Классические и современные социологические теории
1. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии.
2. Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм).
3. Развитие социологических теорий в 20 веке.
4. Специфика социологической мысли в России: - основные школы; - П. Сорокин.
Основные понятия темы: позитивизм, закон трех стадий, органическая теория общества, общественное разделение труда, аномия, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, типы социального действия в социологии М. Вебера, общество как система в социологии Т. Парсонса, субъективная школа в российской социологии, теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина.
-
О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии.
Система наук и их методов по Конту. Социальная статика и социальная динамика Конта. Закон трех стадий Конта. О. Конт – основоположник позитивизма. Отношение Конта к революции.
Г. Спенсер – основатель органической теории общества. Теория социальной эволюции Спенсера, ее основные моменты: интеграция, дифференциация, возрастание порядка, закон детерминированности общества средним уровнем развития его членов. Взгляды Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Разделение обществ на два типа: промышленные и военные. Социальный дарвинизм Спенсера: закон выживания сильнейших и наиболее приспособленных. Спенсер о революционном пути преобразования общества.
-
Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта.
К. Маркс – основатель школы социального конфликта в классической социологии. Материалистическое понимание истории, учение о базисе и надстройке. Теория социально-экономических формаций, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, понятие диктатуры пролетариата. К. Маркс – революционер и ученый.
Э. Дюркгейм – последователь Конта и основатель французской социологической школы, классик функционализма. Фундаментальное значение общественного разделения труда, два типа социальной солидарности: механическая и органическая. Понятие социальных фактов, понятие аномии. «Самоубийство» Э. Дюркгейма – образец социологического исследования. Социология религии Э. Дюркгейма. Отношение Дюркгейма к революции и войне.
«Понимающая» социология М. Вебера. Теория социального действия, четыре типа социальных действий. Понятие идеального типа. Теория бюрократии Вебера. «Протестанская этика и дух капитализма» Вебер об определяющем значении протестантизма в рождении и развитии капитализма. Вебер о факторах общественного развития, теория социальной стратификации М. Вебера.
-
Развитие социологических теорий в 20 веке.
Т. Парсонс – глава школы функционализма 20 века. Четыре компонента в структуре социального действия по Парсонсу. Любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям: адаптация, целедостижение, интеграция, удержание образца. Согласие в отношении ценностей – фундаментальный интегративный принцип в обществе и пути его достижения.
Р. Мертон и его концепция теории среднего уровня. Явные и латентные функции. Функционалистская теория аномии Р. Мертона.
Р. Дарендорф и его конфликтная модель общества. Урегулирование конфликтов и управление ими в современном обществе.
Дж. Мид – основоположник школы символического интеракционизма. Социальное действие: символ – ответная осмысленная реакция. Теория «обобщенного другого». Ч. Кули и его теория «зеркального Я».
-
Специфика социологической мысли в России.
Важнейшие особенности русской социологии
-
Русская социология зародилась позже, чем на Западе, под влиянием западных же идей, но в дальнейшем выработала собственные, оригинальные идеи.
-
Не 2-3 школы, как на Западе, а большее число школ, что объясняется связью с общественно-политической борьбой.
-
Связь с практической жизнью.
-
Акцент на нравственных проблемах.
-
В русской классической социологии зародились многие классические идеи, которые вышли за рамки социологии и предвосхитили по отдельным вопросам современные теоретические представления: Н. Я. Данилевский – основатель теории цивилизаций, Н. К. Михайловский – один из основателей социальной психологии, А. А. Богданов - один из основателей теории систем, творчество П. А. Сорокина.
Основные школы русской социологии
-
Русский анархизм М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин
-
Географическая школа Л. И. Мечников
-
Субъективная школа П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков
-
Консервативная школа Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев
-
Легальный марксизм П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский
-
Плюралистическая социология М. М. Ковалевского
-
Революционный марксизм Г. В. Плеханов, А. А. Богданов
-
Религиозные идеи в русской социологии С. Н. Булгаков, С. Л. Франк
-
Неокантианство в русской социологии П. И. Новгородцев
-
П. А. Сорокин
-
Теория социальной стратификации и социальной мобильности
-
Социология революции
-
Теория социокультурной динамики
-
«Отправляясь в дорогу» речь П. А. Сорокина на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 г., основные идеи.
-
Творческая эволюция П. А. Сорокина от социолога позитивистского направления до классического русского философа.
Вопросы для самоконтроля
-
Как вы понимаете высказывание Ч.Р. Миллса: «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи»?
-
Сформулируйте основные положения марксизма.
-
Какие особенности общественного устройства, с точки зрения функционализма, позволяют разрешать социальные конфликты мирным путем?
-
В чем, по Р. Дарендорфу, состоит позитивная роль социальных конфликтов?
-
Какие этапы проходит человек в процессе выработки полного самосознания, согласно концепции Дж. Мида?
Методы социологического исследования
1. Роль прикладных методов исследования в социологической науке.
2. Классификация прикладных методов и организация исследований.
3. Характеристика основных МСИ: анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, контент-анализ.
Основные понятия темы: пилотажное исследование, описательное исследование, аналитическое исследование, выборочная совокупность, респондент, открытый вопрос, закрытый вопрос, фокус-групппа.
-
Роль прикладных методов исследования в социологической науке
Ключевая роль прикладных социологических исследований в развитии специальных социологических теорий.
-
Классификация прикладных методов и организация исследований
Виды методов: анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, контент-анализ. Исследовательская этика.
Этапы исследования
-
Выбор исследуемой проблемы
-
Обзор литературы
-
Построение гипотезы
-
Выбор программы исследований
-
Сбор данных
-
Анализ результатов
-
Выводы
-
Характеристика основных МСИ
-
Анкетирование: определение генеральной совокупности, определение выборки, составление анкеты.
-
Интервью: разработка подробного плана беседы, создание опросного листа, поиск интервьюируемого, стандартизированное и нестандартизированное интервью.
-
Наблюдение: невключенное наблюдение, включенное наблюдение.
-
Анализ документов: уже известные документы, в том числе архивные, можно проинтерпретировать по новому, исходя из поставленной цели и методов анализа.
-
Эксперимент: связан с социальной психологией, особенно актуален при исследовании малых групп; широко известные эксперименты в истории социальной психологии: «тюрьма», «учитель», «Третья волна»
-
Контент-анализ: метод анализа повествовательных текстов, позволяет выявлять скрытую информацию; в тексте выявляются смысловые единицы и фиксируется отношение к ним: положительное, отрицательное или индифферентное.
Вопросы для самоконтроля
-
Почему социологические исследования должны проводиться постоянно и с использованием всех методов?
-
Дайте характеристику этапам социологического исследования.
-
Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?
-
В чем заключаются сложности проведения эксперимента в социологии?
Общество и социальные институты
1.Сущность и признаки общества. Взаимосвязь общества и природы.
2.Теории происхождения общества.
3.Типы обществ.
4.Социальные институты: понятие, структура, виды.
5.Семья как один из основных социальных институтов. Виды семьи и брака.
6.Социальные функции семьи.
7.Проблемы семейно-брачных отношений в современном обществе.
Основные понятия темы: прогресс, революция, закон ускорения истории, модернизация, явные и латентные функции социальных институтов, дисфункции социальных институтов, жизненный цикл семьи.
-
Сущность и признаки общества. Взаимосвязь общества и природы.
Понятие общества, системная природа общества. Важнейшие признаки общества, согласно Э. Шилзу. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная и социальная; их взаимоотношения друг с другом.
Взаимосвязь общества и природы в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева и в теории Л. И. Мечникова. Н. Н. Моисеев о глобальных экологических кризисах в истории человечества.
-
Теории происхождения общества.
-
Инструментальная концепция
-
Сексуальная концепция
-
Кратическая концепция
-
Гендерная концепция
-
Семантическая концепция
-
Типы обществ.
Параметры выделения типов обществ: степень сложности устройства, уровень развития управляющей подсистемы, технологический уровень (способ добывания средств к существованию). Типология обществ О. Конта и К. Маркса. Технологическая теория трех этапов общественного развития: доиндустриального, индустриального и постиндустриального.
-
Социальные институты: понятие, структура, виды.
Социальный институт – форма организации значимой для всего общества деятельности. Социальные институты возникают благодаря фундаментальным, важнейшим для всего общества потребностям, их всего пять:
-
Потребность в воспроизводстве человека
-
Потребность в безопасности и социальном порядке
-
Потребность в образовании и социализации
-
Потребность в средствах существования
-
Потребность в решении духовных проблем
Каждый социальный институт имеет явные и латентные функции, кризисное состояние социального института характеризуется его дисфункциями. Между социальными институтами необходимо укреплять и развивать взаимные связи.
Структура социального института включает следующие элементы:
-
Статусно-ролевую систему
-
Совокупность обычаев, традиций и правил поведения
-
Формальную и неформальную организации
-
Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений
-
Обособленный комплекс социальных действий
Интернет – новый социальный институт его функции и особенности.
-
Семья как один из основных социальных институтов. Виды семьи и брака.
Понятие семьи. Нуклеарная семья. Расширенная семья. Три варианта решения вопроса о власти в семье: патриархальный, матриархальный, эгалитарный.
Понятие брака. Виды брака: моногамия, полигиния, полиандрия, групповой брак.
-
Социальные функции семьи:
-
Продолжение рода
-
Социализация
-
Забота, защита и эмоциональная поддержка
-
Придание статуса
-
Регулирование сексуального поведения
-
Проблемы семейно-брачных отношений в современном обществе.
Дискуссия о кризисе семьи как социального института в развитых странах. Насколько выполняет современная семья свои классические функции и помогает ли ей в этом общество, или она остается один на один со своими проблемами? Проблема одиночества в современном мире.
Вопросы для самоконтроля
-
В чём проявляется системная природа общества?
-
В чем заключаются сущность и причины экологических проблем современного общества?
-
Назовите характерные черты традиционного и индустриального обществ. Чем они отличаются друг от друга?
-
К какому из типов общества можно отнести современное российское общество? Аргументируйте свой ответ.
-
Каковы причины падения рождаемости в современном обществе?
-
Назовите самые молодые социальные институты современного общества. Какие функции они выполняют?
Общность и личность. Социальный контроль и девиация
1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Специфика социологического изучения личности.
2. Статусно-ролевая концепция личности.
3. Социализация личности.
4. Сущность и механизмы социального контроля. Социальные нормы и санкции.
5. Девиация: определение, причины, типы.
6. Способы коррекции девиантного поведения.
Основные понятия темы: личность, социальная роль, ролевой набор, достигаемый статус, прирожденный статус, первичная социализация, вторичная социализация, агенты социального контроля, санкции, девиация.
-
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Специфика социологического изучения личности.
Для социологии в личности на первом месте то, что делает ее членом общества, хотя индивидуальность также имеет огромное значение, потому что благодаря ей человек самосовершенствуется и решает проблемы общества. Не забывая о своих приоритетах, социология должна внести свой вклад в решение проблемы сочетания интересов личности и общества.
-
Статусно-ролевая концепция личности.
Нормативная личность, модальная личность. Понятие социальной роли, ролевой конфликт, ролевое напряжение, ролевой набор, виды социальных статусов. «Плюсы» и «минусы» большого числа ролей и статусов, свойственных личности в современном обществе.
-
Социализация личности.
Понятие социализации, агенты социализации, ключевая роль семьи в социализации личности, этапы социализации. Особенности социализации в переходное время, когда общество переживает «эпоху великих перемен».
-
Сущность и механизмы социального контроля. Социальные нормы и санкции.
Понятие социального контроля, его функции: охранительная и стабилизирующая. Два вида социальных норм: возникающие и действующие в малых группах, возникающие и действующие в больших общностях или в обществе в целом. Функции социальных норм. Санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Формальный и неформальный социальный контроль.
Четыре вида санкций. Самоконтроль.
-
Девиация: определение, причины, типы.
Понятие девиации. Дисфункции девиации: девиация, разрушающая общество. Функции девиации: девиация как процесс развития.
Причины девиации:
-
Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон)
-
Теория культурного переноса (Г. Тард)
-
Теория конфликта (К. Маркс)
-
Теория стигматизации (Э. Лемерт, Г. Бекер, К. Эриксон)
-
Способы коррекции девиантного поведения.
Формирование в обществе новой системы ценностей, основанной на уважении человека к себе и к другим, вере в себя, стремлении к самосовершенствованию, религиозном отношении к жизни, доверии к людям, уважении к честному, творческому труду. Помощь семье в социализации личности со стороны общества. Формирование новой, национально ориентированной элиты.
Вопросы для самоконтроля
-
В чем специфика социологического понимания личности?
-
Чем отличается по содержанию понятие социального статуса от понятия социальной роли?
-
Какие агенты социализации оказывают доминирующие влияние на формирование облика и сознание современного молодого поколения в России? Обоснуйте свой ответ.
-
Сопоставьте различные виды социального контроля. Какой и почему представляется вам наиболее эффективным?
-
Каким образом в личности воспитывается способность к самоконтролю?
-
В чем заключается девиация, как процесс развития?
Общественное мнение как институт гражданского общества
1. Общественное мнение.
2. Механизмы управления массовым сознанием и поведением.
3. Установки и стереотипы массового сознания.
4. Методы противодействия социальным манипуляциям.
Основные понятия темы: общественное мнение, социальный стереотип, гражданское общество, массовое общество, одномерный человек.
-
Общественное мнение
Понятие гражданского общества
Понятие общественного мнения: отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях.
Факторы, порождающие общественное мнение:
-
Проблема, обсуждаемая общественным мнением, должна затрагивать социальные интересы людей.
-
Проблема должна носить дискуссионный характер.
-
Необходим определенный уровень компетентности граждан.
Функции общественного мнения
-
Экспрессивная (в более узком смысле контрольная)
-
Консультативная
-
Директивная
-
Механизмы управления массовым сознанием и поведением.
-
Установки и стереотипы массового сознания.
-
Методы противодействия социальным манипуляциям.
В пунктах 2, 3, и 4 идет речь о возникновении в 20 веке «массового общества» и о его влиянии на человека.
Человек должен сделать выбор: или он принимает потребительскую систему ценностей, которая закладывается в сознание и пропагандируется примитивной массовой культурой, но тогда он отказывается от собственной личности, становится полностью манипулируемым индивидом, лишенным внутренней точки опоры в самом себе и ни с кем не связанным в обществе (концепция «одномерного человека» Г. Маркузе).
Или же человек уважает себя и выбирает духовную систему ценностей, ориентирующую индивида на самосовершенствование, а не на обладание. Тогда человек сохраняет и развивает в себе личность, он не поддается манипуляциям, а настаивает на взаимоуважительном сотрудничестве с государством и другими социальными институтами. Он ориентируется на элитарную и народную формы культуры, имеет внутреннюю точку опоры в самом себе, основанную на религиозном отношении к жизни, и крепкие социальные связи.
Выделяют несколько концептуальных трактовок «массового общества»:
-
Элитарная концепция (Г. Лебон, Г. Тард, Ортега-и-Гассет), в которой масса рассматривается как агрессивная толпа, необоснованно стремящаяся занять место элиты – природного лидера.
-
В 30 – 40 годах формируется антитоталитарная концепция (Х. Арендт).
-
Либеральная концепция (Ч. Миллс, Д. Рисмен, Г. Маркузе). Масса не разрушительная сила, а пассивное множество дезинтегрированных, полуобразованных людей. Примитивизация общества неизбежно бумерангом ударяет по правящей элите, которая также деградирует.
-
Демократическая концепция (Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилз). Процесс массовизации рассматривается как разрыв узды, сковывающей массы в традиционном обществе. Благодаря этому происходит «возвышение масс»: им становится доступным то, что еще недавно было привилегией элиты.
Вопросы для самоконтроля
-
Каковы условия формирования общественного мнения?
-
В чем заключаются особенности гражданского общества в современной России?
-
Какие теории массового общества вы знаете?
-
Каковы методы противодействия социальным манипуляциям?
Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе
1. Социальные изменения в современном российском обществе.
2. Проблемы и противоречия процессов модернизации.
3. Место и роль России в современном мире.
Основные понятия темы: социальная революция, информационное общество, глобализация, догоняющая модернизация, системный кризис современного капитализма.
-
Социальные изменения в современном российском обществе.
Россия переживает эпохальные социальные изменения двух видов:
-
Переход к информационному обществу
-
Переход от социализма к капитализму – это социальная революция
При этом российское общество находится в глубочайшем системном кризисе
-
Проблемы и противоречия процессов модернизации.
Понятие модернизации
Два типа модернизации:
-
Классическая характерная для Западной цивилизации
-
Догоняющая характерная для России, Японии и др. стран
Культурная, экономическая и политическая глобализация в современном мире.
Россия переходит к капитализму, когда он находится в глубочайшем системном кризисе, выйти из которого возможно только через создание принципиально новой некапиталистической системы хозяйства, но этого не понимает современное российское руководство.
Перед российским обществом стоит важнейшая задача – формирование новой, национально ориентированной элиты.
-
Место и роль России в современном мире.
Две принципиальные позиции, обсуждаемые в современном российском обществе:
-
Россия – уникальная, самодостаточная цивилизация со своей миссией в истории человечества, и эта миссия важна для всего мира.
-
Россия – «недоделанный Запад».
Вопросы для самоконтроля
-
Какую социальную революцию переживает современное российское общество? Каковы ее особенности?
-
В чем состоит сущность процессов глобализации в современном мире?
-
В чем заключается системный кризис современного капитализма?
-
Сформулируйте основные позиции, высказанные в обществе о месте и роли России в современном мире.