Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Шутц У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 162-168.

Шутц (Schutz) Уильям К. (род. в 1925 г.) — американский социальный психолог, преподавал во многих университетах. С 1967 г. работает в Ассоциации по исследованию человеческого потенциала при Эсаленовском институте (Калифорния). Автор более 30 работ. Основная проблематика: межличностные отношения в группе, развитие личности.

Соч.: The interpersonal underworld (1958, 1966, 1967); FIRO: a three-dimentional theory of interpersonal behavior. N. Y., 1958; Here comes everybody. N. Y., 1971; Elements of encounter. N. Y., 1973.


У. Шутц

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ФУНКЦИЯ ЛИДЕРА1


Предлагаемая структура, интегрирующая групповые роли, состоит из компонентов, обеспечивающих успешное взаимодействие группы с внешней реальностью, межличностными потребностями и факторами разрешения конфликтов. Теория фундаментальной ориентации межличностных отношений (ФИРО) располагает методом, дающим возможность определить те типы поведения, которые необходимы для успешной деятельности, по крайней мере, в двух их этих трех областей. Эта теория утверждает, что существуют три фундаментальные межличностные потребности — включенность, контроль и расположение (любовь). Для оптимального функционирования индивида (или группы) лидер должен установить и поддерживать удовлетворительный уровень отношений с другими людьми или с символами людей. Лидер должен поддерживать эти отношения во всех трех областях. В данной работе рассматривается возможность приложения этих представлений к проблемам развития лидера и сферам влияния «эго». Совокупность требований в этих трех областях можно принять за групповые функции, необходимые для оптимальной групповой деятельности, в рамках эгопсихологии — теоретической основы ФИРО.

ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Что побуждает лидера к действию, если во внешней реальности что-то не ладится? Несовместимость межличностных потребностей группы с требованиями внешней реальности, а также препятствия или даже запрет со стороны внешней реальности по отношению к проявлениям в групповой области, свободной от конфликтов. Это дает возможность категоризировать внешнюю реальность для групп. ФИРО описывает различные типы совместимости между людьми и делает предположение, что подобным образом можно проанализировать и ситуации. Различные типы несовместимости группы и внешней реальности можно описать аналогично типам несовместимости, существующим между людьми. Так как, по теории ФИРО, у людей есть три основные межличностные потребности – включенность, контроль и расположение, то в любой из этих областей может возникнуть несовместимость между группой и окружающей средой.

По отношению к включенности группа может оказаться несовместимой с внешней реальностью следующим образом: группа, например, может захотеть большего или меньшего контакта и взаимодействия с внешней средой по сравнению с тем, которое у нее имеется. Пример недостаточности контактов — это военные группы на изолированных аванпостах. Если такая группа хочет большего взаимодействия с людьми, чем это возможно в подобной обстановке, то имеющаяся неудовлетворенность может стать источником несовместимости группы и окружающей среды. С другой стороны, можно привести в качестве примера семью, членом которой является какая-нибудь знаменитость. Такую семью постоянно осаждают визитеры, приглашения и т. п., и это нарушает ее частную жизнь. В этом случае группа несовместима с внешней реальностью, так как эта реальность не дает ей возможность уменьшить контакты с окружающей средой.

Несовместимость с внешней реальностью в области контроля означает, что группа слишком плохо или слишком хорошо контролирует окружающую среду* Примером слишком плохого контроля может послужить группа, живущая у подножия нерегулярно извергающегося вулкана. В этом случае налицо фундаментальная несовместимость группы с внешней реальностью, так как группа слишком плохо ее контролирует. С другой стороны, если группе приходится слишком сильно контролировать внешнюю среду, она может почувствовать, что такая ответственность для нее слишком велика. Например, в военное время молодые и неопытные тактические радарные команды, находившиеся на борту корабля, несли огромную ответственность, контролируя действия самолетов, ведущих бой с противником. В данном случае контроль оказался чересчур велик, и группа была бы счастлива освободиться от него.

Несовместимость со внешней реальностью в области расположения может выразиться в слишком большом или слишком небольшом количестве аффективных связей с реальностью. Часто случается так, что определенная группа, например Центральное разведывательное управление, должна действовать весьма секретно и важно. В связи с характером выполняемой ею работы эта группа не имеет права вступать в близкие отношения ни с какой другой группой. Слишком малое количество эмоциональных связей, возможно, не удовлетворяет большинство членов группы. С другой стороны, какой-то другой группе внешняя ситуация может навязать слишком тесную связь и близкие отношения с окружающими. Например, семьям, живущим в предместье, часто приходится вступать в тесные и близкие отношения с различными людьми только из-за того, что они живут рядом.

Все вышеизложенное служит примером категоризации всех возможных видов несовместимости между группой и внешней реальностью в соответствии с теорией ФИРО. Проблема влияния на развитие «эго» в теории ФИРО и рассмотрение связанной с ним области приводят к следующим выводам.

Функции лидера по отношению к внешней реальности:


1. Установить и поддерживать контакты и взаимодействие с другими группами и людьми, достаточные для того, чтобы группа не оказалась в изоляции, однако не настолько сильные, чтобы нарушить целостность группы.

2. Установить и поддерживать достаточный уровень контроля над внешней реальностью: группа должна быть способна удовлетворительно функционировать без вмешательства извне, однако контроль не должен быть таким сильным, чтобы заставить группу принять на себя большую ответственность, чем она хочет.

3. Установить и поддерживать достаточно тесные и близкие отношения с внешней реальностью: члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности, однако эти отношения не должны быть настолько близкими, чтобы действия группы стали наносить вред или искажать ее цели.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ


Функции лидера по установлению и поддержанию удовлетворительных отношений между членами группы аналогичны его функциям относительно внешней реальности: только в данном случае речь идет скорее о совместимости между членами группы, а не между группой и окружающей средой. Проблемы совместимости подобного рода подробно обсуждаются в теории ФИРО. Здесь будут обсуждаться самые важные из этих функций.

Удовлетворение межличностных потребностей достигается путем установления и поддержания оптимальных отношений между членами группы в сфере потребностей. Следовательно, для эффективного функционирования группа должна найти баланс между количеством и видом контактов и взаимодействия, контролем и влиянием, а также личной близостью и расположением.


Функции лидера по отношению к межличностным потребностям


Достаточная включенность. Для поддержания существования группы желательно, чтобы каждый ощущал себя ее частью и знал, что в известной степени он составляет с ней одно целое. Возникновению и развитию этого желания способствует знакомство с членами группы и ознакомление с их биографиями.

Не слишком большая включенность. Необходимо, чтобы члены группы держались на определенной дистанции друг от друга и не теряли свою индивидуальность. Для этой цели группы часто разбивают на подгруппы в соответствии с разделением труда в ней или же на основе каких-то более тонких различий (мужчины -женщины, черные — белые и т. д.).

Достаточный контроль. Необходимо, чтобы при принятии решения одни члены группы могли в известной степени влиять на других. Без такого влияния или контроля над другими любая система принятия решения окажется неэффективной. Для этой цели избираются командиры, устанавливаются иерархические отношения, применяется грубая сила и т. п.

Не слишком сильный контроль. Для большинства групп необходимо установить поведенческие паттерны, при помощи которых ограничивается степень контроля одних членов над другими. Если не сделать этого, то утрачивается имеющая большое значение независимость одних индивидов, а на плечи других ложится слишком большая ответственность. Для ограничения контроля решение в группе часто принимается единодушно или по принципу большинства.

Достаточное расположение. Утверждение о необходимости такого расположения спорно. В целях данного исследования следует предположить, что оно необходимо для эффективного функционирования группы. Для успешного развития группового процесса важно, чтобы люди относились друг к другу с достаточной теплотой и состояли в близких отношениях. Если члены группы не могут свободно выражать свои чувства, то страдает продуктивность данной группы, так как на подавление враждебных импульсов затрачивается большое количество энергии. Обычно эта потребность в расположении удовлетворяется созданием группировок, перешептыванием, встречами в свободное время, питьем кофе в перерывах и после работы и т. д.

Не слишком сильное расположение. Избыточная близость и интимность могут отвлекать членов группы от ее основных целей, а также формировать слишком личное отношение к ее задачам, что не всегда желательно. В связи с этим необходимо ограничить степень близости между членами группы. Для этих целей используются процедурные методы типа установления повестки дня, дисциплина и наказания за слишком аффективно окрашенные действия.

Все вышеперечисленное и составляет функции лидера в области межличностных потребностей. Лидер должен заботиться о том, чтобы средства, при помощи которых он исполняет свои обязанности, были приемлемы для группы и способствовали ее оптимальному функционированию.


ПОВЕДЕНИЕ. СВОБОДНОЕ ОТ КОНФЛИКТОВ

Функции лидера по отношению к групповой области, свободной от конфликтов


1. Установление и уяснение иерархии групповых целей и ценностей.

2. Определение и интеграция различных когнитивных стилей (способов подхода к решению проблем), имеющихся у членов группы.

3. Максимальное использование возможностей и способностей членов группы.

Существенное отличие этой области лидерства от других заключается в том, что здесь требуется мобилизация предполагаемых физиологических или каких-то «чисто» когнитивных, мыслительных, характеристик членов группы. Для этого необходимо выявить их наличие и дать им возможность полностью проявиться. В эту область можно включить и проблему когнитивного стиля. Такие исследования, по-видимому, очень перспективны: они помогут как расширить область, свободную от конфликтов, так и правильно оценить ее.


РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ


Эгопсихологи утверждают, что, хотя свободная от конфликтов сфера «эго» развивается автономно, на нее могут оказывать влияние инстинктивные побуждения. Этот феномен обнаружен и в поведении группы. Шутц (1955) показал, что ситуация задания часто используется членами группы для удовлетворения межличностных потребностей, которые не были удовлетворены в группе. Например, задание используется для того, чтобы достигнуть известности или отвержения, власти или зависимости, эмоциональной близости или дистанции для удовлетворения этих потребностей. Если наиболее сильной для индивида является потребность включенности, он будет работать так, чтобы стать неотъемлемой частью группы. Если у него наиболее выражена потребность в контроле, он постарается своими компетентными действиями заслужить уважение группы. Если у него наиболее сильна потребность в расположении, он постарается нравиться всем членам своей ли работой, шутками ли или любым другим способом, который окажется эффективным. И другие люди тоже будут соответствующим образом реагировать на ситуацию задания, если их межличностные потребности удовлетворяются в данной группе. Соответствующим образом — это «максимальное удовлетворение их потребностей в соответствии с их ценностями и целями, а также с их когнитивными возможностями».

Комплементарная функция лидера


В заключение, используя модель развития «эго», разработанную психоаналитически ориентированными эгопсихологами и теорией ФИРО, можно постараться описать функции лидера в малой группе. Подобное описание указывает на сходство функций индивидуального «эго» и лидера группы. В обоих случаях для оптимального развития лидера (или функций «эго») необходимо решать групповые (или индивидуальные) проблемы: связанные с внешней реальностью и относящиеся к контакту, контролю и близости; связанные с межличностными потребностями (или инстинктивными побуждениями) относительно контакта, контроля и близости; связанные с автономными свободными от конфликтов способностями и свойствами группы или индивида. Кроме того, в функции лидера (или «эго») входит обеспечение взаимодействия этих областей, частично при помощи уяснения и управления иерархией ценностей и целей.

Подобный подход подводит нас к отличному от общепринятого, более сложному пониманию функции лидерства — ее можно назвать комплементарной функцией. Если для оптимальной деятельности группы необходимо исполнение всех вышеперечисленных функций, то лучшее из того, что может сделать лидер, — это выяснить, какие функции не выполняются данной частью группы, и создавать условия для их выполнения. Таким образом, лидер минимизирует сферы неадекватности группы.

Выражаясь точнее, лидер должен создавать условия для совместимости группы с внешней средой и делать то, чего не смогла сделать группа. Если это означает установление контакта с внешней реальностью, или оказание помощи в этом другим, или представительство группы во внешней реальности, или вызывание на себя враждебности, которая накопилась во внешней среде по отношению к группе, то хороший лидер должен сделать все это. Время от времени он должен становиться «козлом отпущения»: это необходимо в том случае, если несовместимость (приводящая к враждебности) в группе настолько велика, что группа не может выполнять никакую работу. Если лидер станет «козлом отпущения» и частично разрядит эту враждебность, группа сможет продолжать свою деятельность. Этот подход также подразумевает, что в том случае, когда группа исправно выполняет все свои функции, самое лучшее поведение для лидера — это бездействие.

Это представление о лидере отличается от типичного, в соответствии с которым лидер не должен быть склонен к бездействию. Однако из проведенного здесь анализа, сопоставившего представление о лидере с психоаналитическим представлением об индивиде, следует, что основной функцией лидера является поддержание известного равновесия между внешней реальностью, межличностными потребностями и свободными от конфликтов функциями группы. Такая деятельность не всегда приятна и даже не очень похожа на деятельность лидера. Из данного представления о функциях лидера следует, что выполнение их далеко не всегда удовлетворяет межличностные потребности самого лидера. Это означает, что лидер в первую очередь должен:

1) знать, какие функции нужны группе;

2) тонко чувствовать, какие именно функции группа не выполняет;

3) иметь возможность выполнять то, что необходимо группе;

4) иметь желание сделать все необходимое для удовлетворения потребностей группы, даже если это окажется лично неприятным.



В целом это представление о лидерстве напоминает старое высказывание о том, что «тот король хорош, чьи подданные процветают».

1 Sсhutz W. The Ego, FIRO theory and the leader as completer. — In.: Samovar L. et al. (eds). Leadership and interpersonal behavior. N. Y. 1961.




Комплементарная функция лидера

Шутц У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 162-168

98.72kb.

17 12 2014
1 стр.


Сборник афоризмов неслучайно назван «Книгой лидера»

«Книга лидера в афоризмах / [авт. – сост. А. П. Кондрашов].»: Рипол классик; Москва; 2009

1826.21kb.

26 09 2014
36 стр.


Контрольная работа №2 «Квадратичная функция. Степенная функция» (9 класс) Вариант Постройте график функции. Найдите с помощью графика

Контрольная работа №2 «Квадратичная функция. Степенная функция» (9 класс)

48.09kb.

14 12 2014
1 стр.


Ответы на тест 1

Задание Познавательная функция истории заключается в выявлении закономерностей исторического развития (а-1). Прогностическая функция – в предвидении будущего

290.64kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок по теме "Функция" в 7 классе Обед, знакомство с выставкой учебно-методической литературы 13. 00 14. 00 Пленарное заседание

Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”

83.99kb.

15 09 2014
1 стр.


Инструкция по эксплуатации. Основные функции. Телефон : Функция автодозвона

Функция автодозвона: если номер, который вы хотите вызвать не отвечает или занят, Вы можете установить аппарат в режим автодозвона, нажав лишь одну кнопку автодозвона ( Redial )

213.04kb.

10 10 2014
1 стр.


«Функция. Свойства функции»

Сформировать понятие «функция», обобщить свойства функции: нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции

227kb.

14 12 2014
1 стр.


Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»

Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана

199.88kb.

11 10 2014
1 стр.