Перейти на главную страницу
НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Нижегородской академии МВД России
генерал-лейтенант милиции
В.И. Каныгин
____________________В.И.Каныгин
Нижний Новгород – 2010
Полякова Татьяна Валерьевна, помощник начальника Нижегородской академии МВД России по правовой работе;
Федулов Андрей Владимирович, начальник кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России и рекомендована к использованию в учебном процессе. Протокол № 9 от 10 февраля 2010 года.
Программа практики обсуждена и одобрена на заседании методического совета Нижегородской академии МВД России и рекомендована к использованию в учебном процессе. Протокол № _____ от _____________2010 года
Программа практики обсуждена и одобрена на заседании ученого совета Нижегородской академии МВД России и рекомендована к использованию в учебном процессе. Протокол № _______ от ___________________2010 года.
Содержание:
Стр.
Общие положения. Цели и задачи практики |
4 |
I. Порядок организации практики |
7 |
П. Обязанности и права курсантов |
12 |
Ш. Задания по профилю будущей деятельности и методические указания по их выполнению |
13 |
IY. Порядок оформления результатов и содержание отчетных материалов |
19 |
Y. Перечень основных нормативных документов |
22 |
Приложения |
25 |
Учебная практика курсантов Нижегородской академии МВД России в органах внутренних дел является составной частью учебного процесса и обеспечивает дальнейшее закрепление и углубление ими теоретических знаний, приобретение и совершенствование профессиональных навыков и умений, приобщение к организаторской деятельности, развитие у них интереса к избранной специальности. В ходе проведения практики глубоко и всесторонне изучаются деловые, моральные и личностные качества обучающихся для определения наиболее целесообразного использования их на службе в органах внутренних дел.
Основными видами практики являются:
- формирование профессионального интереса к деятельности органов внутренних дел.
- практика по профилю специальности 3 курс, 6 семестр (8 недель) - является этапом обучения и проводится после изучения теоретической части учебных дисциплин.
Цели: - углубление полученных теоретических знаний;
- приобретение и закрепление навыков работы в конкретной предполагаемой к замещению должности;
- осуществление сбора и обобщения информации о работе органов внутренних дел с последующим ее использованием в учебном процессе;
- дальнейшая адаптация курсантов к практической деятельности органов внутренних дел.
- формирование у курсантов устойчивых умений и навыков разрешения практических ситуаций, толкования и применения норм действующего законодательства в деятельности органов внутренних дел
- формирование всесторонне развитой личности специалистов высшей юридической квалификации для осуществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел;
Рабочим учебным планом академии для курсантов, обучающихся по гражданско-правовой специализации, предусматривается прохождение практики по получению первичных профессиональных умений (ознакомительной) и по профилю специальности – 3 курс 6 семестр (8 недель)
Руководство практикой осуществляет кафедра гражданского права и процесса и проводит следующие организационные мероприятия:
1. Разрабатывает программу прохождения учебной практики.
2. До начала практики направляет в комплектующие органы информационные письма, в которых сообщает о количестве курсантов направляемых для ее прохождения.
2. Разрабатывает: методические рекомендации для непосредственных руководителей из числа практических сотрудников, методических руководителей из числа преподавателей кафедры, а также курсантов.
3. Проводит изучение курсантами программы практики и осуществляет контроль их готовности к прохождению практики
4. Перед началом практики с курсантами проводит инструктивное совещание.
5. Обеспечивает контроль за своевременным прибытием курсантов к месту прохождения практики и возвращением их в академию по ее окончанию.
6. Осуществляет контроль за соблюдением курсантами служебной дисциплины во время практики путем взаимодействия с руководством соответствующих органов внутренних дел.
В обязанности методических руководителей входит:
- проведение инструктажа с непосредственными руководителями практики из числа сотрудников органов внутренних дел;
- контроль за работой курсантов, правильностью их расстановки и использования по назначению, выполнением программы и индивидуальных планов практики;
- анализ прохождения практики, выявление недостатков, внесение предложений по ее улучшению;
- оценка результатов выполнения курсантами программы практики,
- изучение опыта работы выпускников академии, проходящих службу в этом регионе.
Методические руководители имеют право:
- знакомиться с содержанием работы курсантов и материалами, имеющимися у них в производстве;
- ставить перед руководством органов внутренних дел и академии вопросы по повышению эффективности организации и проведения практик;
- вносить предложения о поощрении руководителей практики из числа сотрудников органов внутренних дел и курсантов;
- ходатайствовать перед руководством органов внутренних дел о перезакреплении курсантов, если наставник не справляется со своими обязанностями;
- консультировать курсантов и практических сотрудников по вопросам, входящим в их компетенцию.
1. Определение конкретных органов внутренних дел для проведения практики и назначение руководителей практики из числа наиболее опытных сотрудников.
2. Создание надлежащих условий работы курсантов.
3. Оформление организации практики приказом МВД, ГУВД (УВД) субъекта Российской Федерации.
4. Организация встречи курсантов, прибывающих на практику, их инструктаж. Распределение и направление по подразделениям органов внутренних дел.
5. Организация своевременного оформления и выдачи курсантам (слушателям) на период практики вкладышей к служебным удостоверениям, свидетельствующих о выполнении ими обязанностей в конкретной должности.
6. Осуществление систематического контроля за организацией и проведением практики.
7. Подведение итогов практики, обобщение и анализ результатов практики, выработка рекомендаций по ее совершенствованию и направление соответствующего документа в академию.
Организацию работы по руководству практикой осуществляют начальники органов внутренних дел, в которых она проводится. В их обязанности входит:
1. Информирование академии о прибытии курсантов на практику, в определенных случаях назначение их на соответствующую должность в качестве стажера; обеспечение своевременного убытия в академию по окончании практики.
2. Обеспечение полного выполнения программ, индивидуальных планов практики и контроля за ходом их реализации. Установление режима работы.
3. Подбор и утверждение непосредственных руководителей практики из числа наиболее подготовленных сотрудников, имеющих специальное образование и стаж работы в данной должности не менее 3-х лет, обладающих высокими деловыми и моральными качествами. Этим же приказом курсанты закрепляются за руководителями практики (не более пяти за одним сотрудником).
4. Представление курсантов личному составу подразделения, разъяснение их правового положения при выполнении своих обязанностей.
5. Организация инструктирования курсантов, ознакомление их с оперативной обстановкой, задачами и функциями органов внутренних дел, их структурой, внутренним распорядком, правилами техники безопасности.
6. Установление режима работы курсантов, проведение с ними воспитательной работы.
7. Контроль за прохождением практики, принятие мер к устранению выявленных недостатков, оказание помощи в успешном выполнении программы практики, обобщение итогов практики и предоставление отчетов руководителям о выполнении программы практики каждым курсантов (слушателем).
8. Рассмотрение, утверждение и направление в академию заключения о выполнении программ практики.
9. Начальники органов внутренних дел и соответствующих подразделений могут ходатайствовать перед руководством Академии о поощрении наиболее отличившихся курсантов.
10. В случае совершения курсантом (слушателем) в период прохождения практики правонарушения, начальник органа внутренних дел незамедлительно сообщает об этом руководству Академии и назначает служебную проверку. В состав группы по проведению служебной проверки помимо сотрудников комплектующего органа включается представитель академии. Заключение по материалам служебной проверки направляется в академию для рассмотрения и принятия решения.
В случае совершения в период прохождения практики правонарушения курсант (слушатель) может быть отстранен от прохождения практики с незамедлительным сообщением руководству академии.
4. Обязанности сотрудников органов внутренних дел,
назначенных непосредственными руководителями практики
Сотрудники органов внутренних дел, назначенные непосредственными руководителями практики, должны:
1. Разъяснять курсантам их правовое положение, обеспечивать выполнение ими режима и распорядка дня.
2. Осуществлять повседневное руководство их работой.
3. Знакомить курсантов с оперативной обстановкой, характером и особенностями выполняемой работы.
4. Вести постоянный учет и оценку работы курсантов.
5. Контролировать правильность и своевременность ведения курсантами соответствующей документации, соблюдение служебной дисциплины и внутреннего распорядка.
6. Изучать личностные и деловые качества курсантов.
7. Составить на курсантов не менее чем за три дня до окончания практики характеристики и представить их начальнику органа внутренних дел на утверждение.
В характеристиках отражаются:
- качество выполнения программы и индивидуального плана;
- степень подготовленности к исполнению должностных обязанностей;
- организаторские способности,
- знание нормативных документов и умение руководствоваться ими в работе;
- умение тактически грамотно применять специальные технические средства;
- наличие навыков составления оперативно-служебных документов;
- морально-волевые качества, дисциплинированность, исполнительность;
- общий и культурный уровень развития;
- рекомендации по использованию выпускников на службе,
- оценка за практику.
Характеристики являются составной частью заключения о выполнения программы практики (см.: раздел 4 и приложение 2).
П. Обязанности и права курсантов
Курсанты в период прохождения практики обязаны:
1. В соответствии с программой практики составлять индивидуальные планы работы, вести необходимую документацию, выполнять предусмотренные программой задания в полном объеме и в установленные сроки.
2. Соблюдать внутренний распорядок, установленный в органах внутренних дел по месту прохождения практики, дисциплину и правила, действующие в местах проживания.
3. Хранить служебную тайну, проявлять высокую бдительность, организованность, инициативу, строго соблюдать законность.
4. Изучать приказы, инструкции, обзоры, касающиеся деятельности органов внутренних дел.
5. Участвовать в общественной жизни коллектива, посещать занятия по служебной подготовке и т.д.
6. Регулярно отчитываться перед руководителем практики о проделанной работе, вести соответствующую документацию.
7. Перед окончанием практики составлять отчет, который утверждается начальником органа внутренних дел.
Курсанты в период прохождения практики имеют право:
1. Получить в свое распоряжение рабочее место (для выполнения служебных функций).
2. Знакомиться с нормативными актами, служебными документами, находящимися в производстве органов внутренних дел, а также архивными уголовными делами, делами об административных правонарушениях, делами оперативного учета и другими материалами в объеме заданий, определяемых программой практики и индивидуальными планами.
3. Пользоваться в установленном порядке имеющимися в органах внутренних дел специальными техническими и иными средствами.
4. Под контролем руководителя-наставника участвовать в проведении различных действий как процессуального, так и не процессуального характера (с учетом профиля подготовки).
5. Получить вкладыш в служебное удостоверение, подтверждающий должностные полномочия.
6. Вносить предложения руководству органов внутренних дел и академии по совершенствованию организации и проведения практики, а также деятельности подразделения.
Использование курсантов для выполнения заданий, не предусмотренных программой, а также их перемещение из одного органа внутренних дел в другой без согласования с академией запрещается.
Ш. Задания по профилю будущей деятельности деятельности
и методические указания по их выполнению
I. Ознакомление с организацией работы органа внутренних дел по месту прохождения практики:
1. По прибытии в ОВД курсант должен познакомится:
– с руководителем подразделения и непосредственным руководителем (наставником);
– с личным составом отдела (отделения);
– с оперативной обстановкой;
– с функциональными обязанностями должностных лиц органа (подразделения), осуществляющих организацию и выполнение правовой работы;
– с планами осуществления правовой работы в органе внутренних дел;
II. Курсанты в процессе прохождения практики должны углубить знания и приобрести умения и навыки в соответствии с основными направлениями (видами) правовой работы в системе МВД России:
- получить представление об организация нормотворческой деятельности в системе МВД России, направленной на разработку, изменение, признание утратившими силу или отмену правовых актов (норм права).
- ознакомиться с основными направлениями нормотворческой деятельности:
1) выявлением потребностей в правовой регламентации сферы внутренних дел и служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
2) разработкой проектов правовых актов;
3) изданием в пределах компетенции правовых актов;
4) подготовкой проектов правовых актов, регулирующих деятельность органов (подразделений), принятие которых входит в компетенцию иных органов государственной власти;
5) подготовкой отзывов, заключений и поправок на проекты правовых актов, поступивших из других органов государственной власти;
6) сопровождением проектов правовых актов при их рассмотрении в соответствующих инстанциях.
В процессе данной работы курсантам рекомендуется принять участие:
- в выявлении и обобщении проблемных правовых вопросов, возникающих при осуществлении служебной деятельности (мониторинг правоприменительной практики);
- в анализе материалов СМИ, обращений, заявлений граждан, общественных организаций, других органов государственной власти;
- в анализе судебных решений, представлений органов прокуратуры;
- в анализе результатов научных исследований, отечественного и зарубежного опыта;
- в обсуждении и выработке предложений по решению проблем в служебной деятельности правовыми средствами.
- в организации сбора и обобщения предложений по разработке проектов правовых актов и направлении их в соответствующие органы (подразделения),
- в анализе правоприменительной практики, а также поступающих предложений юридических и физических лиц по совершенствованию правового регулирования сферы внутренних дел;
- в подготовке и представлении на утверждение руководителю предложения по разработке проектов правовых актов, включению их в планы правоподготовительных работ либо внесению в соответствующие инстанции.
- получить представление об организации международно-правовой работы в системе МВД России, направленной на создание и совершенствование правовых основ взаимодействия органов (подразделений) с зарубежными партнерами в сфере внутренних дел.
2) в подготовке к подписанию международных актов;
3) в процедуре по подготовке к введению в действие международных актов;
4) в подготовке отзывов (заключений) на подготавливаемые к подписанию и введению в действие международные акты.
- принять участие:
1) в осуществлении правовой экспертизы проектов правовых актов;
2) в оценке законности принятых ведомственных правовых актов;
3) в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России.
4. В сфере договорно-правовой работы:
- получить представление об организации договорно-правовой работы в системе МВД России, направленной на заключение письменных соглашений об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей
- принять участие:
1) в выявлении потребностей в заключении договоров органом (подразделением) на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг);
2) в разработке проектов конкурсной документации и договоров;
3) в согласовании и заключении договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) в осуществлении контроля за исполнением договоров и в ведении претензионной работы.
5. В сфере судебно-исковой работы:
- получить представление об организации судебно-исковой работы, направленной на защиту и восстановление нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органа (подразделения) в судах;
1) в работе по искам (заявлениям, жалобам), предъявленным в суд к органу (подразделению);
2) в работе по искам, предъявленным к Российской Федерации в лице МВД России - главного распорядителя средств федерального бюджета;
3) в работе по предъявлению исков органом (подразделением).
- получить представление об организации информационно-правовой деятельности, осуществляемой в целях своевременного доведения и разъяснения требований правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел.
1) в ведении систематизированного учета правовых актов, в том числе на основе функционирования автоматизированных информационно-поисковых систем;
2) в осуществлении доведения требований правовых актов до сотрудников органов (подразделений) в установленном порядке;
3) в осуществлении в установленном порядке доступа сотрудников органов (подразделений), органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к фонду правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;
4) в правовой пропаганде;
5) в осуществлении консультирования;
6) в осуществлении общего методического руководства информационно-правовой деятельностью в органе (подразделении).
7. В сфере организационно-правовой работы:
- ознакомиться со структурой и штатами органов (подразделений), методиками и нормативами расчета штатной численности аппаратов;
2) в осуществлении контроля за состоянием правовой работы в органе (подразделении);
3) в проверке соответствия законодательным и иным правовым актам, представляемых на подпись руководителю органа (подразделения) проектов правовых актов, а также гражданско-правовых договоров, соглашений, контрактов, международных договоров (соглашений);
4) в подготовке по поручению руководителя органа (подразделения) проектов правовых актов;
5) в представлении интересов органа (подразделения) в судах и обеспечение его (их) защиты правовыми средствами;
6) в осуществлении правового информирования, правовой пропаганды и правового консультирования сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников по вопросам нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел;
7) в обеспечении координации правовой работы в органе (подразделении);
8) в организации и проведении сборов, совещаний и семинаров с сотрудниками подразделений, в том числе по обмену опытом работы, а также мероприятий по повышению их квалификации;
9) в сборе и обобщении сведений о состоянии правовой работы, анализ и учет ее результатов, направление отчетности по ней в вышестоящий орган (подразделение).
IY. Порядок оформления результатов и
содержание отчетных материалов
Курсантам (слушателям) рекомендуется фиксировать все виды работ, выполняемых в процессе прохождения практики в дневнике (см.: Приложение 1).
По итогам проведения практики курсанты составляют отчеты (см.: Приложение 3), в которых отражают:
- место и период прохождения практики,
- сведения о выполнении индивидуальных планов,
- перечень основных проведенных работ и мероприятий,
- решение практических ситуаций и т.д.,
- выводы и предложения по итогам практики.
Руководители практики из числа сотрудников органов внутренних дел, ознакомившись с отчетами курсантов, подготавливают на каждого проект заключения (см.: приложение 2) о выполнении программы практики, в котором должны быть отражены следующие сведения:
- дата начала и окончания практики;
- наименование органа внутренних дел, в котором курсант (слушатель) проходил практику;
- номер и дата издания приказа о назначении на должность;
- сведения о выполнении программы практики;
- краткая служебная характеристика;
- рекомендуемая оценка по итогам практики.
В краткой служебной характеристике курсанта (слушателя), которая является составной частью названного заключения, руководитель практики должен указать уровень теоретической подготовки курсанта (слушателя) и знание им основных нормативных актов, степень овладения профессиональными навыками, умение применять на практике теоретические знания, качество выполнения функциональных обязанностей, отношение к избранной профессии; уровень общественно-государственной, служебной, боевой и физической подготовки и соблюдение служебной и уставной дисциплины.
К заключению прилагается отчет курсанта (слушателя) о прохождении практики.
Не позднее, чем за один день до окончания срока практики, ее результаты рассматриваются на служебном совещании в подразделениях органов внутренних дел. В нем должны принимать участие: начальник органа внутренних дел, его заместители, отдельные сотрудники служб и подразделений органа внутренних дел, а также методический руководитель практики.
На служебном совещании работа каждого курсанта (слушателя) подробно анализируется и оценивается.
В случае неудовлетворительной оценки работы курсанта (слушателя), в заключении о выполнении программы практики следует указать ее причины (невыполнение в полном объеме программы практики ввиду опоздания на практику без уважительной причины, грубого или неоднократного нарушения уставной или служебной дисциплины и др.).
Проект заключения о выполнении курсантом (слушателем) программы практики после его обсуждения подписывается руководителем практики и утверждается начальником соответствующего органа внутренних дел. Подпись руководителя органа внутренних дел скрепляется гербовой печатью.
По окончании практики курсанты прибывают в академию для защиты ее результатов.
Приказом начальника академии объявляются сроки проведения защиты практики, назначаются комиссии для рассмотрения результатов работы каждого курсанта (слушателя) на практике. В их состав включаются представители кафедр специализации, учебного отдела и факультетов.
На защите курсанты должны доложить, как они организовали свою работу во время практики, насколько полно выполнили индивидуальные планы, какие встретились трудности; обосновать принятые решения и другие действия, которые выполнены в процессе практики.
Итоговая оценка (зачет) выставляется на основании отчетных материалов, представленных курсантом (слушателем), характеристик, отзывов руководителей практики и защиты результатов практики на комиссии.
Результаты защиты практики (зачет, оценка) заносятся в экзаменационную (зачетную) ведомость, зачетные книжки и учебные карточки курсантов, сводную ведомость о результатах выполнения учебного плана, а также документы, выдаваемые выпускникам (отчисленным из академии) и учитываются при подведении итогов общей успеваемости курсантов.
Курсанты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, проходят практику в индивидуальном порядке.
Курсанты, не выполнившие программу практики по неуважительной причине или получившие отрицательную оценку и не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки (до начала следующего семестра), отчисляются из Академии как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом Академии.
Итоги защиты курсантами результатов практики рассматриваются на совместных заседаниях кафедр специализации, методического и ученого совета академии, оперативных совещаниях, проводимых с участием представителей органов внутренних дел, в целях выработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию практики. По итогам проведения практики кафедры специализации составляют отчет и предоставляют его на утверждение начальнику академии.
Кафедра гражданского права и процесса
____________________________________________________________ учебной практики
курсанта ________________________________________
(Ф.И.О.)
Нижний Новгород 2010
Содержание дневника
№ п/п |
Краткое содержание Выполненной работы |
Подпись курсанта |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С содержанием дневника ознакомлен
Руководитель практики
Подпись руководителя практики
«заверяю» начальник секретариата (канцелярии)
______________________
(подпись и печать)
специальное звание, фамилия, имя отчество
Руководитель практики: __________________________
должность, специальное звание, подпись, фамилия
Приложение № 3
ОТЧЕТ
Курсанта ___________________________________________
______курса________учебной группы НА МВД России о прохождении учебной (преддипломной) практики в (наименование органа внутренних дел)
Содержание отчета должно включать:
- место и период прохождения практики,
- сведения о выполнении индивидуальных планов,
- перечень основных проведенных работ и мероприятий,
- решение практических ситуаций и т.д.,
- выводы и предложения по итогам практики.
С содержанием отчета ознакомлен:
Руководитель практики подпись
«заверяю» начальник секретариата (канцелярии)
Под общей редакцией начальника кафедры гражданского права и процесса канд юрид наук, доцента А. М. Хужина
30 09 2014
1 стр.
«Российские государственные и независимые средства массовой информации и борьба с коррупцией»
14 12 2014
6 стр.
Студент, самостоятельно изучая рекомендуемую учебную и научную литературу, статьи в периодический печати, должен уметь выделять в них основные моменты, главное
14 12 2014
1 стр.
Практикум по гражданскому праву : Учеб пособие для студ вузов по спец. "Правоведение", "Экономическое право" / Авт кол.: Ананич С. М., Андреев Е. П., Годунов В. Н. и др.; Под ред.
16 12 2014
1 стр.
Мозолин Виктор Павлович заведующий кафедрой гражданского и семейного права мгюа, доктор юридических наук, профессор
11 10 2014
1 стр.
06 10 2014
2 стр.
12 10 2014
1 стр.
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
25 12 2014
9 стр.