Перейти на главную страницу
2. Великая ектения.
3. Кафизма.
4. Малая ектения.
5. "Господи возввах" стихиры на 6. Напр.: 3 Октоиха и 3 Минеи (На "И ныне" богородичен 2-го прложения).
6. "Свете Тихий".
7. Прокимен дня.
8. "Сподоби Господи".
9. Просительная ектения.
10. Стихиры на стиховне.
11. "Ныне отпущаеши".
12. Тропарь Минеи (богородичен 4-го приложения).
13. Сугубая ектения.
14. Окончание вечерни и отпуст.
2. Шестопсалмие.
3. Великая ектения.
4. "Бог Господь".
5. Тропарь Минеи, богородичен 4-го приложения.
7. Седальны.
8. 50-й псалом.
9. Каноны: 2 Октоиха, 3-й Минеи.
10. Хвалитные псалмы (у шестиричной службы могут быть стихиры на "Хвалитех" на 4).
11. Славословие.
12. Просительная ектения.
13. Стихиры на стиховне (Октоих).
14. "Благо есть".
15. Тропарь (богородичен 4-го приложения).
16. Сугубая ектения.
17. 1-й час.
2. Стихиры на стиховне из Минеи (если есть, в обратном случае - Октоиха). На "И ныне" богородичен будничный (в среду и пятницу Крестобогородичен).
3. По Тропаре Богородичен воскресный во глас тропаря.
На утрени
4. На "Бог Господь" по тропаре Богородичен воскресный во глас тропаря.
5. После кафизм Малые ектении и Седальны Минеи (если есть, в обратном случае в Октоихе).
6. Каноны: 2 Октоиха и 3-й Минеи. Катавасия может быть уже праздничной (см. указание в Минеи). Светильны Октоиха не читаются.
7. Перемена в окончании славословной утрени:
Славословие - читается.
Просительная ектения.
Стихиры на стиховне (из Октоиха).
"Благо есть".
Тропарь с будничным богородичным
Сугубая ектения.
1-й час.
"Великое славословие" - поётся.
Просительная ектения.
Стихиры на стиховне (из Октоиха).
"Благо есть".
Тропарь с воскресным богородичным.
Сугубая ектения.
Просительная ектения.
Окончание утрени с отпустом.
1-й час.
Схема славословной службы в седмичные дни кроме Субботы и Воскресенья
2. Великая ектения.
3. Кафизма.
4. Малая ектения.
5. "Господи воззвах" - Стихиры на 6 - Минеи, на "И ныне" - Догматик на глас "Славы".
6. Свете Тихий.
7. Прокимен дня.
8. Сподоби, Господи".
9. Просительная ектения.
10. Стихиры на стиховне (Минеи), богородичен будничный.
11. "Ныне отпущаеши".
12. Тропарь с воскресным богородичным.
13. Сугубая ектения.
14. Окончание вечерни с отпустом.
2. Шестопсалмие.
3. Великая ектения.
4. "Бог Господь".
5. Тропарь с воскресным богородичным.
6. Кафизмы.
7. После кафизмы Малая ектения и Седальны Минеи.
8. 50-й псалом.
9. Каноны: два Октоиха, третий Минеи.
10. "Всякое дыхание".
11. Стихиры на Хвалитех на 4.
12. Великое славословие.
13. Тропарь с воскресным богородичным.
14. Сугубая ектения.
15. Просительная ектения.
16. Окончание утрени с отпустом.
17. 1-й час.
Примечание 1.:
Для субботней службы в схему славословной службы нужно внести следующие поправки:
Вечерня:
а. На "Господи воззвах" на "И ныне" - догматик гласа Октоиха.
б. По тропаре богородичен воскресный гласа Октоиха.
б. Каноны:
1. Храму (Христа или Богородицы).
2. Святому.
Если храм посвящён святому или святой, то канон храма не поётся. Каноны же поются так же, как и на полиелейной службе:
1. Богородице (О каноне Богородице см. в полиелейной службе).
4. Полиелейная Служба (17) во все дни, кроме субботы и воскресенья (образец см. в Минеи 18-го Декабря).
В дни с полиелеем Октоих не поётся.
Вечерня полиелейной службы называется великой или просто полиелейной.
Её отличия от славословной:
1. Вместо рядовой кафизмы поётся 1-й антифон (18) 1-й кафизмы:
3. По прокимне дня: три "Паремии" - чтения из Священного Писания Ветхого (иногда Нового) Завета, текст которых приведен в службе.
4. Сугубая ектения, (читающаяся обычно в конце вечерни) вставляется между паремиями и "Сподоби, Господи" с двумя особыми прошениями:
а. Рцем вси от всея души ...". Господи, помилуй (единожды)
б. Господи Вседержителю...". Господи, помилуй (единожды)
в. Помилуй нас, Боже...". Господи, помилуй (трижды)
5. Между просительной ектеньёй и Стихирами на стиховне "аще настоятель изволит" вставляется: Лития (усердное моление):
а. Пение стихир "на Литии" празднеству (в Минеи бывает указано сперва петь стихиру храма),
б. Особое моление - "Литийная ектения", состоящая и 5-ти прошений, (19) (прозносимых дьяконом (1-е прошение: "Спаси Боже, люди Твоя..," (Моление оканчивается молитвой "Владыко Многомилостиве..., читаемой иереем.
Утреня:
Между седальнами (после) кафизм и пятидесятым псалмом вставляется чтение Евангелия, которому предшествует ряд молитвословий.
6. Полиелей - "Хвалите Имя Господне" - пение псалмов 134 и 135 (в неделю "Блуднаго сына", "Мясопустную и "Сыропустную" прибавляется 136 псалом: "На реках вавилонских").
7. "Избранный псалом" - пение соответствующих дню памяти особых избранных стихов из всей Псалтири, между которыми вставляется "Величание". (20)
8. Малая ектения.
9. Седален "по полиелеи" с его богородичном.
10. "Степенна 1-й антифона 4-го гласа" (21) "От юности моея".
11. Прокимен всегда 4-го гласа (см. Минею), "Всякое дахание".
12. и Евангелие (указано в Минеи). После Евангелия читается, как обычно 50-й псалом, посе которого:
13. "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", "Молитвами святаго (имя рек) Милостиве, очисти множество согрешений наших".
14. Стихира "по 50-м псалме".
15. Молитва от дьякона "Спаси Боже, люди Твоя...", с возгласом священника: "Милостию и щедротами..."
16. Каноны поются по системе "Поим Господеви".
1. Богородиие (на 6).
2. Святому (на 8), если у святого 2 канона, то поются оба на 8.
Первый - если не находится в Минеи на ряду, то берётся из Октоиха любой Богородичный канон:
а. каждый день канон на повечерии,
б. в среду и пятницу второй утренний канон,
в. в воскресенье утрени третий канон.
Дальнейшее последование утрени подобно славословной.
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
При сочетании полиелейной службы с субботнею (устав о чём см. Типикон гл. 15, то же Октоих гл. 1-й, иногда и 5-й непосредственно перед субботней вечерней: "в пяток вечера") отдание гласа Октоиха выразится в пении двух воскресных богородичнов во глас: Октоиха:
1. На "Господи воззвах" Догматик.
2. По тропаре на вечерне: и оба раза на утрени. Если храм Христов или Богородицы, то на утрени 1-й канон заменяется храмовым.
----------------------------------------------------------------------------
Схема
Вечерня
1. 103 псалом.
2. Великая ектения.
3. "Блажен муж" - 1-й антифон.
4. Малая ектения.
5. "Господи воззвах", стихиры на 6 или на 8, на и "И ныне" догматик во глас Славы (если суббота), то во глас Октоиха, Малый вход.
6."Свете Тихий".
7. Прокимен дня.
8. Три паремии.
9. Сугубая ектения.
10. "Сподоби, Господи".
11. Просительная ектения.
12. Лития.
13. Стихиры на стиховне.
14. "Ныне отпущаеши".
15. Тропарь с воскресным богородичным во глас тропаря (если суббота, то во глас Октоиха).
16. Окончание вечерни с отпустом.
2. Шестопсалмие.
3. Великая ектения.
4. "Бог Господь".
5. Тропарь с воскресным богородичным во глас тропаря (если суббота, то во глас Октоиха).
6. Кафизмы.
7. Малые ектении и Седальны (между кафизмами).
8. Полиелей: "Хвалите имя Господне".
9. Избранный псалом (величание).
10. Малая ектения.
11. Седален "Полиелея".
12. Степенна антифонов 4-го гласа.
13. Прокимен 4-го гласа.
14. Евангелие.
15. 50-й псалом.
16. "Слава" - Молитвами святаго", "И ныне" - Молитвами Богородицы".
17. Стихира по 50-м псалме.
18. Каноны: 1. Богородице, 2. Святому. В субботу, если храм Христов или Богородицы: 1. Храму, 2. Святому.
19. "Всякое дыхание", стихира на хвалитех на 4.
20. Великое славословие.
21. Тропарь с воскресным богородичным во глас тропаря (если суббота, то во глас Октоиха).
22. Сугубая ектения.
23. Просительная ектения.
24. Окончание утрени с отпустом.
25. 1-й час.
5. Служба Бденная или Всенощное Бдение
Всенощное бдение состоит из двух последований, соединенных между собой в одно целое, торжественное богослужение. Как говорить само название, "Всенощное Бдение" должно совершаться всю ночь, а потому начинается позднее того времени, когда обычно начинается вечерня. По указанию Типикона, вседневная вечерня (то же и "Полиелейная") начинается; "перед вечером мало", т.е. незадолго до захода солнца, великая же вечерня, на бдении начинается: "по еже зайти солнцу мало". Таким образом в дни с "бдением" момент захода солнца, обычно церковно отмеченный вечерней, оказывается молитвенно не освящённым. Поэтому в такие дни устав положил служить в это время особое, краткое богослужение:
Малую Вечерню, (22) особенности которой следующие: 1. Кафизмы нет, 2. "Ha "Господи воззвах" стихиры на 4, 3. Просительной ектении нет и 4. Сугубая ектения сокращённая (устав с малой вечерней находится в 1-й главе Типикона и в Октоихе). По Минеи Всенощное Бдениие служится в дни "нарочитых" (особо чтимых) святых или событий, по Октоиху в воскресные дни. Однако, воскресное Бдение несколько отличается от Бдения святому (о чём см. ниже). В те дни, когда служится Всенощое Бдение, ни повечерия, ни полунощницы не бывает.
2. "Приидите поклонимся" поётся духовенством в Алтаре с прибавлением в конце: "Приидите поклонимся и припадем Ему".
3. 103 псалом поётся ликом (на 8-й глас см. Типикон).
4. "Господи воззвах" стихиры на 8 или 10 (по указанному в Минеи).
5. Тропарь святому поётся дважды и "Богородице Дево, радуйся" единожды, без вставления: "Слава и ныне".
6. Благословениe хлебов (только в том случае, когда совершается лития). (23)
7. "Буди имя Господне благословенно от ныне и до века" (трижды) и поётся псалом 33-й: "Благословлю Господа..." до стиха 12-го включительно"... не лишатся всякаго блага".
Священник: "Благословение Господне...", лик: "Аминь" и читается шестопсалмие.
Дальнейшее последование утрени подобно полиелейной (см. выше). Особенности "Бдения", совершаемого в субботу, то же, что и у полиелейной службы, кроме того, что в конце вечерни, по тропаре, богородичен вовсе не поётся.
Схема Всенощного Бдения, которое правится по Минеи, (во вcе дни, кроме воскресенья)
Вечерня
1. "Слава Святей...". Приидите поклонимся (поётся духовенством) 103 псалом (поётся ликом).
2. Великая ектения.
3. "Блажен муж" 1-й антифон.
4. Малая ектения.
5. "Господи воззавах", стихиры на 8 или на 10, на "И ныне" Догматик на глас "Славы" (кроме субботы, когда глас Октоиха).
6. "Свете Тихий".
7. Прокимен дня.
8. Сугубая ектения: "Рцем вси...".
9. "Сподоби, Господи".
10. Просительная ектения.
11. Лития.
12. Стихиры на стиховне, на "И ныне" воскресный .богородичен во глас "Славы".
13. "Ныне отпущаеши".
14. Тропарь святому 2-жды и "Богородице Дево" (единожды).
15. Благословение хлебов.
16. "Буди имя Господне..." и 33-й псалом.
17. "Благословение Господне...".
Утреня
18. Шестопсалмие
Прочее последование бденной утрени во всём подобно полиелейной.
2. В качестве тропаря поётся "Богородице Дево, радуйся" (трижды).
4. После чтения Евангелия поётся особый воскресный тропарь: "Воскресение Христово видевше..." (этот тропарь и последующие песнопения см. в приложении к приложению).
5. После малой ектении 9-й песни канона (непосредственно перед чтением светильнов) дьякон возглашает: "Свят Господь Бог наш", лик повторяет во глас Октоиха прокименным напевом: "Свят Господь Бог наш: (трижды). Дьякон - 1-й стих: свят Господь Бог наш", лик опять поёт - "Свят Господь Бог наш..." (трижды), диакон 2-й стих: "Над всеми людьми Бог наш", лик в третий раз поёт: "Свят Господь Бог..." (трижды).
6. Хвалитные стихиры оканчиваются пением особого воскресного богородична 2-го гласа: "Преблагословенна еси Богородице Дево..." (см. Часослов, утреня). (26)
7. После Великого славословия поётся особый воскресный тропарь (не тот, что положен на Бог Господь"). Текст его находится в Октоихе на ряду и в Часослове. (27)
К особенности воскресного богослужения следует добавить, что на утрени вместо седальна "по полиелеи" поётся особое молитвословие "Ипакои". Кроме того, Евангельское чтение, светилен (после канона) и "славная" стихира на "хвалитех" имеют общую смысловую связь и для каждой воскресной утрени особо определяются (см. ниже о воскресных Евангельских чтениях).
2. Великая ектения.
3. "Блажен муж" (3-й антифона).
4. Малая ектения после каждого антифона.
5. "Господи воззвах", стихиры на 10, на "И ныне" догматик гласа.
6. "Свете Тихий".
7. Прокимен дня.
8. Сугубая eктeния: "Рцем вси...".
9. "Сподоби, Господи...".
10. Просительная ектения.
11. Лития.
12. Стихиры на стиховне, на "И ныне" воскресный богородичен в глас предыдущей стихиры.
13. "Ныне отпущаеши".
14. "Богородице Дево" (трижды).
15. "Буди имя Господне" (трижды) и 83 псалом.
16. "Благословение Господне на вас...".
18. Велкая ектения.
19. "Бог Господь".
20. Тропари: воскресный гласа Минеи, на "И ныне" богородичен воскресный во глас воскресного тропаря.
21. Кафизмы 2-я и 3-я.
22. Малая ектения и Седальны после каждой кафизмы.
28. Полиелей или "по непорочных".
24. Воскресные тpoпapи "пo непорочных".
25. Малая ектения.
26. Ипакои гласа.
27. "Степенны антифоны" гласа.
28. Прокимен утренний гласа, "Всякое дыхание".
29. Евангелие (очередное воскресное).
30. "Воскресение Христово видевше...".
31. 50-й псалом.
32. "Слава... молитвами апостолов...", "И ныне... молитвами Богородицы...".
33. Стихира: "Воскрес Иисус от гроба...".
34. "Спаси Боже люди Твоя...".
35. Каноны:
1. Воскресный (на 4),
2. Крестовоскресный (на 3), Богородице (на 3), Минеи (на 4), Святому (непразднуемому на 4).
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
Воскресный Светилен читается в обычное время после канона, на первом месте. Чтение светильнов оканчивается его богородичном. Евангельская стихира поётся "на Слава" стихир "на Хвалитех".
----------------------------------------------------------------------------
36. "Свят Господь Бог наш" (после малой ектении 9-й песни канона).
37. Светильны (сперва воскресный соответственно читанному Евангелию). (28)
38. "Всякое дыхание": Стихиры на хвалитех на 8.
39. На "Слава" Стихира "Евангельская" (соответственно, читанному Евангелию).
40. На "И ныне" "Преблагословенна еси, Богородице Дево"
41. Великое славословие.
42. Тропарь воскресный (особый).
43. Сугубая ектения.
44. Просительная ектения.
45. Окончание с отпустом.
46. 1-й час.
Текст светильнов, их богородичнов и "Евангельских стихир" находится в Октоихе (в конце), и в следующем за ними отделе находятся тексты всех 11-ти воскресных Евангелий.
Воскресные Евангелия читаются в установленном порадке по одному Евангелию на каждой Воскресной утрени втечение всего года (после 11-го Евангелия читается опять 1-е и т. д.), начиная с последнего воскресенья Триоди Цветной - Недели Всех Святых и кончая 5-м Воскресеньем Великого Поста следующей Пасхи.
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
1. В период Пятидесятницы чтение воскресных Евангелий имеет свой особый порядок (Евангелие каждого воскресения этого периода указано в Триоди Цветной).
2. В тех редких случаях, когда вместо воскресного Евангелия полагается читать другое (в Дванадесятые Праздники и храмовой, случившиеся в Воскресенье), то такое опущение для следующего Воскресенья не принимается во внимание: Воскресное Евангелие будет читаться не опущенное, но следующее за за ним.
----------------------------------------------------------------------------
Так как в Неделю Всех Святых всегда читается 1-е Воскресное Евангелие, то можно точно определить, какое Евангелие по счёту будет читаться в любое воскресенье данного года (до 5-го воскресенья Великого Поста следющего года). Например: в 1954 году Неделя Всех Святых, когда читается 1-ое Евангелие, попадает на 7-е Июля, 2 недели спустя 21-го Июня читается 3-е Евангелие, ещё 8 недель спустя - 16-го Августа читается 11-е Евангелие, в следующее Воскресенье - 28-го Августа читается 1-е Евангелие и т. д. до 5-го Воскресенья Великого Поста (21-го Марта 1955 г.), когда читается 9-е Воскресное Евангелие. Чем дальше Воскресенье отстоит от Недели Всех Святых, тем труднее определять порядок утренних Воскресных Евангелий. Для облегчения этой задачи в Типиконе и в Октоихе имеются особые таблицы, (29) по которым, зная глас Октоиха и число месяца для данного Воскресенья, можно легко определить порядок Воскресного Евангелия.
В таблицах содержатся указания Евангельских чтений на 48 воскресений, т.е. на болший период, чем тот, который может случиться при самой большой разнице между сроками Пасхи двух последовательных годов. Для каждого Воскресенья указан сперва глас Октоиха, против которого стоит соответствующее данному воскресенью Евангелие.
Восемь гласов Октоиха чередуются, подобно Воскресным Евангелиям, втечение всего года, начиная с Следующей Недели (Воскресенья) после Недели Всех Святых, т.е. 1-я Неделя (Воскресенье) Петрова Поста - Неделя Всех Святых в земле Русской просиявших.
Таким образом, в 1-ю Неделю Петрова Поста всегда начинается 1-й глас Октоиха, а соответствующее этому воскресенью Евангелие - Второе (1-е читается в предыдущее Воскресенье).
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
Ввиду того, что порядок Евангелия этого воскресения находится в непосредственной зависимости от Недели Всех Святых, числа месяца этого и всех последующих Воскресений в различные года меняется.
----------------------------------------------------------------------------
Таблицы, соотавленные на 48 Воскресений, содержат в себе 6 полных перидов Октоиха (период Октоиха: с 1-го гласа по 8-й, т.е. 8 седмиц). Каждый период называется Столпом Евангельским, который и начинается с Воскресенья 1-го гласа.
Первый Столп начинается в 1-е Воскресенье Петрова Поста, когда следовательно Октоих поётся 1-го гласа. Надо пройти по очереди все Воскресенья, чтобы достигнув 8-й глас 1-го Столпа, перейти к 1-му гласу 2-го Столпа, от 8-го гласа 2-го Столпа к 1-му гласу 3-го Столпа и т.д..
В годы самой ранней Пасхи (22-го Марта) 1-е Воскресенье Петрова Поста попадает на 24-е мая, когда и начинается:
1-й Столп.
2-й Столп начинается 19 Июля.
3-й Столп начинается 13 Сентября.
4-й Столп начинается 8 Ноября.
5-й Столп начинается 3 Января.
6-й Столп начинается 28 Февраля.
Указаные числа являются границами, ранее которых соответствующии столпы не могут начаться.
В Октоихе и Типиконе перед каждым Столпом указано следующее:
"Столп 1-й починается (начинается) в 1-ю Неделю Петрова Поста".
"Столп 2-й починается по Илиине дни" (20-е Июля, а не 19-е).
"Столп 3-й починается по Воздвижении" (14-е Сентября, вместо 13-го).
"Столп 4-й починается в Пост Р.Х" (15-е Ноября, вместо 8-го).
"Столп 5-й починается по Крещении Господни" (7-е Января вместо 3-го).
"Столп 6-й починается во Святой и Великий Пост".
Это числа, известных церковных событий, ближе всего стоящие к самим границам.
Ввиду того, что самая поздняя Пасха (25 Апреля) случается на 35 дней (5 седмиц) позднее срока самой ранней (22-го Марта), а Столп длится 8 седмиц (с 1-го гласа по 8-й), можно заключить, что при самой поздней Пасхе, каждый Столп в отдельности не можетъ начаться позднее той границы, с которой начинается сдедующий Столп самой ранней Пасхи.
Например: 1-й Столп самой поздней Пасхи начинается 27-го Июня, в то время, как 2-й Столп самой ранней Пасхи начинается 19-го Июля.
Таким образом, пока не настал срок границы 2-го Столпа самой ранней Пасхи (19-го Июля), для всех остальных сроков празднования Пасхи можно быть уверенным, что Воскресенье, находящееся между 1-м Воскресеньем Петрова Поста и 19-м Июля находится в 1-м Столпе. А по гласу этого Воскресенья определяется и Евангелие. Так, в Воскресенье 1-го Июля, например 6-го гласа, читается 7-е Воскресное Евангелие. Если же 19-е Июля уже прошло, а 13-е Сентября еще не настало, то только то Воскресенье данного гласа будет находиться во втором Столпе, по отношению к которому ближайшее предшествующее Воскресенье 1-го гласа не случится ранее 19-го Июля. Например: 1. Воскресенье 4-го гласа, случившееся 13-го Августа обязательно находится во 2-м Столпе (Евангелие Воскресное 2-е), ибо в таком случае предшествующее Воскреснье 1-го гласа отстоит от данного на 3 седмицы назад (21 день) и, следовательно, попадает на 23-е Июля, т.е. не ранее 19-го Июля. (Так было при данной Пасхе в 1934 г.).
2. Если бы в то же число 13-го Августа случилось Воскресенье 8-го гласа, то оно уже не может находиться во 2-м Столпе, ибо в таком случае 2-й Столп должен был бы начаться на 48 дней раннее (промежуток времени от Воскресенья 1-го гласа до Воскресенья 8-го (т.е. 25-го Июня, что не возможно, т.к. раньше 19-го Июля 2-й Столп не может начаться. Следовательно, такое Воскресенье находится еще в l-м Столпе, и соответствующее ему Евангелие должно быть 9-е (Так было при поздней Пасхе в 1945 г.)
Таким образом всякая рядовая служба составляется из элементов от вышеназванных кругов, согласно уставу
13 09 2014
5 стр.
Символ веры” и “Отче наш”, например, читаем все вместе, то есть полноценно участвуют в богослужении. Абстрактные понятия богословского содержания глухие усваивают в контексте молит
09 10 2014
1 стр.
Охватывает в основном понятия в области защиты информации от технических разведок и при ее обработке техническими средствами
03 09 2014
5 стр.
Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой
13 10 2014
1 стр.
Стандартные понятия о рынке Форекс для тех, кто только знакомится с межбанковским рынком валют: Общие понятия/определения, общепринятая с подач дц концепция торговли, понятия об ин
16 12 2014
6 стр.
Цель: Привести учащихся к выявлению способа рисования животных, используя геометрические фигуры овал и круг
13 09 2014
1 стр.
Общие положения Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе
25 09 2014
1 стр.
«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо
23 09 2014
1 стр.