П
ОЯСНЕНИЯ: Эти слова из выступления С.П. Королева после успешного запуска второго ИСЗ в газете «Правда» 10 декабря 1957 года. В дальнейшем транслировались много раз в различных книгах о Сергее Королеве, памятных медалях и сувенирах. Чтобы расчеты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, нужен генеральный конструктор космических кораблей. Таким конструктором был
Сергей Павлович Королёв (1906-1966). Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос, сконструирована ракета, доставившая вымпел на Луну, автоматическая станция, сфотографировавшая ее обратную сторону, пилотируемые КК. Основоположник практической космонавтики, главный конструктор ракетно-космических систем, основателя ОКБ-1, а ныне Ракетно-космической корпорации «Энергия», академик Сергей Королёв провожал в полет каждого космонавта и давал советы во время полета, молниеносно принимая единственно правильное решение в любой обстановке. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.
Ответ на вопрос 25:
Из работы Перепелицына Сергея ученика 5 класса МОУ СОШ №41 г. Томска
Руководитель: Боженок Галина Александровна – учитель биологии
В
декабре 1957 года Сергей Павлович Королев (деятельность которого была засекречена самым строжайшим образом) сумел пробить в газету «Правда» свою статью
под псевдонимом «профессор К.Сергеев» о ближайших перспективах развития космонавтики. В ней он, в частности, писал: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие на далекие планеты, в далекие миры.
Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, а дорога к звездам открыта!»
Вопрос № 26. Россия и Франция работают над совместным проектом многоразовой ракеты-носителя, которая заменит существующие ракеты-носители — как российские, так и европейские в перспективе на 2020-2030 годы. Как называется этот проект?
Ответ на вопрос 26:
Из работы Перепелицына Сергея ученика 5 класса МОУ СОШ №41 г. Томска
Руководитель: Боженок Галина Александровна – учитель биологии
Совместный проект России и Франции "Урал" - часть подготовки
новой системы запуска, которая заменит существующие ракеты-носители - как российские, так и европейские в перспективе на 2020-2030 годы.
В настоящее время наши предприятия уже примерно сформировали облик и концепцию космической системы "Урал", которая в будущем придет на смену используемым сейчас ракетам-носителям типа "Союз" и "Ариан".
Как ожидается, разрабатываемая Россией и Францией перспективная ракета-носитель "Урал" будет многоразовой, топливом для нее станут жидкий водород и жидкий метан.
В первой ступени этой ракеты-носителя будут использованы и французские разработки в области авиадвигателей, которые создаются совместно с российским НПО "Сатурн" и КБ имени Сухого.
Ответ на вопрос 26:
- Из работы Стрюка Сергея ученика 6 «А» класса МОУ СОШ №4 ГО Стрежевой
Совместный проект многоразовой ракеты-носителя носит название «Урал». Работы по проекту уже начаты.
ПОЯСНЕНИЯ: В 2005 году Россия и Франция утвердили программу «Урал» по созданию перспективных ракет-носителей. В программе участвуют Роскосмос и Национальный центр космических исследований Франции — КНЕС. Перспективная ракета-носитель «Урал» будет многоразовой, топливом для нее станут жидкий водород и жидкий метан. В настоящее время наши предприятия уже примерно сформировали облик и концепцию космической системы «Урал», которая в будущем, 2020-2030 годах, придет на смену используемым сейчас ракетам-носителям типа «Союз» и «Ариан». Ведется работа по пяти направлениям проекта «Урал»: на первом этапе определяется облик космической системы будущего — скорее всего она будет многоразовой; на втором этапе построят демонстратор многоразовых ступеней ракеты-носителя; на третьем этапе — построят демонстратор космического корабля; на четвертом этапе предстоит разработать наземный демонстратор технологий использования нового криогенного топливного бака; пятым вопросом разработки новой ракеты-носителя «Урал» представляет собой демонстратор многоразового жидкостного двигателя, работать который будет на смеси жидкого водорода либо кислорода, а также жидкого метана. Работы по проекту уже начаты. В рамках проекта «Урал» сейчас работают над двигателями, работающими на компонентах жидкий водород и жидкий метан. В первой ступени этой ракеты-носителя используют разработки в области авиадвигателей, которые создаются совместно с российским НПО «Сатурн» и КБ имени Сухого. Бюджет проекта рассчитан на 5 лет (2005-2010) и составит 200 млн. евро.
Вопрос №. 27.
- Какое имя имел первый летный российский корабль, который затем был переименован в «Буран». По каким причинам космический корабль был переименован? Какими именами могли называться следующие российские космические корабли?
Ответ на вопрос № 27
- Из работы Никитиной Юлияи 7 класс, МОУ «Высокоярская сош» Бакчарского района.
Руководитель – Беляева Татьяна Васильевна, учитель физики и математики.
«БУРАН» - воздушно-космический корабль многоразового использования. Постановление по началу работ над проектом вышло в 1976 году в СССР в ответ на космическую программу США. Выполнен по самолетной схеме типа «бесхвостка» с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя «Энергия», спуск и посадка по «самолетному» режиму. Первый (и единственный) беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме состоялся 15 ноября 1988 года. Полет космического корабля «Буран» продолжался 205 минут он совершил 2 витка вокруг Земли и приземлился на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Данный факт учтен в Книге рекордов Гинесса. Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — 105 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т при взлете, до 20 т при посадке. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полёта в составе ракетно-космического комплекса, автономного полёта на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров. В 1990 году работы по программе «Энергия» — «Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Было сделано 3 экземпляра этого тяжелого космического грузовика многоразового использования, один из которых благополучно побывал в космосе, а теперь бездействует и ржавеет. Второй экземпляр «Бурана» превращен в ресторан и открыт теперь для общего обозрения в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. Судьба третьего экземпляра неизвестна. А ведущие специалисты, создавшие космический корабль «Буран» (НПО «Молния»), в порядке конверсии были заняты совершенно другой тематикой - разработкой технологического оборудования для переработки овощей.
Аналогичные нашему «Бурану» корабли - американские «Шаттлы». «СПЕЙС ШАТТЛ» (англ. Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней – «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Эндевер». Современные космические станции называются МКС (международная космическая станция). ОС (Орбитальный станции).
Второй полет по программе создания советских многоразовых космических кораблей прошел 4 февраля 1992 года, его сделал орбитальный корабль (ОК) «Байкал». «Байкал», так же как и его старший собрат «Буран», был построен в рамках программы «Энергия-Буран» по созданию многоразовой транспортной космической системы. Интересно, что имя «Байкал» было нанесено и на первый летный корабль (впоследствии Буран). Однако, в слове «Байкал» на одну букву больше, и при написании его вместо «Буран» последняя буква попадала в зону высоких температур при спуске в атмосфере и попросту выгорала вместе с лаковым покрытием (остальные пять букв оставались в зоне умеренных температур и прекрасно сохранялись). Конструкторы боялись, что при посадке у корабля не будет хватать каких-либо букв. Нужно знать атмосферу тех лет, чтобы понимать, что в случае «исчезновения» при посадке одной из букв или тем более государственных атрибутов (флага и надписи «СССР») ответственных специалистов ждало лишение не только премий... А если сгорят первые три буквы. Решили не рисковать и имя дать покороче. Для последующих кораблей были также зарезервированы шестибуквенные названия «Ураган» и «Тайфун».
Ответ на вопрос № 27
- Из работы Матохнюк Лады, 5 класс ОУ «Сайгинская СОШ» Верхнекетмского района Томской области. Руководитель: Пискунович Тамара Владимировна

Малоизвестный факт…
- Второй полет по программе создания советских многоразовых космических кораблей прошел 4 февраля 1992 года, его сделал орбитальный корабль (ОК) «Байкал». «Байкал», так же как и его старший собрат «Буран», был построен в рамках программы «Энергия-Буран» по созданию многоразовой транспортной космической системы. Интересно, что имя «Байкал» было нанесено и на первый летный корабль (впоследствии Буран). Однако, в слове «Байкал» на одну букву больше, и при написании его вместо «Буран» последняя буква попадала в зону высоких температур при спуске в атмосфере и попросту выгорала вместе с лаковым покрытием (остальные пять букв оставались в зоне умеренных температур и прекрасно сохранялись). Конструкторы боялись, что при посадке у корабля не будет хватать каких-либо букв. Нужно знать атмосферу тех лет, чтобы понимать, что в случае «исчезновения» при посадке одной из букв или тем более государственных атрибутов (флага и надписи «СССР») ответственных специалистов ждало лишение не только премий... А если сгорят первые три буквы. Решили не рисковать и имя дать покороче. Для последующих кораблей были также зарезервированы шестибуквенные названия «Ураган» и «Тайфун».
Первые проекты крылатых космических кораблей.
- Во второй половине 50-х годов в ЦАГИ приступили к исследованию гиперзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Первые официальные упоминания о "космолетах" ("космопланах") - аппаратах типа самолетов, способных летать на чрезвычайно больших высотах и в околоземном космосе - появились в 1958 году в планах Министерства обороны
СССР, очерчивающих основные направления деятельности советских ВВС на ближайшие 25 лет. Предполагалось, что разрабатываемые аппараты смогут достичь скоростей свыше М=10 и высот полета более 60 км.
Вскоре в ОКБ-23 и ОКБ-256 Госкомитета по авиационной технике началась разработка проектов пилотируемых "космопланов", запускаемых на орбиту трехступенчатой модификацией МБР Р-7.

словные обозначения: 1 - кабина космонавтов;
2 - иллюминаторы; 3 - входной люк; 4 - приборный отсек;
5 - консоли крыла при входе в плотные слои атмосферы;
6 - хвостовое оперение
Эволюция проектов советской многоразовой космической системы:

Ракетоплан Р-2 разработки Владимира Челомея
ВКА-23 В.М.Мясищева, третий вариант ( "49", 1960 г.): стартовая масса - 4,5 т при запуске на орбиту высотой 400 км, полезный груз 700 кг; экипаж 1 человек; длина 9,0 м, размах крыла 6,5 м, высота 2 м.
В 1981-82 гг. в НПО "Молния" был предложен проект авиационно-космической системы "49" в составе самолета-носителя Ан-124 "Руслан", выполнявшего роль I ступени - воздушного космодрома, и II ступени в составе двухступенчатого ракетного ускорителя и пилотируемого орбитального самолета, выполненного по схеме "несущий корпус". В 1982 году появляется новый проект - "Бизань" и его беспилотный аналог "Бизань-Т", отличающийся от "49" одноступенчатым ракетным ускорителем. Начало эксплуатации самого большого и грузоподъемного самолета в мире Ан-225 "Мрия" позволило "Молнии" разработать проект Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), где роль I ступени выполняет дозвуковой самолет-носитель "Мрия", а вторая ступень образована орбитальным самолетом, "сидящим верхом" на сбрасываемом топливном баке. "Изюминкой" проекта является применение двух маршевых трехкомпонентных ЖРД РД-701 на орбитальном самолете и дифференциально отклоняемые консоли крыла, как у орбитального самолета "Спираль".
С начала 1985 года проект - многоразовый космический корабль "Заря" (14Ф70) - разрабатывался и в НПО "Энергия" под ракету "Зенит-2". Аппарат состоял из многоразового корабля, по форме напоминавшего увеличенный спускаемый аппарат корабля "Союз", и сбрасываемый перед сходом с орбиты одноразовый навесной отсек.
Проект "Зари" был доведен до стадии завершения выпуска рабочей документации, но в январе 1989 года был закрыт из-за отсутствия финансирования.
Логика развития пилотируемой космонавтики и экономические реалии России поставили задачу разработки нового пилотируемого корабля - вместительного, недорогого и эффективного транспортного средства для ближнего космоса. Таким и стал проект космического корабля "
Клипер", вобравшего в себя опыт проектирования многоразовых кораблей. Но и этот проект разделил судьбу своих предшественников.
Источники информации:
- Из работы Харитоновой Полины, 8 кл., АК «ИКАР» ДТДиМ г. Томска.
1. Космонавтика: Энциклопедия./ Гл. редактор В.П. Глушко.- М.: Сов. энциклопедия. 1985. 2.
Интернет. 3. Журнал. National Gеоgraphic. Июль 2010. 4. Голованов Ярослав. Марсианин (Опыт биографии) - М.: Молодая гвардия. 1985. 5. Газета «Томский вестник», приложение «Добрый день» № 14, 2011г. 6. Звёздный час. Стихи советских и болгарских поэтов. - М.: Советский писатель. 1986. 7. Энциклопедический словарь юного астронома./Составитель Н.П. Ерпылёв.- М.: Педагогика. 1986.
Творческие задания.
Творческое задание «Интервью»
- Из работы Федорова Ивана, 7 класс МОУ «Новосергеевская ООШ»
Руководитель: Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии.
Федорова Надежда Емельяновна: «Я очень хорошо помню 12 апреля 1961 года. Весть о полёте Юрия Гагарина в считанные секунды облетела деревню. И всех нас охватил небывалый энтузиазм и ликование, а в тоже время страх. Это был действительно всенародный праздник. Мы были счастливы и радовались за Юрия, как будто сами побывали там, где по нашему разумению находиться мог только Бог.
Начиная с этого дня, мы «заболели космосом» – стали следить за каждым запуском спутников, космических кораблей с экипажами на борту. Знали по именам-отчествам всех космонавтов, их биографии. А как радовались, что мы первые в космосе побывали. Мы, а никто-то другой! Мальчишки хотели стать космонавтами. Вот и дядя твой об этом мечтал. Но стать космонавтом - дело непростое. Много работать надо, учиться уму разуму… Да и здоровье должно быть отменным. Это сегодня полеты в космос стали делом привычным, обыденным. Даже слышала, туристы летают. А тогда… только и слышно было о Гагарине, космосе, а бабульки спрашивали тихо друг у друга: «А Спасителя он там не встречал?» и испуганно перекрестившись, замолкали. Виданное ли дело - в космос забрались!!! А, ты, Ванюшка, учись».
Творческое задание: «ИНТЕРВЬЮ»
- Из работы Роговой Анны, 8 кл. МАОУ СОШ № 40 Томск
Из перечисленных заданий, я выбрала, как мне кажется, самой творческое, интересное и самое подходящее к этой теме задание. Подходящее мне кажется потому, что это было давно , и я считаю, что нам нужно знать , что в этот день испытывали люди и что вообще это значит для нашей страны. И я решила спросить у своей бабушки: как же это всё было, и я узнала для себя много нового и горжусь, что в нашей стране был такой замечательный человек - Юрий Гагарин. Так вот, что ответила моя бабушка: - Вся страна с замиранием сердца следила, за его полётом вокруг земного шара. Это был знаменательный день, в СССР к нему готовились много дней. Было большое соперничество между США и СССР, но всё-таки наша страна победила. И мы стали первой страной, где человек побывал в космосе. Юрий Гагарин сделал большой прорыв в истории. Благодаря нашему космонавту и нашим великим учёным, которые помогали в подготовке к полёту, Советский союз стал одной из ведущих стран. Так же есть гордость и за наших земляков, которые работали на заводе «Полюс» и изготавливали детали для космического корабля «Восток», так же гордость за нашего томского космонавта Николая Рукавишникова. Нам нужно знать и развивать космонавтику. Надо знать,что находится за пределами нашей планеты.
Творческое задание:
- Выполнила Суедова Дарья Александровна, 2 «г» класс, МОУ лицей №7 г.Томска
Руководитель: Мозгалина Тамара Михайловна.
К 50-летию полета Юрия Гагарина в Космос я с мамой сделала ракету из бумаги ростом с меня. Сейчас эта ракета находится в школе. Вот ее фотография.
Творческое задание:
Выполнил Дадалко Виталий, 2 класс, МОУ «Средневасюганская СОШ», с. Средний Васюган.
Руководитель: Ченцова Оксана Ивановна.
Мы сидим и смотрим в небо,
Как таинственно оно!
В небе звёздочки горят-
К дальним странствиям манят:
Полетать над облаками,
Посмотреть оттуда вниз.
И увидеть, как прекрасна
Та планета, где есть жизнь!
Оказаться на Сатурне
И по кольцам, как с горы,
Прокатиться по созвездью,
Что сияет нам в ночи.
С
Орионом на охоту
Мы отправимся вдвоём
И похвастаем добычей
Перед звёздной детворой.
Мы на красную планету
Прилетим на полчаса
И
оттуда мы увидим,
Что прекрасней всех – Земля!
Затоскуем мы по дому
И вернёмся мы с небес,
Но, когда взойдёт Луна,
Всё, ребята, в путь пора!
Вновь отправимся мы в космос.
Посмотреть на звёздный мир,
Пусть услышат все планеты
Голос наш через эфир.
Ах! Какое это счастье
Плыть в космическую даль!
По планетам прогуляться…
Пусть мечты осуществятся!
Творческое задание:
Выполнила Забавнова Валерия, ученица 1г класса гимназии № 29 г.Томска
Я очень горжусь тем, что первым в космос полетел космонавт нашей страны. И я хочу показать свою поделку на тему «Космос», выполненную из пластилина.
|
|
<предыдущая страница | следующая страница>