Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

ЗВУК Х'


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Х'

согласный

ротовой

щелевой


среднеязычный

(средненебный)

глухой

мягкий


АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА X'

Сходна с артикуляцией звука К' с единственным отличием: средняя часть спинки языка поднимается к средней части твердого неба, не касаясь его и образуя вместо смычки щель, по которой проходит воздушная струя.



ПОСТАНОВКА ЗВУКА X'

1. Если дефектны оба звука X и X', звук X ставится механическим способом от С (СА-СА-СА), звук X' (мягкий) является промежуточным и не требует специальной постановки.

2. Если дефектный только X' (мягкий), он ставится от гласного звука И, произносимого шепотом, с придыханием и широкой, утрированной улыбкой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА X'

1. Прямые слоги:

а) хе-хе хе-хе-хе б) хя-хе-хю-хи



хи-хи хи-хи-хи хе-хю-хи-хя

хи-хи-хи хи-хи хю-хи-хя-хе

хя-хя-хя — хя-хя хы-хя-хв-хю

2. Слова:

химия хибара* духи стихи*

Химки хижина* монахи пастухи*

хина химера* монахиня рубахи*

хихоньки хирург* петухи пряхи*

хихикать хитрый* похитить штрихи*

химикаты хищник* мухи страхи*

хитон хищение* мхи похищение*

3. Договаривание предложений словами на звук X':



Катя пишет (сказки, стихи).

На утренней заре громко поют (соловей, петух).

Перед выходом на сцену балерина надевает (туника, пачка, хитон).

Рыбаки поймали в Тихом океане много (кит, сельдь, хек).

Катя нюхает (пион, кофе, духи).

В комнате летают (комар, муха).

Больному малярией дают (аспирин, хина).

4. Преобразование деформированной фразы:

Химки Пахом ехать в

дети хата хихикать в

духи Нина покупать

мхи едят олени

Пахом выдох петь на —

5. Скороговорки.

Хи-хи-хи в Химках ходят петухи,

хи-хи-хи поют в кухне петухи,

хи-хи-хи дайте на обед ухи,

хи-хи-хи нет ни хека, ни ухи.

У мухи нет уха, нет уха у мухи.

Хи-хи-хи мама купит мне духи,

Кате меха для дохи,

Папе яхту для утехи,

Пете пуха для потехи.

Охи, ахи нету птахи,

нету птахи на папахе.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ


Преобладающим дефектом небных звуков является не отсутствие или искажение их, а различного рода замены, связанные с нарушением фонематического слуха и прямо ведущие к дисграфии.

Отсюда особо важное значение приобретает дифференциация звуков.

Проводится дифференциация по общепринятой схеме:

I. Проговаривается каждый из сходных звуков изолированно, слоговые ряды, слова, скороговорки.

П. Затем сопоставляются эти звуки на слух и в произношении:

а) изолированно;

б) в слогах с постепенным усложнением звукового состава и слоговых рядов;

в) в словах акустически сходных и различных, а затем с обоими конфликтными звуками;

г) в фразах;

д) в связной речи.

Ниже предлагается дидактический материал, который можно использовать для дифференциации звуков (II — в, г, д)


К-Т (К'-Т')


1. ком — Том копать — топать Коля — Толя*

кот — тот копка — топка корт — торт*

кого — того конка — тонка кочка — точка*

кому — тому копоть топот качка — тачка*

когда — тогда бок — бот кучка — тучка*

какой — такой бык — быт сколько — столько*

куда — туда кок — кот соки — соты*

как — так мак — мат марка — Марта*

кабак — табак кит — Тит скука — стук

2. танк пакт пикет кофта



тыква факт компот катание

канат акт табак диктант

утка контакт тайком нитка

ткань папка метка кантата

кот поток комета ветка

кто букет моток пинетки

ток пакет копыто банкетка

кант каток комната компакт

3. Счет: 1-10,2-20



дикая утка букет дубков

тонкая нитка букет камелий*

байковая кофта толстый канат*

моток тонких ниток тонкий канат

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:



катать Катю в комнате тянуть канат

выкатывать танк покупать конфеты

наматывать нитки подковывать копыта

диктовать диктант ткать тонкую ткань

5. Скороговорки:



Юный Том катает ком,

Метко ком кидает он.

На окно забрался кот,

Умный кот, но кот не тот*.

Покупает кот букет

И с конфетами пакет.

Мчится школьников поток

После школы на каток*.

Покупает тетка утка

Деткам байковые юбки.

Не ходите, тетка утка,

К деткам в домик на минутку.

К-Г (К'-Г')


кот год

ока ага




икра игра*

калина — Галина*

куст густ*

кол гол*




кости гости*

Клаша — Глаша*

кашу гашу*




кошка Гошка*

класс глас*




колки иголки*

колос голос'




катить гатить



книга

коготь

иголка*

курага*

гудок

отгадка

кагат

гавкать

уголок*

кагал*

карга*

кагор*

гайка

гномик

загадка*

горшок*

губка

нагайка

годок

галка*

горка* грелка*

курган* горько*

коготок

гамак

когда

голубка*

голубок*

глубоко*

горелка* гребенка кочерга*

круг*

грек*

галстук*

3. Счет: 1-10,2-20

мягкая губка

гнедой конь

тонкая книга

глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:



бегать на коньках * гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят готовить беговые коньки

помогать Кате покупать книгу

догонять пингвиненка отгадать загадку

5. Скороговорки, рассказы:



Ну-ка, галки, не галдите,

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код,

Чтоб попасть на луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке

Подарили кошку.

Маленькой Агашке

Дайте манной кашки*.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот,

Просидит там целый год*.

У елки иголки колки*.

Галка села на палку.

Палка ударила галку*.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу,

А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор,

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

Гуси! Гуси!

Га-га-га!

Надевайте тапки!



Надевайте тапки

Берегите лапки*.

Говорят, говорят:

Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*

Гули, гули, гуленьки

Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик



У Гони новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика.

Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтями Ганину губку.

К-Х (К'-Х')


1. кот ход сок сох*

кадка хатка сук сух*

бак бах макать махать*

мука муха макал махал*

мок мох накал нахал*

2. кухня хоккей холка*



духовка маховик квохтать*

охапка охотник Каховка

находка кудахтать самоходка*

хомяк моховик хатка

макуха пуховик хоботок

походка хозяйка* хвостик*

хомутик хоккеист* хек

3. Счет: 1-10,2-20



сухой сук* пуховая кофта

хоккейная команда духовой оркестр*

походный бивуак походный пуховик

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:



находить в духовке сухарик* ходить по кухне

находить хомяка в сухой траве* ходить на хоккей

хохотать в комнате смеха* нюхать духи

хватать в охапку кофту хватать за хвост *

схватить кота за хвост* похитить хомяка

5. Скороговорки:



Кудах-тах-тух, кудах-тах-тух!

Кудахтать так не мог петух.

Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах!

Кудахчут курочки в кустах*.

Важно шагает

Надутый индюк;

Громко кричит

«Кукареку» петух*.

Квохчет хохлатка,

Сидя в гнезде.

Крякая, утка

Плывет по воде *

1 Упражнения 6б, в выполняются только при отсутствии дефектов в произношении шипящих, свистящих звуков и соноров.

2 См. здесь и далее - Материал, помеченный звездочкой, используется только при отсутствии дефектов свистящих, шипящих и соноров.

3 Обратные слоги со звуком К' (мягким) не свойственны фонетической системе русского языка.

4 В обратных слогах по законам русской фонетики звук Г оглушается.

<предыдущая страница


Коноваленко В. В., Коноваленко св. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. М: «гном-пресс»

Коноваленко В. В., Коноваленко св. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. М: «гном-пресс», 1999

462.44kb.

15 12 2014
4 стр.


Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы п

514.14kb.

15 12 2014
8 стр.


Рассказать о замечательном хоккеисте и человеке Викторе Коноваленко

Торпедо, семикратный Чемпион Европы и восьмикратный чемпион Мира, неоднократный призер этих соревнований, двукратный Олимпийский Чемпион в составе сборной Советского Союза. Виктор

28.03kb.

14 10 2014
1 стр.


Дислалией называют стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи

При нарушении 12-16 звуков речь становится затруднительной для общения. Более того, такое сложное нарушение произношения может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать как с

47.97kb.

01 10 2014
1 стр.


Набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок

Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение мно

231.71kb.

14 10 2014
1 стр.


Условия для организации образовательного процесса

Дидактический материал для развития проверки техники чтения; раздаточный материал

192.82kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа «Веселая грамматика»

Работа над дикцией (развитие артикуляционного аппарата, четкость произношения звуков, умения различать звуки речи на слух)

95.09kb.

02 10 2014
1 стр.


Эпитет в художественном произведении

Тема коммуникативная: дидактический материал из повести «Дубровский» и стихотворений А. С. Пушкина

97.26kb.

18 12 2014
1 стр.