Перейти на главную страницу
Председатель НМС по физике академик РАН Ж.И.Алферов Тел. (812) 297-21-45
|
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет тел. (812) 552-77-90; Fax.: (812) 552-75-74 E mail: [email protected]
|
Исх. № НМС-09/6 от 08.04.2009 г. |
|
Председатель НМС по физике
Академик РАН
Ж.И.Алферов
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «Физика»
ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ЦИКЛА ОБЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
ДЛЯ ГОС 3-го ПОКОЛЕНИЯ
В разработке программы приняли участие:
1. А.Д. Гладун, зав. кафедрой МФТИ (ТУ), член Президиума НМС по физике.
2. А.Д.Суханов, профессор РУДН, член Президиума НМС по физике.
3. Г.Г. Спирин, зав. кафедрой МАИ (ТУ), член Президиума НМС по физике, член Координационного совета по дисциплинам ЕН-цикла.
4. О.Н. Крохин, академик РАН, зам. директора ФИАН, член Президиума НМС по физике.
5. А.Н. Морозов, зав. кафедрой МВТУ им. Н.Э.Баумана, член Президиума НМС по физике.
6. В.В. Гаврушко, профессор НГУ, член Президиума НМС по физике.
7. Д.Р. Хохлов, зав. кафедрой МГУ им. М.В.Ломоносова, зам. председателя УМО классических университетов.
8. В.К. Иванов, декан физико-механического факультета СПбГПУ, член Президиума НМС по физике, член Координационного совета по дисциплинами ЕН-цикла.
8. Н.М. Кожевников, профессор СПбГПУ, ученый секретарь НМС по физике.
Проект программы обсуждался на заседании Президиума НМС по физике 10 -11 февраля 2009 г. и в режиме электронного согласования.
СОДЕРЖАНИЕ
- сохранение высокого уровня фундаментальной подготовки, в том числе по физике, как основы общенаучных, профессиональных, социально-личностных и общекультурных компетенций, способности успешно работать в новых, быстро развивающихся областях науки и техники, самостоятельно непрерывно приобретать новые знания, умения и навыка в этих областях;
- вариативность формирования необходимых компетенций с помощью различного уровня изучения дисциплины «Физика».
Общие циклы |
Трудоемкость (зачетные единицы) Общая/Базовая |
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ) |
30/20 |
Математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН) |
70/45 |
Профессиональные дисциплины (ОПД и СД) |
122/46 |
Итого по циклам: |
222/111 |
Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год составляет 60 зачетных единиц. При этом одна зачетная единица примерно равна 30 академическим часам.
Выпускник бакалавриата по направлениям подготовки должен обладать следующими компетенциями:
- способность научно анализировать проблемы, процессы и явления в области физики, умение использовать на практике базовые знания и методы физических исследований;
- способность приобретать новые знания в области физики, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий;
- владение основными теоретическими и экспериментальными методами физических исследований;
- способность использовать знания о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания процессов и явлений природы;
- понимание роли физических закономерностей для активной деятельности по охране окружающей среды, рациональному природопользованию, развитию и сохранению цивилизации.
- способность применять знания о физических объектах и явлениях на практике, в том числе выдвигать гипотезы, составлять теоретические модели, проводить анализ границ их применимости;
- способность планировать и проводить физические эксперименты адекватными экспериментальными методами, оценивать точность и погрешность измерений, анализировать физический смысл полученных результатов;
- способность использовать знания основных физических теорий для решения возникающих фундаментальных и практических задач, самостоятельного приобретения знаний в области физики, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления;
- готовность применять аналитические и численные методы решения физических задач с использованием языков и систем программирования, инструментальных средств компьютерного моделирования;
- способность использовать знания о строении вещества, физических процессов в веществе, различных классов физических веществ для понимания свойств материалов и механизмов физических процессов, протекающих в природе.
- обладать способностью проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции;
- способность выстраивать и реализовать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
- настойчивость в достижении цели, выносливость, способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности;
- способность следовать этическим и правовым нормам, толерантность, способность к социальной адаптации, умение работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям;
- владение социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, знание второго языка;
- понимать различие в методах исследования физических процессов и явлений на эмпирическом и теоретическом уровне, необходимость верификации теоретических выводов, анализа их области применения;
- уметь решать физические проблемы повышенной сложности, в том числе требующие оригинальных подходов;
- демонстрировать способность к абстракции, проявлять интуицию;
- обладать умением читать и анализировать учебную и научную литературу по физике, в том числе на иностранном языке;
- уметь представлять физические утверждения, доказательства, проблемы, результаты физических исследований ясно и точно в терминах, понятных для профессиональной аудитории как в письменной, так и в устной форме.
- знать физический фундамент современной техники и технологий;
- уметь формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, правовых, этических и природоохранных аспектов;
Педагогическая деятельность (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией):
- способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований в рамках учебного процесса;
- знать психолого-педагогические критерии качества учебного процесса и применять их на практике в рамках учебного процесса.
1. Механика;
2.Термодинамика и молекулярная физика (в том числе элементы статистической физики);
3.Электричество и магнетизм;
4. Колебания и волны, оптика;
5. Квантовая физика (включая физику атома и элементы физики твердого тела);
6. Ядерная физика;
7. Физическая картина мира.
Модернизация и развитие курса общей физики связаны с возрастающей ролью фундаментальных наук в подготовке бакалавра. Внедрение высоких технологий в инженерную практику предполагает основательное знакомство как с классическими, так и с новейшими методами и результатами физических исследований. При этом бакалавр должен получить не только физические знания, но и навыки их дальнейшего пополнения, научиться пользоваться современной литературой, в том числе электронной.
Физика создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывает фундамент последующего обучения в магистратуре, аспирантуре. Она даёт цельное представление о физических законах окружающего мира в их единстве и взаимосвязи, вооружает бакалавров необходимыми знаниями для решения научно-технических задач в теоретических и прикладных аспектах.
Значение курса общей физики в высшем и среднем образовании определено ролью науки в жизни современного общества. Наряду с освоением знаний о конкретных экспериментальных фактах, законах, теориях в настоящее время учебная дисциплина «Физика» приобрела исключительное гносеологическое значение. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Поэтому программа дисциплины «Физика» должна быть сформирована таким образом, чтобы дать студентам представление об основных разделах физики, познакомить их с наиболее важными экспериментальными и теоретическими результатами. Эта дисциплина должна провести демаркацию между научным и антинаучным подходом в изучении окружающего мира, научить строить физические модели происходящего и устанавливать связь между явлениями, привить понимание причинно-следственной связи между явлениями. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, дисциплина «Физика» является идеальной для решения этой задачи, формируя у студентов подлинно научное мировоззрение.
Дисциплина «Физика», входящая в Федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин в государственных образовательных стандартах 3-го поколения, предназначена для ознакомления студентов с современной физической картиной мира, приобретения навыков экспериментального исследования физических явлений и процессов, изучения теоретических методов анализа физических явлений, обучения грамотному применению положений фундаментальной физики к научному анализу ситуаций, с которыми инженеру приходится сталкиваться при создании новой техники и технологий, а также выработки у студентов основ естественнонаучного мировоззрения и ознакомления с историей развития физики и основных её открытий.
В результате освоения дисциплины «Физика» студент должен изучить физические явления и законы физики, границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях; познакомиться с основными физическими величинами, знать их определение, смысл, способы и единицы их измерения; представлять себе фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки; знать назначение и принципы действия важнейших физических приборов.
Кроме того, студент должен приобрести навыки работы с приборами и оборудованием современной физической лаборатории; навыки использования различных методик физических измерений и обработки экспериментальных данных; навыки проведения адекватного физического и математического моделирования, а также применения методов физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.
Предполагается, что бакалавр, независимо от профиля подготовки, должен понимать и использовать в своей практической деятельности базовые концепции и методы, развитые в современном естествознании. Эти концепции и методы должны лечь в основу преподавания дисциплин естественнонаучного и общеинженерного циклов, а также дисциплин специализации.
Приступая к изучению дисциплины «Физика», студент должен знать физику в пределах программы средней школы (как минимум – на базовом уровне). Требования к математической подготовке студента, безусловно предполагающие знание школьного курса математики, оказываются более высокими.
При построении программы курса общей физики следует опираться не только на опыт преподавания физики в высшей школе России, но и учитывать разработки в этой области, созданные в высшей школе других стран.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускников российской высшей школы на международном уровне и успешное развитие российской промышленности в рамках мировой экономической ситуации, вузы Российской Федерации должны обеспечить своим выпускникам уровень подготовки, соответствующий мировым стандартам. Кроме того, присоединившись в 2003 году к Болонскому соглашению, российская высшая школа должна обеспечивать уровень подготовки выпускников, соответствующий международным требованиям.
Учитывая уникальную гносеологическую и дидактическую роль курса физики, являющегося одновременно основой и связующим звеном для большей части инженерных и многих естественнонаучных дисциплин, целесообразно рассматривать вопрос о выделении объема учебной нагрузки, предназначенной для изучения курса физики, за счет как федерального, так и вузовского компонентов основных образовательных программ.
Вне зависимости от уровня используемой программы, целью освоения курса физики является ознакомление студентов с основными законами физики и возможностями их применения при решении задач, возникающих в их последующей профессиональной деятельности.
Задачами курса физики являются:
Вне зависимости от уровня программы, в результате изучения курса физики студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности:
При построении курса физики в процессе реализации конкретной образовательной программы, безусловно, допускается внесение в нее изменений, учитывающих особенности как возникающих междисциплинарных связей, так и дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. В связи с этим возможны некоторые перестановки в изучении материала курса.
В то же самое время не следует забывать, что курс общей физики является одной из базовых дисциплин, преподавание которых ведется на младших курсах и требует последовательного ознакомления студентов с различными разделами дисциплины, таким образом, чтобы очередной дидактический модуль опирался на материал, представленный в предшествующих модулях. В этом состоит существенное отличие курса общей физики от любого курса теоретической физики, где последовательность изложения разделов строится исходя из того, что курс общей физики успешно освоен, и ссылки на материал общего курса физики оказываются допустимыми.
Г. Г. Спирин, зав кафедрой маи (ТУ), член Президиума нмс по физике, член Координационного совета по дисциплинам ен-цикла
14 12 2014
3 стр.
Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образова
09 09 2014
4 стр.
Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М, Просвещение, 2009
02 09 2014
1 стр.
Курс адресован студентам исторического факультета 1 курса направления подготовки 030600 «История», программы «История и культура народов Приуралья: развитие и межкультурное взаимод
01 10 2014
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Взаимодействие лазерного излучения с веществом»
09 10 2014
1 стр.
Курс входит в раздел «В. Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть, дисциплины по выбору студента по направлению подготовки впо 032700 – «Филология» профиль
25 12 2014
1 стр.
Особый интерес представляет типологическая и генетическая связь христианского культа с религиозными представлениями, зафиксированными в текстах иудеев и мусульман
15 12 2014
1 стр.
Формирование культуры проектирования полноценной предметно-пространственной среды с учётом программирования эмоций будущего
01 10 2014
1 стр.