Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Форма рондо в музыке барокко


Особенностью эпохи является распространение рефренных форм. Они возникли в конце XVI в. из взаимодействия мотетной формы (мотет – один из распространенных в XV-XVI вв. камерных жанров хоровой музыки) с идеей концертирования и формами бытовой музыки (строфической песни с рефреном или ритурнелем).

Рефрен – такая текстомузыкальная форма, которая основана на чередовании повторяющейся хоровой или инструментальной темы (рефрен, ритурнель) с вокальными строфами. К её особенностям относится противопоставление tutti в повторяющейся части и solo или ансамбля в строфах.

В этих формах воплощена чисто барочная модель структурированного, но развернутого в бесконечность времени: ближайший период музыкального времени предугадывается, но границы целого не определены. Несмотря на четкость главного принципа, рефренные формы применялись с большой долей изобретательности. Они были распространены в разных слоях музыкальной культуры, в разных жанрах (ансамбли, оперы, уличные серенады).



Рондо более чем другие формы связано с непрофессиональными жанрами (в переводе – «круг»). Рондо связано не только с фольклорными музыкальными жанрами, но и с поэтическими жанрами, так как ранние образцы поэтической лирики дают большое разнообразие форм, основанных на принципе круга.

В основе формы рондо лежит принцип неоднократной репризы, сочетающийся с контрастным сопоставлением.



Рондо – тип музыкальной формы на не менее чем двукратном чередовании неизменного по материалу построения (рефрена) с изменяющимися построениями (эпизодами).

Можно выделить 3 исторические разновидности формы рондо в русле профессиональной традиции:



  • французское рондо (XIV-XV вв.) - стиховое;

  • рондо французских клавесинистов (XVII-XVIII вв.) – куплетное;

  • рондо венских классиков (XVIII-XX вв.) – классическое.

Стиховое рондо


Это текстомузыкальная форма, которая имеет 2 слоя структуры: словесный и музыкальный. Текст в стиховом рондо имеет определенную структуру – 8- 13- и 15-строчную (чаще 8). Рефренная строка периодически повторяется чередуясь с новыми строками в определенном порядке.

Куплетное рондо французских клавесинистов


В основе лежит рондальный принцип сопоставления рефрена и эпизодов (куплетов). Особенности:

  • программность;

  • многочастность (13-17 частей);

  • миниатюрные размеры (рефрен – период, куплеты по масштабу значительно не превышают рефрен);

  • простая фактура и гармонический план при обилии украшений;

  • рефрен и куплеты структурно обособлены, отделены каденциями.

Форма рондо в музыке барокко

Особенностью эпохи является распространение рефренных форм. Они возникли в конце XVI в из взаимодействия мотетной формы

18.07kb.

08 10 2014
1 стр.


«К вопросу об изучении формы рондо в дши»

Слово «рондо» означает «круг». Свое происхождение форма рондо, как и многие другие музыкальные формы, получила в народной песенно – танцевальной музыке. Прообразом формы рондо явил

42.71kb.

08 10 2014
1 стр.


«Анализ и работа над формой рондо в средних классах»

Определить и изучить форму рондо. Провести анализ и работу над стилистикой рондо. Поделиться своим видением работы над формой рондо

123.16kb.

08 10 2014
1 стр.


"Рондо" сближает Есть "Рондо" нет проблем

Детектор". Продержался он очень недолго и массовому спросу на "Рондо" не способствовал, так как потребитель просто не понял, что это такое

111.96kb.

08 10 2014
1 стр.


Эпоха Барокко и ее титаны

Архитектура имеет прямое отношение к музыке. Архитектура – застывшая музыка. Этот термин хорошо прижился в музыкальном искусстве. Музыку того времени называли порочной. Есть конкре

61.18kb.

14 12 2014
1 стр.


Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке

Речь идет о стилевых направлениях, возникших в результате активной жанровой и стилевой интеграции (барокко-рок, арт-рок, авангард и др.). Книга адресована музыкантам, педагогам и в

2350.02kb.

08 10 2014
13 стр.


Исследование «Di-sotto-in-su в творчестве Мелоццо да Форли: предчувствие барокко»

Этот доклад продолжает исследование «Di-sotto-in-su в творчестве Мелоццо да Форли: предчувствие барокко», центральной темой которой стало описание и анализ фресковой композиции «Во

17.13kb.

09 10 2014
1 стр.


Конспект урока по истории: «Истории России. Конец 16 18 вв.» Класс: 7 Тема урока: «Образование и культура в 17в.» Тип урока: комбинированный. Форма урока

Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», па

36.01kb.

29 09 2014
1 стр.