Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6

3. Общественные движения.

Крестьянское движение. Патриотический подъем населения в период Отечественной войны 1812 г. породил надежды на изменение их жизни. Од­нако по мере того как они утрачивались, социальная напряженность в об­ществе стала нарастать.

Одним из проявлений социального протеста стал рост крестьянских волнений, в основе большинства которых лежало недовольство конкретными действиями местных властей, помещиком, желание улучшить свое хозяйс­твенное положение, обрести личную свободу. Так, крепостные крестьяне обычно пытались выразить в письменных жалобах жестокость и притеснения со стороны помещиков. Видя, что жалобы не достигают своих целей, крестьяне переходили к неповиновению помещикам и администрации. Выс­тупления на этой почве произошли в 1834 г. в деревне Аверьяновой, в 1849 г. в селе Изгары-Рождественно Чистопольского уезда, в 1855 г. в имении помещицы Николаевой в Лаишевском уезде и других селениях. В предреформенные десятилетия крестьяне все чаще стали отказываться от уплаты оброка, портили посевы, вырубали господские леса, поджигали по­мещичьи усадьбы.

Многие крестьяне, не выдержав издевательств помещиков, по-прежнему убегали на новые места, на юг и юго-восток. Однако иногда это заканчи­валось поимкой и еще более жестоким истязанием пойманных. Например, в 1828 г. помещик Мосолов три месяца держал беглых крестьян, возвращен­ных полицией, в железных рогах весом до 8 кг.

Государственные крестьяне были лично свободны, и поэтому свой протест обычно направляли против местной администрации. Так, особенно сильное недовольство крестьян вызвало введение общественной запашки за счет крестьянских наделов, образуемой на случай недородов и неурожаев. В 20-30-е гг. сильные выступления на этой почве произошли в деревнях Мензелинского, Елабужского, Буинского уездов.

В конце 30-х и начале 40-х гг. среди государственных крестьян края (чувашей и мари) произошло сильное движение, получившее название Акра­мовского. Движение поддержало и татарское крестьянство. Оно охватило преимущественно уезды, расположенные на правом берегу Волги, - Ядринс­кий, Козьмодемьянский и др. Наиболее ярко движение проявилось в 1842 г. восстанием чувашей в селе Акрамово Козьмодемьянского уезда. Кресть­янские выступления произошли и на левобережье Волги - в Лаишевском и Спасском уездах.

Непосредственным поводом к волнению стало требование министерства государственных имуществ ввести общественную запашку в каждом селении, а также слухи среди чувашей о переводе их в разряд удельных крестьян. Глухое недовольство крестьян начало превращаться с 1841 г. в настойчи­вое противодействие администрации, а затем в открытое сопротивление и буйство. В Чебоксарском, Ядринском, Цивильском и Козьмодемьянском уез­дах возникли настоящие бои. В этих уездах в восстании участвовало до 120 тыс. человек, среди которых было много татар. В 1842 г. крестьянс­кие выступления начались в Спасском уезде, что вызвало большую тревогу у властей. В бунтующие уезды были направлены воинские команды, которые жестоко подавляли выступления крестьян.

В целом в первой половине XIX в. крестьянское движение в Казанской губернии неуклонно возрастало. Так, если в 30-х гг. произошло 15 выс­туплений крестьян, то в 50-е гг. уже 39. Однако следует учитывать, что из-за недоверия и подозрительности нередко игнорировались даже не­обходимые мероприятия местных властей, например, направленные на борь­бу с инфекционными болезнями. И, как следствие этого, в 1831 г. в раз­гар холерной эпидемии произошли выступления крестьян нескольких дере­вень Спасского уезда, усмирить которых удалось лишь при помощи воинс­кой команды.

В первой половине 40-х гг. в стране возникали так называемые "кар­тофельные бунты". Они были связаны с непониманием крестьянами действий чиновников, заставлявших их насильно сажать картофель. Сильные выступления на этой почве произошли в 1843 г. в Лаишевском уезде.

Таким образом крестьянское движение в Казанской губернии приобретало самые разнообразные формы и захватывало различные категории кресть­янства.

Борьба казанских суконщиков. В первой половине XIX в. продолжалась борьба приписных рабочих Казанской суконной мануфактуры Осокина, на­чавшаяся еще в XVIII в. Рабочие выражали недовольство высокими нормами выработки, чрезмерно длинным рабочим днем, обременительными военными постоями. Их жалобы на слишком высокие нормы выработки признавал сам губернатор, но никаких мер по решению вопроса не предпринимал. Потеряв надежду на удовлетворение своих законных жалоб, рабочие в 1803 г. за­бастовали. С некоторыми перерывами забастовка продолжалась до 1806 г., когда Осокин был вынужден сделать суконщикам ряд уступок: снизились годовые нормы выработки, были уволены мастера, издевавшиеся над рабо­чими.

В последующие годы борьба суконщиков, стремившихся получить освобож­дение, стала еще более организованной. Постепенно выработались основ­ные формы их выступлений: подача жалоб, демонстрации протеста на ули­цах Казани и забастовки, длившиеся по несколько месяцев. Среди рабочих выделяются вожаки: Мясников, Хлебников и др. В 1828 г. губернатор пи­сал, что на рабочих "не действуют никакие меры", и предлагал применять исключительно жестокие репрессии.

В 1832 г. рабочие снова жалуются на Осокина, заявляя, что "они не перестанут отыскивать свободу", ибо уверены, что он незаконно считает их крепостными. Комиссия, расследовавшая в 1835 г. положение на предп­риятии, установила, что из 972 рабочих умерло от истязаний и непосиль­ной работы 326, сослано в Сибирь 69, отдано в рекруты 76, т.е. выбыл каждый второй рабочий.

Почти поголовное избиение рабочих было совершено в январе 1837 г., когда они подали жалобу Николаю I во время его пребывания в Казани. Рабочих вызывали небольшими группами и требовали от них подписки в по­виновении. Рабочие отказывались, и их начинали пороть розгами. Затем многие в кандалах были отправлены в Сибирь. Однако суконщики не прек­ратили борьбу и летом 1837 г. вновь подали жалобу проезжавшему через Казань наследнику Александру.

Движение казанских суконщиков совпало с восстаниями рабочих в Моск­ве и на Урале. Это заставило правительство в 1840 г. ликвидировать институт посессионных рабочих. Тем не менее, казанские суконщики лишь в 1849 г. получили возможность перейти в мещанское сословие и при же­лании покинуть мануфактуру.

Деятельность демократической интеллигенции. Раскол между народом и властью, частью дворянской интеллигенции и царизмом, углубившийся в начале XIX в., привел к зарождению революционной идеологии в России. Одним из центров распространения освободительных идей в этот период становится Казань. Уже на рубеже XVIII-XIX вв. здесь действовал лите­ратурный салон передовой казанской интеллигенции - поэтов Г.П.Каменева и С.А.Москотильникова, где читались произведения Радищева, высказыва­лись демократические взгляды.

Передовая общественность также группировалась вокруг созданного в университете в 1806 г. "Общества любителей российской словесности" ("Общество вольных упражнений в Российской словесности") во главе с Н.М.Ибрагимовым и С.П.Кондыревым, а затем кружка, созданного профессо­ром К.Ф.Фуксом. Выдающийся русский писатель Т.Аксаков, член этого об­щества в студенческие годы, впоследствии очень тепло отзывался о его деятельности. Члены общества стремились внести посильный вклад в изу­чение быта и творчества местных народов, распространение среди них лучших достижений мировой культуры. Профессор университета С.П.Конды­рев был известен также как популяризатор идей буржуазного экономиста Адама Смита.

Крупнейшим событием общественного движения в России стало восстание декабристов. В декабристском движении участвовали и казанцы. Так, в 1824-1825 гг. в селе Зюзино, Лаишевского уезда в усадьбе помещика За­валишина, существовал кружок, основанный декабристами В.П.Ивашевым и Д.И.Завалишиным. Отзвуком декабристского движения в Казани явилась агитация штабс-капитана Ситникова, который был арестован за распрост­ранение в 1830-1831 гг. "возмутительных писем".

В 1830-1840-х гг. демократические идеи стали проникать в среду сту­дентов Казанского университета. Среди студентов-разночинцев распрост­ранялись вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина, К.Ф.Рылеева, "Горе от ума" А.С.Грибоедова, запрещенные цензурой.

Казанский университет являлся местом, куда направлялись политически неблагонадежные студенты из других университетов. Первые такие изгнан­ники появились в Казани в 1824 г., это были трое виленских студентов - поляков, высланные сюда за принадлежность к тайному обществу. В 1839 г. в Казань высылаются еще восемь студентов, причастных к революцион­ной деятельности. В 1847 г. в Казанский университет из Киева были сос­ланы двое соратников Тараса Шевченко, члены Кирилло-Мефодиевского общества. Ссыльные студенты сыграли значительную роль в политическом просвещении казанского студенчества.

В 1840-1850-х гг. в Казани появилась группа буржуазных либералов, видным представителем которой был профессор Д.И.Мейер, юрист. Лекции профессора-демократа, где открыто высказывались антикрепостнические идеи и пропагандировались буржуазные реформы, пользовались огромной популярностью студентов. Велико было его влияние и на формирование ми­ровоззрения казанского студенчества, одним из которых был будущий ве­ликий писатель Лев Толстой. Мейера высоко ценили известные революцион­ные демократы Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.

Вокруг Мейера сформировался кружок передовой молодежи, непосредс­твенно связанный с петербургскими кружками петрашевцев. Среди членов этого кружка были переведенные в 1845 г. из Петербурга в казанский университет несколько активных петрашевцев - одних из первых в России распространителей социалистических идей.

В предреформенное десятилетие студенческое движение в Казани еще более активизировалось. В 1854-1855 гг. в университете возникают уже бо­лее организованные студенческие кружки, в которых широко распространя­ются демократические идеи журналов "Колокол" и "Современник" Во второй половине 50-х гг. в университете существовало несколько нелегальных и полулегальных студенческих кружков. Некоторые из них были организованы по принципу землячества. Среди таких кружков особенно выделялся кружок саратовцев.

В 1860 г. в Казани сложился революционный кружок, который вскоре перерос в революционную организацию, составившую затем основу казанс­кого отделения "Земли и воли". В кружок вошли студенты университета, духовной академии и гимназисты-старшеклассники (С.А.Клаус, И.Н.Умнов и др.).

Таким образом, в предреформенные десятилетия в Казанском универси­тете возникли и развивались студенческие кружки оппозиционного харак­тера. Студенты оказались наиболее радикально настроенной частью рос­сийского общества, в среде которых шло становление политических и фи­лософских взглядов будущих участников революционного движения.


4. Просвещение и культура.

Просвещение. К началу XIX в. Россия отставала по уровню просвещения и образования от передовых стран Европы. Безграмотность была распространена не только в низших сословиях, но и среди духовенства, купечест­ва, чиновничества. Страна остро нуждалась в образованных кадрах для промышленности, торговли, административного аппарата, здравоохранения и т.д., что повлекло за собой значительные изменения в сфере просвеще­ния в первой половине XIX в.

В 1802 г. создается Министерство народного просвещения и принимают­ся "Предварительные правила народного просвещения", вводившие новые принципы организации образования в стране. Отныне все учебные заведе­ния были взаимосвязаны: получив начальное образование, можно было пос­тупить в среднее учебное заведение, а затем в высшее. Таким образом, вводилась преемственность образования и при этом устранялись сословные препятствия в его получении. По указу 1804 г. в стране вводилась сис­тема учебных заведений: начальные - в сельской местности одногодичные приходские училища, в городах - уездные училища; средние - гимназии; и высшие - университеты и институты. Однако по школьному уставу 1828 г. эти нововведения вновь были ликвидированы.

Со второй четверти XIX в. в Казанской губернии стали открываться школы для русского сельского населения из государственных и удельных крестьян. Такие школы действовали в Мамадышском, Чистопольском и дру­гих уездах.

Среди средних учебных заведений Казанской губернии уровнем поста­новки образования выделялась первая гимназия (основанная в 1758 г.), где, в частности, продолжалось преподавание татарского и других вос­точных языков. К 1804 г. в гимназии обучался 161 ученик, имелось 29 предметных классов. В татарском классе насчитывалось более 20 детей. Кроме первой гимназии, в 1835 г. на базе главного народного училища создается вторая гимназия.

В 1847 г. при сельскохозяйственной ферме Казанского экономического общества в селе Борисково открылось 4-годичное земледельческое учили­ще, готовившее агротехников для помещичьих хозяйств. С конца 40-х гг. начал обсуждаться вопрос о создании коммерческого училища, которое бы­ло создано значительно позднее. В 1842 г. открывается институт благо­родных девиц для детей дворянства (Родионовский). В 1853 г. создаются епархиальное и окружное училища для дочерей духовенства.

Открытые в губернии учебные заведения позволили снизить дефицит квалифицированных инженеров, учителей, врачей и т.д.



Система образования татарского народа. Российское государство вся­чески препятствовало развитию образования нерусских народов страны, делало все возможное для ликвидации национальной самобытности их школ, местных просветительских традиций. Низшие учебные заведения в нацио­нальных районах открывались правительством и православной церковью исключительно с целью русификации местного населения. Тем не менее татарская школа, имевшая свои традиции и особенности, связанные с предшествующими историческими периодами самостоятельного развития та­тарского народа, сумела выжить, приспособиться и продолжить самостоя­тельное развитие.

В первой половине XIX в. татарская вероисповедная (конфессиальная) школа продолжала развиваться в форме традиционных мектебов (начальная школа) и медресе (среднее или высшее учебное заведение). Начальные ре­лигиозные школы - мектебы (в пер. с арабского - место, где пишут), обычно действовали при каждой мечети. Руководителем мектеба был при­ходской мулла, или специальный учитель, наставник - хальфа. Дети обу­чались главным образом грамоте и основам мусульманского вероучения. Основную массу шакирдов (учеников) составляли мальчики от 8 до 14 лет. Преподавание велось с шакирдами поодиночке, каждый из которых продви­гался вперед по мере своих сил, способностей и прилежания.

Обучение татарской грамоте начиналось с букваря, на первых страни­цах которого показывались арабские буквы со всеми другими знаками про­изношения. Затем шакирд, зачастую не успевший усвоить буквы, переходил к чтению арабских фраз, в смысле которых он совершенно не разбирался. Это было просто чтение, сначала по указке хальфы, потом уже наизусть. Только при дальнейшем продолжении курса, благодаря многократному пов­торению, шакирд начинал осваиваться с буквами, т.е. читать сравнитель­но свободно и сознательно сочетать буквы в слова, а слова - в предло­жения. После этого начиналось обучение письму, одним из приемов кото­рого была переписка книг.

Основным учебником в мектебе был Коран, который изучался с начала и до самого конца курса. В первый год после азбуки шакирду давали одну суру Корана - "Ясан", которая издавалась отдельной книжкой. На втором году ее заменяла седьмая часть Корана, так называемый "Эфтьек". На третий и четвертый год шакирд носил с собой уже целый Коран, для изу­чения которого нужно было не менее двух лет.

Мектебы содержались на средства частных благотворителей и прихожан местной мечети. Особой платы мулла и хальфа не получали и довольство­вались лишь вознаграждениями со стороны родителей в виде подарков и приношений (деньгами, товарами, хлебом, живностью и др.), они не являлись обязательными.

Девочки учились у жены муллы, которую величали "абыстай", т.е. жен­щина, имеющая знания и некоторую мудрость. Программа и приемы обучения здесь были те же, что и в мектебе, но обучение письму строго запреща­лось.

Получив начальное образование, ученик мог продолжить учебу в медре­се (в пер. с арабского - место, где читают лекции). Медресе имелись только в городах и в тех деревнях, где были богатые люди, покровитель­ствовавшие науке, или где был более ученый мулла, например, обучавшийся в Бухаре. Самой знаменитой в Казани в первой половине XIX в. была При­кабанская, или Апанаевская медресе, из деревенских - медресе в неболь­шой деревне Кошкарах Казанского уезда, которая по отдельным показате­лям даже считалась выше других татарских учебных заведений.

В старометодных (кадимистских) медресе, господствовавших до 80-х гг. XIX в., предметы обучения делились на две категории: науки, служа­щие основой для понимания религии ислама (арабский язык, литература и так называемые "умственные науки" - мусульманская философия, логика, юриспруденция) и изучение собственно религии ислама. Все эти науки изучались по определенным и неизменным учебникам, в соответствии с ко­торыми выделялись 10 ступеней обучения, которые должен был пройти каж­дый шакирд.

В каждом медресе имелось несколько хальф, имевших своих учеников. Хальфа давал уроки следующим образом: приглашал к себе всех учеников одной ступени, сначала спрашивал их прежние уроки, а потом начиналось преподавание нового урока, где должны были присутствовать и ученики старших ступеней. Затем шакирды всех хальф (кроме 2-3 низших ступеней) были обязаны присутствовать на лекциях мударриса. Курс обучения в мед­ресе продолжался 10-15 лет.

Принято считать, что старометодные (кадимисткие) мектебы и медресе являлись отсталыми, были заполнены косностью и схоластикой. Однако в условиях первой половины XIX в. они все же отражали реальное состояние татарского общества и его потребности в области народного образования. Более того, статус татарской школы неуклонно возрастал. Неслучайно большой знаток татар профессор К.Фукс писал, что татары "народ более образованный, нежели некоторые даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других". Старометодная школа помогла татарам вы­жить, сохраниться как народ, тем самым доказав свою историческую состоятельность.



Казанский университет. Казанский университет - один из старейших университетов России - был основан 5 ноября 1804 г. В этот день Алек­сандром I были подписаны устав и утвердительные грамоты Казанского и Харьковского университетов.

Казанский университет создавался правительством прежде всего для подготовки чиновников, учителей, врачей, в которых остро нуждался го­сударственный аппарат России. Кроме подготовки кадров, на университет возлагались также цензура и управление самым обширным в России учебным округом, в состав которого входила вся территория к востоку от Казанс­кой губернии, Сибирь и Кавказ.

По уставу 1804 г. в университете определялись 28 кафедр на четырех отделениях (нравственных и политических наук, физических и математи­ческих наук, врачебных, или медицинских наук, словесных наук с кафед­рой восточных языков), 28 профессоров, 12 адъюнктов, 3 лектора и 3 учителя "приятных искусств". Во главе университета стоял ежегодно из­бираемый ректор, во главе отделений - ежегодно избираемые деканы. По этому же уставу при университете полагались учебно-вспомогательные уч­реждения.

Официальное открытие университета состоялось 14 февраля 1805 г., когда он открыл свои двери для студентов, однако претворить в жизнь все положения организационного устава к этому времени не удалось. Бо­лее того, в первые годы существования университета в нем не было ни кафедр, ни отделений. Прошло целое десятилетие, прежде чем основные пункты университетского устава были претворены в жизнь.

Первым попечителем Казанского учебного округа был назначен ви­це-президент Академии Наук, видный астроном С.Я.Румовский. Первыми преподавателями университета стали учителя Казанской гимназии Г.И.Кар­ташевский, Л.С.Левицкий, И.И.Запольский (все воспитанники Московского университета), директор гимназии И.Ф.Яковлев получил звание профессора и пост директора университета. Из-за границы были приглашены профес­сор-историк П.А.Цеплин и адъюнкт И.И.Эрих.

В первые годы существования Казанскому университету, как и многим учебным заведениям страны, недоставало подготовленных преподавателей. Поэтому нередко их приглашали из-за границы. Так, в Казани оказались такие известные ученые, как: учитель Гаусса и Лобачевского математик М.Ф.Бартельс, астроном И.А.Литтров, востоковед Х.Д.Френ, естествоиспы­татель, поэт, педагог Ф.К.Броннер, медик и натуралист К.Ф.Фукс и др.

Вместе с тем, в Казанский университет приезжали и лица случайные, без­дарные, равнодушные к делу развития образования России.

При открытии университета, которому была передана часть здания гим­назии, были названы фамилии 33 лучших гимназистов, "произведенных в студенты" (в течение года это количество увеличилось до 41 человека). Возраст первых студентов колебался от 13 до 20 лет, уровень их подго­товки сильно различался, по происхождению большинство являлись дворя­нами. Численность студентов быстро увеличивалась. Так, если в 1814 г. их было 42, то в 1819 г. уже 161 студент и 7 вольнослушателей.

В 1811 г. издательским комитетом университета стала издаваться пер­вая провинциальная газета России - "Казанские известия". Росла изда­тельская деятельность университетской типографии. В 1812 г. при уни­верситете открывается педагогический институт, который стал готовить учителей высшей квалификации для гимназий и училищ.

К 1814 г. были заполнены все предполагавшиеся в университете кафед­ры, и среди его преподавателей появляются воспитанники университета: историк, статистик и политэконом П.С.Кондырев, будущие знаменитые уче­ные Н.И.Лобачевский и И.М.Симонов. 5 июля 1814 г. было торжественно провозглашено полное открытие университета: открылись четыре отделения (факультета), был установлен срок обучения студентов - три года (для медиков - четыре). В дальнейшем по уставу 1835 г. в университете оста­лось три факультета: философский (с двумя отделениями - словесным и физико-математическим), юридический и врачебный.

В первой половине 20-х гг. для университета наступают трудные вре­мена. Назначенный попечителем Казанского учебного округа реакционер М.Л.Магницкий активно принялся "исправлять" университет, очищать его от передовых настроений. Ввиду неблагонадежности, были уволены 9 про­фессоров из 17. Магницкий считал, что ведущей в университете должна стать кафедра богословия, а ведущим предметом - закон божий. В учебном заведении воцарилась всеобщая система подозрительности, слежки, доно­сов, почти замирает издательская деятельность, резко ухудшилось поло­жение студентов. Попечительство Магницкого продолжалось семь лет. Только после ревизии 1826 г., когда, помимо всего прочего, были обна­ружены финансовые злоупотребления, его уволили и выслали из Казани.

В 30-40-е гг. происходит расцвет научной деятельности Казанского университета, который был связан главным образом с неутомимой деятель­ностью Н.И.Лобачевского. Девятнадцать лет (1827-1846 гг.) он был его ректором. В 1846-1855 гг., являясь помощником попечителя Казанского учебного округа, Н.И.Лобачевский продолжал активно заниматься универ­ситетскими делами.

Лобачевский стал ректором в трудное время, сразу же после попечи­тельства реакционера Магницкого. Уровень преподавания за прошедшие го­ды заметно снизился, были изгнаны многие преподаватели, не хватало са­мых необходимых пособий. Однако талант администратора и поразительная работоспособность Лобачевского, поддерживаемого передовой профессурой, смогли превратить Казанский университет в один из лучших в стране.

Под руководством Лобачевского было закончено сооружение всего уни­верситетского комплекса: главное здание, обсерватория, анатомический театр, библиотека, химическая лаборатория с физическим кабинетом и др. Лобачевский оснастил университет необходимым оборудованием для научной и учебной работы, проявлял заботу о подготовке научных кадров из наи­более талантливых студентов, наладил деятельность университетской ти­пографии. В этот период сформировались научные школы и направления, совершенствовался учебный процесс.

Сменившие на посту ректора астроном И.М.Симонов (был ректором в 1846-1855 гг.) и востоковед О.М.Ковалевский (был ректором в 1855-1860 гг.) продолжили развитие заложенных традиций. В университете постоянно совершенствовался учебный процесс, формировались научные школы и нап­равления.

Научные достижения ученых университета. Значительной является роль Казанского университета в развитии мировой и отечественной науки. Здесь были сделаны выдающиеся научные открытия, проведены фундамен­тальнейшие исследования. В Казанском университете сформировался ряд научных школ и направлений, многие из которых начали свою историю в первой половине XIX в.

Уже в 20-е гг. XIX в. в Казанском университете было сделано откры­тие мирового значения - новая, "неэвклидовая" геометрия. Ее создателем стал великий русский математик Николай Иванович Лобачевский (1792-1856), идеи которого намного опередили современную науку и были поняты крупнейшими учеными лишь после его смерти. Его открытия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие математики, выдвинув русскую математику на одно из первых мест в мире. Преемниками Лобачевского стали его ученики А.Ф.Попов (1815-1878), П.И.Котельников (1809-1879), исследования которых также приобрели общероссийскую известность.

Широкую известность принесла университету астрономическая школа, развившаяся с первых же лет его основания. Одна из старейших в стране кафедр астрономии начала свою деятельность в 1810 г., когда в Казань приехал знаменитый впоследствии астроном И.А.Литтров (1781-1840). За короткое время пребывания здесь (1810-1816) он сумел оборудовать не­большую обсерваторию и организовал систематические астрономические наблюдения.

Преемником Литтрова стал его ученик И.М.Симонов (1794-1855), руко­водивший обсерваторией более 30 лет. Кроме того, Симонов, занимавший в 1846-1855 гг. должность ректора университета, проявил себя значитель­ными педагогическими и административными дарованиями. В 1819-1821 гг. в составе русской экспедиции Белинсгаузена и Лазарева он совершил кру­госветное путешествие и участвовал в открытии Антарктиды, чему посвя­тил ряд свих научных трудов. Один из открытых островов был назван име­нем Симонова. Об авторитете казанского ученого говорит тот факт, что он состоял членом 16 научных обществ и академий, был избран чле­ном-корреспондентом Российской Академии наук. Астрономическую школу в Казанском университете впоследствии успешно продолжили ученики Симоно­ва - М.В.Ляпунов (1820-1868) и М.А.Ковалевский (1821-1884).

Мировую известность отечественной науке принесла казанская школа химиков, у истоков которой стоял воспитанник Казанского университета Н.Н.Зинин. В 1842 г. Зинин совершил выдающееся открытие - получил из нитробензола анилин, которое принесло ему мировую славу. Открытие ка­занского ученого имело огромное практическое значение: были заложены пути развития анилинокрасочной и фармацевтической промышленности, дру­гих областей синтетической органической химии. В 1847 г. Зинин перее­хал в Петербург, а в 1865 г. был избран академиком.

В 1844 г. профессором К.К.Клаусом (1796-1684) был открыт новый эле­мент - рутений, что в переводе с латинского означает "российский". Много сделал для развития химической промышленности профессор М.Я.Кит­тары (1824-1880), стремившийся в своих исследованиях тесно связывать науку и практику. В 50-х гг. началась научная деятельность А.М.Бутле­рова - еще одного выдающегося представителя казанской химической шко­лы.

В первой половине XIX в. проводились также крупные научные исследо­вания в области таких естественных наук, как геология (А.Я.Купфер, П.И.Вагнер), медицина (К.Ф.Фукс, Е.Ф.Аристов), биология (Э.И.Эйхвальд, Э.А.Эверсман) физика (И.И.Запольский, Э.А.Кнорр) и др.

Значительный вклад в развитие отечественной науки внесли ученые Ка­занского университета, работавшие в области общественных и гуманитарных наук. Среди них следует выделить исследования в области философии (А.С.Лубкин, В.Н.Воскресенский), экономики (П.С.Кондырев, И.К.Бабст), истории (С.М.Шпилевский, С.В.Ешевский), правоведения (Д.И.Мейер, Г.И.Солнцев), филологии (В.И.Григорович), и особенно - востоковедения.

Востоковедение ("разряд восточной словесности") принесло Казанскому университету мировую известность. Начало этому научному направлению было положено открытием в 1807 г. (под руководством Х.М. Френа) кафед­ры восточных языков, что диктовалось интересами внутренней и внешней политики царского правительства. Расцвет казанского востоковедения на­чался после избрания ректором университета Н.И.Лобачевского в 1827 г. По его инициативе был открыт ряд новых кафедр, добившихся выдающихся успехов. Здесь работали такие крупные ученые, как арабист Х.М.Френ, тюркологи и иранисты А.К.Казембек и И.Н.Березин, монголисты О.М.Кова­левский и А.В.Попов, китаист В.П.Васильев и др. Видными востоковедами были известные татарские ученые-просветители Ибрагим Хальфин и М.Г.Махмудов.

Казанский университет в первой половине XIX в. являлся основным на­учным центром востоковедения в России, однако по решению правительства в 1855 г. Восточный разряд был переведен в Санкт-Петербургский универ­ситет.

Ученые университета внесли значительный вклад в изучение истории местного края, его народов. Профессор Ф.И.Эрдман опубликовал несколько трудов по истории Волжской Булгарии. Профессор И.Н.Березин выпустил в свет работы: "Татарский летописец", "Булгар на Волге", "Вторжение мон­голов в Россию". Большой известностью как знаток края пользовался про­фессор медицины К.Ф.Фукс. Работая много лет над изучением истории и быта казанских татар, он составил такие труды, как "Краткая история Казани", "Казанские татары в статистическом и этнографическом отноше­ниях" и ряд других.

Таким образом, в первой половине XIX в. казанскими учеными были сделаны важные научные открытия во многих областях знания, которые принадлежат к сокровищнице мировой и отечественной мысли.



Издательство. Периодическая печать. Литература. Театр. Архитектура. Живопись. Преобразования в области просвещения в первой половине XIX в. повлекли за собой подъем издательской деятельности в России. Одним из важнейших центров книгоиздания становится Казань, занимавшая в этот период по количеству издаваемых книг первое место после столичных центров.

Издательское дело начинает развиваться в Казани с начала ХIХ в. В 1800 г. сюда была переведена так называемая Азиатская типография для печатания книг на арабском языке. Содержателем типографии был татарин Г.Т.Бурнашев. Она печатала преимущественно мусульманскую религиозную литературу и буквари, которые продавались в Поволжье, Сибири и Средней Азии. С 1801 по 1829 гг. в Азиатской типографии было опубликовано 93 книги общим тиражом 280 тыс. экземпляров.

В 1804 г. по инициативе казанского губернатора Б.Мансурова при гу­бернском правлении была открыта русская типография. Здесь печатались местные газеты, а также документы губернской администрации. Позднее открылась типография университета, в состав которой в 1829 г. была введена Азиатская типография.

В первой половине XIX в. в Казани зарождается периодическая печать. В 1808 г. профессор университета И.И.Запольский представил проект из­дания еженедельных ведомостей на русском и татарском языках. Но коми­тетом министров был утвержден лишь проект газеты на русском языке, первый номер которой под названием "Казанские известия" вышел в 1811 г.

Начиная с 19 номера, газету стал издавать университет. В 1820 г. по инициативе попечителя Казанского учебного округа Магницкого газета бы­ла закрыта, а с 1821 г. по его инициативе стал выходить ежемесячный журнал религиозно-нравственного направления "Казанский вестник". В последующие годы, благодаря активному участию Лобачевского и ряда дру­гих ученых, этот журнал изменил свое направление и занял видное место среди либеральной печати России.

В 1838 г. начала издаваться официальная газета "Казанские губерн­ские ведомости", привлекавшая в 40-е гг. большой интерес читателей. В различные годы выходили издания, адресованные казанской интеллиген­ции - журнал "Заволжский муравей" и "Ученые записки" университета.

Татарской периодической печати в это время еще не имелось, несмотря на то, что формирующаяся татарская буржуазия стремилась иметь свою га­зету. Так, в 1834 г. был отклонен проект татарской газеты "Море новос­тей", предложенный студентом разряда восточной словесности М.Г.Николь­ским.

Литературная жизнь Казани была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано "Общество любителей отечественной словесности", которое объединило несколько десятков литераторов края. Одним из его организаторов стал видный татарский педагог, поэт, уче­ный Нигмат Ибрагимов. В общество вошли также члены популярного в Казани на рубеже XVIII-XIX вв. литературного кружка С.А.Москотильникова, Г.П.Каменев, Н.С.Арцыбашев, И.И.Чернявский. В 1815 г. общество издало сборник своих трудов, где были напечатаны произведения Н.Ибрагимова, Д.Н.Богданова, В.И.Панаева и др.

Значительным событием в литературной жизни Казани стал приезд в сентябре 1833 г. А.С.Пушкина во время его путешествия в поисках мате­риала для "Истории пугачевского бунта". Здесь он посетил литературный салон местной поэтессы А.А.Фукс, где высоко оценил творчество казанс­ких поэтов, и особенно Гавриила Каменева.

Развивалась и татарская художественная литература. Особенно выделя­лись лирико-эпические поэмы Г.Кандалыя (1797-1860) "Мулла и абыстай", "Сахибжамал" и др., в которых даны образы типичных людей татарского общества. Прогрессивное направление татарской литературы было предс­тавлено именами М.Иванова, С.Кукляшева, М.Г.Махмудова и др. Они соби­рали и публиковали произведения устного народного творчества татар, занимались переводами на татарский язык произведений русской литерату­ры.

В начале XIX в. любительские поставки в Казани сменились профессио­нальным театром. В специальном здании, выстроенном в 1803 г., продол­жала работать труппа П.П.Есипова, в которой особенно выделялись кре­постные актеры Федор Львов и Феклуша. Из этой труппы вышел талантливый певец В.В.Самойлов, перешедший в начале 30-х гг. на столичную сцену.

Крупными событиями в истории казанского театра стали постановки в 1836, 1840 и 1853 гг. пьесы "Горе от ума" А.С.Грибоедова. Для второй постановки пьесы в Казань приезжал великий русский актер и педагог М.С.Щепкин. В 1835 г. в городе было построено новое деревянное здание театра, а в 1852 г. каменное, где, кроме драматических, ставились ба­летные и оперные спектакли.

Первая половина XIX в. была отмечена интенсивным обновлением горо­дов. В первые десятилетия столетия архитектурные здания строились в основном с стиле классицизма, для которого были характерны ясность, строгость, простота и торжественность. Этот стиль в Казани был вопло­щен в проектах крупных архитекторов своего времени Пятницкого (здание Казанского университета) и Коринфского (университетский городок).

В начале века были построены здания гостиного двора, городской уп­равы и большое число каменных жилых домов, чаще двухэтажных. Однако, большинство населения проживало в одноэтажных деревянных домах. Напри­мер, в Казани было 563 каменных строений и 4575 - деревянных.

В русской живописи в первой половине XIX в. развивалось реалисти­ческое направление, отразившееся в творчестве казанских художников

Л.Д.Крюкова, В.С.Турина, Э.П.Турнерелли и др. Татарское искусство было представлено прежде всего в кустарных промыслах: в ювелирном деле, в вышивках и др.

Таким образом, Казанская губерния (прежде всего Казань как крупный культурный центр России) в первой половине продолжала ощущать тесную сопричастность ко всем важным общероссийским процессам и событиям. Вместе с тем в развитии культуры наблюдались особенности, вызванные прежде всего этническим составом населения губернии, главным образом совместным проживанием здесь русских и татар.


<предыдущая страница | следующая страница>


История татарстана и татарского народа XIX век

Калимуллин А. М. История Татарстана и татарского народа. XIX век: Учебное пособие. Елабуга, 2009

1236.66kb.

10 09 2014
6 стр.


Название диска

История татарского народа и Татарстана. Татарстан халкыхэм Татарстан тарихы. 7-8 сыйныфлар

20.26kb.

25 12 2014
1 стр.


России. XIX век

Программа курса «История России. XIX век» М.: «Русское слово» 2004

239.35kb.

11 10 2014
1 стр.


Конкурс по истории татарского народа и Татарстана II тур Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий II тура отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий

182.9kb.

08 10 2014
1 стр.


Роль этнокультуры в формировании национального самосознания м. Р. Саттарова, Г. Ф. Замалетдинова

Татарстана: в регионах рф, странах СНГ и в дальнем зарубежье. С каждым годом, наряду с малочисленными народами, усиливается процесс ассимиляции и татарского народа по всему миру. В

69.99kb.

25 12 2014
1 стр.


Татарское национальное движение в XIX xx веках

Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков

184.24kb.

15 10 2014
1 стр.


Творческий отчёт о работе кружка по изучению татарского языка и культуры татарского народа

Одним из эффективных средств в решении данной проблемы является воспитательно-образовательный потенциал национальной культуры, несущий в себе ценности, традиции, способствующий объ

26.84kb.

14 12 2014
1 стр.


Реферат по кафедре философии на тему: "Неотомизм" Студента 1 курса магистратуры иеп калинина А. А

История томизма с XIV по XIX век. Основные центры изучения томизм

341.04kb.

13 10 2014
1 стр.