Зотеева Наталья Владимировна кафедра 4507
Психология и педагогика
Зачет тест, 30 заданий.
Любой учебник для ВПО
Методичка «Психология и педагогика». Тема реферата из методички, можно эссе, 10-15 страниц. Оформление.
Предмет и методы психологии.
Возникла в VI веке, в науку была введена в XVIII веке немецким ученым Христианом Вольфом.
Термин психология – психе и логос, психе – душа, логос – слово, процесс, наука. Наука о душе, разумное слово о душе.
Психология, это наука о фактах закономерностях и механизмах развития психики. Предметом психологии является психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.
Психика, это высшее свойство мозга, которое заключается в способности отражать внешний мир. Две характеристики психики – отражение и регуляция.
отражение – механизм адаптации.
Психика у человека функционирует посредством психических процессов, свойств, образований, состояний.
Психические процессы, это психические явления обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействие окружающей действительности.
Психологические свойства, это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности типичный для неё. Свойства личности:
-
Темперамент,
-
Характер
-
Способности
-
Направленность.
Психические состояния – уровень
работоспособности и
функциональные качества психики (настроение) человека в данный момент времени.
Психические образования, это психические явления формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, основывающиеся на знаниях, умениях и навыках (ЗУН).
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, как общественно- историческому существу, это сознание.
Сознание возникло в процессе антропогенеза под влиянием труда, языка и общественных отношений.
Функции сознания, это отражение, регулирование, рефлексия, креативная функция, духовная функция.
Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Высшая форма сознания, это самосознание – отражение человеком своей собственной личности.
Бессознательная – характеристик психологических свойств, процессов и состояний человека, находящаяся вне сферы его сознания, но оказывающая такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Принципы психологии – основное положение, которое объясняет психические явления:
-
Принцип детерминизма (все психические явления обусловлены внешними причинами). Детерминизм – учение о всеобщей зависимости.
-
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание формируется, проявляется, развивается в деятельности и по результатам этой деятельности судят об уровне конкретного сознания.
-
Генетический принцип. Принцип изучения психики в развитии. У каждого человека, дисциплины есть свои методы познания. Методы:
-
Наблюдение,
-
Эксперимент,
-
Беседа,
-
Анкета,
-
Анализ продуктов деятельности,
-
Тест
Понятие о деятельности.
-
Деятельность, как необходимое условие психического развития личности.
-
Деятельность изучается в качестве специального предмета изучения.
Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.
Деятельность, это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью.
Внутренняя психическая деятельность предполагает включение в её состав мотивов отбора и переработки информации, и определения способа действия.
Внешняя физическая активность определяется в действиях и движениях на основе которых формируются знания, умения, навыки.
Структура деятельности включает в себя наличие цели, мотивы, движения и действия, эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности.
Центральные компоненты структуры деятельности – движения, действия.
Движение – моторная функция организма. В особенностях движения сказывается:
-
культура общества (или человека)
-
уровень его развития
-
психологические особенности личности.
Психология выделяет: безусловно рефлекторные (врожденные) движения; условно рефлекторные (приобретенные) движения. Условно рефлекторные:
-
рабочие
-
речевые
-
семантические
-
локамоторные
что бы движения были достаточно совершенными, скоординированными, необходима сила, быстрота и ритмичность движения.
Совокупность некоторых движений объединенных единой целью носит название «действие». Действие включает в себя:
-
Моторный компонент
-
Мыслительный (когнетивный) компонент (функция регулирования)
-
Сенсорный (чувственный) компонент, функция оценки и контроля.
По направленности действия делятся:
-
Предметные,
-
На окружающих людей. Соответствуют усттановленным кормам поведения, носят название «поступков». Противоречащие нормам – проступки.
По степени осознанности действия бывают:
-
Импульсивные
-
Недостаточно осознанные
-
Волевые
Действия делятся на:
-
Внешние – практические (физические)
-
Внутренние – умственные
Все умственные действия возникли из практических.
Перевод внешних действий во внутренний план называется интериоризацией. Обратный процесс – перевод внутренний действий во внешний план – эктериоризацией.
На основе движений и действий формируются знания, умения, навыки. Знания – совокупность общечеловеческого опыта. Умение – успешное выполнение деятельности. Навык – автоматизированный способ действия.
Психологические школы
Вильгем Вундт – основатель научной психологии. Психология, как наука сформировалась с 1879г в Лейпциг. Предметом изучения было сознание. Объем кратковременной памяти человека – 7± 2 объекта.
Бихевиоризм (возник в Америке, в начале XX века, Джон Уотсон) – наука о поведении. Предметом психического стало поведение. Под поведением понимались ответные двигательные реакции организма на раздражение идущее из среды. Формула
(стимул – реакция).
Необихевиоризм – Эдвард Тоумен, ввели промежуточную переменную

V – сознание.