Приложение 3.
Семейный праздник «Лад».
Классный час «Семейные реликвии».
Эпиграф: … Но помнить не мешало
У самой главной из дорог
Всегда своё начало.
А. Макаревич.
Оборудование: стол с надписью «Музей семейных реликвий» (по ходу мероприятия после своих рассказов учащиеся располагают здесь памятные вещи своих семей.), музыкальные композиции, песня А. Макаревича «Начало»
Цели: – в ходе общения познакомиться с семейными реликвиями учащихся; ответить на вопросы: что создаёт человека, семью, для чего все эти вещи бережно хранятся и передаются из поколения в поколение; развивать речь; воспитывать уважительное отношения к семье, к старшим, внимательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопонимания.
1. Учитель. Сегодня мы говорим о том, что создаёт человека. Помните, мы писали с вами: мамино слово, бабушкино терпение, наказ отца – вот созидающие основы, вот наше начало – семья.
Я хочу обратиться к песни Андрея Макаревича.
Послушайте внимательно. Подумайте, какие вопросы задаёт поэт, какие мысли хочет донести до нас.
(Звучит песня «Начало»)
Ответы: Поэт пишет о реке, которая впадает в море, о дорогах, переходящих в горы, равнины – пути. Он говорит о том, что любое явление в жизни,
любой предмет, живое существо имеют своё начало. Мы задумываемся о том, что все чаще куда-то спешим, суетясь, забывая о главном – «о тех, кто дал тебя твоё начало…»
Учитель. И ещё, обратите внимание на строки: «Но помнить не мешало у самой главной из дорог всегда своё начало» –
Как вы их понимаете?
(На пороге большой жизни мы должны помнить о своей семье, своих родственниках, которые дали нам возможность жить, которые стали нашим началом, нашим истоком.)
Потому мы открывали сегодня наш музей семейных реликвий – тех памятных вещей, с помощью которых мы крепим родственные связи.
-
Представление семейных реликвий.
(Каждый выступающий показывает памятную вещь, рассказывает о ней и представляет на выставке (оставляет на время мероприятия на столе)).
(Звучит музыка)
Учитель. В самом начале 3 четверти мы писали текст о семейных реликвиях. Там были такие слова: «В маминой шкатулке хранились удивительные вещи: бархатная сумочка, вышитая стеклярусом, вырезанный из дерева крестик, военные почтовые треугольники – письма деда, два билета в оперу…» Всё это правда. И все эти незамысловатые вещи – семейные реликвии, настоящие музейные экспонаты в семье моей подруги.
Особенно трогательны билеты, датированные 22 июня 1941 года. Они были куплены дедом подруги заранее. И даже спектакль состоялся, несмотря на то, что этот день превратил мирную жизнь людей в прошлое. Но на следующий день дед ушёл на войну и пропал в её пламени. А бабушка всю жизнь ждала, рассказывая домашним о своей первой и единственной любви.
Василий Степанович Степанов 1924 года рождения (Фото). Когда началась война, деду было 17 лет. Он жил с родителями, бабушкой, сестрой и братом в Ленинграде. Чуть ли не с первых дней блокады принимал участие в обороне города, за что получил медаль «За оборону Ленинграда». (демонстрация)
Потом была танковая школа и военные будни. Дед окончил войну в Кенигсберге и за участие в важной боевой операции был награждён медалью «за взятие Кенигсберга» (утеряна)
За боевые заслуги (при выполнении боевых заданий дважды горел в танке, но приказ выполнялся) вручён орден Отечественной войны. (демонстрация)
Есть ещё одна награда.- Орден Славы. (демонстрация) Жаль, что на сегодняшний день никто в семье не знает, за что дед получил её. Он был очень скромным человеком, о войне вспоминал только в день Победы и то со слезами на глазах.
Недавно я узнала, что это высшая солдатская награда. Меня наполнило тогда безмерное уважение, безмерная гордость. Как же так: дед-то у нас – герой, а мы и не знали. К сожалению, и не узнаем никогда: деда нет в живых уже 15 лет… В эти минуты по-особенному осознаёшь необходимость такого знания и памяти, связующей поколение.
Черевань Анна: Когда моя прабабушка приехала в Калининград, она познакомилась с одной немкой – Эльзой Адольфовна. Всех немцев выселяли, а её оставили, т.к. она была очень хорошим врачом. А когда моя бабушка заболела, Эльда Адольфовна лечила её, читала ей книги на немецком языке. Так они подружились. Потом немка подарила ей эти книги. Одну из них я принесла. (демонстрация книги Мережковского)
Когда прабабушка сюда приехала, у них практически ничего не было. Эльда Адольфовна подарила нам чашки, которые бабушка сохранила. Теперь это наши семейные реликвии. Из этих чашек мы пьём чай только по большим праздникам.
Фигурина Мария: наши семейные реликвии – это фотографии и папины медали. Вот самые дорогие фотографии: папа со своими родителями и братом, мои сёстры, мои племянники. (демонстрация)
Медали у папы не боевые, он получил их за хорошую службу. Я горжусь своим папой.
Ляпунова Екатерина: Моя бабушка очень любила старинные необычные вещи. Около 50 лет назад она обнаружила в сундуке, доставшейся ей по наследству, вот этот кувшин. Он сделан из какого-то сплава, очень тяжёлый, украшен затейливыми узорами. Глядя на этот кувшин, я вспоминаю свою бабушку и поэтому считаю эту вещь семейной реликвией.
Тарасов Андрей: Наша семейная реликвия это старинные карманные часы, которые достались нам от моего прапрадедушки. Он много путешествовал и купил их в одной из стран Европы. Это большие круглые часы с крышкой, на цепочке. Они золотые. Но главная их ценность в том, что это память о моих предках, о моих родственниках. Перед началом первой Мировой войны прапрадедушка подарил часы своему сыну, а тот – своему. Пять лет назад мой дедушка передал их нашей семье, и мы храним эту семейную реликвию.
Чернова Елена: Я хочу рассказать вот об этой иконе. Она хранится у нас многие годы. А история её такова. Когда моя прабабушка выходила замуж, её мама благословила этой иконой. Прабабушка была верующей и свято берегла икону. В доме она занимала почётное место. Прабабушка молилась ей, ставила свечи. А когда умирала, передала икону бабушке. Вы видите, что она неяркая и неброская, у неё нет драгоценного оклада. Но она дорога нашей семье как память и святая вещь.
Трафименко Лина: Я не принесла нашу семейную реликвию, потому что это перина, огромная пуховая перина, которую собирала моя прапрабабушка и которая передаётся у нас в семье из поколение в поколение.
Карась Нина: Моя бабушка живёт в Белоруссии. Когда я приезжаю в её родную деревню, сразу около дома вижу большой дуб с колесом на ветвях.
Давным-давно мой прапрадед посадил это дерево и водрузил на верхушку колесо от старой телеги, чтобы там гнездились аисты. Оно и по сей день там, и мы, взглянув на него, вспоминаем нашего предка.
Алексеева Елена: В нашей маленькой семье существует такая реликвия. Это наказ. Мой отец умер, когда я была совсем маленькой. Он сказал, чтобы мы всегда берегли друг друга и составляли одно целое.
Мы стараемся следовать его завету.
-
– Для чего нам нужно это знать и помнить об этом?
Так мы сохраняем память, обретаем веру и надежду. Без прошлого нет будущего. Потому, как поёт Макаревич, «ты должен помнить тех кто дал тебе твоё начало».