КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Подходы к использованию среды
для взаимодействия педагога и детей
в педагогических концепциях Ф. Фребеля и М. Монтессори»
В истории педагогики особое внимание созданию развивающей среды для детей дошкольного возраста и ее использованию в воспитании и развитии ребенка придавалось в концепциях Ф. Фребеля, М. Монтессори. Рассмотрим их подробнее.
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. В основу концепции автором был положен принцип природосообразности. Целью воспитания, согласно положениям Фребеля, являлось выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям, развитие природных способностей ребенка. По его убеждению, воспитание должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, поэтому необходимы разнообразные средства из внешней среды, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. Ф. Фребель подчеркивал важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии. По убеждению автора, именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец.
Ф. Фребель предлагал создать среду, в которой дети могли бы свободно действовать, которая сама бы предоставляла возможности для выбора действий, для моделирования ее элементов, однако наполнение этой среды являлось изначально жестко заданным, поэтому данные возможности были несколько ограничены.
Автор внес значительные изменения в существующие детские игры и разработал свои авторские игры. Фребель предлагал использовать в играх простые предметы, например мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Важной характеристикой игрового материала является его максимальная упрощенность, благодаря которой открываются возможности для проявления творческого потенциала ребенка, для различных нестереотипных действий с ним.
Для наполнения развивающей среды Ф. Фребель разработал специальный дидактический материал - 6 «даров» (мяч; деревянные шар, кубик и цилиндр; куб, разделенный на восемь кубиков; кубик, разделенный на восемь плиток; кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части; кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.). Наличие этого материала в пространстве группы предполагает обучение детей с четко поставленными целями и задачами. Фребель значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Он детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию.
В педагогической концепции Ф. Фребеля предусматриваются возможности для взаимодействия педагогов и детей при построении элементов среды.
Фребель ввел обязательное участие взрослого в детских играх, которое должно проявляться в показе примера, демонстрации действий с игрушками, в отборе предметов для наполнения окружающей среды ребенка развивающим содержанием, что предполагает его активную позицию.
В Концепции предусматривается создание благоприятной эмоциональной атмосферы, так же, как и возможности для «обратной связи», так как педагог выступает в роли наставника, помощника в организации игровой деятельности, что предполагает постоянное его присутствие и контакт. Однако субъект-субъектные связи и отношения устанавливаются не в полной мере: не учитываются интересы и потребности детей в создании пространства, ребенок в основном выступает объектом воздействия, в силу того, что ему предлагаются уже готовые, жестко заданные материалы. Педагог не является равноправным партнером по взаимодействию со средой, так как в основе концепции автора заложена идея саморазвития ребенка. Пополнение знаний о среде, ее особенностях также ограничиваются заданностью материалов, уже готовым окружением, не выходящим за пределы пространства.
Система педагогического воздействия по Марии Монтессори – одна из самых популярных в мире. В основе успешности ее методики - научный подход к воспитанию, который базируется как на идее саморазвития, теоретических знаниях закономерностей развития ребенка, а также на многолетней экспериментальной работе. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы - сам ребенок, который самостоятельно изучает окружающую его среду. По убеждению М. Монтессори, в каждом ребенке заложен потенциал, который при благоприятных условиях – при наличии развивающей среды и грамотного педагогического руководства делает возможным идею саморазвития.
В развивающей среде, согласно Концепции Монтессори, практически все зоны жестко закреплены, включают в себя определенные, четко заданные игрушки, что ограничивает круг знаний о среде, ее особенностях, интерес к взаимодействию со средой и в среде может быть неустойчивым также в силу данного фактора. Хотя следует отметить, что включенные в пространство материалы достаточно разнообразны, но не предполагается их обновление, внесение новых. Таким образом, утрачивается эффект новизны, что также может снижать интерес субъектов к взаимодействию с элементами среды. Субъект-субъектные связи и отношения имеют место быть, однако, возможные потребности детей в новых материалах, отличных от используемых, не могут быть учтены. Общение предполагает партнерский характер.
В групповых помещениях в Монтессори - среде предполагается наличие специальных полок, открытых для всех детей группы, на которых в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Материал расположен в логической последовательности и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область, область математического материала и область развития речи, иногда - естественнонаучная область, каждая из которых имеет свое предназначение. Важные характеристики материалов: заводское производство с использованием природного материала, высокие эстетические свойства.
Условно Монтессори - группа разделена на части, в каждой из которой представлен однородный «материал». Эти области (зоны) соответствуют направлениям развития, которые выделила Монтессори, и содержат упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, развития родного языка, математические, упражнения для «космического воспитания».
Охарактеризуем их. Термин упражнения «практической жизни» - означает, что деятельность, лежащая в основе упражнения, выполняется человеком в его повседневной практике. Данные упражнения позволяют ребенку освоить действия, привычно выполняемые взрослыми и которые будут использоваться им всю жизнь. Упражнения «навыков практической жизни» содержат виды деятельности, которые встречаются в повседневной человеческой жизни и являются для взрослого человека бытовыми процессами – глаженье, сервировка стола, мытье рук, застегивание пуговиц и т.п. Данные упражнения навыков содержат элементы культурной среды, выполнение которых помогает ребенку осваивать свою культуру. В зоне практической жизни расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, шнурки, банты) ребенок учится самостоятельно одеваться, таким образом, ребенок приобретает навыки самообслуживания в бытовых ситуациях, не прибегая к помощи взрослых. Таким образом, в данной зоне представляется возможным вариативное использование элементов среды с учетом интеграции образовательных областей, например, в вышеизложенном материале – «Познания» и «Социализации».
В зоне сенсорного развития ребенок с помощью материалов, находящихся здесь, развивает свое зрение, осязание, обоняние, слух; учится определять цвета, форму, величину и вес предметов. Например, классические материалы - розовая башня, коричневая лестница, геометрические тела и фигуры, красные штанги. Все они направлены на развитие какой-то одной из функции - изучение категории короткие - длинные, размера и формы предмета, понятий легкий тяжелый, один – много и т.п.
Зона речевого развития включает в себя материалы, способствующие развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи. Она включает различные направления: математика, изучение языка, знакомство с окружающим миром, естественнонаучные дисциплины: география, ботаника, анатомия. В этой зоне есть энциклопедии, карты, глобус, картинки, лото, фигурки животных, деревянные вкладыши и многое другое.
Творческая зона (ИЗО-деятельности) предлагает материалы для рисования (краски, карандаши, мелки), лепки, аппликации и любого вида творчества.
В двигательной зоне ребенок может отдохнуть, покататься на качелях, попрыгать на батутах, поползать по дорожкам и лестнице. Таким образом, дети удовлетворяют потребность в движении, а упражнения помогают малышам почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
В математической зоне, поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
В зоне естественнонаучного и космического образования позволяет систематизировать знания об окружающем мире, изучая основы физики, ботаники, географии, анатомии и других естественнонаучных дисциплин, а также познать свое место в мире.
Можно выделить следующие отличительные особенности построения среды и взаимодействия в среде:
-
наличие четко заданных, упорядоченных, жестко закрепленных зон активности детей с конкретным наполнением, так называемая профессионально организованная, «специальная среда». Таким образом, ведущая роль в создании среды отводится педагогу, однако предполагает проявление активности обеих сторон;
-
выполнение детьми своего рода «упражнений» с игровыми материалами, многократное повторение их. Эти упражнения способны вызвать у детей интерес и привести к освоению практической деятельности, изучению навыков, умений или углублению знаний на основании взаимодействия с конкретным материалом, а также «помогают ему приобрести уверенность в себе». Это предполагает активную деятельность детей, которая, однако, также ограничивается жестко заданным материалом и зонами активности;
-
предоставление педагогом свободы выбора занятий и времени для завершения работы, что «ведет к внутренней дисциплине, работа приводит к "нормализации" ребенка». Данное положение, с одной стороны предполагает наличие активной деятельности детей, а с другой стороны, она ограничивается четкой определенностью пространства;
-
наличие определенной воспитательной позиции родителя и педагога, которую можно было бы назвать «активным наблюдением», то есть не обучать, а руководить деятельностью детей в организованной дидактической среде. Сама подготовленная среда, по убеждению автора, дает ребенку возможность постепенно становиться независимым от взрослого, что предполагает активную деятельность ребенка и несколько отстраненную позицию взрослого.