Перейти на главную страницу
последние святому. Если есть, то и стихира на "Славу".
"И ныне" - богородичен воскресный во глас тропаря святого.
1. На "Господи воззвах" стихиры святому: четыре последних
2. Чтение трёх паремий.
3. На литии ("еще Настоятель изволит" её совершать) стихиры по указанному в Минеи.
Утреня
4. После Полиелея ("Хвалите имя Господне"), пение избранного псалма с величанием.
5. По воскресным ипакои два седальна святому (предназначенные для кафизм), "Слава" - седален "по полиелеи", "И ныне" - его богородичен.
6. Каноны, подобно славословной службе. Если же у святого
2 канона, то Крестовоскресный канон опускается, а святого каноны поются на 8.
7. На часах кондаки: воскресный и святого "глаголятся пременяюще", т.е. по очереди на каждом часе один из двух.
Д. Служба "Бденная"
Отличается от полиелейной службы следующим:
Вечерня:
1. В конце (Богородице Дево" (дважды) и тропарь
святому (единожды).
Например: при наличии двух непразднуемых служб Минеи на воскресном Бдении, на "Господи воззвах" из Минеи можно спеть не три стихиры (какъ того требует Устав для одной непразднуемой службы) но четыре, по две - из каждой службы. Само собою разумеется, что количество стихир Октоиха соответственно сократится, чтобы в итоге получилось 10 стихир. Тропари на "Бог Господь" поются в следующем порядке: 1. Воскресный, 2. Первому святому, 3. "Слава" - второму", 4. "И ныне" - богородичен воскресный во глас последнего тропаря. На утрени количество канонов не может быть больше четырёх, поэтому когда в Минеи поётся два канона, то в Октоихе 2-й канон "Крестовоскресный" - опускается. На часах первый тропарь всегда воскресный, второй же тропарь - на "Слава" читается из каждой службы по очереди - "пременяюще".
----------------------------------------------------------------------------
Стихиры на "Господи 3 4 6 6
воззвах" и на "Слава" и "Слава" "Слава" "Слава" "Слава"
(если есть)
----------------------------------------------------------------------------
Паремии - - 3 3
----------------------------------------------------------------------------
Стихиры на Литии - - по Минеи по Минеи
----------------------------------------------------------------------------
На Стиховне поётся поётся поётся поётся
"Слава" (если есть)
----------------------------------------------------------------------------
Тропари: "Богородице
Дево" 3-жды 3-жды 3-жды 2-жды
Святому - - - 1-жды
----------------------------------------------------------------------------
Тропари на "Бог Господь" 1 1 1 1
----------------------------------------------------------------------------
Избранный псалом - - поётся поётся
----------------------------------------------------------------------------
Седальны по "Полиелеи" - - 3 3
----------------------------------------------------------------------------
Канон 1 на 4 1 на 6 1 на 61 или 2 на 8
----------------------------------------------------------------------------
Стихиры на Хвалитех - 4 4 4
----------------------------------------------------------------------------
На Часах Тропарь Кондак 1 1 1 поп. 1 поп.
6. Служба Великих Праздников
Сюда относятся, прежде всего "Дванадесятые праздники" или "Господские":
1. Рождество Христово (25 декабря), 2. Богоявление или
Крещение Господне (6 января), 3. Преображение Господне (6 августа), Неделя Ваий или Вход Господень во Иерусалим (7 дней до Пасхи), 5. Вознесение Господне (40 дней после Пасхи), 6. Пятидесятница (50 дней после Пасхи), 7. Воздвижение Креста Господня (14 Сентября).
"Богородичные":
8. Рождество Пресвятой Богородицы (8 октября), 9. Введение во Храм (21 ноября), 10. Благовещение (25 Марта), 11. Сретение Господне (2 Февраля), 12. Успение Пресвятой Богородицы (15 августа).
Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), Усекновение его Главы (29 августа), Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Сюда же относятся: Обрезание Господне (1 января) и Покров Пресвятой Богородицы (1 октября).
4. В праздники: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Недели Ваий и Введения во Храм Пресвятой Богородицы на утрени, после чтения Евангелия, вместо: "Молитвами Апостолов Милостиве..." и "Молитвами Богородицы...", поётся праздничннй стих (см. последование этих служб).
5. Bсе "Богородичны", обычно имеющие место после: Стихир, седальнов, светильнов и др., заменяются, начиная со служб для предпразднества и до отдания включительно, праздичными молитвословиями, помещёнными на ряду. Тропарь праздника всегда поётся без богородичного (кроме часов). (32)
Особенности Господских Праздников
1. Последование служб Господского Праздника совершается всегда неизменно. В случае его совпадения с воскресным днём, служба воскресная вовсе отменяется - "воскресное ничтоже поется". Служба Богородичного Праздника не отменяет воскресной, но сочетается с ней (при совпадении), о чём в Минеи и Типиконе всегда есть указания в так называемых "Марковых Главах. (33)
2. За Литургией Господского Праздника поются, особые для каждого Праздника, праздничные антифоны (вместо антифонов "изобразительных": а. "Благослови душе моя Господа...", б. "Хвали душе моя Господа..." и в. "Во Царствии Твоем...". (34)
3. Вечерня, которая служится в самый день праздника вечером, совершается по чину Великой (полелейной) вечерни (без паремий и литии) с заменой дневного прокимна - Великим (см. текст в Минеи).
Все дванадесятые Праздники, кроме Рождества Христова и Богоявления (об этих Праздниках см. отдельно), имют по одному дню предпразднества.
Первый день попразднества (2-й день Праздника) обыкновенно посвящён памяти "виновников события (ближайших участников). (38)
Отличие праздничных песнопений для дней пред- и попразднеств заключается, главным образом, в том, что песнопения попразднества преимущественно заимствованы из службы самого праздника (тропарь, кондак, канон, некоторые стихиры и др.), в то время, как предпраздничные песнопения особые.
3. Последний день попразднества называется Отданием Праздника. Отдание отличается от предыдущих дней попразднества тем, что в этот день вся служба правится по последованию самого Праздника, хотя и менее торжественно. В отношении же попразднества, оно более торжественно.
Об особенностях богослужений дней пред- и попразднеств
В дни пред- и попразднеств все службы правятся по Минеи. Октоиха в эти дни нет (кроме воскресных дней, когда службы правятся и по Октоиху, и по Минеи, о чем в Минеи и Типиконе, под соответствующими числами месяцев, говорится в Марковых главах).
Общий характер служб - простой: вечерня вседневная, утреня не славословная. Отсутствующие молитвословия Октоиха, а также и все "Богородичны" заменяются праздничными.
В такие дни в Минеи имеются две или три различные службы: 1-я праздничная (предпразднественная или попразднественная), 2-я - рядовому святому и 3-я если есть ещё святой.
Состав 1-й службы.
Вечерня
1. 3 стихиры на "Господи воззвах"со стихирой на "И ныне".
2. 3 стихиры "на стиховне", с праздничными стихами и стихира на "И ныне".
3. Тропарь Праздника.
Утреня
4. Седальны (для кафизм).
5. Канон, Седален (после 3-й песни), Кондак с икосом (после 6-и песни) и Светилен (после 9-й песни).
6. Стихиры на стиховне с праздничными стихами, и стихира на "И ныне".
Состав службы рядовым святым обычный.
(Во все седмицы, кроме Воскресенья)
2. "На стиховне" - стихиры праздничные, "Слава" - святому (если есть), и "И ныне" - праздничная.
3. Тропари: сперва святому, "Слава" - другому святому (если есть), "И ныне" - праздничный.
4. На "Бог Господь": Тропарь - праздничный, "Слава" - святому (если святым два тропаря, то 1-му поётся без "Слава"), "И ныне" - опять праздничный.
5. После каждой кафизмы - малая ектения и празничные седальны.
6. Каноны поются по системе: "Поим Господеви":
1. - праздничный, 2 - святому (если два святых,
то прибавляется и 3-й канон). (41)
(После катавасии 9-й песни "Достойно есть" не
поётся).
На 1-м часе, вместо "Взбранной Воеводе", можно петь праздничный кондак, и после отпуста - тропарь.
Таким образом, ради чести Праздника, в день его отдания за богослужением не должно быть никаких служб, кроме праздничной. (43)
Характер службы - славословный. Из последования праздника опускаются: малый вход, паремии, лития, полиелей, и на литургии антифоны (в дни отдания Господских праздников).
На 9-й песне "Честнейшую" не поётся, но вместо неё поются праздничные припевы к 9-й песни.
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
Если в седмичные дни предпразднества или попразднества случится святой "емуже творится бдение" или полиелей или славословие, то служба такого святого правится совокупно с праздничой службой.
----------------------------------------------------------------------------
Праздничные песнопения поются всегда в те же моменты, в какие они поются на простой службе (см. выше), кроме следующих особенностей:
1. На бдении в конце вечерни тропари поются: святому (2-жды) и праздничный (2-жды).
2. На утрене после кафизм седальны - святому и на "И ныне" - седальны праздничные.
3. Каноны (на бдении, на полиелее, на славословии в субботу): 1-й канон праздничный (вместо Богородичного), 2-й, и если есть, то и 3-й святому. Катавасия праздичная.
После 3-й песни кондак праздничный, (44) т.к. после 6-й песни кондак святому.
4. На хвалитех стихиры на 6 или на 8: 3 или 4 - праздничные писаны на "стиховне" и 3 или 4 святому. На "И ныне" - праздничная стихира.
Особенности пред- и попразднеств Сретения и Благовещения
Предпразднества и попразднества этих двух праздников имеют ту особенность, что попадая в подвижной период пения Триодей (Сретение доходит до понедельника 1-й седмицы Поста, Благовещение - с Четверга 3-й седмицы Поста до среды Светлой Седмицы), в различные года их продолжительность меняется, а иногда, они и вовсе отменяются.
Например:
Сретение, случившееся в Неделю Сыропустную, (в 1933 г.) имеет всего лишь один день предпразднества, и вовсе не имеет попразднества.
Благовещение, случившееся в Страстную или Светлую седмицы, не имеет ни предпразднества, ни попразднества.
За Литургией верующим преподаётся для вкушения Пречистое Тело и Честная Кровь Христа.
Так как Евхаристия является средоточием всего круга общественных богослужений, то весь этот круг и завершается в Литургии, где всё вообще приобретает реальный смысл. Поэтому Литургия есть важнейшее общественное богослужение или - богослужение по преимуществу.
Церковный Устав знает два чина Литургии: 1. Василия Великого и 2. Иоанна Златоустого.
Первая служится 10 раз в году: в Праздник Рождества Христова (25 Декабря), в Праздник Богоявления - Крещения Господня (6-го Января), в память св. Василия Великого (1-го Января), в 5 Воскресений Великого Поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу.
Вторая служится во все остальные дни года, кроме тех случаев, когда совершение Литургии уставом вовсе не положено.
----------------------------------------------------------------------------
Примечание:
Такъ называемая "Литургия Преждеосвященных Даров" (46) является чином причащения Св. Дарами, взятыми от бывшего в иной день (предыдущее Воскресенье) Таинства Евхаристии, а потому чин такой службы не много имеет общего с вышеуказанными чинами (об этом чине см. во 2-й части курса).
----------------------------------------------------------------------------
Оба чина Литургии (Василия Великого и Иоанна Златоустого) отличаются один от другого, главным образом, молитвами, которые иерей читает тайно. Разбираемое ниже последование Литургии относится к обоим чинам.
Литургия делится на три части: 1. Проскомидия (принесение даров верующими) - приготовление вещества для Таинства. 2. Литургия "Оглашенных" (47) - приготовление верующих к участию в совершении Таинства. 3. Литургия Верных - совершение Таинства Евхаристии и преподание Его верующим.
1. Проскомидия совершается в Алтаре, служащими, тайно, во время чтения 3-го и 6-го часов.
Третий час начинается с возгласа священника: "Благословен Бог наш...", чтец: "Аминь". Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный... и пр. как указано в Часослове. По окончании конечной молитвы 3-го часа: "Владыко Боже Отче..." непосредственно начинается 6-й Час: "Приидите поклонимся..." и пр. Заканчивается 6-й Час молитвой: "Боже и Господи сил..."
2. Литургия оглашенных начинается с возгласа священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа" и далее: Великая Ектения: 1-й антифон, Малая ектения, 2-й антифон, "Единородный Сыне" (исповедание Императора Юстиниана, 4 в.) Малая ектения, 3-й антифон (во время которого совершается Малый Вход с Евангелием), пение тропарей и кондаков, Трисвятое, Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие, Сугубая ектения ("Рцем вси") и ектения об оглашенных. В дни особого поминовения усоших после Сугубой ектении вставляется "заупокойная ектения".
3. Далее следует Литургия верных. Ввиду того, что она является неизменной частью Литургии (ниже приводится разбор только изменяемых частей из Литургии оглашенных.
Последование Литургии находится в Ирмологии или в других книгах частного употребления (Молитвослов и др.).
В Литургии оглашенных изменяемыми частями являются следущие: 1. Антифоны, 2. Пение тропарей и кондаков и 3. Чтение Апостола и Евангелия.
В каждом из трёх родов содержится по три антифона, которые в чине Литургии отделены друг от друга Малой ектениёй.
1. Антифоны вседневные поются в седмичные дни (кроме Субботы), когда по Минеи правится непразднуемая служба и в конце последования Утрени не указано песни канона для "блаженных"( см. ниже о 3-м "изобразительном" антифоне). Находятся они в конце Апостола и в Ирмологии и состоят из пророческих стихов, выбранных из псалмов, после которых в каждом имеется свой припев.
Стихи 1-го антифона взяты из Псалма 91-го: а. стих 1; б, стих 2; в. стих 16 (начиная со слова "яко"). Припев 1-го антифона: "Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас". Оканчивается 1-й антифон пением: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" - припев "И ныне" - припев.
Стихи 2-го антифона: Псалом 92, а. стих 1 (1-я половина); б. стих 1 (2-я половина); в. стих 2. Припев: "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас." По оканчании 2-го антифона поётся: "Слава и ныне" - "Единородный Сыне".
3-й антифон состоит из стихов 94-го Псалма: а. стих 1; б. стих 1; в. стих 3; г. стих 4; д. стих 5. Припев к стихам: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти аллилуиа". Последний стих 3-го антифона является 6-м стихом того же 94-го Псалма: "Приидите поклонимся и припадем Ему. "(Местоимение "Ему" заменено именем: "Христу"), который поётся после возгласа дьякона: "Премудрость прости". Называется входным стихом или же просто "входное". Далее следует пение тропаря и кондаков.
2. Антифоны "изобразительные" поются в воскресные дни, в субботы, а также в остальные дни седмицы, когда служба Минеи совершается: бденная, полиелейная, славословная или шестиричная. Исключением являются дни, когда поются праздничные антифоны (см. ниже). Находятся они в Часослове в последовании Изобразительных (после 6-го Часа), и в Ирмологии.
1-й антифон: "Благослови душе моя Господа. Благословен еси, Господи". Затем стихи 102-го Псалма. В заклочение: "Слава и ныне" - и снова 1-й стих 102 пс. с прибавлением: "Благословен еси, Господи".
2-й антифон: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", и стихи 145-го пс.: "Хвали душе моя Господа..." по окончании: "И ныне" - "Единородный Сыне...".
3-й антифон: "блаженны", т.е. заповеди блаженства (Мф. гл. 5, ст. 3-12), с особыми молитвословиями - тропарями на "блаженных", из Октоиха, или Минеи или Триоди. (48) Пение "блаженных" начинается со слов "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". По окончании блаженств: "Слава" - тропарь "блаженных", "И ныне" - богородичен. После возгласа дьякона: "Премудрость прости", поётся последний стих 3-го вседневнаго антифона - "входное": "Приидите поклонимся..." (пс. 94, ст. 6). Далее следует пение тропарей и кондаков.
3. Праздничные антифоны поются в дни Господских праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения Господня, Пятидесятницы и Воздвижения Креста, кроме того на Пасху и Светлую Седмицу.
Каждый Праздник имеет свои антифоны (пасхальные поются втечение всей Светлой седмицы), которые находятся в последованиях служб Праздников. Содержанием этих антифонов являются (подобно вседневным антифонам) выбранные из псалмов пророческие стихи, по смыслу имеющие отношение к данному Празднику. Припев к стихам 1-го антифона тот же, что и у вседневных антифонов: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас". Припев 2-го антифона: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы..." или "...во Иордане крестивыйся..." или иначе, смотря по Празднику. Конец припева - "...поющия Ти: аллйлуиа". В 3-м антифоне после каждого стиха поётся тропарь Праздника. После возгласа дьякона: "Премудрость
прости", следует особый входной стих праздничных антифонов (49) непосредственно за которым поются тропарь и "Слава и ныне" - кондак Праздника (в Минеи и Типиконе в конце последования служы 25-го Декабря непосредственно после текста рождественского входного стиха сказано "Тропарь высочайшим гласом").
Порядок пения тропарей и кондаков устанавливается в зависимости от того, чьё имя прославляется в них: сперва во имя Господа, затем во имя Богородицы и во имя святых (а. дневных; б. храма; в. Минеи - рядовых).
Сперва поются все тропари, потом все кондаки. Пение кондаков оканчивается - "покрывается" (по выражению устава) на "И ныне" - Богородичным 6-го гл.: "Предстательство христиан..." (находится в Часослове в последовании "Изобразительных"), или иным кондаком. Кондак, предшествующий последнему всегда поётся на "Слава". Так, в седмичные дни (кроме пред- и попраздневства), когда в Минеи служба святому непразднуемая или шестиричная, на "Слава" поётся заупокойный кондак: "Со святыми упокой"... (находится в Часослове в последованиях: Вседневной Полунощницы, Изобразительных и Малого Повечерия).
Дневные тропари и кондак поются только тогда, когда поётся Октоих. (51) Если в один и тот же день по Минеи правятся две службы, то тропари и кондаки этих служб поются на своём месте по старшинству, сперва тропарь 1-му святому, потом 2-му, также и кондаки.
Устав о тропарях и кондаках находится в Типиконе (гл. 52) и в Псалтири с Последованиями (в конце). (52) Ввиду того, что он не до конца разрешает некоторые вопросы, в нижеследующее его изложение включается и решенее его неточностей.
Подвижной период Триодей имеет свой особый устав пения тропарей и кондаков, который будетъ разбираться во второй части курса.
Многие праздничные дни (особенно связанные с Дванадесятыми Праздниками) также имеют свой оообый порядок, на что бывает указание в последованиях служб этих дней или в соответствующих марковых главах. В излагаемом уставе о таких днях не говорится.
Таким образом всякая рядовая служба составляется из элементов от вышеназванных кругов, согласно уставу
13 09 2014
5 стр.
Символ веры” и “Отче наш”, например, читаем все вместе, то есть полноценно участвуют в богослужении. Абстрактные понятия богословского содержания глухие усваивают в контексте молит
09 10 2014
1 стр.
Охватывает в основном понятия в области защиты информации от технических разведок и при ее обработке техническими средствами
03 09 2014
5 стр.
Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой
13 10 2014
1 стр.
Стандартные понятия о рынке Форекс для тех, кто только знакомится с межбанковским рынком валют: Общие понятия/определения, общепринятая с подач дц концепция торговли, понятия об ин
16 12 2014
6 стр.
Цель: Привести учащихся к выявлению способа рисования животных, используя геометрические фигуры овал и круг
13 09 2014
1 стр.
Общие положения Статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе
25 09 2014
1 стр.
«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо
23 09 2014
1 стр.