|
ТЕМА УРОКА
|
1 урок
|
Вводная беседа «Мое музыкальное лето».
Викторина по музыкальному материалу с повторением основных понятий.
Кроссворд по музыкальным терминам.
|
2 урок
|
Музыкальная тема, способы ее изложения. Музыкальный образ. Определение связи музыкального образа с театрально сценическим. Связь образа с программным замыслом композитора.
С.Прокофьев, «Детская музыка». Р.Шуман, «Альбом для юношества».
|
3 урок
|
Как участвуют в создании музыкального образа первичные жанры, фактура, лад, темп, штрихи, ритмический рисунок, метр, тембр. С.Прокофьев, Джульетта-девочка. П.Чайковский, «Детский альбом», Вальс. Э. Григ, «Пер Гюнт», Песня Сольвейг.
|
4 урок
|
Смена музыкальных образов при смене тематического материала по типу сопоставления, дополнения, усиления предыдущего. Как меняются при этом элементы музыкальной речи, какие средства выразительности становятся особенно важными в новой теме. М. И. Глинка, Марш Черномора. Ж.Бизе, опера «Кармен», увертюра.
|
5 урок
|
Основные приемы развития в музыке: повтор (точный и неточный), секвенция, контраст. Первая попытка отслеживания музыкальной мысли в форме. Понятие о структурной единице (фраза, мотив).
Игра «Мелодическое эхо». Игра «Повтори мотив (фразу) с изменениями».
|
6 урок
|
Найти разные приемы развития в музыкальных произведениях. Объяснить, как раскрывается музыкальный образ в процессе развития тематизма. Р.Шуман, Сицилийская песенка, Дед Мороз, Первая утрата. П.Чайковский, Сладкая греза, Новая кукла. Г.Гендель, Пассакалия.
Сочинить секвенцию.
|
7 урок
|
Понятие «содержание музыки». Специфика музыкальной речи. Возможности воплощения через нее мыслей и чувств человека.
В.-А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро», Увертюра. Г.Свиридов, Военный марш.
|
8 урок
|
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК
|
Всего:
8 часов
|
|
|
ТЕМА УРОКА
|
1 урок
|
Представление о музыкальном герое. Понятие о лирическом герое в музыке лирико-романтического направления, герое-персонаже в произведениях классицистского типа, герое-рассказчике, герое-созерцателе и т.д.
Р.Шуман, «детские сцены», Поэт говорит. С.Прокофьев, «мимолетности» (№1, 3, 5, 6, 10, 11, 16, 17). В.-А. Моцарт, Соната №16 До мажор.
|
2 урок
|
Музыкальные стили. Сравнение композиторских стилей на примере детских пьес из альбомов П.Чайковского, С.Прокофьева, К.Дебюсси, И.С. Баха.
|
3 урок
|
Продолжение темы «Приемы развития в музыке». Звук – мотив – фраза -предложение – музыкальная речь (сравнить с разговорной речью).
Дети читают стихи, отмечая движением руки фразы (рисуют фразу дугой);
пропевают песню, выбирают карточки разной длины, составляют схему, прохлопывают фразы (по группам).
|
4 урок
|
Попытка восприятия более крупной синтаксической единицы - периода.
Понятие о периодичности (сравнить с периодической повторностью в природе), суммировании, дроблении как более сложных приемах композиционного развития. Анализ пьес по специальности.
|
5 урок
|
Вариационный способ развития тематизма. Работа с темой на примере легких вариаций из детского репертуара. Основной принцип развития – повтор с изменениями (тема в вариациях повторяется целиком, а не фрагментарно).
|
6 урок
|
Варьирование на основе комплекса звуков. Создание ярких индивидуальных образов из одного тематического ядра.
Р. Шуман, «Карнавал», № 2, 3, 4.
Сочинить вариацию на любую мелодию.
|
7 урок
|
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.
|
8 урок
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК.
|
Всего:
8 часов
|
|
|
ТЕМА УРОКА
|
1 урок
|
Способы развития в более крупных масштабах. Воплощение действенного начала в классической сонате (сонатине). Мотивная работа. Ядро темы в сонатной форме, степень его изменения, связанная с изменениями в музыкальной речи. В.-А. Моцарт, «Шесть венских сонатин».
|
2 урок
|
Соединение более или менее контрастных элементов в единую линию, единый образ. «Жизнь» музыкальных тем и интонаций от начала до конца произведении, отличие первоначального показа образов от их утверждения в конце (тональное «примирение»). В.А. Моцарт, Симфония №40 (ч. I, IV)
|
3 урок
|
Кульминация как развития тематизма. Разные способы достижения кульминации (поэтапные или единой «волной»).Характер звучания кульминации, ее итоговое значение, спад после кульминации, послекульминационные изменения в характере музыки.
|
4 урок
|
После прослушивания пьес определить какими средствами достигается кульминация и где она звучит. П.И.Чайковский, Рост елки. Э.Григ, В пещере горного короля. П.И.Чайковский, «Времена года», Баркарола. Ф. Шуберт, «Лесной царь».
Найти кульминацию в пьесах из своего репертуара, рассказать о ней.
|
5 урок
|
Способы развития в полифонической музыке.; имитационная и контрастная полифония. Ядро и развитие. Игра в «дирижеров».
М.И.Глинка, канон «Какое чудное мгновенье». С.Прокофьев, Танец рыцарей. М. Мусоргский, «Картинки с выставки», Два еврея.
|
6 урок
|
Период типа развертывания. Характер кульминации в музыке полифонического склада, кульминационный раздел (фактурные и тональные средства). И.С.Бах, Маленькие прелюдии и фуги. П.И.Чайковский, Старинная французская песенка.
|
7 урок
|
Выразительные возможности вокальной музыки, способы развития в ней, соотношение вокальных голосов, вокальной и инструментальной партий. П.И.Чайковский, опера «Евгений Онегин», дуэт «Слыхали ль вы», квартет и канон «Привычка свыше нам дана». М.Глинка, опера «Иван Сусанин», трио «Не томи, родимый».
Сочинить подголосок к мелодии любой русской народной песни.
|
8 урок
|
Вариации, как способ развития и как форма. Орнаментальные и тембровые вариации. Вариационная обработка темы песенки «Маленькой елочке холодно зимой»: песня, марш, вальс, полька, этюд, контрапункт, имитации и т.д. Сочинить вариации на любую тему.
|
9 урок
|
Творческая работа.
Письменный анализ предложенного произведения.
|
10 урок
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК
|
Всего:
10 часов.
|
|
|
ТЕМА УРОКА
|
1 урок
|
Что такое программная музыка. Для чего нужна программа. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка и т.д., как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. Одна программа – разный замысел: Фрике, Веселая кукушка; Куперен, Смелая кукушка; Родионова, Кукушечка.
|
2 урок
|
Тема «времен года» в разных эпохах, странах и стилях.
П.И.Чайковский, «Времена года». А.Вивальди, «Времена года». Ф.Лист, Этюд «Метель».
Записать в тетрадь примеры программной музыки по темам.
|
3 урок
|
Комические образы в музыке. Приемы создания комических образов: применение известных приемов развития и способов изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации; игровая логика, утрирование одного из элементов музыкальной речи, крайняя степень противопоставлений, резкие смены в звчании.
|
4 урок
|
Записать в тетрадях игровые («смешные») приемы в музыке: догонялки (быстрый темп, имитации), кричалки (резкие смены f и p), пугалки (резкие акценты). С.Прокофьев, «Детская музыка», Пятнашки. М.И.Глинка, опера «Руслан и Людмила, Рондо Фарлафа».
|
5 урок
|
Приемы создания комических образов. Пластика метро-ритмического движения как отражение пластики персонажа. Соединение несовместимых, разнородных элементов (комическое несоответствие жанра и характера темы). Особенности развития, игра ритмов, «неверных нот».
С.С.Прокофьев, Шествие кузнечиков. Д.Кабалевский, Клоуны.
|
6 урок
|
Многообразие комических интонаций. Единство всех приемов и средств.
Оргаиическое соединение зримого пластического образа (персонажа) и подчеркнуто-ироничной интонации в жанре частушки. Пение детских частушек. Пластика и характер танца кадриль (Движение под музыку).
А.Даргомыжский, Мельник. В.А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро», ария Фигаро. Р.Щедрин, опера «Не только любовь», Кадриль.
|
7 урок
|
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.
|
8 урок
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК.
|
Всего:
8 часов.
|
|