Перейти на главную страницу
а) вдумчиво вчитайтесь в предложенное высказывание (осознание мысли);
б) определите как можно точнее раздел, темы обществоведческого курса, раскрываемые данным высказыванием;
в) сформулируйте собственную позицию по данной проблеме (согласитесь или не согласитесь с предложенной точкой зрения) при этом обязательно постарайтесь ответить на вопрос “почему?”;
в) подберите понятия и термины из курса обществознания, необходимые для раскрытия проблемы;
г) найдите примеры (исторические, литературные, научные, бытовые и т.п.), которые помогут убедительно аргументировать вашу собственную позицию;
д) логически, целостно, творчески выполните задание.
Перед вами две работы на одну тему к параграфу “Трудовая деятельность”. Оба автора соглашаются с мнением древнегреческого баснописца Эзопа, используют одни и те же понятия, но собственную точку зрения излагают индивидуально, приводя различные факты и аргументы.
“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”.
Эзоп, древнегреческий баснописец
Я полностью согласна с мнением древнегреческого баснописца Эзопа о том, что “истинное сокровище для людей - умение трудиться”. Труд играет огромную и, несомненно, очень важную роль в жизни человека. Конечно, у многих из нас труд в первую очередь ассоциируется с материальным производством, и это, по сути, правильно. Трудовая деятельность направлена на создание материальных благ и услуг, необходимых для жизни людей. Ведь невозможно представить существование современного человека без пищи, одежды, жилья, лекарств, а также всевозможных услуг - от транспортных до услуг парикмахера. В этом заключается одна сторона важности для людей умения трудиться.
Однако, есть и другая сторона трудовой деятельности - влияние на внутренний мир человека, формирование личности. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют не только руки, но и голова человека. Трудовая деятельность облагораживает человека, способствует развитию в нем нравственных качеств. Широко известно выражение о том, что “труд сделал из обезьяны человека”. Именно способностью к осознанному труду отличается человек от других представителей животного мира. Трудовая деятельность – важнейшее поле самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека. Именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Это и есть другая сторона важности людей умения трудиться.
Труд, безусловно, необходим в жизни любого человека. А.П.Чехов писал: “без труда не может быть чистой и радостной жизни”. Многие люди просто не мыслят свое существование без трудовой деятельности. Известно много случаев, когда люди, потеряв в результате какого- либо происшествия руки, ноги или зрение, приспосабливались к новой жизни и, несмотря на свою “ущербность”, продолжали работать, потому что труд для них – истинное сокровище. В одном из рассказов В.А.Солоухина повествуется о том, как сельский старик, сидя на крыльце и увидев путников, идущих на покос, взял свою старую косу и отправился с ними: “Может, последний разочек…” косцы хотели поставить его впереди, но он решительно отказался и встал сзади. На некоторое время они забыли о нем, как вдруг услышали, что старик шаркает косой чуть ли не по самым их пяткам. Со счастливым криком: “Могу! Могу!” он обогнал сначала одного мужика, затем второго, а через мгновение настиг и третьего. “Он остановился, тяжело дыша, глаза его горели живо и радостно. Схватив горсть травы, старик вытер ею морщинистое лицо, и стало не понятно, отчего так мокры его щеки: от пота, от росы, или от слез свершившейся радости”. Автор задумывается о том, что же такое таится в работе земледельца, что и самая тяжелая она, и не самая благодарная, но привораживает к себе человека так, что и на ладан дыша, он берет косу, которой кошивал в молодости, и идет, и косит, да еще и плачет от радости. А все дело в том, что люди “старой закалки”, привыкшие работать с детства, не могут жить без труда, и потому даже в глубокой старости им хочется работать. Если это у них получается, они испытывают настоящий душевный подъем. Просто умение трудиться для них – не только способ получения средств существования, а истинное сокровище.
Дыкина Дарья, ученица 10 б класса.
“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”.
ЭЗОП, древнегреческий баснописец
Я согласен с высказыванием Эзопа о том, что для человека умение трудиться является одним из важнейших умений, настоящим сокровищем. Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Роль труда в жизни человека очень велика, особенно труда в материальном производстве. Осуществляя трудовую деятельность, люди создают материальные блага, без которых жизнь невозможна – это пища, лекарства, одежда. Как гласит народная пословица: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”. Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды и ягоды, ведь в готовом виде природа даёт нам лишь очень немногое. Но не будем забывать и нематериальное производство. Труд по созданию духовных ценностей также очень важен – это труд писателей, художников, учёных. Я считаю, что Эзоп чрезвычайно точно охарактеризовал важность умения трудиться ёмким словом “сокровище”. С давних времён на Руси существовали народные умельцы, передававшие своё мастерство из поколения в поколение. Всем известен Левша из Тулы, подковавший блоху. В наше время, к сожалению, древние профессии уходят в прошлое, теряют свой смысл, забываются. Но они также очень важны для общества, и их необходимо хранить, как сокровище.
Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются его способности, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. А. П. Чехов писал: “Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни”. Это ещё одно доказательство важности труда. Но в наше время важен не просто труд, а умелый труд, и здесь важнейшими характеристиками умения трудиться выступают профессионализм и квалификация работника. Профессионализм – это результат обучения и опыта работы. Каждый из нас хочет приобретать качественные продукты и пользоваться услугами профессионалов. Умение трудиться, то есть высокая квалификация работника помогает ему легче найти хорошую работу. Рассматривая важность настоящего умения трудиться, мы сталкиваемся с такими понятиями, как производительность труда, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина, исполнительность и связанная с ней инициатива. Эти понятия присущи профессиональному работнику, они характеризуют его умение трудиться, как настоящее “сокровище”.
Таким образом, я разделяю точку зрения Эзопа о том, что именно умение трудиться, а не бездумный труд, имеет огромное значение в жизни людей.
Козодеров Олег, ученик 10б класса.
Следующие две работы на одну тему с выполнением обязательных условий: использование текста обращения президента РФ к Федеральному собранию (2006); опора только на исторические факты изученного периода. Особенностью предложенных работ является то, что позиция авторов не совпадает, однако при этом они используют одни и те же источники.
“Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, давно прошедшим”
Из истории нашей страны мы знаем, что, начиная со времен Петра Великого, правители тратили немало усилий на продвижение экономических инноваций. Возможно, именно поэтому на рубеже 19-20 веков Россия была одной из самых экономически развитых стран Европы. Революционный переворот, Первая и Вторая Мировые войны, гражданская война разрушали экономику страны. Тоталитарный режим сдерживал темпы прогресса, т.к. значительная часть ученых подвергалась репрессиям, передовые научные направления (генетика, кибернетика) были объявлены “лженауками”, “железный занавес” препятствовал притоку прогрессивных идей, развитая бюрократическая машина и отсутствие конкуренции препятствовали внедрению передовых научных изобретений. Когда же страна встала на путь демократических перемен, на потребительский рынок начался приток относительно дешевых, качественных импортных товаров и услуг. Отечественный производитель оказался неконкурентоспособным. Наша страна переживала экономический кризис, корни которого уходят в “день вчерашний”. Процесс выхода из него уже начался и мы его свидетели. В нашей школе появился прекрасный компьютерный класс, в политехническом университете готовят специалистов, способных развивать высоко технологичные производства, многие предприятия нашей области освоили выпуск нового технологического оборудования (завод “Пусковых двигателей”, завод “Свободный сокол” и др.) или внедрили современные линии оборудования для выпуска продукции (“Хладокомбинат”, Лебедянский завод по производству соков и т.д.). Большие перспективы обещает открытие “Свободной экономической зоны”. Однако ни в нашей области, ни в стране в целом достаточных темпов прогресса не наблюдается. Предложения В.В. Путина – “сделать серьезный шаг к стимулированию инвестиций в производствен-ную инфраструктуру и в развитие инноваций; … поднимать такие высокотехнологичные сферы, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение..”. С ним нельзя не согласиться, ведь вложение средств в развитие наукоёмких технологий и поддержка отечественного производителя, – те средства, которые помогли когда-то Петру 1 вывести отсталую дореформенную Россию на лидирующие позиции мировой экономики.
“Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим”
Карл Берне
Я согласен с высказыванием Карла Берне, о том, что истина – это заблуждние, которое длилось веками. Под истиной понимают правильное, то есть достоверное знание. Достоверность и правильность знаний подтверждается по-разному. Эмпирики критерием истины считают факты, основанные на чувственном восприятии мира (зрение, слух, осязание, обоняние). Но они не редко вводят нас в заблуждение. Например, ложка в прозрачном стакане воды изгибается, то же происходит с прямым деревянным стержнем. Это приводит к ложному выводу о том, что предметы в воде изгибаются. Рационалисты критерием истины считают разум, теоретическое обоснование знания по законам логики из общих неопровержимых утверждений. Например, геометрия Евклида и геометрия Лобачевского. И та, и другая основывается на логичных доказательств, основывающихся на определенных аксиомах, но это две совершенно разные геометрии. Наиболее универсальным критерием считают практику, но не каждое знание можно подтвердить практикой, в основном это зависит от уровня развития технических средств исследования, то есть, по сути, от развития человечества. А так как на развитие нужно время, то можно считать, что зависит и от времени.
Так, например, не возможно сейчас построить устройство, которое можно разогнать до такой высокой скорости (почти скорость света), что мы смогли бы на практике увидеть действие закона о свойствах времени и пространства, выведенные Альбертом Эйнштейном. То есть мы не можем утверждать, что это знание есть абсолютная истина или заблуждение. Но так как это подтверждают теории, единичные опыты, то общественность приняло это знание за истину без доказательства, но ведь это может быть и заблуждением. Или другой пример, мнение существовавшие вплоть до XVII – начала XIX веков (когда был построен микроскоп и открыты микроорганизмы и доказано что они вызывают болезни: болезнь вызывают злые духи, вселившиеся в человека, или насылает прогневившийся Бог. Все это считалось истиной, создавались теории изгнания духов, которые иногда помогал. Существовали теории о том, какую именно болезнь насылал определенный святой (например, св. Антоний насылал болезнь Антониев огонь - проказу). На протяжении столетий за отсутствием методов исследования заблуждение считалось истиной.
Поэтому я и считаю, что зачастую истина оказывается заблуждением длящееся столетиями.
Ролдугин Дмитрий, ученик 10б класса.
Задание: сформулируйте свои мысли по одной из предложенных тем. В случае затруднения можете обратиться к преподавателю.
Примерные темы эссе:
по философии
1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
Ф. Аквинский
2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
В. Белинский
3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».
5. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».
6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».
8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».
9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».
10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».
11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».
12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний».
13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».
14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».
15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».
17. «Все было встарь, все повторится снова».
18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».
19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».
21. «Деятельность — единственный путь к знанию».
22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности».
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно».
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования».
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни».
10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».
12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».
13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».
14. «Бесплатных завтраков не бывает».
15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».
16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».
17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».
18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».
19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски».
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...».
5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».
6. «Законы обязаны своей силой нравам».
7. «Древний обычай имеет силу закона».
8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».
9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».
10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».
11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».
12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».
13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».
14. «Соглашения предотвращают конфликты».
15. «Семья более священна, чем государство».
16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».
17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».
18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами».
19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом».
20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».
21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность».
22. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории».
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...».
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей».
3. «Хорошая политика не отличается от хорошей морали».
4. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи».
6. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».
7. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».
8. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют».
9. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов».
10. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».
11. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
12. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».
13. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою».
14. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».
15. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».
16. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
17. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем».
18. «Человек по природе своей есть существо политическое».
19. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».
20. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону».
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы».
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов».
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи».
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению».
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии».
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права».
10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл».
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична».
12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление».
13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».
14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием».
16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает».
17. «Самый заклятый враг права — привилегия».
18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья».
19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».
20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть».
21. «Самое большое преступление — безнаказанность».
22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать».
23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались».
Б определите как можно точнее раздел, темы обществоведческого курса, раскрываемые данным высказыванием
25 12 2014
1 стр.
Средством формирования основных мыслительных операций на уроках русского языка являются задания, представленные ниже
14 12 2014
1 стр.
Эссе Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы
14 12 2014
1 стр.
30 09 2014
8 стр.
Разбивка месячных планов в тоннаже между тр филиала с разбивкой по группам продуктов (органика, вода, клея) происходит по следующему алгоритму
15 09 2014
1 стр.
Перед путешествием ознакомьтесь с инструкцией по установке и проведите пробную постановку палатки
12 10 2014
1 стр.
На примере текста К. Паустовского показать композиционные и художественные возможности жанра эссе
12 10 2014
1 стр.
В сша, напротив, коммерческим банкам запрещены многие виды операций с негосударственными ценными бумагами. В частности, прямые инвестиции в корпоративные ценные бумаги, посредничес
06 10 2014
1 стр.