Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Профессия как социальный институт.

Нода А.С.

Каждая метакатегория в социологии имеет свои подпонятия, которые определяют круг её влияния на среднем и прикладном уровне. Таким образом, реализуется социологический реализм: восхождение от общего к частному. Так к примеру, категория образование в теоретической социологии рассматривается на уровне общества как социальный институт; на уровне групп как совокупная характеристика, стратифицирующая общество на носителей высшего образования, среднего, средне-специального или начального образования; на личностном уровне образование – совокупность знаний, полученных входе процесса обучения. Если образование, как правило, рассматривают как институт, то ещё со времён С.Г.Струмилина профессию рассматривают традиционно на личностном уровне как род трудовой деятельности, занятий, определяемых производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием.

На уровне социальной структуры под профессией (профессиональным слоем) понимается большая группа людей, объединённая общим родом занятий, трудовой деятельности. Для её носителей профессия является не только источником дохода, но также определяет культурные (образ и стиль жизни) и социальные (одобряемое поведение) стандарты, т.е. выполняет стратификационную функцию. Существование профессиональных общностей основывается на их общественном признании. На уровне профессии происходит идентификация личности (группы) по профессиональным интересам, ценностным ориенациям, образцам и нормам поведения. Формирование и воспроизводство профессиональных общностей происходит на уровне института.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основ­ным потребностям общества. Любой институт возникает и функцио­нирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Главная потребность, которую реализует профессия как институт, это специализация трудовой деятельности людей.

Институт профессии возник на основе общественного разделения труда. Он регулирует возникновение и адаптацию новых профессий и профессиональных общностей и отмирание и преобразование старых. Во многом профессия обязана своей институализации образованию. Когда формирование новых профессионалов было поставлено на поток (начало XX века) профессия стала институтом. Сейчас в начале XXI века уже можно говорить об определённой самостоятельности профессии от образования. Прогресс в отдельных областях настолько высок, что существующая система образования не успевает за изменениями мира профессий.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие при­знаки с другими институтами. Сравним близкие по функциям институты профессии и образования.



Признаками института образования являются:

Признаки института


профессии

образования

  1. установки и образцы поведения

любовь к своему делу, профессиональное совершенствование

любовь к знаниям, посещаемость

  1. символические культурные признаки

Профессиональная форма, значки, сленг

школьная эмблема, школьные песни

  1. утилитарные культурные черты

Мастерские, бухгалтерии и др. производственные помещения

классы, библиотеки, стадионы

  1. кодекс устный и письменный

Кодекс социолога, клятва Гиппократа, воровские законы.

правила учащихся

  1. идеология

Профессиональная свобода, материальная обеспеченность.

академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обу­чении

Понимание профессии на личностном уровне как совокупности теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемой разделением труда, а также его функциональным содержанием, имеет в своей основе процесс обучения и овладения специальностью. Вообще взаимосвязь и взаимодополнение профессии и образования очевидна на каждом уровне. Причём влияние здесь не одностороннее. Разделение труда и последующая профессиональная дифференциация идут по следующей схеме:

  1. Возникает общественная потребность в каком-то виде труда.

  2. Появляются первые "профессионалы" – переквалифицирующиеся из смежных специальностей.

  3. На основе практического опыта эти "профессионалы" начинают обучать новой профессии.

Как результат взаимодействия профессии и образования можно назвать существование в обществе профессионального образования – института передачи знаний о профессии. Это одни из главных стратификационных институтов общества. Так как социальный статус во многом определяется уровнем и типом профессионального образования.

Однако, на данном этапе развития современной России актуальнее рассматривать не взаимосвязь, а напротив различия в институтах образования и профессии. А это менее очевидно. Полученная в результате обучения специальность не означает включения личности в определённую профессиональную группу. В сознании молодёжи часто отделяется полученное образование от последующей профессиональной карьеры. Кроме того, в обществе объективно существуют нелегитимные профессии, которые не являются результатом производства института образования. Это такие как киллер, путана, хакер и др. Именно в изучении аномалий переходного периода в сфере профессии и образования возможен качественный прирост нового социологического знания.

Каждая метакатегория в социологии имеет свои подпонятия, которые определяют круг её влияния на среднем и прикладном уровне. Таким образом, реализуется социологический реализм: восхождение от общего к частному
40.51kb.

01 10 2014
1 стр.


Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа»

Как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм xix—xx вв., «социалистический реализм»

9.38kb.

06 10 2014
1 стр.


Космическое творчество Соединяет в гармоничное единство

Есть ли какие-то общие Законы Мироздания, которые определяют структуру нашего Мира? Почему именно таким мы видим окружающее нас пространство? Что общего между Гармонией Звуков и Га

1543.92kb.

08 10 2014
10 стр.


Меры безопасности жизнедеятельности

ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретные перечни мероприятий, которые необходимо знать и выполнять в целях обеспечения л

82.48kb.

14 09 2014
1 стр.


Мы живем в многонациональной республике Дагестан. Каждая страна, республика имеет свои государственные символы. Наша республика тоже имеет свои государственные символы герб, флаг, гимн

Мы живем в многонациональной республике Дагестан. Каждая страна, республика имеет свои государственные символы. Наша республика тоже имеет свои государственные символы – герб, флаг

116.54kb.

12 10 2014
1 стр.


Общие понятия о богослужении Круг суточный

Таким образом всякая рядовая служба составляется из элементов от вышеназванных кругов, согласно уставу

757.83kb.

13 09 2014
5 стр.


Категории экономических ниш социального организма

Таким образом, активные экономические ниши являются определяющими в экономической системе, на любом уровне развития оной

2805.03kb.

11 09 2014
17 стр.


Особенности развития экономики Германии

Таким образом, позиции банков в экономике Германии с уче­том их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира

246.36kb.

16 12 2014
1 стр.