Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Особенности развития экономики Германии.


После объединения западной и восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье место в мире, по объему производимого ею ВВП. Германия не богата природными ресурсами. Мож­но отметить каменный и бурый уголь, калийные соли. Около 55% территории зани­мают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса.1 Среди водных ресур­сов страны следует выделить сеть рек и каналов. Такая густая сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуйсбург-Рурорт - крупнейший порт мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское озеро, расположенное на стыке границ Германии, Австрии и Швейца­рии, и привлекающее сюда множество туристов. Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равно­мерным распределением богатства. В центр системы поставлена предприниматель­ская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распре­деление социальных благ всем членам общества. Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки явля­ются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс приня­тия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с уче­том их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.



На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-ры­ночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были до­вольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безра­ботицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически актив­ного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компа­нии. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.2 Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии этот показатель достигает 65%. Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зару­бежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%3 величины общих вложений. Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее по­зиции в генной инженерии и в микроэлектронике. Все это чревато потерей немец­кого экспорта. Тенденция явно прослеживалась с начала 1980-х годов: с 1980 г. по 1993 г. доля Германии на рынке высоких технологий сократилась с 20,3% до 16,2%. Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, посколь­ку заниматься наукой в Германии невыгодно. Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расхо­дов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Услож­няет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. В условиях кризиса национальной модели экономики прихо­дится решать структурные преобразования в восточных землях, порождающие зак­рытие нерентабельных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости восточных земель необхо­димы инвестиции в сумме около 2 трлн. евро.4 Для выравнивания уровня разви­тия западных и восточных земель был даже введен специальный «налог на соли­дарность», предполагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на во­стоке до западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального пра­вительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей за­дачей.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со мно­гими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являют­ся в большей степени индустриальными, чем Германия Это не случайно, так как специ­ализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2000-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по аме­риканскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее, сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сель­скохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые от­расли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая отрасль - животноводство. Германия экспортирует мясо, мас­ло, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих миро­вых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:5

♦ автомобилестроение;

♦ транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

♦ общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

♦ электротехническая промышленность;

♦ точная механика и оптика;

♦ химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

♦ черная металлургия.

Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура были сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточ­ных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объе­динения двух стран. В настоящее время опорными отраслями экономики Герма­нии являются машиностроение, химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестро­ительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг («ауди», «даймлер-бенц»), Нижней Саксонии («фольксваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»). Произ­водство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответ­ствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерман­ские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.6

С конца XIX в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по произ­водству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG», «Telefunken», и «Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и дру­гих центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промыш­ленность была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта от­расль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей.

С конца XIX в. начался подъем и химической промышленности:7 Страна актив­но создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов со­средоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта, и в рурском промышленном районе. Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды.

Текстильная отрасль германской экономики в последнее время перенесла свою производство за границу, но по-прежнему остается одной из самых мощных отрас­лей. Предприятия текстильной промышленности расположены в Северном Рейне-Вестфалии и южной Баварии.

Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее по профилю производство в Йене. Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая зна­чимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структур­ную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы, пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран.8 В Германии в сфере услуг создано и меньше рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услу­гах, туризме. Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни на крупнейших в Европе и мире воздуш­ные гавани и морские порты. В сфере транспорта применяются са­мые передовые технологии.

Крупнейшие порты страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бременхафен, Кельн, Дрез­ден, Гамбург, Карлсруэ, Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт.9

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важ­нейших экспортеров и импортеров мира.

Экспорт состоит из; машин - 31%, станков и оборудования - 17%, продукции химической промышленности - 13%, металлов, продовольствия и текстиля.

Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. По экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире - 75,7 млрд долл. По импорту услуг страна занимает второе место в мире - 121,8 млрд долл.

Экономические реформы Германии после II мировой войны.

Концепция, которой руководствовался Л. Эрхард в проведении экономических реформ, была названа концепцией социального рыночного хозяйства (СРХ). Рассмотрим основные моменты этой экономической программы.

Концепция СРХ сформировалась как нео­классическое осмысление новых социально-экономических процессов «социализации» экономики, как попытка разрешения противоречия «экономика и личность» путем применения синтетической категории «социальность». Причем последняя раскрывается через целый ряд по­нятий, важнейшие из которых — «рамочные условия», «конкурентная политика» и «политика поддержания порядка».

«Рамочные условия» - объемлющее понятие данной концепции, аналогично тому, как в классической школе объемлющим понятием яв­ляется рынок, а в институционализме - понятие социального институ­та. Рамочные условия - это, прежде всего те социальные ценности, кото­рые предшествуют процессу производства и опосредуют его.

Уже неолибералы постоянно подчеркивали, что к неотъемлемому праву человека на независимое развитие своей личности относится «право на улучшение своего благосостояния в рамках заданных общест­вом правовых и моральных рамок - свободно и ответственно выбирать и действовать. Эта целевая установка требует в экономической сфере организовать децентрализованные процедуры волеизъявления и при­нятия решений...».10

Как видим, экономический порядок следует здесь из социального, а не наоборот. Отсюда основной задачей государства становится про­ведение политики поддержки условий конкуренции и общего социаль­ного порядка. Государство же, в свою очередь, возникает здесь не как продукт «общественного договора» Руссо и Вольтера, а как одно из не­обходимых рамочных условий хозяйствования и деятельности индиви­да. В таком понимании государства представители концепции СРХ го­раздо ближе к институционализму, чем к неоклассицизму, в рамках которого сформировалась концепция. И это является первым из рассматривае­мых нами проявлений внутренних противоречий СРХ.

Главной программной целью Эрхарда была денежная реформа как конкретная технико-финансовая мера выхода из социально-экономиче­ского хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с экономической и не имеет без последней никакого смысла: «Денежная реформа осталась бы единич­ной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе действитель­но органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те кра­ны, которые поставило ошибочное частное и государственное планиро­вание. Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ве­дущей к хаосу политики».

По мысли Эрхарда, существует и глубокая связь с социальной ре­формой: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает - получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять... Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». При этом, с социальной точки зрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому, то есть по отношению к населению эта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард постоянно подчеркивал, что никакое го­сударство не в силах создать такой запас, что единственный способ материального обес­печения денежной реформы - одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направ­ленной на переход к рыночной экономике. При этом Эрхард опирался на собственные исследования 1931 г., когда он предлагал для выхода из кризиса: «Мы должны пойти на то, чтобы последние потребительские программы отдать рынку... и на стороне инвестиций защищать только то, что, безусловно, требует поддержки».11

Процедура обмена была следующей: 20 июня каждый гражданин, также и несовершеннолетние, получил так называемые подушные деньги в размере 40 DM и двумя месяцами позже еще по 20 марок.

Частные накопления и активы кредитных институтов, включая вклады, были пересчитаны в пропорции 10:1... Половина счетов была после проверки происхождения денег финансовыми органами сохране­на. Из второй половины в октябре 70% были аннулированы.

Итак, как конечный результат, 100 рейхсмарок было обменено на 6,5 новых DM.

Накопления банков, госучреждений, почты, железнодорожного ведомства и национал-социалистских организаций были полностью аннулированы. При этом долги Рейха банковской системе также были аннулированы, прочие долги государства были погашены лишь в 1957 г. в пропорции 10:1. Для зарплат, пенсий и арендной платы пропорция обмена составила 1:1, для прочих денежных отношений - 10:l ». Та­кова техническая сторона реформы.

Благодаря «редкости» новых денежных знаков и обнародованию Эрхардом уже в тот же день по радио решения об освобождении цен произошел перелом. До 19 июля 1948 г. все полки магазинов были пу­сты. Наутро все витрины были полны. «Карточки были - кроме неко­торых продовольственных товаров - в противоположность намерениям оккупационных властей отменены, замораживание цен отменено немедленно и замораживание зарплаты немного поздней.

Вскоре был создан Центральный банк, независимый от правитель­ства, чьей задачей стало недопущение инфляции. Сразу же был запре­щено землям и общинам формировать дефицитный бюджет. 20 июня Эрхард через своего представителя обещал освобождение основных цен, чем чрезвычайно удивил военную администрацию, которая считала во­просы экономической политики исключительно собственной компетенци­ей. Уже 21 июня заявление представителя Эрхарда о немедленном осво­бождении цен вызвало ее резкое недовольство.

Несмотря на введение новых денег, цены в первые месяцы продол­жали расти: так, с июня по декабрь цены на промышленное сырье под­нялись на 26%, на продовольствие - на 18, на одежду - на 35%.12

Первое время значительно возросла безработица - с 3,2% в июне 1948 г. до 12,2% в марте 1950 г. Однако здесь сказался значительный рост населения за счет беженцев и переселенцев - с 1939 по 1954 г. на более чем 10 млн. человек, или на 25%.13

Можно утверждать, что и с ценами, и с безработицей произошло следующее - из скрытой и деструктивной формы эти важнейшие баро­метры экономической жизни превратились в открытые измерители сложнейшего процесса социально-экономического выздоровления. Ко­нечно, здесь проявились, прежде всего, противоречия социального рыночного хозяйства, конкретное развитие которых мы рассмотрим далее. Но сначала общий вопрос: какую все-таки роль сыграли внешние «ле­карства», которые помогли встать на ноги экономике и обществу За­падной Германии?

«Иногда утверждается, что решающим для развития страны был план Маршалла... Западная Германия получила за 10 лет по этому пла­ну с 1948 г. около 1,9 млрд. долл., что по тогдашнему курсу составляет 150 марок на человека! Это меньше, чем бесплатные поставки 1945 - 1948 гг. продуктов питания, удобрений и семян…»

При этом автор цитируемой статьи профессор X. Херберг считает, что «западногерманское экономическое чудо является ребенком от брака денежной реформы и рыночного порядка».

Необходимо только добавить социальную реформу, которая тесно связана с двумя другими. Именно она сыграла роль того «обезболива­ющего средства», которое помогло проглотить «горькую пилюлю» де­нежной реформы и операцию введения рынка. Во-первых, это относи­тельно равные стартовые условия. Элементы социальной реформы, которая, как и экономическая развива­лась на протяжении всего периода строительства рыночного хозяйства, следующие:

♦ восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе социального страхования;

♦ введение зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);

♦ определение законных прав участия рабочих в управлении сна­чала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);

♦ возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);

♦ программа строительства жилья, которая с самого начала име­ла целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;

♦ восстановление дееспособности пенсионного страхования и вве­дение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;

♦ введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.

Эти и другие меры позволили значительно облегчить переход к ры­ночной экономике. Но как точно заметил Ральф Цепперник. «социаль­ное в конкуренции как раз то, что вообще на рынок приходит большое предложение товаров».

Ту же самую мысль Эрхард выразил другими, более эмоциональ­ными словами: «Мы были на наилучшем пути, чтобы приговорить де­мократию к смерти и превратить демократические основные права на­шего народа в химеру. Только когда эти права вновь найдут свое выра­жение в свободном выборе профессии, в свободном выборе рабочего места и, прежде всего в свободе потребления, лишь тогда сможем мы ожидать, что немецкий народ будет вновь активно участвовать в поли­тическом определении своей судьбы».

Именно так стоял тогда вопрос: союзники готовы были снять свое опекунство над Западной Германией лишь тогда, когда она докажет свою способность к экономически эффективному и демократическому развитию. Вскоре это и произошло.



Роль Германии в становлении ЕС.


На пороге XXI века общие условия для германской внешней политики изменились кардинальным образом.14 Германия вос­соединилась и обрела внешнеполитический суверенитет. Ее положение в области политики безопасности решительно улучшилось. Германская внешняя политика есть и будет по­литикой мира, ее целью по-прежнему остается обеспечение будущего в глобальном масштабе.

Прекращение конфликта между Востоком и Западом предостави­ло новую свободу всем государствам, когда-то находившимся в поле идеологической напряженности. В Европе в целом и во всем мире появились новые формы сотрудничества, которые раньше были просто немыслимы.

Объединенная Германия, страна-экспортер, расположенная в самом центре Европы и интегрированная в мировое хозяйство, немало выигрывает от наличия новых возможностей. Во все более тесно переплетающемся мире национальная изолированность стала уже невозможной. Важнейшим проявлением произошедших перемен является глобализация, взрывающая национальные границы благодаря интернационализации комму­никации и хозяйственной деятельности.

По всей Европе достигнут решающий прогресс в области демо­кратии, правового государства и рыночной экономики. В то же время за последние годы Европе пришлось пережить вспышку открытых военных конфликтов в пределах своих границ.

Поэтому создание стабильного и прочного мирного устройства в Европе, придание международным отношениям еще более цивилизованного и правового характера и в первую очередь раз­работка и развитие эффективных стратегий по предотвращению конфликтов и их мирного урегулирования остаются приоритетными задачами германской политики. Ее основу составляют защита прав человека, готовность к диалогу, отказ от применения силы и укрепление мер доверия, На фоне собственного исторического опыта Германия испытывает особую приверженность принципам свободного правового го­сударства и правам человека. В силу этого германская политика во всем мире ориентирована на принципы уважения прав человека и человеческого достоинства. Тем самым она служит делу стабильности, мира и развития. Ключевыми темами XXI века являются такие глобальные пробле­мы, как устойчивое развитие в странах-партнерах на Юге и Востоке, преодоление отставания в развитии, сохранение нор­мальных условий для жизни на нашей планете, сдерживание нерегулируемой миграции, международной преступности, рас­пространения оружия массового поражения, с которыми от­дельные государства уже не в состоянии справиться в одиноч­ку. В условиях меняющегося мира Германия готова взять на себя более высокую ответственность. При этом в области внешней политики она по-прежнему будет действовать в тес­ном союзе с партнерами по Европейскому Союзу и Атланти­ческому союзу, а также участвовать в деятельности междуна­родных организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ. Германская внешняя политика будет ориентироваться на сохране­ние мира и процветания, развитие демократии и прав челове­ка во всем мире.

Отсюда вытекают следующие основные моменты внешней поли­тики Германии: 15

♦ дальнейшее развитие Европейского Союза, который в глобальном масштабе должен стать эффективным партнером во всех областях. Обеспечение мира, демократии и процветания по всей Европе, в частности, путем успешного расширения Европейского Союза

♦ укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ

♦ дальнейшее развитие Атлантического сонла и трансатлантического сотрудничества, к рамках которого Европа должна брать на себя более высокую ответственность

♦ усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности. Развитие и уважение прав человека во всем мире

♦ расширение партнерских отношений со всеми граничащими с ЕС регионами, в первую очередь со Средиземноморьем и Ближним Востоком, в интересах развития и стабильности

♦ более интенсивное сотрудничество с африканскими государст­вами, расположенными к югу от Сахары и являющимися одним из основных объектов германской политики развития. Важным критерием внешнеполитического веса и дееспособности Германии остается эффективность ее экономики. Необходимо обеспечить Германии роль одной из ведущих стран-экспортеров и создание в стране благоприятных условий для развития промышленных отраслей будущего. Будучи одним из крупнейших промышленных и торговых государств, имеющих тесные связи со всем миром, Германия не может обойтись без хорошо функционирующей системы мировой экономики, учитывающей при этом экологический и социаль­ный баланс интересов. То и дело возникающие кризисы на мировых финансовых рынках выявили взаимозависимость на­циональных народных хозяйств, продемонстрировав значи­тельный дестабилизирующий потенциал в социальной сфере. Укрепление международных институтов в области торговли и фи­нансов, создание для мировой экономики обязательных правовых рамок, ориентированных на принципы рыночной эконо­мики, отвечает германским интересам.

Германия намерена содействовать мир­ному прогрессу во всем мире и справедливому балансу интере­сов между Севером и Югом. Германская внешняя политика по-прежнему привержена цели устойчивого глобального развития. В настоящее время Германия поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира. Она имеет свыше 200 зарубежных представительств. К ним следует добавить еще 12 представительств при межправительственных и наднациональных организациях.16




Особенности структуры экономики Германии.

Современный этап НТР, переход к новому типу воспроизводства привели к структурным изменениям. В воспроизводстве ВВП снизилась доля материального про­изводства, и, прежде всего сельского хозяйства и промышленно­сти, и возросла доля услуг.

Значительные изменения произошли в структуре промышлен­ности. Сократился удельный вес традиционных отраслей - чер­ной металлургии, общего машиностроения, судостроения, тек­стильной и швейной промышленности. Одновременно резко возросла доля авиакосмической промышленности, конторского оборудования и аппаратуры по обработке данных, электротех­нического оборудования, а также автомобилестроения.

Машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства.17 В структуре вы­пуска центр тяжести стал перемещаться от производства тради­ционной продукции в область научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, об­щее машиностроение и электротехническая. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. По производству станков она занимает второе место. В основных группах отраслей она занимает третье место.

В отличие от промышленности сельско­хозяйственное производство Германии по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности ее сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщен­ности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.

Относительно низкий уровень интенсификации производст­ва связан с социально-экономической структурой сельского хо­зяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдает­ся в аренду. В полной собственности производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. В отличие от ряда других стран преобладающей формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно к собственной земле отдельные участки. Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда Германии уступает Британии, Люксем­бургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - 1; свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как правило, разбиты на несколько участков.

Внедрение научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обес­печивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство Германии уступает целому ряду стран ЕС.18

Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение социально-экономической структуры хозяйства.

Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообрази­ем форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное коопери­рование развито слабее. Государство оказывает финансовую по­мощь кооперативам.

Повышение агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих видов продукции. Оте­чественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.

Кредитные рынки. По величине финансовых рынков Герма­ния значительно уступает США и другим ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немец­ких марках, совершалась в Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью регулирования, налого­обложения ряда операций, меньшей ролью институциональных инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвига­ет задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.

Структурная перестройка, приспособление восточногерманского хозяйства к новым условиям воспроизводства в мировой экономике вызвали резкий рост безработицы. В Восточной Германии уровень безработицы превышает 17%.19

Многие отрасли германского хозяй­ства отличаются высоким уровнем централизации и концентрации капитала. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредоточивают 60% общего оборота и более 50% общего числа занятых.

Несмотря на высокую степень централизации капитала и производства, значительный удельный вес имеют мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых до 50 человек сосредоточивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние фирмы с числом занятых до 249 чело­век создают почти 55% валового продукта.

Многие крупные компании тесно взаимосвязаны через систему участий, личную унию, кредитные и производственные отношения. Активную роль в переплетении интересов играют кре­дитные учреждения. Десяти наиболее значительным банкам принадлежат контрольные пакеты акций 27 из 32 крупнейших компаний страны.

Переплетение капитала, личная уния приводят к тому, что до сих пор значительная часть германских компаний продолжа­ет находиться под контролем отдельных семей. Наиболее могу­щественные среди них семьи Байшам, Хаубов, Эткеров, Оппенгеймов, Хенкелов, Боерингеров, Мерков, Квандтов, Сименс, Бош. Многие германские фирмы имеют единственного держа­теля акций. Пять крупнейших держателей обычно владеют 40% акций. Доминирующий голос в германских фирмах имеет банк. Само­финансирование, банки и их кредитование играют более важ­ную роль, чем в англоговорящих странах. Перекрещивающиеся владения между промышленными компаниями, между банками и промышленными компаниями выступают важной чертой гер­манской системы взаимодействия капитала. Относительно низ­кая роль биржевых операций снижает значение риска.

Система управления компаниями. Доминирующей чертой германских компаний является «внутренний» характер систем их управления, при котором все участники - акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители могут оказывать влияние на развитие компании, в том числе прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы. Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние на управление, но могут проявлять силу, «голосуя но­гами», продавая акции или перенося субконтракты.

В центре германской рыночной экономики находится система так называемого соучастия в решениях. На предприятиях действуют производственные советы, которые избираются пря­мым голосованием. Они участвуют в решении вопросов органи­зации рабочего места, производственного процесса и общей об­становки, приема на работу.

На крупных предприятиях с численностью занятых свыше 2тыс. человек учреждаются наблюдательные советы, состоящие из акционеров и работающих по найму, которых выдвигают производственные советы и профсоюзы. Члены советов получа­ют возможность участвовать в управлении фирмой. По закону работники имеют половину мест в наблюдательных советах - высших руководящих органах, которые назначают и смещают старших управляющих. Это является частью системы, которая способствует тесным связям между рабочими и укрепляет осо­бую форму управления корпорациями. Фирмы и банки владеют акциями друг друга и тем самым минимизируют дисперсию владения на фондовых рынках и среди акционеров. Это экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть 16 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых ре­шения принимаются, насколько возможно, с молчаливого со­гласия главных партий - христианских демократов и социал-демократов.

В последние десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринима­тельство складывалось под влиянием государственного строи­тельства или выкупа находившихся в тяжелом финансовом по­ложении предприятий и фирм. В конце 80-х годов на предпри-1гятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные пред­приятия занимают видное место в инфраструктуре. В промышленности государство кон­тролировало базовые и энергетические предприятия: производ­ство цветных металлов, добычу каменного угля.

Переход к неоконсервативной форме регулирования сопро­вождался сокращением государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Сокращение государ­ственного сектора расширило сферу частного капитала, рыноч­ных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения уста­новились на самом низком уровне - порядка 2% ВВП.20

Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное и земельные правительства обеспечивают свыше 37% расходов на эти цели. За счет государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных исследований в области космической* техники, ядерной энергетики. Государство выделяет существен­ные средства мелким и средним фирмам для ведения научно-технических разработок и оплаты исследовательского персонала.

Немецкое законодательство разрешает; организациям работодателей и наемных работников совместно определять уровень заработной платы и условия труда. Трудовые соглашения заключаются на национальном уровне между отрас­левыми организациями предпринимателей и профсоюзов.

Сотрудничество предпринимателей и профсоюзов распространяется на организацию труда, включая групповые принципы производственной деятельности, повышение квалификации персонала, ориентацию оплаты труда на производственные потребности и достигнутые результаты.



Согласие между рабочей силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая базируется на трех основах - страховании здоровья, пенсиях и пособиях по безработице. Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются и существуют на основе взносов. Доля отчислений с доходов предпринимателей и рабочих поднялась с 26,5% в 1970 г. до 39,2% в 2002 г.21 Весь этот механизм придавал устойчивость функционированию хозяйственной германской системы, а также социальному положению рабочей силы. В 90-е годы в системе хозяйственного механизма произошли изменения в сторону большей свободы для предпринимателей, в частности, в вопросах найма рабочей силы.



1 Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.


2 Высторопский Н. Отраслевая структура экономики Германии // МЭиМО. 2002. № 4.


3 Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.


4 Битюков С. Экономика Германии // Экономика и жизнь. 2002. №34.


5 Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.


6 Борисов С. Германия и ее экономика // Экономика и жизнь. 2001. №47.


7 Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.


8 Битюков С. Экономика Германии // Экономика и жизнь. 2002. №34.


9 Баранова Е. Современная международная торговля // Российский экономический журнал, 2001, №№ 6-8;


10 Эффенберг Т., Заммер М. "История Германии в Новейшее время". МЮИ, М., 2002 г.


11 Эффенберг Т., Заммер М. "История Германии в Новейшее время". МЮИ, М., 2002 г.


12 Эффенберг Т., Заммер М. "История Германии в Новейшее время". МЮИ, М., 2002 г.


13 Эффенберг Т., Заммер М. "История Германии в Новейшее время". МЮИ, М., 2002 г.


14 Модели современного федерализма: сравнительный анализ. В.Е.Чиркин. (Государство и право 2004, N8-9.)


15 Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.


16 Римлянский В. Вступая в новый век // МЭиМО. 2003. № 2.


17 Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики// МЭиМО. 2003. № 2.


18 Высторопский Н. Отраслевая структура экономики Германии // МЭиМО. 2002. № 4.


19 Модели современного федерализма: сравнительный анализ. В.Е.Чиркин. (Государство и право 2004, N8-9.)


20 Ригер Р. "Экономическая история Германии". М.: 2001.


21 Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.


Особенности развития экономики Германии

Таким образом, позиции банков в экономике Германии с уче­том их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира

246.36kb.

16 12 2014
1 стр.


Сотрудничество Прибалтики и Германии в сфере возобновляемой энергии и переработки органических отходов

В рамках программы экспортной инициативы Федерального министерства экономики и технологий Германии

18.36kb.

23 09 2014
1 стр.


Проблемы развития экономики и общества

Сборник докладов по итогам X международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 7-9 апреля 2009 г., Москва, гу вшэ

243.25kb.

11 10 2014
1 стр.


Особенности развития рынков в России

Германии в 17 в экономистом А. Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском

530.32kb.

10 10 2014
2 стр.


Инструменты и механизмы государственного регулирования институциональных преобразований как основы инновационного развития национальной экономики

Ью институциональных преобразований является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей решать за

114.79kb.

18 12 2014
1 стр.


Регулирование прав интеллектуальной собственности в сети Интернет как фактор инновационного развития экономики

К одному из таких факторов развития следует отнести государственное регулирование в сети интернет, защиту прав интеллектуальной собственности и их влияние на стимулирование инновац

37.93kb.

23 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины "Актуальные вопросы развития мировой экономики"

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 080100. 68 Экономика, изучающих дисциплину "Актуа

382.48kb.

25 12 2014
3 стр.


Программа работы секции 7 Демографический фактор инновационного развития экономики России

Елизаров В. В., к э н., руководитель Центра по изучению проблем народонаселения, заведующий научно-исследовательской лабораторией экономики народонаселения и демографии

45.02kb.

13 09 2014
1 стр.