ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Башкирова Д.Г.
2012г.
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.
Пояснительная записка
Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» позволяет ребенку более осознанно, грамотно и выразительно участвовать в создании художественного хореографического образа, глубже проникнуться в различные сферы смежных искусств.
Занятия проводятся, главным образом, в формах беседы, аналитической и игровой формах. На уроках излагаются теоретические сведения, проводится работа над интонацией, слуховой анализ.
Особенностью примерной программы учебной дисциплины является соединение на одном уроке двух форм занятий:
1. слушание музыки
2. музыкальная грамота
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» для хореографических отделений имеет свою специфику. Наряду с общей музыкальной культурой, этот раздел должен дать учащимся более глубокие познания о танцевальных жанрах и балетной музыке.
При изучении произведений классиков русской и зарубежной музыки
большее внимание уделено танцевальным жанрам в их творчестве.
Музыкально-теоретические знания даются также с учетом специфики
хореографического отделения, а именно: учащиеся довольно рано знакомятся
с самыми разными метроритмическими и структурными особенностями
изучаемой музыки.
Цель программы – формирование у детей умения художественного восприятия музыки, развитие их музыкальных способностей, воспитание художественного вкуса.
Основные задачи:
По окончании данного курса обучающийся должен уметь: разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности; точно интонировать мелодию; знать основы музыкальной грамоты; анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения.
Для проверки полученных знаний, умений и навыков используются следующие формы контроля: контрольный урок, игровая форма, постановка праздника. Наиболее частая форма контроля – это, безусловно, ежеурочная проверка домашнего задания. Контроль проводится также после каждой темы, в конце каждой четверти и года. В конце 4-го класса проводится итоговый экзамен.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте с 6,5-9 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» на 4 года обучения отводится: максимальная учебная нагрузка – 262ч., из них 131ч. – самостоятельная работа и 131 – аудиторные занятия. Нагрузка с 1 по 4 класс – 1 час в неделю.
В данной программе усилен акцент на значение музыкального фольклора как основы искусства танца, значительно обновлен музыкально-иллюстративный материал при сохранении «золотого» фонда композиторов-классиков, шедевров танцевальной и инструментальной музыки. В данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные варианты музыкальных иллюстраций, что дает возможность вовлечения различных вариантов музыкального оформления учебных занятий, отвечающих критериям художественной ценности, воспитательной значимости, педагогической целесообразности. Основополагающим критерием преподавания данной учебной программы является принципы проблемной методики, активизирующих самостоятельное мышление учащихся при знакомстве с произведениями мировой художественной культуры. Необходимо стремиться к достижению основной задачи учебных занятий – процесс слушания музыки должен не только вызывать у учащихся желание разобраться в конкретном произведении, но и пробуждал необходимость к выражению своего собственного мнения по поводу прослушанного.
Основная форма классной работы - слушание музыки (активное восприятие
музыкального произведения) должна дополняться и иными формами работы:
лекции, дискуссии, беседы.
Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит жанровый, а не хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству большого числа авторов в различных жанрах искусства разных эпох и национальных школ.
Главной задачей первого года обучения является ознакомление учащихся с русской национальной музыкальной культурой в историческом разрезе: фольклор от протяжной крестьянской песни до городского романса и его преломление в творчестве русских композиторов-классиков. На примере песен и инструментальных наигрышей разных жанров учащиеся с понятиями лад, темп, регистр, музыкальная фраза и т.д.
Особое значение придается работе над умением слышать сильную долю, определять количество долей в такте, осознанно воспринимать ритмические группы в простых размерах.
К основным методам усвоения материала относятся слушание музыки, определение на слух элементов музыкального языка, письменное воспроизведение элементарных компонентов музыкальной грамоты.
Начинается изучение народно-сценического танца. Одновременно с активным изучением русского танца предполагается ознакомление с украинской и прибалтийской танцевальной лексикой.
В задачу второго года обучения входит изучение танцевальной культуры западно-европейских стран от старинной сюиты до популярных в 19 веке полонеза, мазурки и вальса. На этом музыкальном материале учащиеся знакомятся с разновидностями минорного лада, осваивают выразительные возможности интервалов, изучают типичные ритмо-формулы вальса, полонеза, мазурки.
3 класс
Изучение элементов итальянской танцевальной культуры определяет введение в курс «Слушание музыки и музыкальная грамота» сложных размеров 6/8 и 12/8.
Ритмическим новшеством третьего года обучения является синкопа, изучение которой связывается с музыкально-танцевальной культурой России, Молдавии, Польши. Наряду со слуховыми навыками при изучении синкопы целесообразно апеллировать к собственно танцевальным навыкам учащихся: дроби из русского танца, «ключи» венгерского и т.д.
Изучение музыкально-исторического материала предполагает дальнейшее усложнение: учащимся даны сведения об опере и партитуре симфонического оркестра. Эти обширные темы становятся базой для закрепления занятий, полученных в предыдущих классах и, одновременно источником новых сведений и понятий.
На пути воспитания танцевальной выразительности учащихся большая роль отводится испанской, венгерской, грузинской ритмопластике, к изучению которой приступают в 4 классе. С этими музыкально-танцевальными культурами тесно связано изучение и закрепление знаний о видах минора, синкопе, триолях и других понятиях.
№ п/п |
Тема |
Кол. часов | ||
Музыкально-исторические сведения |
Музыкально-теоретические сведения |
Ритм | ||
1. |
Средства музыкальной выразительности |
Тембр, регистр, динамика, мелодия |
Понятие сильной и слабой доли |
2 |
2. |
Русская народная песня от крестьянской до городской |
Диапазон, унисон, подголосочная полифония, музыкальные ключи |
Сильная и слабая |
4 |
3. |
Хороводы |
Нотный стан, длительности нот |
Четверть, восьмая |
3 |
4. |
Трепак, Камаринская |
Такт, затакт |
Четверть и две восьмые (в Камаринской) |
3 |
5 |
Национальный фольклор в творчестве русских композиторов 19 и 20 вв. |
Основной звукоряд |
Две восьмые и четверть (в русском танце) |
10 |
6. |
Русские народные инструменты (струнные и духовые) |
|
|
4 |
7. |
Лад (мажор, минор) |
Тоника |
|
1 |
8. |
Размер (на примере вальса и марша) |
2/4, 3/4 |
Варианты ритмов в двух- и трех- дольных размерах |
2 |
9. |
Элементы музыкального строения |
Мотив, фраза, реприза |
Элементарные ритмические загадки |
1 |
10. |
Темпы. Исполнительские штрихи |
Легато, стаккато. От аллегро до адажио |
|
2 |
ИТОГО: |
32 |
№ п/п |
Тема |
Кол. часов | ||
Музыкально-исторические сведения |
Музыкально-теоретические сведения |
Ритм | ||
1. |
Танцы эпохи Барокко Старинная сюита |
Ритмо-формулы старинных танцев |
Нота с точкой |
3 |
2. |
Танцы европейских стран 19 века: Чехия, Норвегия, Австрия, Польша |
Ритм польки, синкопа в спрингдансе и халлинге, ритм и фактура вальса, ритм мазурки, полонеза, краковяка |
Пунктирный ритм |
7 |
3. |
Украинская музыка. Гопак |
Гармонический минор |
Затакт, синкопа |
2 |
4. |
Марш и его жанровые разновидности |
Размер 4/4 |
Затакт, пунктир, ритмические загадки |
3 |
5. |
Романс. История жанра в странах Западной Европы и в России |
Интервалы, их выразительные возможности |
|
4 |
6. |
Итальянская музыка Тарантелла |
Размер 6/8, 12/8 |
Продолжение работы над изученными ритмами в прослушивании примеров в ритмических загадках |
2 |
7. |
Балет. История жанра Музыкальная драматургия |
Либретто, сценография, дивертисмент, лейтмотив и д.р. |
|
12 |
ИТОГО: |
33 |
№ п/п |
Тема |
Кол. часов | ||
Музыкально-исторические сведения |
Музыкально-теоретические сведения |
Ритм | ||
1. |
Инструменты симфонического оркестра |
Диапазон, тембр, исполнительские возможности |
Триоль |
10 |
2. |
Опера. История и разновидности жанра. Принципы композиции |
Ария, разновидности ансамблей, роль хора |
Гемиола |
10 |
3. |
Молдавская народная музыка |
Названия молдавских народных танцев |
Синкопа внутри- и межтактовая |
3 |
4. |
Польская народная музыка |
Мазур, оберек, куявяк |
Пунктир, синкопа |
3 |
5. |
Узбекская народная музыка. Роль бубна |
Названия узбекских народных инструментов |
Ритмо-формулы мугамов |
2 |
6. |
Венская классическая школа |
Основные сведения о классических аккордах |
Понятие о составных размерах 5/4 |
2 |
7. |
И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен |
Период, его строение. Кода |
Расшифровки элементарных ритмов знакомых мелодий |
3 |
ВСЕГО: |
33 |
№ п/п |
Тема |
Кол. часов | ||
Музыкально-исторические сведения |
Музыкально-теоретические сведения |
Ритм | ||
1. |
История сонаты, симфонии, концерта, квартета |
Сонатно-симфонический цикл, сонатная форма |
|
10 |
2. |
Испанская народная музыка |
Названия испанских народных танцев |
Синкопы, пунктир. Триоли в испанской музыке |
3 |
3. |
Грузинская народная музыка |
Названия грузинских народных танцев |
Работа в размере 6/8, 5/8 |
2 |
4. |
Венгерская народная музыка |
Виды минора |
|
3 |
5. |
|
Буквенные обозначения нот. Расшифровка баса в песенных сборниках |
Ритмические диктанты |
2 |
6. |
|
Септаккорды, их выразительные возможности |
Расшифровка музыкальных примеров |
2 |
7. |
Оперетта. История жанра Ж.Оффенбах, И.Кальман |
|
|
3 |
8. |
Мюзикл. Л.Бернстайн, Н.Рыбников |
|
|
4 |
9. |
Инструментальная музыка – основа балетов |
|
|
4 |
ВСЕГО: |
33 |
Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.
- фронтальный опрос;
- беглый текущий опрос;
- музыкальная викторина;
- систематическая проверка домашнего задания;
- самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
- творческий зачет;
- контрольный урок в конце 3-го года обучения.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,»Пресс – соло», 1998.
3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.
10 10 2014
1 стр.
06 10 2014
4 стр.
10 10 2014
6 стр.
08 10 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
17 12 2014
5 стр.
17 12 2014
1 стр.