграждение в виде денежных и натуральных повинностей.
Размер душевого земельного надела устанавливался в 1,75 десятины, в то время как для прожиточного минимума было необходимо 6-8 десятин. Ежегодный размер денежного оброка казанским комитетом был определен в 4 рубля 50 копеек серебром за десятину. Помещикам предоставлялось право в пределах указанной суммы требовать от крестьян выполнения различных повинностей, причем определялись крайне низкие расценки оплаты рабочих дней (от 7,5 до 30 копеек). Ввиду этого размеры повинностей, предлагаемых казанскими помещиками, оказались в два раза выше повинностей, установленных в "Положении" 19 февраля 1861 г. Кроме того, ограничивались права крестьян в землепользовании: не разрешалось сдавать надел в аренду, рубить деревья и кусты, ловить рыбу и т.д., помещик мог по своему усмотрению заменять крестьянские наделы.
По проекту казанского комитета дворовые крестьяне освобождались от крепостной зависимости за выкуп (мужчины в 120 руб., женщины в 60 руб.), в то время как по "Положению" 19 февраля 1861 г. они отпускались на волю без выкупа. В отношении крестьянского самоуправления предлагалось сосредоточить в руках помещика всю власть над сельским обществом и избранными должностными лицами.
Таким образом, проект крестьянской реформы, предложенный казанскими помещиками, являлся довольно консервативным и ущемляющим интересы крепостных крестьян. Это объяснялось тем, что подавляющая часть помещиков придерживалась барщинного хозяйства, и поэтому они были заинтересованы в сохранении максимальной зависимости крестьянства. Этот проект был подвергнут критике даже губернатором Козляниновым, обеспокоенным тем, что он может привести к мощным крестьянским волнениям. Казанский губернатор отмечал, что по этому проекту помещикам предоставляется "более выгод, чем в настоящее время при крепостном праве".
Тем не менее в целом предложения казанских помещиков соответствовали политике правительства, суть которой сводилась к тому, чтобы сделать как можно меньше уступок со стороны помещиков освобождаемым крестьянам. Преобладание подобных проектов, поступавших из губернских дворянских комитетов в Главный комитет по крестьянскому делу, затем в Государственный совет, оказали решающее влияние на содержание общей концепции отмены крепостного права.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и подписал Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Их нельзя было продать или купить, они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.
Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьян - принять это землю. Размер надела устанавливался по добровольному соглашению между помещиком и крестьянином. Если же такого соглашения не было, то размер надела определялся законодательно по установленным региональным нормам (высшие и низшие размеры). Например, по Казанскому, Спасскому, Чистопольскому и части Лаишевского и Мамадышского уездов - от 1,3 до 4 десятин, а по Тетюшскому, Свияжскому и остальной части Лаишевского и Мамадышского уездов - от 1,16 до 3,5 десятин на ревизскую душу.
Крестьяне наделялись землей за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6 %). Государство выступало посредником между помещиком и крестьянами и уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (в размере 80 % стоимости отданной крестьянину земли). Затем в течение 49 лет крестьяне были обязаны выплачивать долг государству с уплатой 6 % годовых. До его осуществления крестьяне оставались "временно обязанными" (в 1881 г. временнообязанное состояние было отменено). В результате выкупной операции помещик должен был получить с крестьянина сумму, которая, будучи помещенной в банк, давала бы ему ежегодно в виде процента доход, равный годовому оброку.
Для проведения реформы на местах были учреждены "Губернские по крестьянским делам присутствия". В состав Казанского губернского присутствия вошли: губернатор Козлянинов, предводитель дворянства Осокин и др. В уездах были избраны мировые посредники, занимавшиеся практической реализацией реформы.
Выкуп земли был обязательным, но проводился по желанию помещика. Когда установленные нормы наделов оказывались меньше реальных наделов, то помещик имел право отрезать крестьянские земли. Так, в пользу помещиков Казанской губернии перешло 23,6% земель, ранее принадлежавших крестьянам. Причем наибольшие отрезки помещики произвели в плодородных местностях.
Значительное уменьшение крестьянской земли было связано также с широким распространением так называемых дарственных наделов, равнявшихся в среднем одной десятине. На них было переведено: в Спасском и Чистопольском уездах до 50 % крестьян, в Мамыдышском - до 30 %, в Лаишевском и Тетюшском - до 25 %, в Свияжском - 8 %, в Казанском - 5 %.
В процессе проведения в жизнь положений реформы 1861 г. помещики применяли и такие пути закабаления крестьян, как чистка своих имений от деревенских поселений и особая размежовка крестьянских наделов. Особенно широкое распространение получила чересполосность крестьянских и помещичьих земель, их совместное пользование водопоями, выгонами, выпасами и др. угодьями, раздробленность и удаленность от селений крестьянских наделов.
Составной частью реформы 1861 г. явилось создание нового аппарата управления бывшими крепостными крестьянами. Все крестьяне-домохозяева входили в сельское общество и составляли сельский сход, избиравший старосту. Несколько сельских обществ объединялись в волости. На волостном сходе избирались волостное управление, старшина и волостной суд. Однако в действительности крестьянское самоуправление было ограничено в своей деятельности, не имело самостоятельности и находилось в полной зависимости от царской администрации. Оно выполняло главным образом полицейско-налоговые функции.
В целом реформа 1861 г. создала определенные возможности для развития капиталистических отношений в бывшей помещичьей деревне, но оставила в наследство такие значительные пережитки прошлого, как помещичье землевладение, гражданское неравноправие крестьян, отрезки, чересполосность и др. В то же время эта реформа не коснулась подавляющей массы крестьян казанской губернии - государственных, и поэтому не сыграла решающей роли в судьбах сельского населения края.
23 июня 1863 г. основные принципы реформы 1861 г. были распространены на удельных крестьян, т.е. крестьян имений императорской фамилии. Они получали права свободных сельских обывателей и передавались в подчинение уездных и губернских учреждений. Удельные крестьяне Казанской губернии, не отличавшиеся ранее многоземельем, также понесли земельные потери, которые составили почти 11 процентов. Причем, если для русских удельных крестьян Казанской губернии реформа обернулась потерями таких земельных угодий, как пашни, луга и т.п., то для марийских крестьян - главным образом отрезками лесных участков и завышенными денежными повинностями и платежами.
В 1866 г. было проведена реформа и среди государственных крестьян. По закону 18 января 1866 г. они выходили из подчинения министерства государственных имуществ и уравнивались в правах с остальными категориями сельского населения России. Закон 24 ноября 1866 г. закреплял за государственными крестьянами существующие наделы, но не свыше 8-15 десятин на ревизскую душу в зависимости от уровня земельности в уездах. Поземельное устройство крестьян фиксировалось во "владенных записях". За пользование землей крестьяне по-прежнему обязаны были вносить в казну "государственную оброчную подать", которая по существу осталась старым феодальным налогом. Кроме того, они обязаны были платить лесной налог за пользование лесными материалами, если лес включался в состав их надела. Обязательного выкупа наделов реформа 1866 г. не вводила, это было сделано только 20 лет спустя.
Реформа 1866 гг. также не ликвидировала полностью феодальную зависимость государственных крестьян от казенного ведомства. Государственная казна, как и прежде, выступала крупнейшим собственником земли, в то время как крестьяне только пользовались отведенным наделом при условии ежегодного взноса оброчной платы.
Душевые наделы государственных крестьян были значительно выше, чем у помещичьих. Они колебались от 4,7 до 6,4 дес. на душу. Но реформа 1866 г. в государственной деревне была проведена таким образом, что душевой надел русских крестьян оказался выше, чем у нерусских народов. Так, русские крестьяне получили в среднем по 6,4 дес. на ревизскую душу, мордовские и удмуртские по 6,0 дес., марийские по 5,7 дес., чувашские по 5,0 дес. и наконец, татарские по 4,7 десятины земли. Кроме того, нерусские государственные крестьяне восточных и северных уездов губернии потеряли значительную часть лесных угодий. Оставленные лесные угодья были очень плохого качества и состояли из кустарника и небольших лесных участков. Один из чиновников писал, что в северных уездах Казанской губернии в оставленных крестьянам участках "найдется лишь лес, годный на оглобли". Однако условия реформы в государственной деревне все же были более благоприятными, чем в помещичьей и удельной: наделы у государственных крестьян оказались в два раза больше, несколько меньше оказались выкупные платежи.
Крестьянские реформы 1860-х годов стали важнейшим рубежом в истории страны, расчистив путь для интенсивного развития капитализма. Вместе с тем реформы носили половинчатый характер: крестьяне остались сословно неполноценными, а крестьянское малоземелье послужило фактором обострения аграрных проблем России, что неизбежно вело к мощному социальному взрыву внутри государства.
3. Дальнейшие буржуазные преобразования.
Крестьянская реформа 1861 г. поставила перед государственной властью задачу дальнейших буржуазных преобразований в стране. Так, в 60-70-е гг. в России были проведены земская, судебная, городская, военная, цензурная, финансовая реформы, осуществлены значительные преобразования в области просвещения.
Среди них важное место занимают реформы местного самоуправления - земская 1864 г. и городская 1870 г. Земская реформа вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения - земства (земские собрания и управы), являвшихся органами самоуправления. Земские учреждения вводились постепенно, и в числе первых в 1865 г. они были учреждены в Казанской губернии. Земства первоначально не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными и просветительскими функциями. Несмотря на то, что земства назывались всесословными и являлись выборными, выборы в них проходили с некоторыми ограничениями. Членами земств в большинстве становились дворяне, находившиеся под контролем властей.
Создание земств повлекло за собой возникновение земского либерального движения, ставившего своей целью расширение демократических свобод и избрание в России центрального представительского учреждения. Видными деятелями земского либерального движения были профессора Казанского университета, земские гласные К.А.Юшков, А.И.Якобий, И.В.Гондев, Д.А.Корсаков и др.
В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Образовывались городские думы и городские управы, в ведении которых находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Выборы в городские думы проводились один раз в четыре года, по трем куриям - от крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Руководящую роль в думах играли купцы первой и второй гильдий, из числа которых обычно выбирался городской голова. Так, первым казанским городским головой был избран купец Романов.
Как и земские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы. Тем не менее введение местного самоуправления стало важным этапом по созданию в России гражданского общества.
Одной из самых прогрессивных буржуазных реформ 60-70-х гг. стала судебная реформа 1864 г. Согласно новым "Судебным уставам" принципиально менялось судоустройство и судопроизводство: вводилась равная ответственность всех сословий перед законом, провозглашалась несменяемость судей и независимость суда от администрации, предусматривалось участие присяжных заседателей, суд становился устным, гласным и состязательным и др. Вместе с тем сохранялись: для крестьян - волостной суд, для духовенства - консистории, для военных - военный суд и другие пережитки.
По этой реформе создавалась система судебных инстанций (мировой суд - окружной суд - судебная палата - Сенат). В соответствии с ней в 1869 г. земскими собраниями в Казанской губернии были избраны мировые судьи. В 1870 г. в Казани начали действовать окружной суд и судебная палата. Казанский судебный округ, в сферу деятельности которого вошли несколько губерний (Казанская, Симбирская, Самарская, Вятская, Пермская и Екатеринбургская), оказался самым большим в России.
Напряженная международная обстановка, увеличение численности армий в других государствах, новые задачи внешней политики заставили правительство Александра II в 1862-1874 гг. провести реформы в военной сфере. В стране вводилась всеобщая воинская повинность для мужского населения, достигшего 20 лет. Для тех, кто имел образование, сроки службы сокращались. Срок военной службы сокращался с 25 до 6 лет в сухопутных войсках и до 7 лет на флоте.
В 1864 г. было утверждено "Положение о военных округах". Вся территория страны делилась на 15 военных округов, центрами которых были столицы и крупнейшие губернские города, в том числе и Казань. В Казанский военный округ входило почти все Поволжье, Приуралье и Урал.
Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала оснащаться новыми видами военной техники. Проведенные преобразования позволили поднять боеспособность русской армии, что положительно отразилось на исходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Реформы 60-70-х гг., несмотря на их ограниченность, имели огромное значение для дальнейшего развития России, став значительным шагом по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развития демократии. Реформы способствовали переходу от помещичьего государства к правовому. Они позволили снизить социальное напряжение в стране, избежать острой гражданской конфронтации в обществе. Реформы продемонстрировали то, что положительные сдвиги в России могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем.
В 60-е гг. XIX в. в России продолжалось крестьянское движение, которое проявлялось в самых различных формах: волнениях, выступлениях и даже восстаниях в отдельных районах страны, что свидетельствовало о недовольстве крестьян своим правовым и хозяйственным положением. Пик крестьянского движения пришелся на 1861 г., т.е. на начальный период проведения реформы 19 февраля 1861 г. За первые пять месяцев этого года в России произошло 1340 крестьянских выступлений, подавляющая часть которых приходится на весенние месяцы.
Одним из основных районов значительного усиления крестьянского движения весной 1861 г. стала Казанская губерния. Обнародование Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г. повлекло за собой повсеместное неприятие крестьянами документов реформы, объявление их подложными. Мировой посредник Чистопольского уезда Демерт, наблюдавший реакцию народа на чтение Манифеста в одной из церквей, рассказывал, что после объявления акта сразу же в толпе начался сильный говор и шум. Духовенство заподозрили в явном подлоге. "Появился откуда-то слух, что будто к попу прислано два указа: один из Петербурга - взаправский, а другой из губернии - поддельный, который им теперь и прочитан; что последний сочинили сами помещики и подкупили все духовенство, постоянно получавшее главнейший доход с помещиков". Крестьяне выражали недоверие местным священникам, помещикам, представителям государственной власти. Вслед за этим крестьяне стихийно стали отказываться от выполнения барщинных и оброчных повинностей, от подчинения помещикам и т.д. В марте 1861 г., сразу же после объявления реформы, помещичьи крестьяне нескольких деревень Лаишевского, Свияжского, Спасского уездов отказались от выполнения работ. Всего за три весенних месяца в Казанской губернии произошло 75 выступлений крестьян.
Постепенно приобретая размах и остроту, крестьянское движение переросло в восстание, центром которого стало село Бездна Спасского уезда. В начале апреля безднинские крестьяне выразили свое недовольство Положениями 19 февраля. Пытаясь получить ответ, они обращались и к управляющему имением Мусина-Пушкина, и к попу, и к фельдшеру, и к конторщику. Однако никто из них волю не вычитал, а говорил, "что надо оставаться по-прежнему во власти помещика еще два года". Тогда безднинцы обратились к своему односельчанину, грамотному крестьянину Антону Петрову (Сидорову), который стал толковать "Положения" в духе крестьянских чаяний. Впоследствии он рассказывал на суде: "Я всем приходящим ко мне стал объявлять, что крестьяне вольные, говорил им, чтобы они не слушали помещиков и начальствующих властей, приказывал крестьянам не ходить на барщину, не платить оброков, не давать подводы. Толковал, что вся земля принадлежит крестьянам, а помещику остается только одна треть". Слухи о "настоящей воле" Антона Петрова быстро распространились по соседним селениям. Крестьяне отказывались исполнять барщину, вырубали помещичьи леса, угоняли господский скот. Только в Спасском уезде в восстании приняли участие крестьяне 75 населенных пунктов.
Популярность Антона Петрова росла с каждым днем. Он рассылал по окружающим селам и деревням своих соратников, чтобы собрать в Бездну как можно больше крестьян. Среди его помощников выделялись Василий Григорьев, Николай Михайлов, Андрей Никифоров и др. Антон Петров призывал крестьян не бояться войск. События приобретали напряженный и острый характер. Среди тысяч крестьян, стекавшихся в Бездну и окрестные деревни, раздавались призывы: "резать, вешать, рубить дворян топорами". Многие помещики, опасаясь новой пугачевщины, в ужасе бежали из района восстания в Казань.
Для подавления "бунтующих" в Спасский уезд срочно выехал генерал-майор Апраксин, направленный ранее в Казанскую губернию для надзора за проведением реформы. Прибыв 11 апреля в Бездну с 12 ротами пехоты и двумя орудиями, Апраксин потребовал выдать Антона Петрова. Крестьяне ответили решительным отказом. На другой день, 12 апреля, генерал-майор вновь вернулся в Бездну, где к тому времени собралось свыше пяти тысяч крестьян, и повторил свое требование. Однако на все уговоры священников и властей крестьяне кричали: "Воля! Воля!". Получив отказ, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы, которая после четвертого залпа обратилась в бегство.
Восстание в Бездне было подавлено. Многих крестьян, искавших настоящую волю, расстреляли. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Антон Петров был схвачен и расстрелян по приговору военно-полевого суда.
После подавления восстания в Бездне крестьянское движение не прекратилось. Крестьяне по-прежнему отказывались от барщины, рубили помещичьи леса. Например, в апреле-мае 1861 г. в Казанской губернии произошло 53 выступления (Спасский, Чистопольский, Лаишевский, Казанский уезды), значительная часть которых была подавлена с помощью военных команд. Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян.
Осенью 1861 г. начался новый подъем крестьянского движения (продолжавшийся до весны 1863 г.), связанный с составлением и введением уставных грамот, которые значительно сокращали наделы крестьян. Так, в ноябре 1861 г. в нескольких деревнях Казанского уезда крестьяне не допустили мирового посредника к исполнению обязанностей по введению уставных грамот. В 1862 г. протест против введения уставных грамот ярко проявился в деревнях Любимовке Тетюшского уезда, Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда, имениях князя Гагарина в Свияжском уезде и других селениях.
Во второй половине 60-х гг. в крестьянское движение включились государственные крестьяне Казанской губернии, недовольные законами 18 января и 24 ноября 1866 г. Одной из ведущих форм движения в это время явился отказ крестьян отдельных селений и даже волостей от принятия владенных записей, определявших новое устройство крестьянского быта. Так, в марте-апреле 1867 г. ряд селений Свияжского и Тетюшского уездов отказались подчиняться полицейским властям при введении владенных записей. В том же году упорное сопротивление властям оказали крестьяне в Ядринском и Цивильском уездах.
В отчете за 1869 г. казанский губернатор был вынужден доложить в Министерство внутренних дел, что введение владенных записей не везде совершилось благоприятно, между крестьянами распространился слух, что они с принятием владенных записей будут переданы в крепостное владение и что оброчная подать будет постепенно возвышаться и дойдет до таких размеров, что крестьяне не в состоянии будут ее платить. Этот слух, наиболее распространенный между татарским населением, вызвал открытое сопротивление. Примером открытого сопротивления крестьян стали волнения в нескольких татарских деревнях Спасского уезда.
Одной из форм протеста многонационального крестьянства Казанской губернии стало также "отпадение" крещенных крестьян (главным образом - татар) от православия. Так, в 1866 г. отказались от христианства татары нескольких деревень Казанского уезда, в 1867 г. - Свияжского уезда и др.
С начала 70-х гг. XIX в. крестьянское движение резко пошло на спад, который свидетельствовал о том, что в целом крестьяне приняли аграрные реформы 60-х гг., которые все же улучшили их правовое и хозяйственное положение. Все это позволило правительству в определенной мере снять социальную напряженность в деревне.
Калимуллин А. М. История Татарстана и татарского народа. XIX век: Учебное пособие. Елабуга, 2009
10 09 2014
6 стр.
История татарского народа и Татарстана. Татарстан халкыхэм Татарстан тарихы. 7-8 сыйныфлар
25 12 2014
1 стр.
Программа курса «История России. XIX век» М.: «Русское слово» 2004
11 10 2014
1 стр.
На выполнение заданий II тура отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
08 10 2014
1 стр.
Татарстана: в регионах рф, странах СНГ и в дальнем зарубежье. С каждым годом, наряду с малочисленными народами, усиливается процесс ассимиляции и татарского народа по всему миру. В
25 12 2014
1 стр.
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
15 10 2014
1 стр.
Одним из эффективных средств в решении данной проблемы является воспитательно-образовательный потенциал национальной культуры, несущий в себе ценности, традиции, способствующий объ
14 12 2014
1 стр.
История томизма с XIV по XIX век. Основные центры изучения томизм
13 10 2014
1 стр.