Перейти на главную страницу
Первая космическая скорость (круговая скорость) — скорость, которую необходимо придать объекту без двигателя, пренебрегая сопротивлением атмосферы и вращением планеты, чтобы вывести его на круговую орбиту. Иными словами, первая космическая скорость — это минимальная скорость, при которой тело, движущееся горизонтально над поверхностью планеты, не упадёт на неё, а будет двигаться по круговой орбите. Например, чтобы не упасть на Землю, искусственный спутник, движущийся у самой поверхности, должен лететь со скоростью 7.9 км/с. По мере увеличения расстояния от притягивающего тела.
Тело, которое достигло первой космической скорости, становится искусственным спутником. Если придать объекту скорость, равную второй космической скорости, называемая также скоростью убегания, то оно окончательно преодолеет земное притяжение и улетит от Земли. 3-я космическая скорость позволяет преодолеть притяжение Солнца и покинуть Солнечную систему. 4-я космическая скорость позволяет покинуть Галактику. Она необходима для межзвездных и межгалактических путешествий.
Ответ на вопрос № 13
- из работы Колосовой Полины, ученицы 2 «А» класса гимназии № 18 г. Томска
Первая космическая скорость (круговая скорость) — это минимальная скорость, при которой тело, движущееся горизонтально над поверхностью планеты, не упадёт на неё, а будет двигаться по круговой орбите. Первая космическая скорость для Земли равна 7,91 км/с.
Космических скоростей 4 - первая v1, вторая v2, третья v3 и четвёртая v4. Космическая скорость – это минимальная скорость, при которой какое-либо тело в свободном движении сможет
Искусственные спутники Земли летают, как правило, на высотах более 200 километров и поэтому всегда видны как звезды средней или малой яркости. ИСЗ обычно имеют не правильную форму, и в пространстве их положение стабилизируется вращением, что приводит к периодически повторяющимся колебаниям их яркости. Для экономии топлива спутники запускают преимущественно в направлении вращения Земли вокруг своей оси, то есть с запада на восток. Поэтому они перемещаются по небу, навстречу видимому движению небосвода. Движутся спутники по прямой линии со скоростью около трех градусов в секунду. Такая скорость позволяет, например, пересечь весь «ковш» Большой Медведицы примерно за восемь секунд. Свет спутника — это отраженный от него свет Солнца. Для нас оно уже давно зашло, а с высоты полета спутника еще видно. Но и он в какой-то момент переходит в тень Земли, для него тоже наступает ночь. Очевидец наблюдает следующее: спутник, мерцая, движется по небу, и вдруг его яркость начинает быстро уменьшаться, и он пропадает из виду. Возможна и обратная картина: неожиданно на небе (бывает и высоко над горизонтом) появляется светящаяся точка, которая начинает двигаться к востоку, ровно меняя свой блеск, — это спутник вышел из тени, и его осветили солнечные лучи. Очевидно, что первая ситуация характерна для времени после захода Солнца, а вторая, наоборот, для второй половины ночи. Причем, чем ближе к заходу или восходу Солнца, тем меньшую область неба занимает зона тени и, соответственно, большую часть неба составляет то пространство, где спутник будет виден. Многие из них до сих пор находятся на своих орбитах и доступны наблюдению. Так что каждую ночь можно увидеть не один десяток спутников. Из-за трения о воздух ИСЗ с каждым витком постепенно опускаются все ниже и ниже, и большинство из них заканчивает свою жизнь, сгорая в плотных слоях атмосферы. Тогда возникает яркое, красочное явление искусственного болида. Если пристально смотреть на движущийся по темному небу спутник, то порой может показаться, что он на короткое мгновение остановился или же резко изменил свою траекторию.
Искусственные спутники, при наблюдении с Земли могут мерцать, меняться в блеске, как минимум по двум причинам. Во-первых, мерцание может быть вызвано слабой облачностью. Отраженный от поверхности искусственного спутника солнечный свет, проходя сквозь толщу атмосферы, поглощается тем больше, чем плотнее облака. Так как плотность и расположение облаков обычно не являются однородными и постоянными, а искусственные спутники достаточно быстро перемещаются по небосводу, то и прошедший сквозь атмосферу отраженный свет имеет переменную интенсивность. Другой причиной мерцания может быть вращение аппаратов относительно своих центров масс. Обычно спутники не имею правильной шарообразной формы, поэтому интенсивность отраженного света зависит от угла падения солнечных лучей на корпус аппарата. При постоянном вращении угол падения лучей света непрерывно меняется, при этом изменяется и интенсивность отраженного света, в результате мы видим мерцание.
Окислитель |
Горючее |
Усреднённая плотность топлива[3], г /см³ |
Температура в камере сгорания, °К |
Пустотный удельный импульс, с |
Кислород |
Водород |
0,3155 |
3250 |
428 |
|
Керосин |
1,036 |
3755 |
335 |
|
Несимметричный диметилгидразин |
0,9915 |
3670 |
344 |
|
Гидразин |
1,0715 |
3446 |
346 |
|
Аммиак |
0,8393 |
3070 |
323 |
Тетраоксид диазота |
Керосин |
1,269 |
3516 |
309 |
|
Несимметричный диметилгидразин |
1,185 |
3469 |
318 |
|
Гидразин |
1,228 |
3287 |
322 |
Фтор |
Водород |
0,621 |
4707 |
449 |
|
Гидразин |
1,314 |
4775 |
402 |
|
Пентаборан |
1,199 |
4807 |
361 |
Космический корабль «Буран» построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имеет аэродинамические органы управления.
Итак, «бесхвостка»…
Название говорит само за себя. «Отцом» данного проекта считается немецкий ученый, авиаконструктор и профессор Александр Липпиш. Еще в молодости его заинтересовали возможности конструкции без горизонтального стабилизатора. Пройдя путь от планеров «Шторх» до ракетного истребителя Me-163, он добился множества конструкционных наработок, коими воспользовались различные КБ. Чем же отличается схема «бесхвостка» от нормальной схемы? Рули направления в ней располагались непосредственно на фюзеляже или крыльях. Руль высоты отсутствовал вовсе, его роль брали на себя закрылки.
Среди преимуществ данного проекта налицо было уменьшение веса и аэродинамического сопротивления самолета, а также повысившаяся простота сборки. В 30-40-е годы проектом занималось достаточно много авиастроительных фирм, таких как «Арадо», «Блом и Фосс», «BMW», «Хейнкель», «Хейншель» и многие другие. Самым значительным успехом был, наверное, Me-163 – было построено 237 машин. В наше время по схеме «бесхвостка» создано большое количество боевых самолетов, например, «Миражи», израильский «Кфир» и т.п.
Фото из работы Забавновой Валерии, ученицы 1 г класса гимназии № 29 г.Томска
Вопрос № 18. Расскажите кратко, в какой последовательности осуществлялось приземление корабля «Восток» на Землю?
- Из работы Мыленкова Алекандра МОУ СОШ №7 г. Стрежевой (3 класс).
Руководитель: Мыленкова Ирина Владимировна.
Ответ на вопрос №18: Спускаемый аппарат (СА) совершал посадку по баллистической траектории, при этом работал пеленг в КВ-диапазоне, а после приземления включался пеленг, работавший в УКВ-диапазоне.
Космонавт совершал посадку отдельно от СА. Он катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7км со скоростью 20 м/с. Затем космонавт отделялся от кресла вместе с запасным парашютом и аварийным запасом (НАЗ). Сначала вытягивался тормозной парашют площадью 2м2 и на высоте 4 км - основной, площадью 83,5м2. Космонавт приземлялся со скоростью 5 м/с. Запасной парашют площадью 56м2 вводился в случае отказа основного.
1— отделение тормозного и введение основного парашюта на высоте 2,5 км;
5 — отделение тормозного и введение основного парашюта, отделение космонавта от кресла на высоте 4 км;
1 - Отделение первой ступени;
Корабль «Восток» состоял из спускаемого аппарата (1) и приборно-агрегатного отсека (5). Спускаемый аппарат был выполнен виде шара диаметром 2,3 м. Вес спускаемого аппарата 2,4 т, а его диаметр 2,3 м. В спускаемом аппарате было установлено кресло космонавта (2), приборы управления, система жизнеобеспечения. Кресло располагалось таким образом, чтобы возникающая при взлете и посадке перегрузка оказывала на космонавта наименьшее действие. В кабине поддерживалось нормальное атмосферное давление и такой же, как на Земле, состав воздуха. Шлем скафандра был открыт, и космонавт дышал воздухом кабины. Система жизнеобеспечивания рассчитана на 10 суток.
После включения тормозного двигателя скорость полета уменьшалась и начиналось снижение корабля.
Схема спуска:
На высоте 7000м открывалась крышка люка и из спускаемого аппарата выстреливалось кресло с космонавтом. В 4 км над землей кресло отделялось от космонавта и падало, а он продолжал спуск на парашюте. На 15-метровом шнуре фала вместе с космонавтом спускался неприкосновенный аварийный запас (НАЗ) и лодка, которая автоматически надувалась при посадке на воду.
Независимо от космонавта на высоте 4000м раскрывался тормозной парашют спускаемого аппарата и скорость падения его существенно уменьшалась В 2,5 км от Земли раскрывался основной парашют, плавно опускающий аппарат на Землю.
Система приземления спускаемого аппарата. Имела вытяжной парашют площадью 1,5м2, вводимый в поток крышкой парашютного контейнера, отстреливаемой по команде от бародатчиков, тормозной — площадью 18 м2, вводимый на высоте 4 км при скорости 200 м/с, и основной (вводимый на высоте 2,5 км) площадью 574 м2. Скорость приземления спускаемого аппарата составляла 10 м/с.
Катапультируемое кресло космонавта было оснащено двумя парашютами: основным и запасным. В состав основного входил тормозной площадью 2 м2. Основной — площадью 83,5 м2 располагался в верхней части кресла в контейнере, а запасной — площадью 56 м2 на специальной отделяемой спинке кресла. Ввод запасного парашюта происходил при отказе основного (При посадке Ю. А. Гагарина для повышения безопасности был реализован автоматический ввод запасного парашюта после раскрытия основного (посадка на двух парашютах)). В нижней части кресла размещался отсек для носимого аварийного запаса (НАЗа) и кислородного прибора. Стреляющий механизм кресла придавал креслу с космонавтом скорость на выходе из спускаемого аппарата до 20 м/с за 0,1-0,2 с. Для спасения космонавта в случае аварии ракеты-носителя на старте или в начале полета были предусмотрены дополнительно 2 пороховых ускорителя, с помощью которых можно было придать креслу скорость до 48 м/с.
По команде автоматики системы приземления на высоте 7 км при скорости 220 м/с происходило отделение крышки входного люка и через 2 с — катапультирование. Одновременно автоматически закрывалось остекление шлема скафандра, подтягивались плечевые ремни и включался кислородный прибор. После выхода кресла вводился тормозной парашют, а через 3 с. одновременно с отделением от кресла космонавта вместе со спинкой, запасным парашютом и НАЗом отключался тормозной парашют и вводился основной (на высоте 4 км и при скорости 70 м/с). Спустя 10 с после сброса кресла от космонавта отделялся НАЗ и повисал на фале длиной 15 м. Скорость приземления космонавта на основном парашюте составляла 6 м/с. спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО) с тормозной двигательной установкой ТДУ-1. Космонавт совершал посадку отдельно от СА. Он катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7 км со скоростью 20 м/с. Затем космонавт отделялся от кресла вместе с запасным парашютом и носимым аварийным запасом (НАЗ). Сначала вытягивался тормозной парашют площадью 2 м2 и на высоте 4 км — основной, площадью 83,5 м2. Космонавт приземлялся со скоростью 5 м/с. Запасной парашют площадью 56 м2 вводился в случае отказа основного.
Система энергоснабжения космического корабля предоставляет всю необходимую для жизнеобеспечения и проведения научной работы энергию. Для снабжения бортовых систем электроэнергией используются: солнечные батареи, топливные элементы, радиоизотопные батареи, ядерные реакторы, химические аккумуляторы. Первым компонентом энергосистемы является энергосистема автономная. В ее состав входит блок аккумуляторов большой емкости и минимально возможной массы. Как правило, это алюминий-литиевые аккумуляторы. Автономная энергосистема используется тогда, когда энергия от солнечных батарей не поступает. Еще одной причиной подключения аккумуляторной батареи может быть недостаток мощности солнечных батарей для проводимого эксперимента. Вторым компонентом энергосистемы корабля являются солнечные панели б
ольшой плоскости, а, следовательно, большой мощности. Площадь поверхности солнечных батарей очень велика и иногда превышает 1000 квадратных метров. Такие батареи могут предоставлять 25-30 киловатт мощности. На станции «Мир» площадь солнечных батарей составляла 114 квадратных метров, и они давали 10.1 киловатт мощности. Для получения максимальной отдачи солнечные батареи постоянно разворачиваются перпендикулярно направлению падающего на них света. В современных системах солнечные батареи по этой причине закреплены подвижно, чтобы позволить им разворачиваться, не разворачивая всего КК. Неизрасходованная энергия запасается в аккумуляторной батарее. Солнечные батареи делаются из никель-кадмия, так как КПД батарей из этого материала максимален. С увеличением площади солнечных батарей возникает проблема безопасной навигации рядом с космическим кораблем, так как увеличивается риск задеть эти батареи, что, как известно, и случилось при эксплуатации станции «Мир». Тогда грузовой модуль задел батареи станции, повредив их и сбив ориентацию станции в пространстве, для устранения чего потребовалось несколько рабочих дней экипажа.
На орбите МКС (и КК "Союз") напоминает парящую птицу. Это сходство придают ей "крылья" раскрытых панелей солнечных батарей. Для работы приборов и устройств космического корабля нужна электрическая энергия. Солнечная батарея подзаряжает установленные на борту химические аккумуляторы. Даже тогда, когда солнечная батарея находится в тени, приборы и механизмы корабля не остаются без электроэнергии, они получают ее от аккумуляторов. В последнее время на некоторых КК источниками электроэнергии служат топливные элементы. В этих необычных гальванических элементах химическая энергия топлива без горения преобразуется в электрическую. Топливо - водород окисляется кислородом. Реакция рождает электрический ток и воду. Потом эту воду можно использовать для питья. Наряду с высоким коэффициентом полезного действия это - большое достоинство топливных элементов. Энергоемкость топливных элементов в 4-5 раз выше, чем аккумуляторов. Однако топливные элементы не лишены недостатков. Самый серьезный из них - большая масса. Этот же недостаток пока еще препятствует применению в космонавтике атомных батарей. Защита экипажа от радиоактивного излучения этих энергетических установок будет слишком утяжелять корабль.
На КК используются источники электричества в виде: солнечных батарей, топливных элементов, радиоизотопных батарей, ядерных реакторов, химических аккумуляторов.
![]() |
орбитальная станция «Салют» перед стыковкой.
В России создана ядерная электрическая станция "БЭС-5" значительной мощности для получения электроэнергии в космических кораблях.
- Космические скафандры защищают космонавтов при выходе в открытый космос. Внешние слои скафандра защищают от вредных излучений Солнца и потоков высокоскоростных метеорных тел. Прозрачный шлем из полимерных материалов также обеспечивает космонавту защиту. Чтобы иллюминатор шлема не запотевал, в шлеме циркулирует газ. Между средними слоями скафандра накачивается воздух для создания давления на тело космонавта: в противном случае у него может вскипеть кровь.
Космические скафандры (слева направо): спасательный скафандр, применявшийся во время полета Ю. А. Гагарина на корабле «Восток» (1961 г.); скафандр (показан без теплозащитной оболочки), применявшийся А. А. Леоновым для работы в открытом космосе во время полета на корабле «Восход-2» (1965 г.); скафандр, применявшийся А. С. Елисеевым и Е. В. Хруновым при переходе через открытый космос из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4» (1969 г.); скафандр, применявшийся для выхода на Луну в программе «Аполлон» (1969 г.).
Внешний вид полужесткого скафандра (без теплоизолирующей оболочки): 1 — мягкие части скафандра; 2 — разъем пневмо- и гидрокоммуникаций; 3 — ручка для закрывания входного люка скафандра; 4 — карабин страховочного фала; 5 — клапан включения резервного запаса кислорода; 6 — светофильтр; 7 — жесткий корпус; 8 — гермоподшипник; 9 — пульт управления и контроля; 10 — регулятор режимов давления в скафандре; 11 — индикатор давления в скафандре; 12 — перчатка; 13 — силовой шпангоут; 14 — штепсельный разъем.
Вопрос № 22. Приведите один пример прибора, который не будет работать на борту комического корабля. Объясните почему?
- Из работы Федорова Ивана, 7 класс МОУ «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» Кожевниковского района. Руководитель: Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии.
- Карандаши в невесомости неприменимы, потому что стружки и грифельная крошка не ссыпаются в мусор, а плавают по кабине в условиях невесомости, чем создают немалую опасность: их можно вдохнуть, они могут попасть в глаз, в тонкий прибор и т.д. Кроме того, карандаш состоит из дерева и графита – чрезвычайно горючих материалов, что в условиях замкнутого пространства, наполненного кислородом, очень нежелательно.
Водяной уровень.
Рычажные весы.
Шариковая ручка.
- Из работы Суедовой Дарьи Александровны 2 «г» класс МОУ лицей №7 г.Томска
Руководитель: Мозгалина Тамара Михайловна
Ответ на вопрос №22:
Шариковая ручка – это, конечно, не совсем прибор, но я была удивлена, что ей нельзя писать в космосе. (На борту космического корабля не проявляется явление, вызываемое действием силы тяжести, постоянно наблюдаемое на Земле).
В начальный период освоения космоса, когда фломастеров еще не было, единственной возможностью было использование шариковых авторучек. Однако и они не работают в невесомости.
Фишер предложил свое изобретение NASA. После испытаний в феврале 1968г. NASA заказало 400 антигравитационных шариковых изделий Фишера для лунной программы «Аполлон».
Струйный принтер не будет работать на борту космического корабля. Так как отсутствует сила тяжести, и тогда при переносе мелких капелек чернил под действием электронных импульсов из резервуаров на бумагу, капли разлетятся.
У многих участников конкурса ответы на вопросы были очень подробные, интересные и разносторонние. За указание дополнительных сведений по вопросам, за фотографии жюри начисляло допо
25 09 2014
6 стр.
Человечество с древности грезило бескрайними космическими просторами, мечтало о полёте в космос. Но мало кто предполагал, что в космос человек сможет подняться во многом благодаря
25 12 2014
1 стр.
Все чаще человек опровергает эту знаменитую фразу. Человек покорил небо, космос и чем больше он открывает, познает, тем все труднее ибежать катастров. Но параллельно с открытием ле
24 09 2014
1 стр.
Всемирный день авиации и космонавтики — памятная дата, отмечаемая 12 апреля, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос
25 12 2014
1 стр.
Выбираются ведущий и члены жюри. Каждой команде выдаются карточки с номерами ответов. Командам предстоит отвечать на вопросы по следующим темам: биология, история, музыка, религия,
10 10 2014
1 стр.
Подведение итогов конкурса и определение победителей осуществлялась конкурсной комиссией, состоящей из представителей организаторов конкурса и других красноярских специалистов в сф
12 09 2014
1 стр.
В рекомендации мсэ-r р. 531-8 описываются методы оценки эффектов ионосферного распространения радиоволн на трассах Земля-космос на частотах от 0,1 до 12 ггц. На трассе Земля космос
12 10 2014
1 стр.
Издательский дом свфу подводит итоги литературного конкурса «Алмазный фолиант». Финалистами конкурса стали
16 12 2014
1 стр.