Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Консультация для воспитателейhttps://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=391278775-21-72&n=21

«Слушание музыки»

Характеристика возрастных возможностей.
В период от трех до пяти лет для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею.
Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня и танец – «три кита», по Д.Б. Кабалевскому). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы (веселая – грустная музыка), а из «трех китов» лучше всего определяют марш. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое-либо одно. Чаще всего это темп, реже – тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка – значит, веселая», «медленная – значит, грустная».
В дальнейшем по мере музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной выразительности. На пятом году жизни у наиболее продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит к значительно большей адекватности восприятия музыки и обогащению ее индивидуальной интерпретации. На смену односложным ответам приходят развернутые сюжеты, богатые действиями, эмоционально окрашенные.
Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее.
При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности (темп и тембр; темп и динамику; темп, тембр и динамику одновременно). У большего, чем в предыдущей возрастной группе, числа детей появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, и, соответственно, значительно обогащаются индивидуальная интерпретация музыки, возникающие во время слушания внемузыкальные образы и ассоциации. Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления, воображения.
Дети усваивают понятие «жанр» - ключевое понятие как музыкального, так и любого другого искусства (инструментальная и вокальная музыка; марш, песня, танец; русая плясовая, вальс, полька и др.). Обобщаются представления и о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.

Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы.
Задача музыкального развития детей заключается в том, чтобы:
- поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать возникновению потребности в слушании музыки, увеличению запаса музыкальных впечатлений;
- постепенно развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять его общий характер и настроение контрастных частей; определять элементарный жанр пьесы;
- учить детей различать тембры инструментов (контрастных групп – фортепиано, скрипки, флейты, арфы), изменения в звучании симфонического оркестра; дифференцировать звучание голосов – соло и хора;
- развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику ее образов; воспроизводить изобразительные движения (жалею подружку, качаю куклу, глажу котенка);
- поддерживать желание детей передавать в рисунках настроение музыки, ее образы;
- формировать умение слышать в произведении процесс развития музыкального образа;
- формировать представления о композиционно-формообразующей стороне произведения. Познакомить детей с понятиями «одночастная», «двухчастная», «трехчастная» форма в процессе слушания музыки и в других видах музыкальной деятельности (музыкальном движении, игре на детских музыкальный инструментах).
Содержание и условия педагогической работы:
- использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара;
- регулярность специальных занятий по слушанию музыки и их методически правильное построение;
- высокий профессионализм музыкального руководителя: исполнительское мастерство, хорошая теоретическая и методическая музыкальная подготовка, педагогические знания и такт;
- уважение к ребенку, его мнению о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему. Культура и деликатность в общении с ним;
- материально-техническая обеспеченность педагогического процесса;
- использование на занятиях по слушанию музыки профессионально подобранных произведений других, более доступных ребенку видов искусства – изобразительного и художественной литературы.
Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения; усложняются и задачи, которые ставятся в связи с ними. Усложнение музыкальных произведений идет по следующим направлениям:
1) от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности;
2) от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным;
3) от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.
Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину.
Показатели развития.
К пяти годам ребенок:
- эмоционально реагирует на музыку, испытывая радость от встречи с ней;
- достаточно внимательно слушает ее (короткие пьесы – от начало до конца);
- может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр, в отдельных случаях – интонационно-мелодические особенности музыкальной пьесы);
- слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
- определяет, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполняется;
- может отразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке.
К семи годам ребенок:
- эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно говорит о ней;
- слышит комплекс средств музыкальной выразительности, характеризующих содержание музыки;
- может услышать процесс развития музыкального образа;
- выделяет тембры инструментов симфонического оркестра, ведущие в характеристики музыкального образа;
- определяет жанровую принадлежность произведения;
- определяет форму музыкального произведения.
Консультация для родителей https://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=391278775-21-72&n=21

«Рекомендации по слушанию музыки дома с детьми»

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться. Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе и не тишина, потому что она вся наполнена звуками. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку, учите его, учитесь вместе с ним. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом, звук за звуком, ничего не упуская из виду, Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение. Для слушания лучше выбирать небольшие произведения. Это может быть и вокальная музыка и инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различать динамические оттенки музыкальной речи. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст сам подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Для начала приобретите звуковые носители с записями композиторов-классиков: П.И. Чайковского, Р. Шумана, С. Майкапара, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова и др. Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Композиторы музыкальными красками отобразили жизнь ребенка. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите. Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать. В дальнейшем репертуар домашней фонотеки может расширяться и становиться самым разнообразным, все зависит от музыкальных пристрастий вашей семьи. Это могут быть и небольшие классические произведения, и современные детские песни, и общепризнанные песни В. Шаинского и других современных детских композиторов. В настоящее время в продаже появилось очень много дисков группы «ДОМИСОЛЬКА», «НЕПОСЕДА», «ПАПИНЫ ДЕТИ», «БАРБАРИКИ» фольклорной детской группы «ИГРАНЧИКИ», и многие другие. Также продаются диски с классической музыкой, специально подобранные для детей разного возраста, в которых классическая музыка сопровождается звуками природы, животного мира. Выбор огромен – главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков.

Примерный перечень произведений для слушания

(3-Й год)1. Маленькая полька (Д. Кабалевский)2. Ах вы, сени (музыка народная русская) Оркестр народных инструментов п/у В. Федосеева.

(4-Й год)1. Весёлые гуси (у.н.п.)2. Лошадка (Н. Потоловский) 3. Пастухи играют на рожках (музыка народная)

(5-Й год)1. Пойду ль, выйду ль я (р.н.п.) 2. Как у наших у ворот (р.н.п.)3. Ах ты, берёза (р.н.п.)4. Яблоко р.н.п. 5. Медведь танцует под флейту (Ан. Александров)6. Я с комариком плясала (р.н.п.)

(6-Й год)1. Смелый наездник (Р. Шуман) 2. Гопак (музыка народная украинская) 3. Мотылёк ("Бирюльки" №12) (С. Майкапар) (0:20)4. Вальс ("Бирюльки" №5) (С. Майкапар) 5. Как на тоненький ледок (музыка народная русская) (1:03)6. Землюшка-чернозём (музыка и слова народные) 7. Полька ("Бирюльки" №7) (С. Майкапар) (0:44)8. Пастушок ("Бирюльки" №3) (С. Майкапар) 9. Полька (М. Глинка) Григорий Гинзбург, фортепиано.

(7-Й год)1. Песня жаворонка (П. Чайковский) 2. Камаринская (П. Чайковский) 3. Неаполитанская песенка (П. Чайковский) 4. Болезнь куклы (П. Чайковский) 5. Новая кукла (П. Чайковский) 6. Вальс (П. Чайковский) 7. Детская полька (М. Глинка)8. Весёлый крестьянин (Р. Шуман) 9. Вступление к опере "Садко" - "Океан-море синее" (Н. Римский-Корсаков) 10. Три чуда из оперы "Сказка о царе Салтане" (Н. Римский-Корсаков) 11. Турецкое рондо (В.А. Моцарт)

Консультация для воспитателей «Слушание музыки» Характеристика возрастных возможностей

В период от трех до пяти лет для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею

70.86kb.

13 10 2014
1 стр.


Консультация для воспитателей «Стресс и его последствия» Стресс

Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям

405.14kb.

16 12 2014
2 стр.


Урок музыки "Россия, Россия нет слова красивей…",5 класс Цель: развитие эмоционально-чувственной сферы детей через слушание и исполнение музыкальных произведений

Узыки композиторов раскрыть перед учащимися образ Родины;Выявление многосторонних связей музыки и литературы;Воспитание любви и уважения к родному краю, России, образ которых вопло

41.06kb.

06 10 2014
1 стр.


Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки и музыкальная грамота

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое тв

163.64kb.

10 10 2014
1 стр.


Календарно-тематический план слушание музыки 2 класс I четверть тема урока 1 урок Вводная беседа «Мое музыкальное лето»

Музыкальная тема, способы ее изложения. Музыкальный образ. Определение связи музыкального образа с театрально сценическим. Связь образа с программным замыслом композитора

57.9kb.

17 12 2014
1 стр.


Книга для воспитателей, гувернеров и родителей./Т. А. Шорыгина. М., 2009. 98с

Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей./Т. А. Шорыгина. М., 2009. 98с

161.28kb.

17 12 2014
1 стр.


Характеристика Саидова Наримана Самедовича, учителя физики моу сош№1г. Даг. Огни

Уроки Саидова Н. С., построены методически грамотно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и отражают исследовательский подход к изучению физики

18.87kb.

09 09 2014
1 стр.


Цели: Создать условия для понимания того, что песня всегда мелодия, а мелодия важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе, и танцевальной и маршевой
51.14kb.

16 12 2014
1 стр.