Перейти на главную страницу
Соч.: The interpersonal underworld (1958, 1966, 1967); FIRO: a three-dimentional theory of interpersonal behavior. N. Y., 1958; Here comes everybody. N. Y., 1971; Elements of encounter. N. Y., 1973.
По отношению к включенности группа может оказаться несовместимой с внешней реальностью следующим образом: группа, например, может захотеть большего или меньшего контакта и взаимодействия с внешней средой по сравнению с тем, которое у нее имеется. Пример недостаточности контактов — это военные группы на изолированных аванпостах. Если такая группа хочет большего взаимодействия с людьми, чем это возможно в подобной обстановке, то имеющаяся неудовлетворенность может стать источником несовместимости группы и окружающей среды. С другой стороны, можно привести в качестве примера семью, членом которой является какая-нибудь знаменитость. Такую семью постоянно осаждают визитеры, приглашения и т. п., и это нарушает ее частную жизнь. В этом случае группа несовместима с внешней реальностью, так как эта реальность не дает ей возможность уменьшить контакты с окружающей средой.
Несовместимость с внешней реальностью в области контроля означает, что группа слишком плохо или слишком хорошо контролирует окружающую среду* Примером слишком плохого контроля может послужить группа, живущая у подножия нерегулярно извергающегося вулкана. В этом случае налицо фундаментальная несовместимость группы с внешней реальностью, так как группа слишком плохо ее контролирует. С другой стороны, если группе приходится слишком сильно контролировать внешнюю среду, она может почувствовать, что такая ответственность для нее слишком велика. Например, в военное время молодые и неопытные тактические радарные команды, находившиеся на борту корабля, несли огромную ответственность, контролируя действия самолетов, ведущих бой с противником. В данном случае контроль оказался чересчур велик, и группа была бы счастлива освободиться от него.
Несовместимость со внешней реальностью в области расположения может выразиться в слишком большом или слишком небольшом количестве аффективных связей с реальностью. Часто случается так, что определенная группа, например Центральное разведывательное управление, должна действовать весьма секретно и важно. В связи с характером выполняемой ею работы эта группа не имеет права вступать в близкие отношения ни с какой другой группой. Слишком малое количество эмоциональных связей, возможно, не удовлетворяет большинство членов группы. С другой стороны, какой-то другой группе внешняя ситуация может навязать слишком тесную связь и близкие отношения с окружающими. Например, семьям, живущим в предместье, часто приходится вступать в тесные и близкие отношения с различными людьми только из-за того, что они живут рядом.
Все вышеизложенное служит примером категоризации всех возможных видов несовместимости между группой и внешней реальностью в соответствии с теорией ФИРО. Проблема влияния на развитие «эго» в теории ФИРО и рассмотрение связанной с ним области приводят к следующим выводам.
2. Установить и поддерживать достаточный уровень контроля над внешней реальностью: группа должна быть способна удовлетворительно функционировать без вмешательства извне, однако контроль не должен быть таким сильным, чтобы заставить группу принять на себя большую ответственность, чем она хочет.
3. Установить и поддерживать достаточно тесные и близкие отношения с внешней реальностью: члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности, однако эти отношения не должны быть настолько близкими, чтобы действия группы стали наносить вред или искажать ее цели.
Удовлетворение межличностных потребностей достигается путем установления и поддержания оптимальных отношений между членами группы в сфере потребностей. Следовательно, для эффективного функционирования группа должна найти баланс между количеством и видом контактов и взаимодействия, контролем и влиянием, а также личной близостью и расположением.
Все вышеперечисленное и составляет функции лидера в области межличностных потребностей. Лидер должен заботиться о том, чтобы средства, при помощи которых он исполняет свои обязанности, были приемлемы для группы и способствовали ее оптимальному функционированию.
2. Определение и интеграция различных когнитивных стилей (способов подхода к решению проблем), имеющихся у членов группы.
3. Максимальное использование возможностей и способностей членов группы.
Существенное отличие этой области лидерства от других заключается в том, что здесь требуется мобилизация предполагаемых физиологических или каких-то «чисто» когнитивных, мыслительных, характеристик членов группы. Для этого необходимо выявить их наличие и дать им возможность полностью проявиться. В эту область можно включить и проблему когнитивного стиля. Такие исследования, по-видимому, очень перспективны: они помогут как расширить область, свободную от конфликтов, так и правильно оценить ее.
Подобный подход подводит нас к отличному от общепринятого, более сложному пониманию функции лидерства — ее можно назвать комплементарной функцией. Если для оптимальной деятельности группы необходимо исполнение всех вышеперечисленных функций, то лучшее из того, что может сделать лидер, — это выяснить, какие функции не выполняются данной частью группы, и создавать условия для их выполнения. Таким образом, лидер минимизирует сферы неадекватности группы.
Выражаясь точнее, лидер должен создавать условия для совместимости группы с внешней средой и делать то, чего не смогла сделать группа. Если это означает установление контакта с внешней реальностью, или оказание помощи в этом другим, или представительство группы во внешней реальности, или вызывание на себя враждебности, которая накопилась во внешней среде по отношению к группе, то хороший лидер должен сделать все это. Время от времени он должен становиться «козлом отпущения»: это необходимо в том случае, если несовместимость (приводящая к враждебности) в группе настолько велика, что группа не может выполнять никакую работу. Если лидер станет «козлом отпущения» и частично разрядит эту враждебность, группа сможет продолжать свою деятельность. Этот подход также подразумевает, что в том случае, когда группа исправно выполняет все свои функции, самое лучшее поведение для лидера — это бездействие.
Это представление о лидере отличается от типичного, в соответствии с которым лидер не должен быть склонен к бездействию. Однако из проведенного здесь анализа, сопоставившего представление о лидере с психоаналитическим представлением об индивиде, следует, что основной функцией лидера является поддержание известного равновесия между внешней реальностью, межличностными потребностями и свободными от конфликтов функциями группы. Такая деятельность не всегда приятна и даже не очень похожа на деятельность лидера. Из данного представления о функциях лидера следует, что выполнение их далеко не всегда удовлетворяет межличностные потребности самого лидера. Это означает, что лидер в первую очередь должен:
1) знать, какие функции нужны группе;
2) тонко чувствовать, какие именно функции группа не выполняет;
3) иметь возможность выполнять то, что необходимо группе;
4) иметь желание сделать все необходимое для удовлетворения потребностей группы, даже если это окажется лично неприятным.
Шутц У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 162-168
17 12 2014
1 стр.
«Книга лидера в афоризмах / [авт. – сост. А. П. Кондрашов].»: Рипол классик; Москва; 2009
26 09 2014
36 стр.
Контрольная работа №2 «Квадратичная функция. Степенная функция» (9 класс)
14 12 2014
1 стр.
Задание Познавательная функция истории заключается в выявлении закономерностей исторического развития (а-1). Прогностическая функция – в предвидении будущего
14 12 2014
1 стр.
Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”
15 09 2014
1 стр.
Функция автодозвона: если номер, который вы хотите вызвать не отвечает или занят, Вы можете установить аппарат в режим автодозвона, нажав лишь одну кнопку автодозвона ( Redial )
10 10 2014
1 стр.
Сформировать понятие «функция», обобщить свойства функции: нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции
14 12 2014
1 стр.
Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана
11 10 2014
1 стр.