Перейти на главную страницу
Непразднуемая
Шестиричная
Славословная
Полиелейная
Бденная
О Евангельских чтениях на воскресной утрени
со службами Минеи
Антифоны
Об апостольских и Евангельских чтениях
суббот и недель по Р.Х. и пред Богоявлением
Содержание Общественных богослужений распределяется на Три круга или цикла:
2. Круг Седмичный.
3. Круг Годичный.
Таким образом всякая рядовая служба составляется из элементов от вышеназванных кругов, согласно уставу.
—о—о—о—о—
1. Круг Суточный
Объемлет период в 24 часа. Согласно древнему обычаю по церковному отчёту, он начинается с вечера, с заходом солнца, и разделяется на :восемь частей (или страж - т.е. смен воинов - часовых римской империи) по Три Часа в каждой.
Каждое трехчасие (стража) освящено опредёленным богослужением:
1. Вечерня
2. Повечерие
3. Полунощница
4. Утреня
5. 1-й Час
6. 3-й Час
7. 6-й Час
8. 9-й Час
После 6-го часа полагается служить Божественную Литургию или вместо неё, Чин Изобразительных (1) (Обедница). (2)
Эти 8 или, точнее, 9 церковных служб (т.к. Литургию или Изобразительные надо считать самостоятельной службой) составляют круг Суточного Богослужения.
Книга, в которой находятся неизменяемые молитвословия этих служб, предназначенная для клироса, называется: "Часослов".
Книга для священнослужителей, необходимая при совершении тех же служб, называется : "Служебник". Архиерейский служебник, называется: "Чиновник Ахиерейскаго Служения".
(На практике, в приходской книге не все службы суточного круга совершаются. Обыкновенно служат лишь вечерню, утреню, часы и Литургию).
Церковный устав есть наука о том, как совершать церковныя богослужения.
Церковным богослужением называется ряд церковных служб, совершаемых священнослужителями и народом (чтецами и певцами) в определённое порядке и с определёнными обрядами - согласно уставу.
2. Службы Частные - случайные.
Частные Службы совершаются не регулярно, по частному желанию и для частных лиц, в неопределённое время. Их называют Требами. Книга, в которой они изложены, называется, поэтому, - "Требник". (3) Особого рода требы - молебны изложены в книге, называемой : "Книга Молебных Пений".
Общественные Службы совершаются регулярно для всей церкви и в определённое время.
По мере того, как эти службы совершаются ежедневно втечении всего года, они подвергаются известному видоизменению в зависимости от того, в какое время суток, какого дня седмицы и какого числа месяца данного года они имеют место.
Краткий курс Церковного Устава
Круг Седмичный объемлет период в семь дней, начиная с Воскресенья. Каждый день недели, т.е. Седмицы посвящён особому воспоминанию - Памяти, которая в известной мере отмечается посредством особых молитвословий на службах круга суточного. Будние дни посвящены двум темам. Воскресенье посвящено Воскресению Христову. Понедельник посвящен 1. Покаянию и 2. Бесплотным силам. Вторник посвящён 1. Покаянию и 2. Предтече Господню Иоанну. Среда и Пятница посвящены 1. Кресту и 2. Божьей Матери. Четверг посвящён 1. Св. Апостолам и 2. Святителю Николаю. Суббота посвящена 1. Всем Святым и 2. Усопшим.
Круг Годичный объемлет период целого года. Книга, содержащая материал Годичного Круга называется Минея (месячник). Существует 4 рода Миней.
1. Минея Месячная - 12 книг по месяцам на каждый день года.
2. Минея Праздничная - 1 книга, содержащая песнопения для главных праздников (Большие праздники и великие святые).
3. Минея Дополнительная - содержащая песнопения для тех праздников или святых, службы которым, по причинам времени не попали в Минею месячную при её издании.
4. Минея Общая - книга, содержащая песнопения и молитвы общего характера, относящиеся не к определённому святому, но к чину к которому он принадлежит (Пророк, Апостол, Святитель, Мученик).
Пасха - праздник подвижной, является центром целого подвижного периода в 18 недель. Книга, содержащая материал, относящийся к этому периоду, называется "Триодь" (Трипеснец).
2. Цветная Триодь - от Пасхи до недели Всех Святых, т.е. 1-го Воскресенья после Пятидесятницы.
Кроме вышеуказанных богослужебных книг, для церковных служб необходимыми являются ещё:
1. Служебная Псалтирь - содержит псалмы Царя Давида, особо распределённые для церковного употребления. Когда эта книга содержит в себе ещё целый ряд других молитв и последований, она называется "Псалтирь с Последованиями" или Следованная Псалтирь".
2. Служебный Апостол - содержит в себе во первых: послания апостольские, особо распределённые для богослужебного пользования. Во вторых: песнопения, связанные с апостольскими чтениями на все дни года.
3. Служебное Евангелие - Напрестольное, находящееся на св. Престоле читается исключительно священнослужителями.
4. Ирмологион или Ирмологий - содержит богослужебный материал, выбранный из: Часослова, Октоиха, Минеи и Триоди, предназначенный для пения. Главным его содержанием являются ирмосы, отчего и получил он своё название.
5. Типикон - (Устав) - содержит указания, касающиеся главным образом того, в какие дни и часы, при каких обстоятельствах, в каком порядке совершаются церковные службы.
2. Великая ектения.
3. Кафизма.
4. Малая ектения.
5. Господи воззвах.
6. Свете Тихий.
7. Прокимен дня.
8. Сподоби Господи.
9. Просительная ектения.
10. Стихиры на стиховне.
11. Ныне отпущаеши.
12. Тропарь.
13. Сугубая ектения.
14. Окончание и отпуст.
Если до вечерни служится 9-ый час, то после возгласа священника - "Благословен Бог наш..." надо читать: "Приидите поклонимся" - как это указано в Часослове.
Если же 9-й час не служится, то вечерню надо начинать по указанному вначае 9-го часа: Царю Небесный, Трисвятое, и пр. до "Приидите поклонимся" включительно.
1. Псалом 103 (см. Часослов) называется предначинательным потому что им начинается вечерня, а с ней и все службы дня. В нём воспевается создание мира и прославляется Создатель.
2. Великая Ектения. Ектениею называется ряд молитвенных прошений произносимых диаконом или иереем, на которые клирос отвечает : "Господи помилуй", или "Подай, Господи", или "Тебе, Господи". Она называется великою, так как содержит в себе больше прошений чем другие ектении.
3. Кафизма - чтение Псалтири. Псалтирь разделена на 20 частей и каждая часть называется Кафизмой (от греческого глагола обозначающего "сидеть"). За вечерней и утреней полагается прочитывать определённую часть Псалтири (кафизму) таким образом, чтобы втечении седмицы были прочитаны все 150 псалмов по порядку. Существует особый устав (см. Типикон или служебная Псалтирь), который распределяет чтение кафизм за вечерней и утреней втечении всего года.
4. Малая Ектения (сокращённая великая - 3 прошения). На вечерне понедельника, т.е. в неделю вечера кафизмы и малой ектении не бывает.
5. "Господи воззвах" (начальные слова псалма 140-го). Этими словами обозначается особая часть вечерни, состоящая, с одной стороны, из псалмов 140, 141, 129, и 116, с другой стороны из определённых песнопений, называемых Стихирами на "Господи воззвах". Эти стихиры являются элементами суточного и годичного кругов, они находятся в Октоихе и в Минеи и поются стихирным напевом указанного гласа.
"Господи воззвах" начинается с того, что поются два первые стиха псалма 140 по порядку, указанному в Часослове на глас первой стихиры, а за ними и все остальные стихи вышеуказанных псалмов. Стихиры должны быть вставлены между стихами этих псалмов таким образом, чтобы после последнего стиха 116-го псалма "яко утвердися..." имела место последняя стихира. Стихир бывает 4, 6, 8 или 10.
На вседневной вечерне их бывает шесть: 3 из Октоиха и 3 из Минеи. При сокращениях поют 2 первых стиха псалма 140 на Глас 1-й Стихиры и переходят прямо на стих псалма, соответственно данному количеству стихир. В Часослове перед определёнными стихами стоит: "на 10", или "на 8", или "на 6" или "на 4". Это значит, что например при 6-и стихирах 1-ю вставляют после стиха, перед которым обозначено "на 6".
Схема пения стихир на "Господи воззвах"
а. "Господи воззвах..." 2-жды - поются на глас 1-й.
б. "Да исправится молитва моя..." - стихиры (см. Часослов).
Далее обыкновенно выпускают стихи псалмов до того стиха, после которого поётся 1-я стихира.
Стих псалма: в. "Аще беззакония назриши" - часто читается, а не поётся. Правильнее 1-ю половину стиха прочитать, а 2-ю - спеть особой мелодией, соответственно гласу.
1-я стихира из Октоиха поётся на глас Октоиха.
Следующий стих псалма: г. "Имени ради Твоего...".
2-я стихира из Октоиха поётся.
Стих:
3-я стихира из Октоиха.
Стих: е. "Яко у Господа милость..." - если поётся, то гласом следующей стихиры.
1-я стихира из Минеи - поётся на указанный в Минеи глас.
Стих: ж. "Хвалите Господа вси языцы".
2-я стихира из Минеи.
Стих: в. Яко утвердися милость Его...".
3-я стихира из Минеи.
После последней стихиры полагается петь Богородичен, особое песнопение в честь Божьей Матери, помещённый наряду в Минеи, после стихир на Господи воззвах (см. Минею 27 Октября).
Перед Богородичным поётся (или читается): "Слава и ныне". Иногда в Минеи вместо текста Богородичного помещена особая стихира, перед которой написано "Слава" с указанием гласа. В таком случае эта стихира поётся "на Славу" - т.е. её надо вставить после слов "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", и после неё: "И ныне..." - Богородичен (см. главу о Богородичнах). В Среду и Пятницу Богородичен заменяется "Крестобогородичным" (песнопение, в котором прославляется Божья Матерь, предстоящая у Креста), который находится на ряду (см. Минею 8 Октября.)
6. Свете Тихий - молитва св. Софрония Патриарха Иерусалимского, поётся после возгласа диакона или иерея: "Премудрость прости".
7. Прокимен Дня (см. Часослов).
Прокимен (напереди лежащий) состоит из двух стихов определённого псалма. Оба стиха провозглашаются диаконом или иереем. После провозглашения 1-го стиха клирос его повторяет на определённый глас (прокименный), затем провозглашается 2-й стих - клирос повторяет 1-й стих и наконец, провозглашается 1-я половина 1-го стиха, клирос заканчивает тот же стих.
Есть особые прокимны, называемые Великими, предназначенные для праздничных дней года. Великий прокимен состоит из 4-х стихов, а потому 1-й стих поётся не 2 с 1/2 раза, но 4 с 1/2.
По смыслу прокимен обыкновенно предваряет чтение Апостола, Евангелия или Ветхого Завета - в данном случае чтения нет, но когда оно бывает, то оно следует за прокимном.
8. Сподоби Господи - краткое Славословие - читается (см. Часослов).
9. Просительная Ектения - отличается от других ектений тем, что на прошение клирос поёт "Подай, Господи"
10. Стихиры на Стиховне (из Октоиха).
Обыкновенно бывает три стихиры.
1-я стихира - поётся.
1-й стих: "К Тебе возведох очи мои" (см. Часослов, тоже в Октоихе).
2-я стихира - поётся.
2-й стих - "Помилуй нас, Господи".
3-я стихира - поётся "Слава Отцу... и ныне и присно...".
Богородичен - из Октоиха (на ряду).
Иногда в Минеи стоит такое обозначение: "Стиховны Октоиха таже от стих..." и приводится определённый стих псалма со стихирой. В таком случае к 3-м стихирам Октоиха добавляется 4-я стихира Минеи - со своим стихом. Затем поётся стихира "на Славу" (в Минеи же) и на "И ныне" Богородичен, подобно тому, как это после стихир на "Господи воззвах". (см. примеры в Минеи: 1. 8-го Октября: стихир вовсе нет, 2. 10-го Октября: стихира "на Славу", 3. 2-го Ноября: две стихиры.)
11. Ныне Отпущаеши - молитва Св. Симеона Богоприимца, читается Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш (см. Часослов).
12. Тропарь, Слава... И ныне, Богородичен.
Тропарь - молитва, посвящённая святому дня или воспоминаемому событию. Он находится в Минеи и поётся тропарным напевом в указанный глас. После тропаря всегда поётся на "Слава и ныне" (поются на одной ноте) особый Богородичен (см. главу о Богородичнах) на глас тропаря.
13. Сугубая Ектения (на прошениях клирос отвечает тройным "Господи, помилуй").
14. Окончание вечерни с отпустом (см. Часослов в конце Утрени).
По возгласе ектении диакон или иерей возглашает: "Премудрость".
Лик: "Благослови".
Иерей: "Сый благословен...".
Лик: "Утверди, Боже...".
Иерей: "Пресвятая Богородице...".
Лик: "Честнейшую Херувим...".
Иерей: "Слава, тебе, Христе Боже...".
Лик: "Слава и ныне, Господи помилуй(Трижды).
Благослови.
Иерей отпуст (Благословение, произносимое священником по окончании службы, на выход из храма).
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
В современной приходской практике, когда служат вечерню и утреню, то их служат большей частью подряд с вечера, опуская повечерие и полунощницу. В таких внеуставных случаях, когда утреннее богослужение совершается вечером, его можно искуственно присоединить к вечерне следующим образом: непосредственно после пения тропарей в конце вечерни (опуская сугубую ектению), поётся из последования утрени: "Именем господним благослови Отче" и возгласа священника: "Слава Святей..." следует чтение шестопсалмия. (Нет смысла оканчивать вечерню отпустом с тем, чтобы начать утреню.)
----------------------------------------------------------------------------
Богородичны
Богородичны (песни в честь Божьей Матери), которыми завершается (или по выражению Устава: "покрывается") ряд однородных молитвословий (стихиры, тропари, седальны, тропари канонов и др.). Таким образом место Богородична - Завершительное.
В службах Минеи некоторые Богородичны помещены на ряду (в самом последовании службы), другие помещаются отдельно, в конце Минеи, в виде приложения к ней. Для всякой службы их надо своевременно найти.
Богородичны, находящиеся в приложени поются после стихир на "Господи воззвах", "на стиховне" и тропарей в конце вечерни, на "Бог Господь" и в конце утрени. Они меняются в зависимости от того 1. в какой седмице они поются, 2. на какой службе, 3. какого гласа та стихира или тот тропарь, после которого Богородичен имеет место. Порядок их распределения можно изобразить следующей схемой:
Богородичны
Стихирные Тропарные
Воскресные Будничные Воскресные Будничные
1 2 3 4
1. В 1-м приложении, для каждого гласа имеется по два богородична. 1-й для стихир "на Господи вовзвах", который называется Догматиком, 2-й для стихир на "Стиховне".
2. Богородичны стихирные на восемь гласов для будничной службы.
3. Богородичны тропарные на восемь гласов для воскресных служб.
4. Богородичны тропарные на восемь гласов для будничных служб.
Богородичны 1-го и 3-го приложения поются, кроме воскресных дней на службах праздничных.
Богородичны 2-го приложения поются после стихир только в том случае, если в Минеи есть стихира на "Славу" (в обратном случае текст богородична находится на ряду).
В среду и пятницу, на месте богородична поётся Крестобогородичен, который всегда находится на ряду, поэтому в этом приложении для вторника и "четвертка вечера" или среды и "пятка утра" богородичны не указаны.
Повечерие бывает 2-х родов:
Малое Повечерие - сокращённое Великое, служится во все дни года кроме Великого Поста.
1. Начало "Царское"
2. Шестопсалмие.
3. Великая ектения.
4. "Бог Господь".
5. Тропарь.
6. Кафизмы и седальны.
7. 50-й псалом.
8. Каноны.
9. Хвалитные псалмы.
10. Славословие.
11. Просительная ектения.
12. Стихиры на "Стиховне".
13. "Благо есть".
14. Тропарь.
15. Сугубая ектения.
16. 1-й час.
1. Царское Начало
Моление о властях (часто выпускается) см. Часослов.
та же, что и на вечерне.
Славословие Господу, пришедшему на землю для спасения мира, возглашается дьконом или иереем и повторяется клиросом на глас Тропаря Минеи, в ответ на произносимые 4 стиха 117-го псалма.
Седальны - молитвословия между кафизмами - поются. Они находятся в Октоихе, где имеются седальны: "по 1-м стихословии"; "по 2-м стихословии"; "по3-м стихословии".
Стихословие - значит чтение кафизм.
Такимъ образом чтение Кафизм и пение седальнов происходит следующим образом:
Читается 1-я кафизма.
Поются седальны по 1-м стихословии.
Читается 2-я кафизма.
Поются седальны по 2-ом стихословии.
Читается 3-я кафизма.
Поются седальны по 3-м стихословии.
1-я песнь Мариамны, сестры Моисея (Исх. гл. 15, ст. 1-19).
2-я песнь Моисея (Второз. гл. 32, ст. 1-44).
3-я песнь Анны матери пророка Самуила (1 Царств гл. 2, ст. 1).
4-я песнь Пророка Аввакума (Аввак. гл. 3, ст. 2-20).
5-я песнь Пророка Исаии (Исаия гл. 26, ст. 9-20).
6-я песнь Пророка Ионы (Ион. гл. 2, ст. 1-7).
7-я песнь Трёх отроков в пещи (Дан. гл. 3, ст. 26-56).
8-я песнь (Дан. гл. 3, ст. 57-72).
9-я песнь Богородицы (Лук. гл. 1, ст. 46-55) и песнь Пророка Захарии (Лук. гл. 1, ст. 68-79).
Эти песни на каждой утрени полагается петь, иногда полостью (Великим Постом), иногда с пропуском (будние дни, кроме Великого Поста), а иногда и в ещё более сокращённом виде (праздничные дни) и они изложены в Ирмологии и Служебной Псалтири - с другой стороны, из молитвословий относящихся к данному дню седмицы и числу года (т.е. память святого), которые должны иметь место с библейскими песнями.
Такие молитвословия называются тропарями канона и они находятся в Октоихе, и в Минеи соответственно для каждой библейской песни. Поэтому в этих книгах, где приведены тропари канона, имеются такие обозначения.
Песнь 1-я, Песнь 3-я, Песнь 4-я и т.д. Кроме того, в Октоихе и в Минеи первое из молитвословий каждой песни называется Ирмосов (связка) и по содержанию своему соответствует той же по счёту библейской песни. На практике библейские песни вовсе не поются, они искусственно заменяются припевами: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" или "Пресвятая Богордице, спаси нас", или "Святителю Отче Николае, моли Бога о нас" и т.д..
Приведём несколько примеров таких "искусственных" припевов: Канон Воскресный: "Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему". Крестовоскресный: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению". Богородице: "Пресвятая Богородице, спаси нас", Господскому празднику: "Слава Тебе, Боже наш", слава Тебе". Троичный: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Покаянный: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Кресту: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному". Иоанну Креститело: "Святый Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас", или иначе, пророку: "Святый Пророче Божий имярек, моли...". Бесплотным силам: "Святии Архангели и Ангели, молите...". Соборам архангелов: "Святый Архистратиже Божий имярек, моли...". Апостолу: "Святый Апостоле Христов имярек, моли...". Апостолам: "Святии Апостоли Христови, молите...". Святителю: "Святителю Отче имярек..." Преподобному: "Преподобне Отче имярек...". Мученику: Святый мучениче имярек... ". Сорока мученикам 9-го Марта:"Святии мученицы черыредесятии, молите Бога о нас". Священномученику: "Святый священномучениче...". Преподобномученику: "Святый преподобномучениче...". Мученице: "Святая мученица...". Преподобной жене: "Преподобная мати...". Бессребренникам: "Святии безсребреницы и чудотворцы именарек, молите...". Блаженному:"Святый Блаженне имярек...". Благоверному Князю: "Святый Благоверный и Великий княже имярек..." Соборам святых отцов: "Святии Отцы...". Трём стятителям 30-го Января: Святителие трие Христовы, молите...". 9 сентября: "Святии праведнии Богоотцы Иоаким и Анна молите...
Поются же только Ирмосы. Тропари канона читаются. Технически словом "канон" и обозначается девять песен, состоящих из Ирмоса и Тропарей канона, т.е. то, что находится в Октоихе и Минеи.
Можно одновременно исполнять до 3-х канонов, соединяя все соответствующие песни между собой (сперва все 1-е песни, потом все 3-и песни и т.д.). Но в таком случае ирмос поётся только 1-го канона в начале песни, а ирмосы других канонов пропускаются. Ирмос всегда поётся и имеет в каждом гласе свой особый ирмосный напев. Вторая песнь канона поётся только в период Триоди, поэтому и имется только в Триоди. На простой утрене бывает три канона: 2 из Октоиха и 3-й из Минеи.
Например: четверг. Из Октоиха 1-й канон посвящён святым Апостолам. 2-й канон посвящён святителю Николаю. Из Минеи 3-й канон.
Из нескольких канонов надо составить один Общий Канон. Старший канон (1-й) включает в себя тропари остальных канонов (количество тропарей строго предписано уставом, но на практике не соблюдается).
Например: в четверг 13-го Февраля. В Октоихе в "Четверток утра" имеется два канона: 1-й канон - Св. Апостолам.
2-й канон - Святитело Николаю. В Минеи (1З-го Февраля память св. муч. Мартиниана). 3-й канон - св. Мартиниану.
Таким образом Общий Канон должен быть составлен и 3-х канонов: 1-й и 2-й из Октоиха и 3-й канон из Минеи. В конце каждой песни читается Богородичен, имеющийся во всех песнях. По уставу в каждой песни, Богородичны должны читаться всех канонов. Перед Богородичном нужно произнести: "Слава Отцу... И ныне и присно... Аминь", но можно это славословие разделить так, чтобы "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" было сказано перед тропарём, после которого стоит Богородичен, и тогда перед этим Богородичном надо вставить "И ныне и присно" и т.д..
Таким образом всякая рядовая служба составляется из элементов от вышеназванных кругов, согласно уставу
13 09 2014
5 стр.
Символ веры” и “Отче наш”, например, читаем все вместе, то есть полноценно участвуют в богослужении. Абстрактные понятия богословского содержания глухие усваивают в контексте молит
09 10 2014
1 стр.
Охватывает в основном понятия в области защиты информации от технических разведок и при ее обработке техническими средствами
03 09 2014
5 стр.
Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой
13 10 2014
1 стр.
Стандартные понятия о рынке Форекс для тех, кто только знакомится с межбанковским рынком валют: Общие понятия/определения, общепринятая с подач дц концепция торговли, понятия об ин
16 12 2014
6 стр.
Цель: Привести учащихся к выявлению способа рисования животных, используя геометрические фигуры овал и круг
13 09 2014
1 стр.
Общие положения Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе
25 09 2014
1 стр.
«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо
23 09 2014
1 стр.