Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств п.Новопушкинское»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Методическое сообщение на тему:

«К вопросу об изучении формы рондо в ДШИ»

Выполнила преподаватель

Отделения фортепиано

Н.К.Сыроваткина

2010 – 2011 учебный год

Слово «рондо» означает «круг». Свое происхождение форма рондо, как и многие другие музыкальные формы, получила в народной песенно – танцевальной музыке. Прообразом формы рондо явились хороводные, так называемые круговые, песни с припевом (хороводы, круговые).

Строфа хороводной песни делилась на две части. Одна, в которой совершенно точной музыке текст все время изменялся, называлась запевом. Другая, в которой текст вместе с музыкой все время повторялся, называлась припевом. Эта последняя неизменная часть заняла впоследствии в форме рондо место рефрена, повторяющегося раздела, а разделы песни с изменяющимся текстом в форме рондо заменились эпизодами.

В профессиональной музыке форма рондо появилась в XVII веке.

Развиваясь исторически, эта форма обнаруживает особенно большое разнообразие структуры в разных стилях. Поэтому рондо, более чем многие другие формы, следует рассматривать лишь с учетом его особенностей и характерных черт именно для данной исторической эпохи.

У композиторов XVII и первой половины XVIII веков форма рондо использовалась преимущественно в музыке песенно – танцевального характера или непосредственно в жанре танцев – гавотах, менуэтах, жигах, или в произведениях, по содержанию близких к нему. Можно сказать, что для ранних форм рондо песенность и главным образом танцевальность являются жанровой основой тематизма.

Особенно большое распространение форма рондо получила в сочинениях французских клавесинистов – Куперена, Дакена, Дандрие, Рамо. Композиторы – клавесинисты широко применяли жанр инструментальной миниатюры, очень часто программной. Многие из этих миниатюр написаны в форме рондо.

Для ранних форм рондо типичен ряд черт, показывающих, что здесь отдельные композиционные стороны только намечаются и не сложились еще в четкую систему. В то же время основные признаки формы – повторение рефрена, чередующегося с эпизодами, уже определились.

Эпоха романтизма вносит новые изменения в форму рондо. Наиболее ярко выступает тенденция к преобладанию высших форм рондо над простыми. В этом выразилась общая направленность к усложнению и взаимопроникновению различных принципов формообразования, свойственная послебетховенской эпохе.

Разделы рондо пишутся в двух- или трехчастной форме, а иногда в них используются принципы рондального построения (последнее также особенно характерно для Шумана). Значительно более разнообразным становится тональный план, в который включаются не только близкие, но и далекие тональности.

Контраст рефрена и эпизодов. А так же отдельных эпизодов между собой усиливается тем, что некоторые из них пишутся в стиле того или другого определенного жанра: например, ряд эпизодов приобретает характер марша, романса, болеро и т.д.

Свободно трактованная форма рондо находит широкое применение в русской музыке, в частности, в оперной. Например, принцип рондальности лежит в основе построения Интродукции к опере «Руслан и Людмила» Глинки. Тема Баяна – «Дела давно минувших дней» (В – dur) – выполняет функцию рефрена, а две песни Баяна (g – moll и D - dur ) в промежутках между основной темой играют роль эпизодов. Еще более ясно проведение принципа рондо в произведениях Римского – Корсакова. В форме рондо построен например ряд сцен из оперы «Снегурочка» (проводы Масленицы, финал первого действия).

Дальнейшая разработка формы рондо не вносит каких бы то ни было новых структурных черт. Она обновляется и развивается главным образом за счет новых средств музыкального языка, новых интонаций.

Применение формы рондо чрезвычайно многообразно. Рондо встречается и как форма отдельного произведения (инструментального, вокального), и как часть циклического сочинения (сонаты, симфонии), и как форма оперной или балетной сцены и, наконец, как раздел крупной формы.

В форме рондо чаще всего пишутся произведения, в которых композитор стремится показать преобладание одного настроения, хотя и сменяющегося другими –контрастными, но в целом сохраняющего ведущее значение.

Весьма показательно в этом отношении использование формы рондо в вокальных сочинениях, где главенство основной мысли вместе с повторением музыки подтверждается повторением текста. Так, например, форма рондо в арии Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» Глинки как нельзя лучше передает состояние злорадного восторга, целиком захватившее трусливого «героя» в предкушении торжества над сильным соперником. На что бы не перескакивали мысли Фарлафа, когда он вспоминает Людмилу, то угрожает Руслану, они все время обращаются к одному и тому же – «Близок уж час торжества моего».

Высшие формы рондо возникли и первоначально развивались в музыке венских классиков XVIII века. Подлинным их основоположником является Моцарт, который применял их чрезвычайно широко и разнообразно. Его рондо часто сложнее, чем у Бетховена, и более трудны для анализа. У Гайдна типичные семичастные рондо, как было сказано, вовсе не встречаются. Только в его «Лондонских симфониях» (написанных с 1793 года, уже после смерти Моцарта) можно найти монотематическое рондо и особые формы, в которых сонатность тесно переплетается с рондальностью.

Новые формы рондо нашли свое место почти исключительно в финалах циклических произведений, преимущественно в сонатах, особенно в концертах и значительно реже в симфониях.

Надо сказать, что рондо не имеет той гибкости, пластичности, тех многогранных возможностей воплощения музыкального содержания, каким обладает сонатная форма. Его жанровые возможности значительно ограниченнее (в частности, оно практически не применяется в программной музыке). Поэтому в творчестве зарубежных романтиков и русских композиторов рондо не получило такого же широкого распространения, как другие формы. Тем не менее и у них, и у советских композиторов встречаются произведения, написанные в форме рондо.

Используемая литература:



Ю.Тюлин, А.Шнитке «Музыкальная форма», 1969 г.

«К вопросу об изучении формы рондо в дши»

Слово «рондо» означает «круг». Свое происхождение форма рондо, как и многие другие музыкальные формы, получила в народной песенно – танцевальной музыке. Прообразом формы рондо явил

42.71kb.

08 10 2014
1 стр.


«Анализ и работа над формой рондо в средних классах»

Определить и изучить форму рондо. Провести анализ и работу над стилистикой рондо. Поделиться своим видением работы над формой рондо

123.16kb.

08 10 2014
1 стр.


"Рондо" сближает Есть "Рондо" нет проблем

Детектор". Продержался он очень недолго и массовому спросу на "Рондо" не способствовал, так как потребитель просто не понял, что это такое

111.96kb.

08 10 2014
1 стр.


Рондо венских классиков

Витие тематизма, а также целостность формы. Развитию способствуют тональные смены и варьирование главной темы при ее возвращениях

30.93kb.

08 10 2014
1 стр.


Форма рондо в музыке барокко

Особенностью эпохи является распространение рефренных форм. Они возникли в конце XVI в из взаимодействия мотетной формы

18.07kb.

08 10 2014
1 стр.


Астрахань дши №1 Михайлов Иван 14 лет дши №11

Минеев Витя 12 лет Лютикова Катя 13 лет Капась Вика 14 лет Бакланова Настя 11 лет

85.55kb.

16 12 2014
1 стр.


Регистровая техника и «ожидания» читателя: к вопросу о взаимодействии лингвистических подходов при изучении художественного текста

Г. А. Золотовой [Золотова 1982 и последующие работы] и развивающаяся в текстово-ориентированных и системно-ориентированных работах ее учеников и последователей1

369.32kb.

13 10 2014
2 стр.


Г. В. Янович (Курган) к вопросу об изучении православной культуры в регионах России

Проблема изучения православной культуры и основ христианства в школе на сегодняшний день становится весьма насущной. Написаны первые общероссийские пособия

181.17kb.

11 09 2014
1 стр.