Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Гудкова Ольга Яковлевна,

учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7»,

город Владимир.

Конспект интегрированного урока обществознания и истории в 10 классе:
«Когда говорит оружие, законы молчат»

(взгляд на формирование механизма политических репрессий в Советской России через призму судеб наших земляков Ф.Ф.Кокошкина и М.Г.Коммиссарова).



2008 год
Гудкова Ольга Яковлевна,



учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»,

город Владимир.

Конспект интегрированного урока обществознания и истории:



«Когда говорит оружие, законы молчат»

(взгляд на формирование механизма политических репрессий в Советской России через призму судеб наших земляков Ф.Ф.Кокошкина и М.Г.Коммиссарова).

10 класс
Обоснование темы и методики урока.

Когда я решила принять участие в конкурсе, сомнений по поводу выбора темы урока у меня не было. Это период Октябрьской революции и начала гражданской войны в России. Именно тогда проходило становление тоталитарного режима большевиков, проводились политические репрессии против «контрреволюционеров», а одновременно с этим прорастали первые ростки сопротивления «единомыслию», причём, не только со стороны «эксплуататорских элементов» или интеллигенции, но также рабочих и крестьян.

В нашей школе работает научное общество учащихся старших классов «Логос». Мы с ребятами под руководством профессора, доктора философских наук Алексея Алексеевича Кара-Мурзы с 2003 года занимаемся исследовательской работой по изучению биографий депутатов Первой и Второй Государственных дум либо избранных от Владимирской губернии, либо - тех, чья судьба так или иначе была связана с нашим краем. Из-за практического отсутствия литературы по данной проблеме главным методом работы был анализ документальных материалов Государственного архива Владимирской области.

Итогом этой деятельности стало участие ребят 9 – 11 классов в краеведческих и научно – практических конференциях разного уровня, включая и федеральный, где они занимают призовые места.

Так, на VII Российской научной конференции школьников «Открытие» в городе Ярославле в 2004 году ученица 11 класса Щетилина Юля заняла I место с работой о депутате I Думы, нашем земляке, Ф.Ф.Кокошкине. На XIV Всероссийской краеведческой конференции исследовательских работ учащихся "Отечество» в городе Москве в 2006году ученица 11 класса Сумкина Ирина заняла II место с работой о начальнице женской гимназии города Владимира О.Н.Кокошкиной. На региональной краеведческой конференции исследовательских работ школьников «Отечество» в 2007 – 2008 учебном году ученица 10 класса Гавриченко Вероника заняла I место с работой о роли депутата Первой Государственной думы от Владимирской губернии М.Г.Коммиссарова1 в развитии отечественного образования и культуры. Призовыми местами отмечено неоднократное участие в городском конкурсе рефератов «Права человека и будущее России». В 2004 и 2007 годах ребята участвовали во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия. ХХ век»

Я и сама веду исследовательскую работу. В сотрудничестве с академиком В.В.Шелохаевым написала главу «Фёдор Фёдорович Кокошкин» в книге под общей редакцией профессора А.А.Кара-Мурзы «Наше либеральное наследие» (Москва, 2004 год). А вместе с профессором А.А.Кара – Мурзой мной написана статья «Комиссаров2 Михаил Герасимович (1867 – 1929)» в сборнике памяти депутатов Первой Государственной думы под общей редакцией А. Кара-Мурзы (Москва, 2006 год) «Перводумцы».

Наши земляки Ф.Ф.Кокошкин и М.Г.Коммиссаров были историческими личностями «второго сорта» в советской истории, поскольку один был аристократом, дворянином, а другой – предпринимателем. Благодаря нашим исследованиям и помощи депутата ЗС Владимирской области, председателя ВРО ПП «СПС» Сергея Владимировича Сахарова, а также профессора А.А.Кара-Мурзы историческая правда была восстановлена. 2 июля 2004 года на здании бывшей классической мужской гимназии города Владимира была открыта обновлённая мемориальная доска выдающимся выпускникам гимназии. Рядом с именами знаменитых братьев Столетовых высечено имя депутата Первой Государственной думы Федора Федоровича Кокошкина.

А 29 апреля 2006 года в селе Дубасово Гусь-Хрустального района на здании бывшего двухклассного министерского училища была установлена мемориальная доска Михаилу Герасимовичу Комиссарову,3 депутату Первой Государственной думы, предпринимателю и меценату.

Оба бывших депутата подвергались политическим репрессиям со стороны большевиков. Была и негативная реакция на это беззаконие со стороны общественности России и Владимирской губернии (гневные стихи Б.Пастернака, письма К.Станиславского и И.Москвина в ЧК, обличительные статьи владимирских газет против убийства Кокошкина и Шингарёва). Поэтому я решила провести интегрированный урок обществознания и истории в 10 классе по теме: «Когда говорит оружие, законы молчат», перефразируя известный идеологический принцип большевиков. В процессе урока, используя материалы наших исследований о Кокошкине и Коммиссарове, а также документальные материалы о политических репрессиях в стране в целом, мы с ребятами стремились доказать, что в тоталитарном государстве жизнь регулируют не законы, а люди, на чьей стороне сила. У кого в руках оружие, тот и прав.

В ходе изучения истории России в 9 классе учащиеся ещё не могли уяснить механизм проведения репрессий. Такую возможность даёт изучение темы по обществознанию «Гражданское общество и правовое государство» в разделе «Политическая сфера». Мы попытались раскрыть сущность и механизм политических репрессий как неотъемлемой черты тоталитаризма через призму судеб двух наших земляков: Кокошкина и Коммиссарова, которые оказались втянутыми в гражданскую войну, сами того не желая.



Первый был уничтожен физически, поскольку горячо выступал за созыв Учредительного собрания после прихода к власти большевиков, а они этой властью делиться ни с одной партией уже не хотели. Накануне октябрьской революции Кокошкин писал: «Всевозможные честолюбцы могут приобрести широкую популярность различными широкими обещаниями, которые они впоследствии нарушают»... Их «всенародное избрание… служит мостом к государственному перевороту». Убив этого человека без суда и следствия, большевики ликвидировали и проблему.

Второго тоже хотели уничтожить, но не дали видные деятели искусства, они укрыли его в театре, на создание которого и на поддержку его актёров Коммиссаров до революции тратил огромные средства.

Я убеждена, что главную роль на любом уроке играет живое слово учителя. Поэтому урок проведён в диалоговой форме с созданием проблемных ситуаций, решить которые учитель постоянно побуждает ребят, провоцирует их на высказывание своего мнения.

Неоценимую помощь в организации деятельности учащихся на уроке мне оказали мультимедийные средства обучения. Я разработала дидактические материалы по заявленной теме в форме мультимедийной презентации, на которой основан весь урок. Это попытка компьютерного моделирования исторических ситуаций 1917-1918 годов и таких общественных явлений, как тоталитаризм и его проявления: нетерпимость к инакомыслию, беззаконие, политические репрессии, террор. В целях осуществления деятельностного подхода к уроку использовались элементы лабораторной работы с документальными материалами.

Пример Кокошкина и Коммиссарова показывает, как большевики на деле осуществляли социальный эксперимент по созданию «коммунистического человечества из … человеческого материала капиталистической эпохи» (Н.Бухарин). Поистине, «кто был ничем, тот станет всем». Трижды прав был А.М.Горький, который писал: «…Я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти — недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего».

Иногда достаточно нескольких стихотворных строчек для того, чтобы точно донести идею. С этой целью я использовала стихи Максимилиана Волошина «Буржуй» и «Большевик»:
Буржуя не было,

Но в нем была потребность



Для революции необходим капиталист,

Чтоб одолеть его во имя пролетариата.



Его слепили наскоро:

Из лавочников, из купцов,

Помещиков, кадет и акушерок.

И про большевика:

Зверем зверь. С кручёнкой во рту.



За поясом два пистолета.

Был председателем Совета,



А раньше — грузчиком в порту.

Я не ставила вопросов перед чтением стихов М.Волошина и Б.Пастернака и прослушиванием песни В.Высоцкого, чтобы не вторгаться в эмоциональную сферу ребят и не отвлекать их, давая каждому возможность сделать самостоятельные выводы.

Главная идея урока: неприятие насильственных методов решения проблем, нарушения прав человека, беззакония со стороны государства, в частности, – по отношению к инакомыслящим. Отношение ребят к политическим репрессиям однозначно отрицательное, у них сформировалось чувство противления несвободе в любых её проявлениях. Ученики приходят к выводу о необходимости политического плюрализма и толерантности в обществе, о возможности свободного высказывания своего мнения, даже если оно и отличается от мнения власти.
Тип урока:

- урок закрепления и комплексного применения знаний исторических фактов и сущности общественных явлений в новых учебных условиях.


Форма урока:

- урок презентации результатов исследовательской деятельности с элементами лабораторного практикума на основе компьютерного моделирования исторических ситуаций и общественных явлений.


Цели урока:

- на примерах из истории России формировать убеждённость ребят в том, что органы власти должны нести историческую и правовую ответственность за свои действия;

- попытаться вскрыть механизм использования политических репрессий в тоталитарном государстве;

- показать на примерах судеб наших земляков Ф.Ф.Кокошкина и М.Г.Коммиссарова опасность попыток решения проблем чрезвычайными методами, а не на основе законов; а также – пагубность деления общества на «своих и чужих»;

- воздействуя на эмоциональную сферу детей, заставить их сопереживать вместе с людьми, втянутыми в беспощадную «мельницу судеб», в которой полностью игнорировалось право человека на жизнь;

- воспитывать неприятие беззакония в любых его проявлениях на примерах сопротивления нарушению прав человека со стороны различных слоёв общества в стране и во Владимирской губернии;

- способствовать становлению активной гражданской позиции у ребят и ответственности за будущее нашей Родины;

- учить ребят самостоятельно добывать знания и делать верные выводы на основе анализа исторических фактов и исторических ситуаций.


Задачи урока:

- обеспечивать при помощи разнообразных форм и методов организации работы учителя и учащихся на уроке постановку детей в субъектную позицию;

- сознательно ставить учащихся в ситуацию морального и правового выбора, постоянно применяя проблемные задания;

- используя возможности мультимедийного оборудования, показывать динамику становления тоталитаризма, порождающего политические репрессии;

- исходя из деятельностного подхода к уроку, давать возможность учащимся высказывать свою точку зрения, аргументируя её фактами и документальными данными;

- адресуя вопросы и задания всему классу, учитывать уровень обученности каждого ученика, особенности его личности;

- создавать ситуацию «морального поглаживания» детей, поскольку тема репрессий и террора достаточно тяжела для детского восприятия.
Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах.


Методы и технологии урока:

- проблемный метод;

- диалоговая методика;

- поисково-исследовательский метод;

- лабораторно-практический метод;

- метод перехода из одной знаковой системы в другую (работа со схемами);

- метод комплексного подхода к оценке (самооценка, оценка экспертов, оценка учителя).
Предварительная работа:

- в ходе подготовки к уроку была проведёна лабораторная работа. Класс был поделён на группы под руководством «экспертов», ребят, которые хорошо разбираются в причинно-следственных связях исторического процесса и ведут исследовательскую работу. Все группы получили одинаковое по форме задание: провести анализ документального фрагмента на основе предложенных учителем вопросов и составить итоговый отчёт группы (см. Приложения). Цели этой работы:

- «погружение» учащихся в историческую обстановку революции и гражданской войны, сопереживание вместе с людьми, пострадавшими от репрессий, террора;

- оценка действий разных групп российского общества;

- выявление нарушений прав человека и, прежде всего, - его права на жизнь;

- освобождение конкурсного урока от перегрузки фактическим материалом.



Оборудование урока:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- дидактический материал к уроку в форме компьютерной презентации;

- выставка книг со статьями о Ф.Ф.Кокошкине и М.Г.Коммиссарове (в том, числе, и моими) и учебно-методической литературой;

- транспаранты с высказываниями известных в России людей против политических репрессий и диктатуры.


Эпиграфы к уроку:

«Когда идеи ведут кровавую борьбу на площадях, улицах, на больших дорогах, в полях и лесах, тогда сама истина перестает уже интересовать; не до нее».

Н. А. Бердяев.

«В чьих бы руках ни была власть, за мною остается мое человеческое право отнестись к ней критически. И я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти — недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего».

А.М.Горький.
Ход урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о политических репрессиях в России начала ХХ века. На прошлом уроке по обществознанию мы сравнивали с вами черты правового государства и тоталитарного. Пожалуйста, назовите черты тоталитарного государства.

Ответы учащихся:

  1. Вся власть сосредоточена в руках одного лица или партии.

  2. Ликвидируются почти все конституционные права (если есть конституция).

  3. Производятся репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих.

  4. Централизованная экономика.

  5. Контроль над средствами массовой информации, жёсткая цензура.

  6. Установление единой государственной идеологии.

Учитель: Получается, что все вместе идут к одной цели под руководством одной партии. Причём, эта цель – обязательна.

Какая была обстановка в России в начале ХХ века, точнее – в конце 1917 – начале 1918 года? (Учитель напоминает, что в России в это время вслед за революцией началась кровопролитная гражданская война). Опишите, как себя чувствовали люди в это время. Вам помогут фотографии (учитель демонстрирует слайд № 2 с фотографиями времён революции и гражданской войны).



Учащиеся: (Дают неточный и неполный ответ).

Учитель: Дело в том, что в событиях, которые происходили в России в это время, очень трудно было разобраться. На этой фотографии видно, что массы людей вышли на улицу. Известный русский философ Н. А. Бердяев писал: «Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл!».

А Маркс, а вслед за ним – и Ленин говорили: «Революция – это праздник для народных масс». Посмотрите на фотографии: ну, разве не праздник? Люди работали в деревне, долго воевали, а в ходе революции они вышли на улицы. Сплошные митинги, выступления. Выступают то кадеты, то эсеры, то большевики, и каждый предлагает что-то своё. Эти люди читали Джона Локка или Шарля де Монтескье о правовом государстве, о гражданском обществе?



Учащиеся: Конечно, не читали.

Учитель: А почему?

Учащиеся: Потому, что были в основном неграмотны или полуграмотны.

Учитель: Народ с 1914 года воевал, пережил две революции. Люди устали. Французский историк Жюль Мишле писал: «Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок над ужасами, ее породившими» (слайд № 3).

А кто «бросил в массы» такие лозунги, что народ пошёл за этими людьми?



Учащиеся: Это были большевики.

Учитель: И Ленин, и Троцкий, и другие большевики «бросают в массы такие лозунги…» А какие?

Учащиеся: Лозунги большевиков были очень просты и понятны. Это:

  1. «Мир – народам!»

  2. «Хлеб – голодным!»

  3. «Фабрики – рабочим!»

  4. «Землю – крестьянам!»

(демонстрируется слайд № 4 с лозунгами большевиков).

Учитель: И был ещё один лозунг в то время: «Когда говорит оружие, законы молчат» (слайд № 5). Я ставлю знак вопроса в конце и предлагаю вам разобраться, действительно ли это было так после прихода к власти большевиков?

Яковлева Полина, участница Всероссийского конкурса 2007 года «Человек в истории. Россия ХХ век»:

Да, это, действительно было так. Большевики могли с помощью оружия заставить замолчать людей, и против них законы были бессильны.



Учитель: Давайте попробуем ответить на этот вопрос более подробно в течение урока, приведя примеры. Необходимые доказательства своего мнения записывайте на вашем оценочном листе и в тетради. На нём также есть место для самооценки, оценки экспертов и для моей оценки.

Предлагаю вам ещё раз обратиться к мнению очевидца тех событий философа Н. А. Бердяева (слайд № 6). Он писал: «Когда идеи ведут кровавую борьбу на площадях, улицах, на больших дорогах, в полях и лесах, тогда сама истина перестает уже интересовать; не до нее».



Неужели с этим согласиться?

Действительно, когда массы выходят на улицу и не могут разобраться в обстановке, они воспринимают простые и понятные им призывы. А поскольку призывают их к насилию, массовым становится и террор.

То, что мы проводим этот урок и говорим о политических репрессиях, наверное, не позволяет нам согласиться с неизбежностью насилия.

А могут репрессии быть неполитическими?



Учащиеся: Нет, не могут.

Учитель: Почему?

Кривенюк Лидия:

Репрессии большевиков преследовали определённые политические цели: в данном случае они были направлены на определённые слои населения для достижения целей большевиков, для устрашения народа.



Манукян Гор:

А люди, выступавшие против них, были подвержены этим политическим репрессиям.



Учитель: Их идеи не соответствовали политическим идеям большевиков. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» писал, что каждый писатель (а, значит, и любой человек) должен быть «колёсиком и винтиком одного-единого социал-демократического механизма». Вот вы хотели бы быть «колёсиком и винтиком»?

Учащиеся: Конечно, нет.

Учитель: А почему? Чем это плохо?

Гавриченко Вероника, участница Всероссийского конкурса 2007 года «Человек в истории. Россия ХХ век», победитель областной краеведческой конференции «Отечество» в 2007 году:

Потому, что каждый человек – это личность. Он имеет своё мнение, которое должен отстаивать. И он не должен бездумно выполнять то, что ему скажут даже под страхом смерти. Человек обязан мыслить, думать, анализировать свои действия: а к чему это приведёт? А если в одном механизме всё будет, то получается, что человек – не личность, а оружие в руках социал-демократов.



Учитель: А интеллигентов большевики называли «бесхребетными». У них не было этого «металлического стержня». Один поэт написал про большевиков: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче не было б в мире гвоздей». Посмотрите на этот слайд (слайд № 7).

(Массы – «колёсики и винтики одного-единого механизма»).


В его центре – цель большевиков: «светлое будущее» – социализм. Внизу массы – «колёсики и винтики», которые устали от войны и невзгод. Они, конечно, восприняли идею «светлого будущего», где все люди будут равны.

Вы сказали, что одна из черт тоталитарного государства – это наличие одной партии. К 1922 году и осталась в России только одна партия: большевики, или коммунисты. А кто же помогает большевикам осуществлять «великую» цель? На схеме представлены государственные органы, которые «помогали» идти всем вместе к одной цели. Какой из них – самый страшный?



Учащиеся называют ВЧК и говорят о её функциях: ВЧК искала саботажников и контрреволюционеров.

Учитель: А «контрреволюционерами» были интеллигенты, вроде поэта Николая Гумилёва. Я читала его стихи, они – о любви. Там нет ничего «контрреволюционного». Тем не менее, он был расстрелян, поскольку у него были иные убеждения.

(Демонстрируется слайд № 9 со схемой):



Идея большевиков могла осуществляться только через диктатуру, потому что не все хотели идти к одной цели и быть «колёсиками и винтиками». Появляется инакомыслие. Например, наши земляки Фёдор Федорович Кокошкин и Михаил Герасимович Коммиссаров тоже не хотели быть «колёсиками и винтиками», как и вы. Это были известные в России люди. О них мы сегодня будем ещё говорить.

Они – инакомыслящие. Большевики могут потерпеть это инакомыслие?

Учащиеся, разумеется, дают отрицательный ответ.

Учитель: И что с этим инакомыслием делать? И что делать с инакомыслящими?

Ученики: Уничтожать (разумеется, с позиций большевиков).

Учитель: Да, нетерпимость и политические репрессии.

Посмотрите, что говорил Н.И.Бухарин, один из руководителей большевиков (слайд № 10):

«Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрела и кончая трудовой повинностью, является... методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».

Хотели бы вы быть «человеческим материалом»?

Манукян Гор: У каждого есть своё собственное мнение. А в этом случае личность теряется. Происходит деградация личности. Она самоуничтожается.

Гавриченко Вероника: Здесь личность представлена как вещь. А ведь это – человек. Он не может быть вещью. Личность должна проявлять себя. Репрессиям подвергались даже те, кто не был виноват.


следующая страница>


Конспект интегрированного урока обществознания и истории в 10 классе: «Когда говорит оружие, законы молчат»

Советской России через призму судеб наших земляков Ф. Ф. Кокошкина и М. Г. Коммиссарова

415.8kb.

14 12 2014
3 стр.


Конспект интегрированного урока истории и литературы Гордеева Е. Н., учитель истории моу нижнетуринской гимназии

Охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны

375.16kb.

14 12 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока по истории в 5 классе Тема урока: Финикия страна мореплавателей
118.08kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока истории в 7 классе «Тана торговая фактория»
80.82kb.

26 09 2014
1 стр.


Конспект урока истории в 6 классе Цели урока: Изучить особенности древнерусской культуры Познакомиться

Раскрыть значение понятий: культура, зодчество, былины, летопись пергамен, икона, мозаика, фреска

116.26kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект открытого интегрированного урока география + английский язык по теме:

План-конспект открытого интегрированного урока география + английский язык по теме

116.71kb.

11 10 2014
1 стр.


Конспект интегрированного урока Тема: «Земля героев»
75.46kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока обществознания в 11 классе по теме: «Тенденция развития социальных отношений в России»

Цели: раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальн

30.67kb.

13 10 2014
1 стр.