Сольвычегодский историко-художественный музей был образован в 1919 году. Основу музейного собрания составили памятники древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства 16 – 17 вв., хранившиеся в Благовещенском соборе г.Сольвычегодска. Город Сольвычегодск на протяжении более чем полутораста лет был центром громадных владений Строгановых – крупнейших российских промышленников, купцов и меценатов. Благовещенский собор построен в конце 16 века как домовой храм Строгановых. Собор являлся фамильной гордостью Строгановых и основной сокровищницей художественных ценностей, создаваемых по их заказу. «Художественно-строительная» деятельность Строгановых оставила заметный след в истории русской культуры: Строгановская школа иконописи, строгановское лицевое шитье, усольская (строгановская ) школа в русской музыке. Значителен вклад Строгановых в историю книжной культуры северного края.
Знаменитая строгановская библиотека (книги, собранные основателем династии – Аникой Строгановым) являлась самой крупной из всех известных на сегодня частных библиотек России 16 века.1 К моменту ее раздела в 1578 году она насчитывала 214 книг (несколько десятков их было уже роздано по храмам, включая домовый Благовещенский собор).2 По своему составу строгановская библиотека отражала читательские вкусы и мировоззрение ее хозяев. Для библиотеки характерен большой процент богослужебных книг, т.к. она служила своеобразным хранилищем для снабжения книгами церквей и монастырей строгановских вотчин. Помимо богослужебных книг, в нее входили произведения нравоучительного характера для «душеполезного чтения» («Маргарит», «Зерцало», «Пчела», Сборник изречений и сочинений древнегреческого драматурга Менандра), литература по всемирной и русской истории (Криница, или Хроника Георгия Амартола, Хронографы, 4 Летописца). Треть библиотеки составляли печатные издания, среди которых находились книги белорусского первопечатника Франциска Скорины, московской «анонимной» типографии, русских печатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца, Андроника Невежи и других.3 Традиции собирания библиотек продолжали последующие поколения рода Строгановых.
Особая потребность в книге заставила Строгановых организовать собственное ее производство. В начале 1580-х гг. при сольвычегодских хоромах Строгановы создали свою собственную книгописную мастерскую (скрипторий), где трудились писцы высочайшего класса различных специализаций. С этого времени строгановские библиотеки, Благовещенский и другие храмы стали регулярно пополняться книгами собственного производства. По неполным данным описи сольвычегодского Благовещенского собора 1606 г., библиотека храма насчитывала не менее 195 книг, из которых только пятая часть приходилась на печатные издания.4 Большая часть знаменитой строгановской библиотеки рассеялась среди наследников Аники. Однако, в собрании Сольвычегодского музея сохранились книжные вклады Строгановых.
Книжное собрание Сольвычегодского историко-художественного музея включает 2 коллекции книг основного фонда: «Рукописная и старопечатная книга», «Гражданская печать», а также книги научной библиотеки музея.
В коллекции «Рукописная и старопечатная книга» насчитывается 129 книг, из них - 39 рукописных.
Немногочисленное рукописное собрание музея отражает, в той или иной мере, многообразие форм книжной культуры Сольвычегодского края. Хронологические границы собрания определяются XVII – XIX вв.
Среди рукописных книг значительную часть составляют нотированные рукописи: Ирмологий сер.17 в., Ирмологий 18 в., Октоих 18 в., Тропарь и кондак 17 в., Всенощное бдение нотированное 19 в., богослужебные нотированные сборники из Спасо-Преображенской церкви Сойгинской волости (4 книги – «Тенор», «Бас», «Альт», «Дышкант») 1749 г., Праздники нотированные 18 в. из Спасского Сойгинского монастыря, Обиход нотированный и церковные песнопения на 8 гласов 18 в. и пр. Пять сборников имеют крюковую нотацию, 11 – линейную.
Большой интерес среди рукописей представляют Помянники и Синодики, содержащие ценную информацию по истории и генеалогии сольвычегодских родов, истории храмов и местных монастырей. В « Помяннике сольвычегодских родов» (17 – 19 вв.) из придела Козьмы и Дамиана Сольвычегодского Благовещенского собора перечисляются роды его вкладчиков: род именитого человека Григория Дмитриевича Строганова, «москвитина Садовой слободы Герасима Бельскаго», роды «усолцев» Коротановых, Стрекаловских, Корытовых, священнослужителей Андрея Суботина, Гавриила Шумковых и пр.
Синодик Николо-Коряжемского монастыря (17 – 18 вв.) содержит перечисление игуменов этой обители, священноиноков и родов наиболее значительных вкладчиков: известного писателя и книжника 17 в. Александра Вятского, род «государева боярина» Бориса Ивановича Морозова, род Иоаникия Федорова сына Строганова и пр.5
Среди рукописей имеются также сборники литературного содержания (Сказание о табаке 18 в.), сборники поучений (Житие Василия Нового последней четверти 18 в.), сборник историко-литературного содержания 18 в., сборник текстов уставного характера 17 в., Месяцеслов 19 в., Воинские артикулы конца 18 в. и две рукописные тетради, одна из которых содержит тексты заговоров (1849 г.), а другая – «Слово на торжество выздоровления от прививания оспы государыни Екатерины II и государя Павла Петровича».
Книга кириллической печати в собрании музея представлена, в основном, богослужебной литературой: Шестодневы, Служебники, Ирмологии, Минеи служебные и пр. Имеются в собрании также книги «четьи», предназначенные для чтений вне богослужебного круга: «Слова и поучения Ефрема Сирина» 18 в., Беседы Василия Великого 18 в., Четьи-Минеи 17 – 19 вв., «Житие святых Варлаама и Исаафа» конца 17 в. и пр.
Многие из книг имеют владельческие записи, позволяющие установить источник поступления книги. Так, из библиотеки Благовещенского собора в музей поступило 17 книг.6 Среди них наиболее интересны вклады семьи Строгановых: 2 Шестоднева 1744 г., Служебник 1734 г., Пролог 18 в. – вклады баронов Александра, Николая и Сергея Григорьевичей Строгановых; Четья-Минея и Пролог нач.18 в. – вклад «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова. Строгановы делали вклады и в другие храмы г.Сольвычегодска. В частности, из бывшего Сретенского монастыря в музей поступило 4 старопечатных книги, вложенных в этот монастырь Строгановыми: Толковое Евангелие к.17 – нач. 18 вв., Минея 1705 г., Служебник конца 17 – нач. 18 в. – вклады именитого человека Григория Дмитриевича Строганова, Пролог 18 в. – вклад баронов Строгановых.
В 1920 – 1940-е гг. книжное собрание музея пополняется книгами из ликвидируемых церквей города Сольвычегодска (в Сольвычегодске в начале 20 в. насчитывалось 12 каменных храмов и 1 монастырь): Борисоглебской, Климентовской, Афанасьевской, Спасообыденной, Воскресенской, Успенской, Владимирской; и Сольвычегодского уезда (с 1776 года Сольвычегодск был уездным городом Вологодской губернии).
Из Борисоглебской церкви Сольвычегодска в музей поступило Евангелие 1681 года, напечатанное на Александрийской бумаге в Москве – вклад царей Иоанна и Петра Алексеевичей и сестры их Софьи Алексеевны (оклад к этому Евангелию выполнен на средства баронов Строгановых в 18 в.); из Спасообыденной церкви – Обиход церковный 1772 г., Минея 1705 г., Евангелие 1760 г. – вклад князя Шаховского; из Климентовской церкви – Октоих нотированный знаменного распева конца 18 – нач. 19 вв., из церкви Рождества Богородицы – «Устав о должностях пресвитерах приходских» 1789 г.; из Успенской церкви – Минея служебная на декабрь 18 в. – «положение Григория Васильева сына Сабурова», Житие святых Варлаама и Исаафа 17 в.; из Климентовской – Октоих нотированный знаменного распева конца 18 – нач. 19 вв.
Часть рукописных и старопечатных книг была приобретена сотрудниками музея в ходе экспедиций по деревням бывшего Сольвычегодского уезда. Первая экспедиция была организована в 1921 году в верховья р.Пинеги (бывшая Малопинежская волость Сольвычегодского уезда). В 1980 – 1990-е гг. экспедиции проводились в Красноборском, Котласском, Вилегодском районах.
В целом собрание рукописных и кириллических печатных книг Сольвычегодского музея представляет богатый материал для изучения читательских интересов и духовных запросов населения Сольвычегодского края XVII – XIX вв.
Музейное собрание гражданской печати позволяет определить круг чтения жителей города Сольвычегодска в XIX – н. XX вв.
В коллекции книг гражданской печати насчитывается 86 единиц хранения. Практически все книги фондового собрания относятся к категории редких. Среди них – книги богословского содержания, юридические издания, 2 книги по естественным наукам. Значительную часть собрания составляют книги по истории (57 ед.хр.). Хронологические границы собрания определяются 18 – нач 20 вв.: книг 18 в. – 53 ед.хр., 19 в. – 31 ед.хр., нач. 20 в. – 2 ед.хр.
В собрании представлены издания 12 типографий: 3 московских – типография Московского университета времени аренды ее Н.Новиковым, В.Окороковым, Ридигером и Клаудием; московская синодальная типография, типография С.Селивановского; преобладают в собрании книги петербургских печатен – СПб. Типография Гос. Медицинской коллегии, СПб. Товарищество “Общественная польза”, СПб. Типография при Императорской Академии художеств, СПб. Типография Академии наук, СПб. Императорская типография, СПб. Типография II Отделения Собственного Ея Императорского величества канцелярии, типография Министерства внутренних дел, типография и хромолитография А.Траншеля. 1 книга в музейном собрании напечатана в типографии Губернского правления г.Владимира в 1799 г. – сочинение Сенатского секретаря Федора Правикова «Памятник из законов, руководствующий к познанию должностей, возложенных на присутственные места и на обретающихся в них».
Книги гражданской печати поступили в музей из библиотеки Благовещенского собора (5 томов сочинения иеромонаха Амвросия «История российской иерархии», изданного в Синодальной типографии в Москве в 1810 – 1815 гг.), из частной коллекции Пьянковых – 5 томов «Деяний Петра Великого» историка Ивана Ивановича Голикова, изданных в 1788 – 1789 гг. в Москве, в университетской типографии знаменитого книгоиздателя и просветителя 18 в. – Николая Ивановича Новикова и 12 томов «Дополнений к Деяниям Петра Великого» того же автора, изданных в 1791 – 1797 гг.; сочинение Полидора Вергилия Урбинского «О первых изобретателях всех вещей», изданное в 1782 году у того же Н.Новикова; жизнеописание Нумы Помпилия, второго римского царя – творение г.Флориана, изданное в Санкт-Петербургской императорской типографии в 1788 году; из частной коллекции “Василья Максимова” – сочинение Антинга “Жизнь и военные деяния генералиссимуса, князя Италийского графа Суворова Рымникского” 1800 г.; «Константина Пономарева» – 16 книг «Римской истории от создания Рима до битвы Актийская» Ш.Роллена, переведенной с французского языка «трудами Василья Тредиаковского профессора и члена Санкт-Петербургской Императорской Академии наук», издание СПб. Типографии Академии наук, 1761 – 1767 гг.; из ликвидированных церквей г.Сольвычегодска («Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца…» Димитрия (Туптало, Даниил Савич) 1796 г. – вклад владельца розничной торговли в Сольвычегодске Николая Павловича Дубровина в Борисоглебскую церковь; из Богородской церкви – «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию», изданное в 1804 и 1807 гг. в Московской Синодальной типографии), из библиотеки Сольвычегодского Духовного правления – «Свод законов Российской Империи», т. 2 – 12, СПб., 1857; «Продолжение Свода законов Российской Империи» в 5 томах, 1858 – 1863 гг., «Алфавитный указатель к Своду законов Российской империи» 1860 г.; из библиотеки Сольвычегодского высшего начального училища – сочинение Батюшкова «Волынь. Исторические судьбы юго-западного края» 1888 года. Кроме того, в собрании книг гражданской печати Сольвычегодского музея имеется знаменитое «Историческое описание российской коммерции» (17 томов) Михаила Даниловича Чулкова – замечательного литератора, одного из самых плодовитых и разносторонних писателей 18 в. Сочинение Чулкова было издано в 1782 – 1786 гг. в Университетской типографии у Н.Новикова.
Научная библиотека музея насчитывает около 2 тысяч книг. Формирование библиотеки началось с момента образования музея в 1919 году. В отчете о работе Сольвычегодского музея за 1920 год уже значатся 697 книг «по вопросам искусства, археологии и истории с отделением литературы о местном крае». Неоценимую роль в формировании научной библиотеки музея, подборе книг сыграл первый директор музея Илья Иванович Томский. В 1920-е гг. в научную библиотеку музея поступают: Полное собрание русских летописей, издававшееся Санкт-Петербургской Археографической комиссией в 1889 – 1918 гг.; Летописи занятий Императорской Археографической комиссии за 1864 – 1916 гг.; Известия Императорской Археографической комиссии за 1901 – 1919 гг.; сочинение Великого князя Николая Михайловича «Графъ Павелъ Александровичъ Строгановъ (1774 – 1817). Историческое исследование эпохи императора Александра I» (СПб., 1903); 19 томов “ Русской исторической библиотеки”, издаваемой императорской археографической комиссией в 1875 – 1917 гг.; «История русского искусства» И.Э Грабаря (М., 1909), «Отчеты императорскаго московскаго и румянцевскаго музея» за 1902 – 1914 гг. и пр. Музей активно приобретает научную литературу по истории рода Строгановых, истории и художественной культуре древнего Сольвычегодска: Н.Макаренко. Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской.(Петроград, 1918), Савваитов П.И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них.(СПб., 1886), Н.Ордин. Древности Сольвычегодского Благовещенского собора (1886 г.) и пр.
В эти же годы в музей поступают архив и библиотека Сольвычегодской уездной земской управы: Журналы Сольвычегодского уездного земского собрания, Отчеты Врачебного совета при Сольвычегодской уездной земской управе, Отчеты о суммах сольвычегодского уездного земства, Отчеты Комиссии по народному образованию при сольвычегодской уездной земской управе и пр., содержащие богатейший материал о деятельности сольвычегодского земства и жизни Сольвычегодского уезда на рубеже 19 – 20 вв.
Из ликвидируемых храмов г.Сольвычегодска поступают подшивки Вологодских епархиальных ведомостей за 1864 – 1915 гг.
Сотрудники музея во главе с И.И.Томским в 1920-е гг. стали инициаторами краеведческого движения в городе Сольвычегодске и Сольвычегодском уезде. В связи с этим библиотека музея пополняется различного рода краеведческими изданиями: Известия Архангельского общества изучения Русского Севера (1911 – 1915 гг.), Записки Северо-Двинского Общества изучения местного края (Устюг, 1925), Бюллетень Северо-Восточного Областного Бюро краеведения (Архангельск, 1926), Известия Центрального Бюро Краеведения (1925 – 1926 гг.), Труды Костромского Научного Общества по изучению местного края (Кострома, 1927) и пр.
В 1921 - 1922 гг. по итогам экспедиции музея в верховья реки Пинеги в Государственной типографии г.Сольвычегодска выходят очерки И.И.Томского «Малая Пинежка и Выя»(оттиск из журнала «За работу») и «Эскизы из природы и жизни Малопинежья» (оттиск из газеты «Борьба и Труд»).
С открытием в 1937 году в Сольвычегодске Музея революции т.Сталина, в библиотеку музея поступают различные издания по истории революционного движения в России, сочинения В.И.Ленина (1930 – 1937 гг. в 30-ти томах), И.В.Сталина (1951 – 1952 гг. в 13-ти томах) и пр.
В последующие годы научная библиотека музея комплектуется, в основном, изданиями по истории искусства, проблемам реставрации памятников, музееведения и прочих дисциплин, непосредственно связанных с музейной спецификой.
26 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.