Перейти на главную страницу
"Святии Апостоли, молите Бога о нас".
Тропарь - читается.
"Святии Апостоли...".
Тропарь.
2-й Канон
"Святителю Отче Николае...".
Тропарь.
Тропарь.
3-й Канон
Тропарь.
Тропарь (св. муч. Мартиниану).
И ныне и присно... Аминь.
Богородичен.
Полученный 9-ти песненный канон (без 2-й песни) можно разделить на три части, по три песни в каждой: 1. песни 1-3, 2. 4-6, 3. 7-9.
После 3-й песни канона поётся Катавасия, т.е. ирмос соответствующей песни канона, в данном случае, 3-го канона св. Мартиниана (о катавасии см. ниже). Затем Малая Ектения, далее поётся Седален (в Минеи по 3-й песни канона) тропарным напевом.
"Слава ... и ныне" Богородичен (нарряду).
Малая ектения, Светилен. Каждый канон имеет свой светилен:
1-й светилен св. Апостолам Из Октоиха.
2-й светилен святителю Николаю.
Слава Отцу и Сыну и Св. Духу.
3-й светилен Св. Мартиниану Из Минеи.
И ныне и присно... Богородичен.
Светильны Октоиха находятся в приложении к нему и они расположены по дням седмицы. Светилен Минеи находится на ряду. Когда в Минеи нет светильна, то чтение светильнов бывает только из Октоиха.
Светилен св. Апостолам.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Светилен свят. Николаю.
И ныне... Аминь.
Богородичен из Октоиха.
1-я песнь.
2-я песнь.
3-я песнь.
Малая ектения.
Седальны из Минеи.
2 Часть
4-я песнь.
5-я песнь.
6-я песнь.
Малая ектения.
Кондак из Минеи.
3 Часть
7-я песнь.
8-я песнь.
Катавасия.
"Песнь Богородицы".
9-я песнь.
Катавасия.
Достойно есть.
Малая ектения.
Светильны.
По окончании хвалитных псалмов читается "Слава и ныне".
"Тебе слава подобаетъ.."
Возгласы "Слава Тебе, показавшему нам свет".
Последование Часов трёхпсалмных - вседневных находится в Часослове. (Часы великопостные, "Царские" и Пасхальные будут разсматриваться отдельно).
1. "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".
"Царю небесный" Трисвятое по Отче наш".
"Господи, помилуй (12) Слава и ныне.
3. Три определённых псалма
4. Слава и ныне, Аллилуиа (Трижды), Господи, помилуй (Трижды).
5. "Слава". Тропарь празднеству. (4)
6. "И ныне", Богородичен часа.
7. Молитва после богородичного часа.
8. Трисвятое по Отче наш.
9. Кондак празднеству. (5)
10. Господи, помилуй (40 раз).
11. Молитва: "Иже на всякое время..."
12. Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне.
13. Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови отче (возглас священика).
14. Конечная молитва часа.
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
Необходимо обратить внимание на то, что среди молитвословий одного и того же часа, находятся тоже молитвословия относящиеся только к великопостным часам (тропарь часа с 2-я стихами, обычно помещённый после трёх псалмов, тропари, находящиеся между "Отче наш" и "Господи помилуй" 40 раз), которые само собою разумеется, на вседневных часах надо опускать.
В обеих системах имеется своя катавасия. Разница этих двух систем заключается, главным образом, в различии состава библейских песен, т.к. в настоящей практике библейские песни вовсе не поются, то эта разница сводится к различию катавасии. (Обе системы различаются еще тем, что в будничной - после катавасии 9-й песни поётся: "Достойно есть", в то время как в праздничной не поётся).
Катавасия определяется следующим образом:
Система: "Господеви поим":
1. Имеет место в конце: 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен.
2. Ирмосы свои заимствует у последнего канона (3-го).
2. Ирмосы свои заимствует у канона определённого Праздника, соответственно периодам года, согласно следующему распределению:
От 1-го до 21-го Сентября (отдание Воздвижения):
Катавасия: "Крест начертав Моисей" (Воздвиженская, 8 гл.).
Катавасия: "Отверзу уста моя" (Богородичная - 4-й глас).
Катавасия: "Христос раждается" (Рождественская 1-й глас).
Катавасия "Глубины открыл есть дно" (Крещенская 2-й глас).
Катавасия: "Сушу глубородительную землю" (Сретенская 3-й глас)
Катавасия: "Отверзу уста моя" (Богородичная 4-й глас)
Катавасия: "Крест начертав Моисей" (Воздвиженская 8 глас).
Катавася: "Лицы израильтестии" (Преображенская 4-й глас).
Катавасия: "Преукрашенная Божественною славою (Успенская).
Катавасия: "Крест начертав Моисей" (Воздвиженская 8 глас).
Катавасия: "Отверзу уста моя" (Богородичная 4-й глас).
В Неделю Блудного Сына, в Мясопустную, Сыропустную, в 1-ю, 3-ю Великого Поста, в Неделю Ваий (Вход Господень во Иерусалим) и во всю Страстную Седмицу:
Катавасия указана в Триоди.
(Если в седмичные дни Великого Поста случится Святой празднуемый, которому положенна праздничная катавасия, поётся катавасия: "Отверзу уста моя").
От 1-го дня Пасхи до её отдания (исключительно):
Катавасия: "Воскресения день" (Пасхальная - 1-й глас).
Катавасия: "Море сгустил еси" (Преполовение 8-й глас).
Катавасия "Спасителю Богу" (Вознесенская 5-й глас).
Катавасия: "Божественным покровен" (Пятидесятницы 4-й глас). В попразднество Вознесения до его отдания включительно:
Катавасия: "Спасителю Богу" (Вознесенская 5-й глас).
В неделю 7-ю по Пасхе, в Неделю 50-цы и до её отдания:
Катавасия: "Божественным покровен" (Пятидесятницы 4-й глас).
Катавасия: "Отверву уста моя" (Богородичен 4-й глас).
1. Отдельно - сперва богослужебный материал (служба) одного празднества, затем другого и т.д..
2. Параллельно: богослужебный материал двух различных празднеств расположен в таком порядке в каком должен следовать во время богослужения.
Больше двух служб Минеи в один и тот же день, за вечерней и утреней править не полагается. В случае наличия 3-й службы в Минеи, её можно править отдельно на повечерии (из службы поётся: канон и три стихиры).
Таким образом, сколько бы ни было в Минеи служб под одним числом, на вечерней и за утреней того же дня (кроме дней праздничных, о чём см. ниже), правятся три службы: две Октоиха и одна Минеи, или одна Октоиха и две Минеи.
Сочетание одной службы Октоиха с 2-мя Минеи
(В седмичные дни)
Тропари: 1-у святому, "Слава" - второму, "И ныне" - богородичен по гласу последнего тропаря (также на утрене).
1. Октоиха (первый).
2. Минеи (1-го святого).
3. Минеи (2-го святого).
1. Глас, на который пелись всю седмицу молитвословия Октоиха, кончается - происходит, как говорится, "отдание гласа; на "Господи воззвах" и после тропарей поются воскресные богородичны.
2. Молитвословия Минеи предваряют молитвословия Октоиха: за вечерней - стихиры на "Господи воззвах", за утреней - каноны, а также и за Литургией чтение рядовых Апостола и Евангелия предваряется чтениями святых, если таковые есть. (Кроме подвижного периода пения Триодей).
3. В связи с поминовенем усопших в этот день, устав предлагает служить вечерню и утреню особым заупокойным чином: "пети аллилуия (7) (какъ выражается Типикон, обозначая заупокойный чин служб) на утрени, вместо "Бог Господь и явися нам" поётся: "Аллилуиа" по трижды). Однако, такая служба не всегда является обязательной, в уставе об этом говорится: "аще настоятель изволит, поем аллилуиа".
Последование молитвословий в Октоихе для субботнего богослужения предполагает чин "егда поем Аллилуиа", т.е. заупокойный, поэтому, "аща настоятель изволит пети Бог Господь" (8) вместо "Аллилуиа", некоторые молитвословия Октоиха должны быть опущены.
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
Совершение суточных богослужений заупокойным чином в иной день, кроме субботы, не полагается.
----------------------------------------------------------------------------
Особенности Субботней службы "Егда поем Бог Господь"
Устав об этом находится в Типиконе (гл. 12) и в Октоихе (в 1-м, иногда и в 5-м гласе, сразу после утрени пятницы и в приложени к Октоиху).
Служба святому в Минеи в этот день должна быть не менее "шестеричной" (о шестеричной службе см. ниже). Если служба "непразднуемая" (см. ниже), то её надо обратить в "шестеричную".
("в пятокъ вечера")
2. На "И ныне" Догматик (Воскресный Богородичен 1-го приложения) гласа Октоиха (отдание гласа).
3. На "Стиховне" 3 стихиры св. мученикам из Октоиха (писаны на "Господи воззвах" те, что на Стиховне писаны поются в дни с обычными стихами (см. Часослов).
4. По тропаре Богородичен Воскресный Гласа (3-е приложение).
(в субботу утра)
6. После каждой кафизмы (16-я и 17-я), малая ектения (обычно пропускают).
7. Каноны:
1-й Минеи (на 6).
2-й Храма (храмовому святому). (9)
3-й Октоиха (1-й канон всем святым). (10)
8. На "Стиховне 3 стихиры св. мученикам из Октоиха (писаны раньше "на Хвалитех") с обычными стихами (Часослов). По тропаре богородичен обычный (4-е приложение) не воскресный.
Схема Вечерни и Утрени Субботней службы "Егда поется Бог Господь"
Вечерня
1.103 псалом.
2. Великая ектения.
3. Кафизма.
4. Малая ектения.
5. "Господи воззвах", (Стихиры на 6 Минеи), на "И ныне" Догматик гласа Октоиха.
6. "Свете Тихий".
7. Прокимен дня.
8. "Сподоби, Господи".
9. Просительная ектения.
10. Стихиры на Стиховне Октоиха с обычными стихами (св. мученикам, писаны на "Господи вовзвах").
11. Ныне отпущаеши.
12. Тропарь, богородичен воскресный гласа Октоиха.
13. Сугубая ектения.
14. Окончание с отпустом.
Утреня
1. Царское начало.
2. Шестопсалмие.
3. Великая ектения.
4. "Бог Господь".
5. Тропарь, богородичен воскресный во глас тропаря.
6. Кафизмы 16 и 17.
7. Малая ектения и седальны (после каждой кафизмы).
8. 50-й псалом.
9. Каноны:
1. Минеи 1. Храма (Христа или Богородицы)
2. Храма святого или святой или 2. Минеи
3. Октоиха (1-й) 3. Октоиха (1-й)
10. Хвалитные псалмы.
11. Славословие.
12. Просительная ектения.
13. Стихиры на стиховне Октоиха с обычными стихами (св. мученикам писаны на Хвалитех).
14. "Благо есть".
15. Тропарь (богородичен из 4-го приложения).
16. Сугубая ектения.
17. 1-й час.
1. Обязательная - две субботы: Мясопустная (за 8 дней до начала Великого Поста) вначале пения Триоди Постной, и 7-я по Пасхе (накануне праздника Пятидесятницы) в конце пения Триоди Цветной.
2. Условно-обязательные: три субботы Великого Поста: 2-я, 3-я и 4-я. Отменяются в случае совпадения с особыми праздниками (Предтечев - 24 февраля), св. 40 мучеников - 9-го Марта, Благовещение - 25-го Марта и Храмовой).
3. Не обязательные - все субботы года, кроме праздничных дней.
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
1. Русская церковная практика знает, так называемую, Дмитриевскую Субботу (Суббота - ближайшая к 26-му Октября - дню памяти св. влмн. Дмитрия Солунского). Установление поминовения усопших в эту Субботу принадлежит Дмитрию Донскому, который после Куликовской битвы в 1860 г. установил ежегодно поминать павшихъ воинов. Последование службы Дмитриевской Субботы совершается так же, как и в остальные субботы, "егда поется аллилуиа" (см. ниже).
2. Церковный обычай знает ещё особый день, посвящёный памяти усопших - Радоница" (от слова "радость"). Совершается во Вторник 2-й седмицы после Пасхи (ап. Фомы). Смысл этого обычая заключается в возвещении пасхальной радости усопшим, (хождение по могилам с пением пасхальных песнопений), после того дня, когда Церковь праздновала сошествие Христа во ад (Неделя св. ап. Фомы). Совершение вечерни и утрени на Фоминой седмице, по искусственному заупокойному чину, противоречит смыслу самого обычая. Вместо возвещения пасхальной радости усопшим, она омрачается неуместным в данном случае чином.
----------------------------------------------------------------------------
3. Суббота, в которую совершается поминовение усопших называется "Родительской".
(о первых двух см. 2-ю часть курса).
2. На "И ныне" Догматик гласа (см. Октоих на ряду).
3. Стихиры на Стиховне Октоиха с особыми стихами. (Если текст стихов не приведен в Октоихе на ряду, то его надо искать в Октоихе же, на утрени (в стихирах на стиховне).
4. Тропари поются особые - дневные 2-го гласа (два тропаря и богородичен). Находятся они в Часослове (см. "Тропари дневнии" после тропарей "общие святым"), а также в 4-м приложении Минеи во 2-м гласе (в конце).
Дьакон или священник возглашает: "Аллилуиа глас вторый",
лик поёт: "Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа" (прокименным
напевом), затем служащий произносит 3 особых стиха и после каждого лик поёт "Аллилуиа" (Трижды). Далее поются теже тропари, что и на вечерне.
6. 16-я кафизма, малая ектения и седальны (по порядку, указанному в уставе).
7. Пение "Непорочных" (17-ая кафизма "Блажени непорочнии...". 17-я кафизма состоит из одного 118-го псалма и делится, подобно другим кафизмам, на 3 "Славы", которые для этой кафизмы называются статиями. Кроме обычного деления на 3 части , она разделена ещё и на части (2 статии), в служебной псалтири по середине 17-ой кафизмы после стиха 93-го стоит: "Среда", от слова: середина, в отличие от "Слава", стящее в конце каждой трети.
Пение "Непорочных" на заупокойной службе производится на 2 статии (трёхчастное деление не принимается во внимание) следующим образом:
а. 1-я статия: поются на особый мотив стихи 1-й статии, между которыми вставляется припев: "Благословен еси". (Без "научи мя оправданием Твоим"), до 92 стиха: "Яко аще бы не закон Твой", когда припев оставляется. Стихи же 92 93 поются подряд три раза.
б. Малая заупокойная ектения.
в. 2-я статия: поётся подобно 1-й с припевом: "Спасе, спаси мя".
Стихи 175 и 176 ("Жива будет душа моя") поются подряд, без припева, три раза.
г. "Тропари по непорочных мертвеннии": особые заупокойные тропари (припев: "Благословен еси, Господи, научи мя... , "Святых лик обрете источник жизни...), Текст их находится в Октоихе в субботу 1-го гласа (иногда и 5-го) в особом "Последовании о усопших", помещённом сразу после устава об "Аллилуиа" .
д. Малая заупокойная ектения.
8. Седален, гл. 5-й: "Покой Спасе наш" с его богородичным (см. в том же последовании о усоших). Далее читается, по обычаю, 50-й псалом.
9. Каноны:
1. Минеи (на 6).
2. Храма.
3. Октоиха (1-й).
После 3-й и 6-й песен обычная малая ектения. Кондак после 6-й песни заупокойный: "Со святыми yпокой" с его икосом (см. "Последование о усопших").
10. "На хвалитех" стихиры из Октоиха на 4.
Чтение хвалитных псалмов прерывается на 2-м стихе 150 псалма, перед которым в Часослове стоит на 4. Тут, подобно стихирам "на Господи воззвах" вставляется 4 стихиры из Октоиха с богородичным.
11. Стихиры на Стиховне Октоиха, с особыми стихами, приведёнными на ряду.
12. Тропари те же, что были в конце вечерни и в начале утрени.
2. Великая ектения.
3. Кафизма.
4. Малая ектения.
5. "Господи воззвах" Стихиры на 6: 3 Минеи, 3 Октоиха (св. мученикам), на и "И ныне" Догматик гласа Октоиха.
6. "Свете Тихий.
7. Прокимен дня.
8. "Сподоби Господи".
9. Просительная ектения.
10. Стихиры на стиховне Октоиха.
11. "Ныне отпущаеши".
12. Тропари дневные (4-е приложение Минеи, во 2 гласе, в конце с их богородичным.
13. Сугубая ектения.
14. Окончание вечерни с отпустом.
2. Шестопсалмие.
3. Велика ектения (обычная).
4. Аллилуиа" глас 2.
5. Тропари дневные (см. вечерню).
6. Кафизма 16-я.
7. Малая ектения.
8. Седальны.
9. "Непорочны" на 2 статии.
10. После 1-й статии Малая заупокойная ектения.
11. После 2-й статии особые "Тропари по непорочных мертвеннии".
12. Малая заупокойная ектения.
13. Седален, гл. 5-й: "Покой Спасе" с его богородичным.
14. 50-й псалом.
15. Каноны:
1. Минеи 1. Храма (Христа или Богородицы)
2. Храма (святому или святой) или 2. Минеи
3. Октоиха (1-й) 3. Октоиха (1-й)
По 3-й и 6-й песнях обычные малые ектении.
По 6-й песни кондак: "Со святыми упокой".
16. Хвалитные псалмы (читаются).
17. Стихиры на хвалитех на 4 (Октоих).
18. Просительная ектения.
19. Стихиры на стиховне Октоиха.
20. "Благо есть".
21. Тропари дневные (см. вечерню).
22. Сугубая ектения.
23. 1-й час.
При отсутствии Минеи разновидность праздничности служб свелась бы к разновидностям служб Октоиха - Воскресное богослужение торжественное, будничное - простое. (11)
В Минеи, в зависимости от степени празднования данной памяти, имеется шесть различных видов служб, соответственно которым и составляется богослужение суточного круга.
Каждый вид службы, начиная со второго, имеет свой отличительный знак (12) (см. Типикон или Псалтирь с Последованиями в отделе: "Месяцеслов", на полях рядом с числом месяца.
2. Служба "Шестиричная" - знак: (особая буква "С" с тремя точками в середине, чёрного цвета.
3. Служба "Славословная" - знак: (тотже, что и предыдущий, но красного цвета.
4. Служба "Полиелейная" - знак: (крест красного цвета).
5. Служба "Бденная" - знак: (крест в полукружии).
6. Служба Великих Праздников: (крест в кругу, красный).
Службы полиелейная и бденная называются Средним Праздником.
1. Непразднуемая Служба: (Образец см. в Минеи 8-го Октября).
а. На "Господи воззвах" - 3 стихиры.
б. 1 канон (поётся на 4).
2. Шестиричная Служба: (образцы см. в Минеи 3-го и 8-го Октября.
а. На "Господи воззвах" - 6 стихир (Минея).
б. Один Канон (поётся на 6).
в. Иногда стихиры на "Хвалитех" на 4.
3. Славословная Служба: (образец см. в Минеи 23-Сентября).
Таким образом всякая рядовая служба составляется из элементов от вышеназванных кругов, согласно уставу
13 09 2014
5 стр.
Символ веры” и “Отче наш”, например, читаем все вместе, то есть полноценно участвуют в богослужении. Абстрактные понятия богословского содержания глухие усваивают в контексте молит
09 10 2014
1 стр.
Охватывает в основном понятия в области защиты информации от технических разведок и при ее обработке техническими средствами
03 09 2014
5 стр.
Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой
13 10 2014
1 стр.
Стандартные понятия о рынке Форекс для тех, кто только знакомится с межбанковским рынком валют: Общие понятия/определения, общепринятая с подач дц концепция торговли, понятия об ин
16 12 2014
6 стр.
Цель: Привести учащихся к выявлению способа рисования животных, используя геометрические фигуры овал и круг
13 09 2014
1 стр.
Общие положения Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе
25 09 2014
1 стр.
«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо
23 09 2014
1 стр.