Перейти на главную страницу
Одним из проявлений социального протеста стал рост крестьянских волнений, в основе большинства которых лежало недовольство конкретными действиями местных властей, помещиком, желание улучшить свое хозяйственное положение, обрести личную свободу. Так, крепостные крестьяне обычно пытались выразить в письменных жалобах жестокость и притеснения со стороны помещиков. Видя, что жалобы не достигают своих целей, крестьяне переходили к неповиновению помещикам и администрации. Выступления на этой почве произошли в 1834 г. в деревне Аверьяновой, в 1849 г. в селе Изгары-Рождественно Чистопольского уезда, в 1855 г. в имении помещицы Николаевой в Лаишевском уезде и других селениях. В предреформенные десятилетия крестьяне все чаще стали отказываться от уплаты оброка, портили посевы, вырубали господские леса, поджигали помещичьи усадьбы.
Многие крестьяне, не выдержав издевательств помещиков, по-прежнему убегали на новые места, на юг и юго-восток. Однако иногда это заканчивалось поимкой и еще более жестоким истязанием пойманных. Например, в 1828 г. помещик Мосолов три месяца держал беглых крестьян, возвращенных полицией, в железных рогах весом до 8 кг.
Государственные крестьяне были лично свободны, и поэтому свой протест обычно направляли против местной администрации. Так, особенно сильное недовольство крестьян вызвало введение общественной запашки за счет крестьянских наделов, образуемой на случай недородов и неурожаев. В 20-30-е гг. сильные выступления на этой почве произошли в деревнях Мензелинского, Елабужского, Буинского уездов.
В конце 30-х и начале 40-х гг. среди государственных крестьян края (чувашей и мари) произошло сильное движение, получившее название Акрамовского. Движение поддержало и татарское крестьянство. Оно охватило преимущественно уезды, расположенные на правом берегу Волги, - Ядринский, Козьмодемьянский и др. Наиболее ярко движение проявилось в 1842 г. восстанием чувашей в селе Акрамово Козьмодемьянского уезда. Крестьянские выступления произошли и на левобережье Волги - в Лаишевском и Спасском уездах.
Непосредственным поводом к волнению стало требование министерства государственных имуществ ввести общественную запашку в каждом селении, а также слухи среди чувашей о переводе их в разряд удельных крестьян. Глухое недовольство крестьян начало превращаться с 1841 г. в настойчивое противодействие администрации, а затем в открытое сопротивление и буйство. В Чебоксарском, Ядринском, Цивильском и Козьмодемьянском уездах возникли настоящие бои. В этих уездах в восстании участвовало до 120 тыс. человек, среди которых было много татар. В 1842 г. крестьянские выступления начались в Спасском уезде, что вызвало большую тревогу у властей. В бунтующие уезды были направлены воинские команды, которые жестоко подавляли выступления крестьян.
В целом в первой половине XIX в. крестьянское движение в Казанской губернии неуклонно возрастало. Так, если в 30-х гг. произошло 15 выступлений крестьян, то в 50-е гг. уже 39. Однако следует учитывать, что из-за недоверия и подозрительности нередко игнорировались даже необходимые мероприятия местных властей, например, направленные на борьбу с инфекционными болезнями. И, как следствие этого, в 1831 г. в разгар холерной эпидемии произошли выступления крестьян нескольких деревень Спасского уезда, усмирить которых удалось лишь при помощи воинской команды.
В первой половине 40-х гг. в стране возникали так называемые "картофельные бунты". Они были связаны с непониманием крестьянами действий чиновников, заставлявших их насильно сажать картофель. Сильные выступления на этой почве произошли в 1843 г. в Лаишевском уезде.
Таким образом крестьянское движение в Казанской губернии приобретало самые разнообразные формы и захватывало различные категории крестьянства.
Борьба казанских суконщиков. В первой половине XIX в. продолжалась борьба приписных рабочих Казанской суконной мануфактуры Осокина, начавшаяся еще в XVIII в. Рабочие выражали недовольство высокими нормами выработки, чрезмерно длинным рабочим днем, обременительными военными постоями. Их жалобы на слишком высокие нормы выработки признавал сам губернатор, но никаких мер по решению вопроса не предпринимал. Потеряв надежду на удовлетворение своих законных жалоб, рабочие в 1803 г. забастовали. С некоторыми перерывами забастовка продолжалась до 1806 г., когда Осокин был вынужден сделать суконщикам ряд уступок: снизились годовые нормы выработки, были уволены мастера, издевавшиеся над рабочими.
В последующие годы борьба суконщиков, стремившихся получить освобождение, стала еще более организованной. Постепенно выработались основные формы их выступлений: подача жалоб, демонстрации протеста на улицах Казани и забастовки, длившиеся по несколько месяцев. Среди рабочих выделяются вожаки: Мясников, Хлебников и др. В 1828 г. губернатор писал, что на рабочих "не действуют никакие меры", и предлагал применять исключительно жестокие репрессии.
В 1832 г. рабочие снова жалуются на Осокина, заявляя, что "они не перестанут отыскивать свободу", ибо уверены, что он незаконно считает их крепостными. Комиссия, расследовавшая в 1835 г. положение на предприятии, установила, что из 972 рабочих умерло от истязаний и непосильной работы 326, сослано в Сибирь 69, отдано в рекруты 76, т.е. выбыл каждый второй рабочий.
Почти поголовное избиение рабочих было совершено в январе 1837 г., когда они подали жалобу Николаю I во время его пребывания в Казани. Рабочих вызывали небольшими группами и требовали от них подписки в повиновении. Рабочие отказывались, и их начинали пороть розгами. Затем многие в кандалах были отправлены в Сибирь. Однако суконщики не прекратили борьбу и летом 1837 г. вновь подали жалобу проезжавшему через Казань наследнику Александру.
Движение казанских суконщиков совпало с восстаниями рабочих в Москве и на Урале. Это заставило правительство в 1840 г. ликвидировать институт посессионных рабочих. Тем не менее, казанские суконщики лишь в 1849 г. получили возможность перейти в мещанское сословие и при желании покинуть мануфактуру.
Деятельность демократической интеллигенции. Раскол между народом и властью, частью дворянской интеллигенции и царизмом, углубившийся в начале XIX в., привел к зарождению революционной идеологии в России. Одним из центров распространения освободительных идей в этот период становится Казань. Уже на рубеже XVIII-XIX вв. здесь действовал литературный салон передовой казанской интеллигенции - поэтов Г.П.Каменева и С.А.Москотильникова, где читались произведения Радищева, высказывались демократические взгляды.
Передовая общественность также группировалась вокруг созданного в университете в 1806 г. "Общества любителей российской словесности" ("Общество вольных упражнений в Российской словесности") во главе с Н.М.Ибрагимовым и С.П.Кондыревым, а затем кружка, созданного профессором К.Ф.Фуксом. Выдающийся русский писатель Т.Аксаков, член этого общества в студенческие годы, впоследствии очень тепло отзывался о его деятельности. Члены общества стремились внести посильный вклад в изучение быта и творчества местных народов, распространение среди них лучших достижений мировой культуры. Профессор университета С.П.Кондырев был известен также как популяризатор идей буржуазного экономиста Адама Смита.
Крупнейшим событием общественного движения в России стало восстание декабристов. В декабристском движении участвовали и казанцы. Так, в 1824-1825 гг. в селе Зюзино, Лаишевского уезда в усадьбе помещика Завалишина, существовал кружок, основанный декабристами В.П.Ивашевым и Д.И.Завалишиным. Отзвуком декабристского движения в Казани явилась агитация штабс-капитана Ситникова, который был арестован за распространение в 1830-1831 гг. "возмутительных писем".
В 1830-1840-х гг. демократические идеи стали проникать в среду студентов Казанского университета. Среди студентов-разночинцев распространялись вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина, К.Ф.Рылеева, "Горе от ума" А.С.Грибоедова, запрещенные цензурой.
Казанский университет являлся местом, куда направлялись политически неблагонадежные студенты из других университетов. Первые такие изгнанники появились в Казани в 1824 г., это были трое виленских студентов - поляков, высланные сюда за принадлежность к тайному обществу. В 1839 г. в Казань высылаются еще восемь студентов, причастных к революционной деятельности. В 1847 г. в Казанский университет из Киева были сосланы двое соратников Тараса Шевченко, члены Кирилло-Мефодиевского общества. Ссыльные студенты сыграли значительную роль в политическом просвещении казанского студенчества.
В 1840-1850-х гг. в Казани появилась группа буржуазных либералов, видным представителем которой был профессор Д.И.Мейер, юрист. Лекции профессора-демократа, где открыто высказывались антикрепостнические идеи и пропагандировались буржуазные реформы, пользовались огромной популярностью студентов. Велико было его влияние и на формирование мировоззрения казанского студенчества, одним из которых был будущий великий писатель Лев Толстой. Мейера высоко ценили известные революционные демократы Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Вокруг Мейера сформировался кружок передовой молодежи, непосредственно связанный с петербургскими кружками петрашевцев. Среди членов этого кружка были переведенные в 1845 г. из Петербурга в казанский университет несколько активных петрашевцев - одних из первых в России распространителей социалистических идей.
В предреформенное десятилетие студенческое движение в Казани еще более активизировалось. В 1854-1855 гг. в университете возникают уже более организованные студенческие кружки, в которых широко распространяются демократические идеи журналов "Колокол" и "Современник" Во второй половине 50-х гг. в университете существовало несколько нелегальных и полулегальных студенческих кружков. Некоторые из них были организованы по принципу землячества. Среди таких кружков особенно выделялся кружок саратовцев.
В 1860 г. в Казани сложился революционный кружок, который вскоре перерос в революционную организацию, составившую затем основу казанского отделения "Земли и воли". В кружок вошли студенты университета, духовной академии и гимназисты-старшеклассники (С.А.Клаус, И.Н.Умнов и др.).
Таким образом, в предреформенные десятилетия в Казанском университете возникли и развивались студенческие кружки оппозиционного характера. Студенты оказались наиболее радикально настроенной частью российского общества, в среде которых шло становление политических и философских взглядов будущих участников революционного движения.
В 1802 г. создается Министерство народного просвещения и принимаются "Предварительные правила народного просвещения", вводившие новые принципы организации образования в стране. Отныне все учебные заведения были взаимосвязаны: получив начальное образование, можно было поступить в среднее учебное заведение, а затем в высшее. Таким образом, вводилась преемственность образования и при этом устранялись сословные препятствия в его получении. По указу 1804 г. в стране вводилась система учебных заведений: начальные - в сельской местности одногодичные приходские училища, в городах - уездные училища; средние - гимназии; и высшие - университеты и институты. Однако по школьному уставу 1828 г. эти нововведения вновь были ликвидированы.
Со второй четверти XIX в. в Казанской губернии стали открываться школы для русского сельского населения из государственных и удельных крестьян. Такие школы действовали в Мамадышском, Чистопольском и других уездах.
Среди средних учебных заведений Казанской губернии уровнем постановки образования выделялась первая гимназия (основанная в 1758 г.), где, в частности, продолжалось преподавание татарского и других восточных языков. К 1804 г. в гимназии обучался 161 ученик, имелось 29 предметных классов. В татарском классе насчитывалось более 20 детей. Кроме первой гимназии, в 1835 г. на базе главного народного училища создается вторая гимназия.
В 1847 г. при сельскохозяйственной ферме Казанского экономического общества в селе Борисково открылось 4-годичное земледельческое училище, готовившее агротехников для помещичьих хозяйств. С конца 40-х гг. начал обсуждаться вопрос о создании коммерческого училища, которое было создано значительно позднее. В 1842 г. открывается институт благородных девиц для детей дворянства (Родионовский). В 1853 г. создаются епархиальное и окружное училища для дочерей духовенства.
Открытые в губернии учебные заведения позволили снизить дефицит квалифицированных инженеров, учителей, врачей и т.д.
В первой половине XIX в. татарская вероисповедная (конфессиальная) школа продолжала развиваться в форме традиционных мектебов (начальная школа) и медресе (среднее или высшее учебное заведение). Начальные религиозные школы - мектебы (в пер. с арабского - место, где пишут), обычно действовали при каждой мечети. Руководителем мектеба был приходской мулла, или специальный учитель, наставник - хальфа. Дети обучались главным образом грамоте и основам мусульманского вероучения. Основную массу шакирдов (учеников) составляли мальчики от 8 до 14 лет. Преподавание велось с шакирдами поодиночке, каждый из которых продвигался вперед по мере своих сил, способностей и прилежания.
Обучение татарской грамоте начиналось с букваря, на первых страницах которого показывались арабские буквы со всеми другими знаками произношения. Затем шакирд, зачастую не успевший усвоить буквы, переходил к чтению арабских фраз, в смысле которых он совершенно не разбирался. Это было просто чтение, сначала по указке хальфы, потом уже наизусть. Только при дальнейшем продолжении курса, благодаря многократному повторению, шакирд начинал осваиваться с буквами, т.е. читать сравнительно свободно и сознательно сочетать буквы в слова, а слова - в предложения. После этого начиналось обучение письму, одним из приемов которого была переписка книг.
Основным учебником в мектебе был Коран, который изучался с начала и до самого конца курса. В первый год после азбуки шакирду давали одну суру Корана - "Ясан", которая издавалась отдельной книжкой. На втором году ее заменяла седьмая часть Корана, так называемый "Эфтьек". На третий и четвертый год шакирд носил с собой уже целый Коран, для изучения которого нужно было не менее двух лет.
Мектебы содержались на средства частных благотворителей и прихожан местной мечети. Особой платы мулла и хальфа не получали и довольствовались лишь вознаграждениями со стороны родителей в виде подарков и приношений (деньгами, товарами, хлебом, живностью и др.), они не являлись обязательными.
Девочки учились у жены муллы, которую величали "абыстай", т.е. женщина, имеющая знания и некоторую мудрость. Программа и приемы обучения здесь были те же, что и в мектебе, но обучение письму строго запрещалось.
Получив начальное образование, ученик мог продолжить учебу в медресе (в пер. с арабского - место, где читают лекции). Медресе имелись только в городах и в тех деревнях, где были богатые люди, покровительствовавшие науке, или где был более ученый мулла, например, обучавшийся в Бухаре. Самой знаменитой в Казани в первой половине XIX в. была Прикабанская, или Апанаевская медресе, из деревенских - медресе в небольшой деревне Кошкарах Казанского уезда, которая по отдельным показателям даже считалась выше других татарских учебных заведений.
В старометодных (кадимистских) медресе, господствовавших до 80-х гг. XIX в., предметы обучения делились на две категории: науки, служащие основой для понимания религии ислама (арабский язык, литература и так называемые "умственные науки" - мусульманская философия, логика, юриспруденция) и изучение собственно религии ислама. Все эти науки изучались по определенным и неизменным учебникам, в соответствии с которыми выделялись 10 ступеней обучения, которые должен был пройти каждый шакирд.
В каждом медресе имелось несколько хальф, имевших своих учеников. Хальфа давал уроки следующим образом: приглашал к себе всех учеников одной ступени, сначала спрашивал их прежние уроки, а потом начиналось преподавание нового урока, где должны были присутствовать и ученики старших ступеней. Затем шакирды всех хальф (кроме 2-3 низших ступеней) были обязаны присутствовать на лекциях мударриса. Курс обучения в медресе продолжался 10-15 лет.
Принято считать, что старометодные (кадимисткие) мектебы и медресе являлись отсталыми, были заполнены косностью и схоластикой. Однако в условиях первой половины XIX в. они все же отражали реальное состояние татарского общества и его потребности в области народного образования. Более того, статус татарской школы неуклонно возрастал. Неслучайно большой знаток татар профессор К.Фукс писал, что татары "народ более образованный, нежели некоторые даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других". Старометодная школа помогла татарам выжить, сохраниться как народ, тем самым доказав свою историческую состоятельность.
Казанский университет создавался правительством прежде всего для подготовки чиновников, учителей, врачей, в которых остро нуждался государственный аппарат России. Кроме подготовки кадров, на университет возлагались также цензура и управление самым обширным в России учебным округом, в состав которого входила вся территория к востоку от Казанской губернии, Сибирь и Кавказ.
По уставу 1804 г. в университете определялись 28 кафедр на четырех отделениях (нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских наук, словесных наук с кафедрой восточных языков), 28 профессоров, 12 адъюнктов, 3 лектора и 3 учителя "приятных искусств". Во главе университета стоял ежегодно избираемый ректор, во главе отделений - ежегодно избираемые деканы. По этому же уставу при университете полагались учебно-вспомогательные учреждения.
Официальное открытие университета состоялось 14 февраля 1805 г., когда он открыл свои двери для студентов, однако претворить в жизнь все положения организационного устава к этому времени не удалось. Более того, в первые годы существования университета в нем не было ни кафедр, ни отделений. Прошло целое десятилетие, прежде чем основные пункты университетского устава были претворены в жизнь.
Первым попечителем Казанского учебного округа был назначен вице-президент Академии Наук, видный астроном С.Я.Румовский. Первыми преподавателями университета стали учителя Казанской гимназии Г.И.Карташевский, Л.С.Левицкий, И.И.Запольский (все воспитанники Московского университета), директор гимназии И.Ф.Яковлев получил звание профессора и пост директора университета. Из-за границы были приглашены профессор-историк П.А.Цеплин и адъюнкт И.И.Эрих.
В первые годы существования Казанскому университету, как и многим учебным заведениям страны, недоставало подготовленных преподавателей. Поэтому нередко их приглашали из-за границы. Так, в Казани оказались такие известные ученые, как: учитель Гаусса и Лобачевского математик М.Ф.Бартельс, астроном И.А.Литтров, востоковед Х.Д.Френ, естествоиспытатель, поэт, педагог Ф.К.Броннер, медик и натуралист К.Ф.Фукс и др.
Вместе с тем, в Казанский университет приезжали и лица случайные, бездарные, равнодушные к делу развития образования России.
При открытии университета, которому была передана часть здания гимназии, были названы фамилии 33 лучших гимназистов, "произведенных в студенты" (в течение года это количество увеличилось до 41 человека). Возраст первых студентов колебался от 13 до 20 лет, уровень их подготовки сильно различался, по происхождению большинство являлись дворянами. Численность студентов быстро увеличивалась. Так, если в 1814 г. их было 42, то в 1819 г. уже 161 студент и 7 вольнослушателей.
В 1811 г. издательским комитетом университета стала издаваться первая провинциальная газета России - "Казанские известия". Росла издательская деятельность университетской типографии. В 1812 г. при университете открывается педагогический институт, который стал готовить учителей высшей квалификации для гимназий и училищ.
К 1814 г. были заполнены все предполагавшиеся в университете кафедры, и среди его преподавателей появляются воспитанники университета: историк, статистик и политэконом П.С.Кондырев, будущие знаменитые ученые Н.И.Лобачевский и И.М.Симонов. 5 июля 1814 г. было торжественно провозглашено полное открытие университета: открылись четыре отделения (факультета), был установлен срок обучения студентов - три года (для медиков - четыре). В дальнейшем по уставу 1835 г. в университете осталось три факультета: философский (с двумя отделениями - словесным и физико-математическим), юридический и врачебный.
В первой половине 20-х гг. для университета наступают трудные времена. Назначенный попечителем Казанского учебного округа реакционер М.Л.Магницкий активно принялся "исправлять" университет, очищать его от передовых настроений. Ввиду неблагонадежности, были уволены 9 профессоров из 17. Магницкий считал, что ведущей в университете должна стать кафедра богословия, а ведущим предметом - закон божий. В учебном заведении воцарилась всеобщая система подозрительности, слежки, доносов, почти замирает издательская деятельность, резко ухудшилось положение студентов. Попечительство Магницкого продолжалось семь лет. Только после ревизии 1826 г., когда, помимо всего прочего, были обнаружены финансовые злоупотребления, его уволили и выслали из Казани.
В 30-40-е гг. происходит расцвет научной деятельности Казанского университета, который был связан главным образом с неутомимой деятельностью Н.И.Лобачевского. Девятнадцать лет (1827-1846 гг.) он был его ректором. В 1846-1855 гг., являясь помощником попечителя Казанского учебного округа, Н.И.Лобачевский продолжал активно заниматься университетскими делами.
Лобачевский стал ректором в трудное время, сразу же после попечительства реакционера Магницкого. Уровень преподавания за прошедшие годы заметно снизился, были изгнаны многие преподаватели, не хватало самых необходимых пособий. Однако талант администратора и поразительная работоспособность Лобачевского, поддерживаемого передовой профессурой, смогли превратить Казанский университет в один из лучших в стране.
Под руководством Лобачевского было закончено сооружение всего университетского комплекса: главное здание, обсерватория, анатомический театр, библиотека, химическая лаборатория с физическим кабинетом и др. Лобачевский оснастил университет необходимым оборудованием для научной и учебной работы, проявлял заботу о подготовке научных кадров из наиболее талантливых студентов, наладил деятельность университетской типографии. В этот период сформировались научные школы и направления, совершенствовался учебный процесс.
Сменившие на посту ректора астроном И.М.Симонов (был ректором в 1846-1855 гг.) и востоковед О.М.Ковалевский (был ректором в 1855-1860 гг.) продолжили развитие заложенных традиций. В университете постоянно совершенствовался учебный процесс, формировались научные школы и направления.
Научные достижения ученых университета. Значительной является роль Казанского университета в развитии мировой и отечественной науки. Здесь были сделаны выдающиеся научные открытия, проведены фундаментальнейшие исследования. В Казанском университете сформировался ряд научных школ и направлений, многие из которых начали свою историю в первой половине XIX в.
Уже в 20-е гг. XIX в. в Казанском университете было сделано открытие мирового значения - новая, "неэвклидовая" геометрия. Ее создателем стал великий русский математик Николай Иванович Лобачевский (1792-1856), идеи которого намного опередили современную науку и были поняты крупнейшими учеными лишь после его смерти. Его открытия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие математики, выдвинув русскую математику на одно из первых мест в мире. Преемниками Лобачевского стали его ученики А.Ф.Попов (1815-1878), П.И.Котельников (1809-1879), исследования которых также приобрели общероссийскую известность.
Широкую известность принесла университету астрономическая школа, развившаяся с первых же лет его основания. Одна из старейших в стране кафедр астрономии начала свою деятельность в 1810 г., когда в Казань приехал знаменитый впоследствии астроном И.А.Литтров (1781-1840). За короткое время пребывания здесь (1810-1816) он сумел оборудовать небольшую обсерваторию и организовал систематические астрономические наблюдения.
Преемником Литтрова стал его ученик И.М.Симонов (1794-1855), руководивший обсерваторией более 30 лет. Кроме того, Симонов, занимавший в 1846-1855 гг. должность ректора университета, проявил себя значительными педагогическими и административными дарованиями. В 1819-1821 гг. в составе русской экспедиции Белинсгаузена и Лазарева он совершил кругосветное путешествие и участвовал в открытии Антарктиды, чему посвятил ряд свих научных трудов. Один из открытых островов был назван именем Симонова. Об авторитете казанского ученого говорит тот факт, что он состоял членом 16 научных обществ и академий, был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. Астрономическую школу в Казанском университете впоследствии успешно продолжили ученики Симонова - М.В.Ляпунов (1820-1868) и М.А.Ковалевский (1821-1884).
Мировую известность отечественной науке принесла казанская школа химиков, у истоков которой стоял воспитанник Казанского университета Н.Н.Зинин. В 1842 г. Зинин совершил выдающееся открытие - получил из нитробензола анилин, которое принесло ему мировую славу. Открытие казанского ученого имело огромное практическое значение: были заложены пути развития анилинокрасочной и фармацевтической промышленности, других областей синтетической органической химии. В 1847 г. Зинин переехал в Петербург, а в 1865 г. был избран академиком.
В 1844 г. профессором К.К.Клаусом (1796-1684) был открыт новый элемент - рутений, что в переводе с латинского означает "российский". Много сделал для развития химической промышленности профессор М.Я.Киттары (1824-1880), стремившийся в своих исследованиях тесно связывать науку и практику. В 50-х гг. началась научная деятельность А.М.Бутлерова - еще одного выдающегося представителя казанской химической школы.
В первой половине XIX в. проводились также крупные научные исследования в области таких естественных наук, как геология (А.Я.Купфер, П.И.Вагнер), медицина (К.Ф.Фукс, Е.Ф.Аристов), биология (Э.И.Эйхвальд, Э.А.Эверсман) физика (И.И.Запольский, Э.А.Кнорр) и др.
Значительный вклад в развитие отечественной науки внесли ученые Казанского университета, работавшие в области общественных и гуманитарных наук. Среди них следует выделить исследования в области философии (А.С.Лубкин, В.Н.Воскресенский), экономики (П.С.Кондырев, И.К.Бабст), истории (С.М.Шпилевский, С.В.Ешевский), правоведения (Д.И.Мейер, Г.И.Солнцев), филологии (В.И.Григорович), и особенно - востоковедения.
Востоковедение ("разряд восточной словесности") принесло Казанскому университету мировую известность. Начало этому научному направлению было положено открытием в 1807 г. (под руководством Х.М. Френа) кафедры восточных языков, что диктовалось интересами внутренней и внешней политики царского правительства. Расцвет казанского востоковедения начался после избрания ректором университета Н.И.Лобачевского в 1827 г. По его инициативе был открыт ряд новых кафедр, добившихся выдающихся успехов. Здесь работали такие крупные ученые, как арабист Х.М.Френ, тюркологи и иранисты А.К.Казембек и И.Н.Березин, монголисты О.М.Ковалевский и А.В.Попов, китаист В.П.Васильев и др. Видными востоковедами были известные татарские ученые-просветители Ибрагим Хальфин и М.Г.Махмудов.
Казанский университет в первой половине XIX в. являлся основным научным центром востоковедения в России, однако по решению правительства в 1855 г. Восточный разряд был переведен в Санкт-Петербургский университет.
Ученые университета внесли значительный вклад в изучение истории местного края, его народов. Профессор Ф.И.Эрдман опубликовал несколько трудов по истории Волжской Булгарии. Профессор И.Н.Березин выпустил в свет работы: "Татарский летописец", "Булгар на Волге", "Вторжение монголов в Россию". Большой известностью как знаток края пользовался профессор медицины К.Ф.Фукс. Работая много лет над изучением истории и быта казанских татар, он составил такие труды, как "Краткая история Казани", "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях" и ряд других.
Таким образом, в первой половине XIX в. казанскими учеными были сделаны важные научные открытия во многих областях знания, которые принадлежат к сокровищнице мировой и отечественной мысли.
Издательское дело начинает развиваться в Казани с начала ХIХ в. В 1800 г. сюда была переведена так называемая Азиатская типография для печатания книг на арабском языке. Содержателем типографии был татарин Г.Т.Бурнашев. Она печатала преимущественно мусульманскую религиозную литературу и буквари, которые продавались в Поволжье, Сибири и Средней Азии. С 1801 по 1829 гг. в Азиатской типографии было опубликовано 93 книги общим тиражом 280 тыс. экземпляров.
В 1804 г. по инициативе казанского губернатора Б.Мансурова при губернском правлении была открыта русская типография. Здесь печатались местные газеты, а также документы губернской администрации. Позднее открылась типография университета, в состав которой в 1829 г. была введена Азиатская типография.
В первой половине XIX в. в Казани зарождается периодическая печать. В 1808 г. профессор университета И.И.Запольский представил проект издания еженедельных ведомостей на русском и татарском языках. Но комитетом министров был утвержден лишь проект газеты на русском языке, первый номер которой под названием "Казанские известия" вышел в 1811 г.
Начиная с 19 номера, газету стал издавать университет. В 1820 г. по инициативе попечителя Казанского учебного округа Магницкого газета была закрыта, а с 1821 г. по его инициативе стал выходить ежемесячный журнал религиозно-нравственного направления "Казанский вестник". В последующие годы, благодаря активному участию Лобачевского и ряда других ученых, этот журнал изменил свое направление и занял видное место среди либеральной печати России.
В 1838 г. начала издаваться официальная газета "Казанские губернские ведомости", привлекавшая в 40-е гг. большой интерес читателей. В различные годы выходили издания, адресованные казанской интеллигенции - журнал "Заволжский муравей" и "Ученые записки" университета.
Татарской периодической печати в это время еще не имелось, несмотря на то, что формирующаяся татарская буржуазия стремилась иметь свою газету. Так, в 1834 г. был отклонен проект татарской газеты "Море новостей", предложенный студентом разряда восточной словесности М.Г.Никольским.
Литературная жизнь Казани была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано "Общество любителей отечественной словесности", которое объединило несколько десятков литераторов края. Одним из его организаторов стал видный татарский педагог, поэт, ученый Нигмат Ибрагимов. В общество вошли также члены популярного в Казани на рубеже XVIII-XIX вв. литературного кружка С.А.Москотильникова, Г.П.Каменев, Н.С.Арцыбашев, И.И.Чернявский. В 1815 г. общество издало сборник своих трудов, где были напечатаны произведения Н.Ибрагимова, Д.Н.Богданова, В.И.Панаева и др.
Значительным событием в литературной жизни Казани стал приезд в сентябре 1833 г. А.С.Пушкина во время его путешествия в поисках материала для "Истории пугачевского бунта". Здесь он посетил литературный салон местной поэтессы А.А.Фукс, где высоко оценил творчество казанских поэтов, и особенно Гавриила Каменева.
Развивалась и татарская художественная литература. Особенно выделялись лирико-эпические поэмы Г.Кандалыя (1797-1860) "Мулла и абыстай", "Сахибжамал" и др., в которых даны образы типичных людей татарского общества. Прогрессивное направление татарской литературы было представлено именами М.Иванова, С.Кукляшева, М.Г.Махмудова и др. Они собирали и публиковали произведения устного народного творчества татар, занимались переводами на татарский язык произведений русской литературы.
В начале XIX в. любительские поставки в Казани сменились профессиональным театром. В специальном здании, выстроенном в 1803 г., продолжала работать труппа П.П.Есипова, в которой особенно выделялись крепостные актеры Федор Львов и Феклуша. Из этой труппы вышел талантливый певец В.В.Самойлов, перешедший в начале 30-х гг. на столичную сцену.
Крупными событиями в истории казанского театра стали постановки в 1836, 1840 и 1853 гг. пьесы "Горе от ума" А.С.Грибоедова. Для второй постановки пьесы в Казань приезжал великий русский актер и педагог М.С.Щепкин. В 1835 г. в городе было построено новое деревянное здание театра, а в 1852 г. каменное, где, кроме драматических, ставились балетные и оперные спектакли.
Первая половина XIX в. была отмечена интенсивным обновлением городов. В первые десятилетия столетия архитектурные здания строились в основном с стиле классицизма, для которого были характерны ясность, строгость, простота и торжественность. Этот стиль в Казани был воплощен в проектах крупных архитекторов своего времени Пятницкого (здание Казанского университета) и Коринфского (университетский городок).
В начале века были построены здания гостиного двора, городской управы и большое число каменных жилых домов, чаще двухэтажных. Однако, большинство населения проживало в одноэтажных деревянных домах. Например, в Казани было 563 каменных строений и 4575 - деревянных.
В русской живописи в первой половине XIX в. развивалось реалистическое направление, отразившееся в творчестве казанских художников
Л.Д.Крюкова, В.С.Турина, Э.П.Турнерелли и др. Татарское искусство было представлено прежде всего в кустарных промыслах: в ювелирном деле, в вышивках и др.
Таким образом, Казанская губерния (прежде всего Казань как крупный культурный центр России) в первой половине продолжала ощущать тесную сопричастность ко всем важным общероссийским процессам и событиям. Вместе с тем в развитии культуры наблюдались особенности, вызванные прежде всего этническим составом населения губернии, главным образом совместным проживанием здесь русских и татар.
Калимуллин А. М. История Татарстана и татарского народа. XIX век: Учебное пособие. Елабуга, 2009
10 09 2014
6 стр.
История татарского народа и Татарстана. Татарстан халкыхэм Татарстан тарихы. 7-8 сыйныфлар
25 12 2014
1 стр.
Программа курса «История России. XIX век» М.: «Русское слово» 2004
11 10 2014
1 стр.
На выполнение заданий II тура отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
08 10 2014
1 стр.
Татарстана: в регионах рф, странах СНГ и в дальнем зарубежье. С каждым годом, наряду с малочисленными народами, усиливается процесс ассимиляции и татарского народа по всему миру. В
25 12 2014
1 стр.
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
15 10 2014
1 стр.
Одним из эффективных средств в решении данной проблемы является воспитательно-образовательный потенциал национальной культуры, несущий в себе ценности, традиции, способствующий объ
14 12 2014
1 стр.
История томизма с XIV по XIX век. Основные центры изучения томизм
13 10 2014
1 стр.