Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме:
«Этикет»
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 44 г. Владимира
Антонова Татьяна Александровна.
Цель: Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи:
-
развивать этические чувства как регулятор морального поведения
-
формировать умение высказывать суждения
-
учить осуществлять поиск и обработку информации
-
формировать умение и готовность слушать, вести диалог
-
обобщить и расширить знания о правилах этикета.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход урока:
1.Оргмомент (Эмоциональный настрой на урок)
2.Актуализация знаний.
(Разгадывание кроссворда).
-
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
-
Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)
-
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)
-
Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.(порок)
-
Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)
-
Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Э
|
Т
|
И
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
О
|
В
|
Е
|
С
|
Т
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Э
|
Г
|
О
|
И
|
З
|
М
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П
|
О
|
Р
|
О
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д
|
О
|
Б
|
Р
|
О
|
Д
|
Е
|
Т
|
Е
|
Л
|
Ь
|
|
|
|
|
С
|
П
|
Р
|
А
|
В
|
Е
|
Д
|
Л
|
И
|
В
|
О
|
С
|
Т
|
Ь
|
|
|
|
|
|
3. Целеполагание.
Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).
-
А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
4.Беседа по теме.
С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.
Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.
Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.
Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.
В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.
5.Игра « Школа разведки
Карточки для «разведчиков»:
Школьный этикет
Речевой этикет
Этикет в общественных местах
Карточки для учащихся:
- Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.
-При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
- Нельзя во время разговора гримасничать.
- Обращайтесь к собеседнику только по имени.
-Не перебивайте и не прерывайте собеседника.
-Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке.
-Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.
-Не бросайте мусор.
-Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.
-При посадке в транспорт придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины - женщинам.
- В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.
-В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.
-На занятия нужно приходить без опозданий.
-При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.
-В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.
-Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.
-Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться.
-Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.
По окончании игры класс разделён на 3 группы.
- Мы обсудили только три вида этикета. Существуют и другие. Например: -гостевой этикет
-деловой этикет
-дипломатический этикет
-этикет для дома и т.д.
Человек постоянно попадает в различные ситуации .Этикет, регулирующий поведение людей дома, с соседями, на улице, в транспорте, кино, театре является частью культуры.
Правил поведения очень много. Как вы считаете, может ли человек сказать о себе, что он знает все эти правила? (ответы детей)
Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить различные этикетные ситуации.
6.Работа в группах:
Задание 1 группе:
Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно:
Если ты пришел к знакомым
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома:-
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла...
Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет кокой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
“Стой, сдавайся! Руки
вверх!”
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот
Задание 2 группе:
Обсудите текст и составьте памятку «Как вести себя в кино или театре»
« Если собираясь в театр, ты не хочешь остаться без билетов, то возьми себе на заметку: приобретать билеты необходимо заранее. Имей в виду, что театральные спектакли начинаются в точно назначенный час, и потому надо вовремя приходить и занимать места. Если вы опоздали, то вам следует стоя подождать антракта.
,,Случается так, что, проходя на свое место в ряду, вам приходится просить тех зрителей, которые уже сидят, пропустить вас. Скажите ,
сидящему с края: «Разрешите, пожалуйста, пройти», – остальным говорить ничего не надо. Полагается, чтобы зритель, сидящий на краю, встал и сказал: «Пожалуйста».
Первым в ряд проходит всегда мужчина. Нередко можно видеть, что к своему месту в ряду люди проходят, повернувшись к сидящим спиной,– это неверно: следует всегда оборачиваться лицом. Мужчина проходит первым, даже если потом занимает место ближе к краю ряда, чем идущая за ним женщина.
Начала представления каждый ждет, усевшись на своем месте. Знакомых приветствуют кивком головы, улыбкой; руку подают, если только они сидят близко, из ряда не выходят. В антракте вы можете выйти, даже когда остальные зрители остаются на своих местах.
Задание 3группе:
Выбрать пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл(3-4 примера):
-
Чего в другом не любишь, того и сам не делай
-
Терпение и труд всё перетрут.
-
У Сидора обычай, у Карпа свой.
-
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
-
Ученье –свет, а не ученье –тьма.
6. Мил тот гость, что недолго гостит.
7. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
8 .Своя земля и в горсти мила.
9. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
10. Не дорог подарок – дорога любовь.
11. О пустяках спорить – дело упустить
12.Скучен день до вечера ,коли делать нечего.
. 13. Слово – серебро, молчание – золото.
14.Без труда не вынешь рыбку из пруда.
15.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
16. Хоть не богат, а гостям рад.
17. От слова спасенье, и от слова погибель.
18. На незваного гостя не припасена и ложка.
19. От одного слова, да навек ссора.
7.Отчёт групп.
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
-
Что такое этикет?
-
Какие правила этикета запомнили?
-
Нужны ли сейчас знания этих правил?
Дома вы выполните следующее домашнее задание:
-
Задания учебника (стр.57)
-
Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию)
-
Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций(по желанию)
VI. Рефлексия.
Высказывания ребят (по желанию)
-
Я научилась…
-
Мне стало ясно…
-
Я поняла…
-
Теперь я знаю…
-
Я буду стараться…
-
Я узнала…
|