Перейти на главную страницу
2012
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация медицинский лабораторный техник
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж»
Разработчики:
Альтман Ирина Израилевна, преподаватель ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Ледянкина Ольга Васильевна, к.фарм.н., зам.директора по научно-методической работе ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж.
Втюрина Г.В., преподаватель Ревдинского филиала ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж.
стр. | |
|
4 |
|
5 |
|
12 |
|
13 |
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060604 Лабораторная диагностика СПО.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников клинико-дагностических лабораторий по разделам «Изучение медицинской гельминтологии», «Изучение медицинской протистологии».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Медицинская паразитология» (ОП.04) относится к профессиональному циклу, включающему в себя общепрофессиональные дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;
- выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;
- различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;
- идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию паразитов человека;
- географическое распространение паразитарных болезней человека;
- основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;
- цикл развития паразитов;
- наиболее значимые паразитозы человека;
- основные принципы диагностики паразитозов человека;
- основные принципы профилактики паразитарных болезней человека.
Занятия данной дисциплины содействуют и формированию общих компетенций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
60 |
в том числе: |
|
практические занятия |
48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения | |
1 |
2 |
3 |
| |
Раздел 1. Изучение медицинской гельминтологии |
|
30 |
| |
Тема 1.1. |
Содержание |
4 |
| |
Введение. Предмет и задачи медицинской паразитологии. |
1. 2. 3. |
Изучение основных понятия медицинской паразитологии; проблемы и задачи; понятие о паразитизме и его формы; классификация гельминтов; пути заражения и факторы передачи гельминтозов. Изучение организации работы паразитологической лаборатории: оборудование; нормативы работы и расхода реактивов; режим и техника безопасности работы. Изучение методов обнаружения яиц гельминтов в фекалиях: приготовление нативного препарата кала с 50% раствором глицерина и толстого мазка по Като. Методы обогащения – Фюллеборна, Калантарян, Горячева, Красильникова, Брудастова.
|
|
2 2 2 |
|
Практические занятия |
4 |
| |
|
1. 2. |
Организация и режим работы паразитологической лаборатории. Основные методы обнаружения яиц гельминтов. Количественные методы в диагностике гельминтозов. |
|
|
Тема 1.2. |
Содержание |
10 |
| |
Тип плоские черви. Класс сосальщики. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Изучение строения плоских червей. Класс трематод (сосальщиков). Общая характеристика класса. Изучение особенности морфологии, биологии и экологии представителей класса – описторха, фасциолы, дикроцелия, клонорха, метагонима, парагонима, нанофиета, шистосом. Изучение морфологии яиц гельминтов. Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники, и профилактики трематодозов. Изучение паразитологических методов обнаружения и обогащения, идентификация и дифференциация яиц трематод.
|
|
2 2 2 2 3 |
|
Практические занятия |
8 |
| |
|
1. |
Этиология и лабораторная диагностика трематодозов. |
|
|
Тема 1.3. |
Содержание |
6 |
| |
Тип плоские черви. Класс ленточные. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Изучение строения плоских червей. Класс цестод (ленточных червей). Общая характеристика отряда цепней. Изучение морфологии, биологии и экологии представителей отрядов лентецов и цепней – широкого лентеца, бычьего, свиного, карликового цепней, эхинококка, альвеококка. Изучение морфологии яиц гельминтов. Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники, и профилактики дифиллоботриоза, тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, альвеококкоза. Изучение паразитологических методов обнаружения и обогащения яиц, идентификация и дифференциация фрагментов и яиц цестод.
|
|
2 2 2 2 3 |
|
Практические занятия |
4 |
| |
|
1. |
Этиология и лабораторная диагностика цестодозов. |
|
|
Тема 1.4. |
Содержание |
10 |
| |
Тип круглые черви. Класс собственно круглые черви |
1. 2. 3. 4. |
Изучение строения круглых червей. Общая характеристика класса нематод, строение и развитие; особенности морфологии, биологии и экологии представителей класса: острицы, аскариды, власоглава, трихинеллы, анкилостомы, некатора, кишечной угрицы, токсокары; особенности строения яиц и личинок. Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники и профилактики энтеробиоза, аскаридоза, трихоцефалеза, трихинеллеза, анкилостомидозов, стронгилоидоза, токсокароза. Изучение лабораторной паразитологической диагностики. Основные методы обнаружения и обогащения; идентификация и дифференциация яиц нематод. Количественные методы в диагностике гельминтозов. Изучение методов забора проб и исследования объектов внешней среды – воды, почвы, овощей, ягод, фруктов и зелени. Смывы с предметов и рук. Исследование пыли. Исследование мух в очагах гельминтозов. Основные методы определения жизнеспособности яиц и личинок гельминтов. |
|
2 2 3 2 |
|
Практические занятия |
8 |
| |
|
1. 2.
|
Этиология и лабораторная диагностика нематодозов. Исследование объектов внешней среды на заражённость гельминтами. |
|
|
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 «Изучение медицинской гельминтологии». |
12 |
| |
|
Работа с конспектами, учебной и специальной медицинской литературой. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Тематика домашних заданий: К теме 1.2.
К теме 1.4. 1. Этиология и лабораторная диагностика филяриозов.
|
|
| |
Раздел 2. Изучение медицинской протистологии |
|
24 |
| |
Тема 2.1. |
Содержание |
6 |
| |
Паразитические простейшие. Методы обнаружения и исследования простейших. |
1. 2. 3. |
Изучение классификации простейших. Изучение основных методов исследования простейших. Исследование испражнений: сбор и хранение биоматериала; приготовление нативного мазка и окрашенного раствором Люголя. Методы обогащения или накопления цист простейших - методы осаждения, всплывания, метод формалин-эфирного обогащения. Методы консервации простейших. Исследование других биологических материалов (крови, материала из кожных поражений, пунктата лимфатических узлов, костного мозга, выделений мочеполовых путей, желчи, спиномозговой жидкости, гноя, мокроты, материала биопсии и аутопсии). Метод посева и биологической пробы. Серологические методы. Внутрикожная аллергическая проба.
|
|
2 2
|
|
Практические занятия |
4 |
| |
|
1. |
Методы обнаружения и исследования простейших. |
|
|
Тема 2.2. |
Содержание |
4 |
| |
Класс Саркодовые. |
1. |
Изучение морфологических особенностей, биологии и экологии представителей класса саркодовых – амеб; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика амебиаза. |
|
2 |
|
Практические занятия |
2 |
| |
|
1. |
Этиология и лабораторная диагностика амебиаза. |
|
|
Тема 2.3. |
Содержание |
4 |
| |
Класс Жгутиковыевые. |
1. 2.
|
Изучение морфологических особенностей, биологии и экологии представителей класса содержащих кинетопласт жгутиконосцев – лейшманий и трипаносом; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика лейшманиоза и трипаносомоза. Изучение морфологических, биологических и экологических особенностей не содержащих кинетопласт жгутиконосцев – лямблий и трихомонад; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика лямблиоза и трихомоноза. |
|
2 2
|
|
Практические занятия |
4 |
| |
|
1. |
Этиология и лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых простейшими класса жгутиковых. |
|
|
Тема 2.4. |
Содержание |
10 |
| |
Класс Споровики. |
1. 2.
3 4. |
Изучение особенностей морфологии, биологии и экологии представителя класса споровиков – токсоплазмы; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика токсоплазмоза. Изучение видов малярийных плазмодиев. Цикл развития малярийных плазмодиев в организме человека и переносчика – комара. Морфологические особенности каждой стадии развития четырех видов плазмодиев, определяемых в тонком мазке крови. Изменение эритроцитов при эритроцитарной шизогонии. Изучение эпидемиологии малярии. Особенности течения каждого вида малярии, значение лабораторной диагностики. Изучение профилактики малярии. |
|
2 2
2 2 |
|
Практические занятия |
8 |
| |
|
1. 2.
|
Этиология и лабораторная диагностика токсоплазмоза. Этиология и лабораторная диагностика малярии. |
|
|
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 «Изучение медицинской протистологии». |
8 |
| |
|
Работа с конспектами, учебной и специальной медицинской литературой. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Тематика домашних заданий: К теме 2.2. Этиология и лабораторная диагностика балантидиаза. К теме 2.4. Этиология и лабораторная диагностика криптоспоридиоза, саркоцистоза. и пневмоцистоза. Этиология и лабораторная диагностика пневмоцистоза. |
|
| |
Раздел 3. Изучение медицинской арахноэнтомологии |
|
4 |
| |
Тема 3.1. |
Содержание |
2 |
| |
Тип членистоногие. Класс паукообразные. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
|
Изучение паразитизма членистоногих. Изучение роли членистоногих в распространении трансмиссивных заболеваний. Общая характеристика членистоногих. Классификация. Изучение класса паукообразных. Организация паукообразных, строение и развитие. Изучение ядовитых паукообразных – скорпионов, пауков. Особенности их строения и развития. Медицинское значение. Изучение клещей. Общая характеристика, квалификация. Акариформные клещи. Особенности их строения и развития. Заболевания. Изучение профилактики и лабораторной диагностики демодекоза и чесотки. Изучение паразитоморфных клещей. Особенности их биологии. Переносчики и резервуар возбудителей болезней в природе. Борьба с клещами, сохраняющая экологическое равновесие в природе. |
|
2 2 3 2 2 2 2
|
|
Практические занятия |
2 |
| |
|
1. |
Тип членистоногие. Класс паукообразные. |
|
|
Тема 3. 2. |
Содержание |
2 |
| |
Тип членистоногие. Класс насекомые. |
1. 2.
4.
|
Изучение классификации насекомых. Изучение отряда тараканов, вшей, клопов, блох. Отряд двукрылых – москиты, комары, мошки, мокрецы, оводы, мухи. Изучение строения и биологии насекомых, их медицинское значение. Миазы. Борьба с насекомыми, вредящими здоровью человека, не нарушающая экологического равновесия в природе. |
|
2 2
2 |
|
Практические занятия |
2 |
| |
|
1. |
Тип членистоногие. Класс насекомые. |
|
|
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 «Изучение медицинской арахноэнтомологии». |
10 |
| |
|
Работа с конспектами, учебной и специальной медицинской литературой. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Тематика домашних заданий: К теме 3.1.
К теме 3.2.
|
|
| |
Раздел 4. Изучение медицинской гельминтологии, медицинской протистологии |
Содержание |
2 |
| |
|
1. 2. |
Изучение основных методов исследования гельминтов. Лабораторная диагностика гельминтозов. Изучение основных методов исследования простейших. Лабораторная диагностика протозойных заболеваний. |
|
3 3 |
|
Практические занятия |
2 |
| |
|
1. |
Изучение медицинской гельминтологии, медицинской протистологии. |
|
|
Всего: |
90 |
|
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории для проведения паразитологических исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: |
Контроль по каждой теме:
Итоговый контроль включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений. |
готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности; | |
готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли; | |
различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих; | |
идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале. | |
Освоенные знания: | |
классификация паразитов человека; | |
географическое распространение паразитарных болезней человека; | |
основные морфологические характеристики простейших и гельминтов; | |
циклы развития паразитов; | |
наиболее значимые паразитозы человека; | |
основные принципы диагностики паразитозов человека; | |
основные принципы профилактики паразитарных болезней человека. |
24 09 2014
1 стр.
Тема: «Медицинская паразитология, ее значение в обеспечении здоровья населения. Предмет медицинская паразитология. Основные понятия, цели и задачи медицинской паразитологии на совр
24 09 2014
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое тв
10 10 2014
1 стр.
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Общая паразитология» для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности 070400 «биология» образовательно-квалификацион
16 12 2014
1 стр.
06 10 2014
4 стр.
10 10 2014
6 стр.
«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом, со знанием механизмов функционирования отдельн
11 10 2014
6 стр.
«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом, со знанием механизмов функционирования отдельн
01 09 2014
6 стр.