ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.Н. Кирьянова
Енисейский педагогический колледж, Красноярский край
Научный руководитель О.А. Томашевская
В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка. Ребенок младшего школьного возраста занимает особое (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) положение в системе принятых в данном обществе отношений. Именно к началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, тех нормативных знаний и нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. Ребенок стремится к самоутверждению в ходе осуществления ролевого поведения.
Существует предположение, что гендерное поведение, способы и форма общения и взаимодействия не являются врожденными, а следовательно, возможно их целенаправленное развитие. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сенситивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера. В своих работах Д.Н. Исаев и В.Е. Каган отмечали, что если в начальных классах правильно организовать половое просвещение, то подростковый возраст лишается многих, казавшихся прежде неизбежными, проблем пола.
В истории изучения проблемы половой дифференциации можно выделить два периода: догендерный и собственно гендерный. Исследовательским итогом догендерного периода явился перечень тех половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях. Особую важность приобретал вопрос о природе выявленных психологических различий между полами. В рассматриваемый период (на Западе до 1980-х, а в России до 1990-х годов) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной и социобиологической. Согласно социокультурной модели, половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям. В рамках социобиологической модели половая дифференциация - универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Анатомо-физиологические различия между полами настолько очевидны, что обусловленность психологических различий главным образом биологическими факторами представляется весьма возможной. Последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, в рамках которого акцент сделан не на измерении и описании гендерных различий, а на анализ процесса их конструирования.
Поэтому цель данного исследования заключалась в выявлении гендерных особенностей детей младшего школьного возраста. Согласно цели исследования решались задачи, направленные на: осуществление теоретического изучения вопроса, организацию эмпирического исследования; определению гендерные особенностей младших школьников; формулировке выводов по результатам данного исследования.
В рамках данного эмпирического исследования основное внимание выявлению ведущего мотива учебной деятельности и изучению самооценки младших школьников.
Данные полученные по результатам исследования преобладающих мотивов учебной деятельности, свидетельствуют о том, что в возрасте 8-9 лет все выше перечисленные мотивы могут выступать в качестве ведущих при осуществлении учебной деятельности. Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценкивыражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. Различия структуры образа Я мальчиков и девочек заключаются в следующем: в идеале девочки хотят быть более сильными и менее щедрыми, а мальчики более аккуратными, чем в настоящее время. В целом по сравнению с мальчиками девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям. Оценки себя в будущем («Я-идеальное») у младших школьников разного пола значимо не отличаются.
Изучив общие видовые различия, проанализировали и выделили гендерные особенности детей младшего школьного возраста (таблица 1.)
Таблица 1
Гендерные особенности детей младшего школьного возраста
Особенности мальчиков
|
Особенности девочек
|
-
Отличаются повышенной вспыльчивостью.
-
В своих суждениях более решительны и чаще занимают однозначную позицию.
-
При решении задач предпочитают качество объему.
-
Более склонны к предметно-инструментальной деятельности и легче овладевают навыками работы с различными веществами, инструментами и материалами.
-
Предпочитают самостоятельную исследовательскую деятельность, предпочитая решать проблему, а не действовать по шаблону.
-
Мальчики предпочитают диалог, дискуссию.
-
Склонны к изучению естественных предметов.
-
Чаще выбирают область возможного, отсюда интерес к виртуальности, компьютерным технологиям, к фантастике.
-
Предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе.
-
Свои чувства и намерения выражают открыто.
-
Мальчики предпочитают четкие однозначные указания.
| -
Девочки-школьницы задают втрое больше вопросов, любят сопровождать свою речь оборотами «не правда ли? », «разве не так? ».
-
При решении задач важно количество.
-
Девочки растут быстрее мальчиков. Физиологически девочки созревают примерно на 3 года раньше мальчиков.
-
Школьницы чаще извиняются и пространно объясняются, не заканчивая начатой мысли.
-
Предпочитают не говорить о своих желаниях прямо и легче идут на компромисс.
-
Иностранные языки усваивают быстрее, качественнее, легче.
-
Предпочитают работать с вербальной (словесной) информацией, достигая при этом более высоких результатов, чем мальчики.
-
Склонны к изучению гуманитарных предметов.
-
Девочки отдают предпочтение готовым алгоритмам, табличным способам получения результата.
-
Девочки способны понять намек.
|
|
Девочек и мальчиков следует готовить к выполнению предписанных им функций и предназначенных ролей, опираясь на заложенные природой различия их организма и связанные с этим особенности развития и формирования. Современная образовательно-воспитательная система нарушает эти предписания по многим позициям:
-
обучает всех одинаково, преимущественно по «правополушарному способу»;
-
предлагает для изучения одинаковые курсы и предметы в одних и тех же объемах, на одинаковых уровнях;
-
осуществляет учебный процесс преимущественно по репродуктивной схеме;
-
не учитывает тендерных особенностей восприятия и обработки информации;
-
не готовит к выполнению предписанных природой ролей и функций в жизни;
-
не дифференцирует воспитательный процесс.
Итак, гендерные различия, как естественная основа достижения более высоких результатов развития, или совсем не учитываются, или учитываются явно недостаточно.
Библиографический список
-
Бендас Т.В. Гендерные исследования личности// Вопросы психологии.-2000.-№1.С. 23-26.
-
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки - два разных мира». Нейропсихологя - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб.: «Тускарора», 2001.-263 с.
-
Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. - СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.
-
Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.: ВЛАДОС,-2008.-463 с.