Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


ПРОЕКТ

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ
по специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика

2012
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация медицинский лабораторный техник


Организации-разработчики:

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж»


Разработчики:

Альтман Ирина Израилевна, преподаватель ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Ледянкина Ольга Васильевна, к.фарм.н., зам.директора по научно-методической работе ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж.

Втюрина Г.В., преподаватель Ревдинского филиала ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж.



СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13



1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Медицинская паразитология
1.1.Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060604 Лабораторная диагностика СПО.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников клинико-дагностических лабораторий по разделам «Изучение медицинской гельминтологии», «Изучение медицинской протистологии».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Медицинская паразитология» (ОП.04) относится к профессиональному циклу, включающему в себя общепрофессиональные дисциплины.



1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;

- выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;

- различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;

- идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- классификацию паразитов человека;

- географическое распространение паразитарных болезней человека;

- основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;

- цикл развития паразитов;

- наиболее значимые паразитозы человека;

- основные принципы диагностики паразитозов человека;

- основные принципы профилактики паразитарных болезней человека.

Занятия данной дисциплины содействуют и формированию общих компетенций.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:




практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Медицинская паразитология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3




Раздел 1.

Изучение медицинской гельминтологии




30




Тема 1.1.

Содержание

4




Введение. Предмет и задачи медицинской паразитологии.

1.

2.

3.



Изучение основных понятия медицинской паразитологии; проблемы и задачи; понятие о паразитизме и его формы; классификация гельминтов; пути заражения и факторы передачи гельминтозов.

Изучение организации работы паразитологической лаборатории: оборудование; нормативы работы и расхода реактивов; режим и техника безопасности работы.

Изучение методов обнаружения яиц гельминтов в фекалиях: приготовление нативного препарата кала с 50% раствором глицерина и толстого мазка по Като. Методы обогащения – Фюллеборна, Калантарян, Горячева, Красильникова, Брудастова.





2

2

2






Практические занятия

4







1.
2.

Организация и режим работы паразитологической лаборатории. Основные методы обнаружения яиц гельминтов.

Количественные методы в диагностике гельминтозов.










Тема 1.2.

Содержание

10




Тип плоские черви.

Класс сосальщики.




1.
2.

3.

4.



5.

Изучение строения плоских червей. Класс трематод (сосальщиков). Общая характеристика класса.

Изучение особенности морфологии, биологии и экологии представителей класса – описторха, фасциолы, дикроцелия, клонорха, метагонима, парагонима, нанофиета, шистосом.

Изучение морфологии яиц гельминтов.

Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники, и профилактики трематодозов.

Изучение паразитологических методов обнаружения и обогащения, идентификация и дифференциация яиц трематод.





2
2

2

2



3




Практические занятия

8







1.

Этиология и лабораторная диагностика трематодозов.







Тема 1.3.

Содержание

6




Тип плоские черви.

Класс ленточные.




1.
2.

3.

4.



5.

Изучение строения плоских червей. Класс цестод (ленточных червей). Общая характеристика отряда цепней.

Изучение морфологии, биологии и экологии представителей отрядов лентецов и цепней – широкого лентеца, бычьего, свиного, карликового цепней, эхинококка, альвеококка.

Изучение морфологии яиц гельминтов.

Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники, и профилактики дифиллоботриоза, тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, альвеококкоза.

Изучение паразитологических методов обнаружения и обогащения яиц, идентификация и дифференциация фрагментов и яиц цестод.





2
2

2

2



3





Практические занятия

4







1.

Этиология и лабораторная диагностика цестодозов.







Тема 1.4.

Содержание

10




Тип круглые черви. Класс собственно круглые черви

1.

2.

3.



4.

Изучение строения круглых червей. Общая характеристика класса нематод, строение и развитие; особенности морфологии, биологии и экологии представителей класса: острицы, аскариды, власоглава, трихинеллы, анкилостомы, некатора, кишечной угрицы, токсокары; особенности строения яиц и личинок.

Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники и профилактики энтеробиоза, аскаридоза, трихоцефалеза, трихинеллеза, анкилостомидозов, стронгилоидоза, токсокароза.

Изучение лабораторной паразитологической диагностики. Основные методы обнаружения и обогащения; идентификация и дифференциация яиц нематод. Количественные методы в диагностике гельминтозов.

Изучение методов забора проб и исследования объектов внешней среды – воды, почвы, овощей, ягод, фруктов и зелени. Смывы с предметов и рук. Исследование пыли. Исследование мух в очагах гельминтозов. Основные методы определения жизнеспособности яиц и личинок гельминтов.







2

2

3



2




Практические занятия

8







1.

2.


Этиология и лабораторная диагностика нематодозов.

Исследование объектов внешней среды на заражённость гельминтами.












Самостоятельная работа при изучении раздела 1 «Изучение медицинской гельминтологии».

12







Работа с конспектами, учебной и специальной медицинской литературой.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.



Тематика домашних заданий:

К теме 1.2.



  1. Этиология и лабораторная диагностика дикроцелиоза.

К теме 1.4.

1. Этиология и лабораторная диагностика филяриозов.



  1. Этиология и лабораторная диагностика дракункулёза.







Раздел 2.

Изучение медицинской протистологии




24




Тема 2.1.

Содержание

6




Паразитические простейшие. Методы обнаружения и исследования простейших.

1.

2.

3.



Изучение классификации простейших.

Изучение основных методов исследования простейших. Исследование испражнений: сбор и хранение биоматериала; приготовление нативного мазка и окрашенного раствором Люголя. Методы обогащения или накопления цист простейших - методы осаждения, всплывания, метод формалин-эфирного обогащения. Методы консервации простейших.

Исследование других биологических материалов (крови, материала из кожных поражений, пунктата лимфатических узлов, костного мозга, выделений мочеполовых путей, желчи, спиномозговой жидкости, гноя, мокроты, материала биопсии и аутопсии). Метод посева и биологической пробы. Серологические методы. Внутрикожная аллергическая проба.





2

2
2





Практические занятия

4







1.

Методы обнаружения и исследования простейших.







Тема 2.2.

Содержание

4




Класс Саркодовые.

1.

Изучение морфологических особенностей, биологии и экологии представителей класса саркодовых – амеб; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика амебиаза.





2




Практические занятия

2







1.

Этиология и лабораторная диагностика амебиаза.







Тема 2.3.

Содержание

4




Класс Жгутиковыевые.

1.

2.


Изучение морфологических особенностей, биологии и экологии представителей класса содержащих кинетопласт жгутиконосцев – лейшманий и трипаносом; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика лейшманиоза и трипаносомоза.

Изучение морфологических, биологических и экологических особенностей не содержащих кинетопласт жгутиконосцев – лямблий и трихомонад; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика лямблиоза и трихомоноза.







2

2





Практические занятия

4







1.

Этиология и лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых

простейшими класса жгутиковых.









Тема 2.4.

Содержание

10




Класс Споровики.

1.

2.


3
4.

Изучение особенностей морфологии, биологии и экологии представителя класса споровиков – токсоплазмы; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика и профилактика токсоплазмоза.

Изучение видов малярийных плазмодиев. Цикл развития малярийных плазмодиев в организме человека и переносчика – комара. Морфологические особенности каждой стадии развития четырех видов плазмодиев, определяемых в тонком мазке крови. Изменение эритроцитов при эритроцитарной шизогонии.

Изучение эпидемиологии малярии. Особенности течения каждого вида малярии, значение лабораторной диагностики.

Изучение профилактики малярии.






2

2


2
2




Практические занятия

8







1.

2.


Этиология и лабораторная диагностика токсоплазмоза.

Этиология и лабораторная диагностика малярии.












Самостоятельная работа при изучении раздела 2 «Изучение медицинской протистологии».


8







Работа с конспектами, учебной и специальной медицинской литературой.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.



Тематика домашних заданий:

К теме 2.2.

Этиология и лабораторная диагностика балантидиаза.

К теме 2.4.

Этиология и лабораторная диагностика криптоспоридиоза, саркоцистоза. и пневмоцистоза.

Этиология и лабораторная диагностика пневмоцистоза.










Раздел 3.

Изучение медицинской

арахноэнтомологии




4




Тема 3.1.

Содержание

2




Тип членистоногие.

Класс паукообразные.



1.

2.

3.



4.
5.
6.

7.
8.



Изучение паразитизма членистоногих.

Изучение роли членистоногих в распространении трансмиссивных заболеваний.

Общая характеристика членистоногих. Классификация.

Изучение класса паукообразных. Организация паукообразных, строение и развитие.

Изучение ядовитых паукообразных – скорпионов, пауков. Особенности их строения и развития. Медицинское значение.

Изучение клещей. Общая характеристика, квалификация.

Акариформные клещи. Особенности их строения и развития. Заболевания. Изучение профилактики и лабораторной диагностики демодекоза и чесотки.

Изучение паразитоморфных клещей. Особенности их биологии. Переносчики и резервуар возбудителей болезней в природе. Борьба с клещами, сохраняющая экологическое равновесие в природе.






2

2

3



2
2
2

2
2





Практические занятия

2







1.

Тип членистоногие. Класс паукообразные.







Тема 3. 2.

Содержание

2




Тип членистоногие.

Класс насекомые.



1.

2.
3.

4.


Изучение классификации насекомых.

Изучение отряда тараканов, вшей, клопов, блох. Отряд двукрылых – москиты, комары, мошки, мокрецы, оводы, мухи.

Изучение строения и биологии насекомых, их медицинское значение. Миазы.

Борьба с насекомыми, вредящими здоровью человека, не нарушающая экологического равновесия в природе.






2

2
2


2




Практические занятия

2







1.

Тип членистоногие. Класс насекомые.










Самостоятельная работа при изучении раздела 3 «Изучение медицинской арахноэнтомологии».

10







Работа с конспектами, учебной и специальной медицинской литературой.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.



Тематика домашних заданий:

К теме 3.1.



  1. Организация, строение и развитие ядовитых паукообразных.

  2. Профилактика клещевого энцефалита.

К теме 3.2.

  1. Семейство москиты: распространение, медицинское значение.







Раздел 4.

Изучение медицинской гельминтологии, медицинской протистологии


Содержание

2







1.
2.

Изучение основных методов исследования гельминтов. Лабораторная диагностика гельминтозов.

Изучение основных методов исследования простейших. Лабораторная диагностика протозойных заболеваний.






3
3




Практические занятия

2







1.

Изучение медицинской гельминтологии, медицинской протистологии.








Всего:

90




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории для проведения паразитологических исследований.


Оборудование учебного кабинета:

  • Шкафы

  • Классная доска

  • Столы и стулья для студентов и преподавателя

  • Мойка

  • Вытяжной шкаф

Технические средства обучения

  • Диапроектор для слайдов

  • Видеофильмы, видеоплеер, телевизор

  • Мультимедиа система

  • Обучающие компьютерные программы

  • Контролирующие компьютерные программы

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  1. Микроскопы

  2. Центрифуга

  3. Наборы микропрепаратов различного биологического материала

  4. Лабораторная посуда и инструментарий

  5. Химические реактивы


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:

  1. Корнакова Е.Е. - Медицинская паразитология. / Е.Е. Корнакова. - М.: Академия, 2010.


Интернет-ресурсы:

  1. Лабораторная диагностика – www. Dic. Academic. ru.

  2. Медицинская паразитология – учебное пособие - revolution. albect. Ru

  3. Медицинская паразитология – электронный учебник – medic.pnzgu. ru



Дополнительные источники:

  1. Барышников Е.Н. - Медицинская паразитология. / Е.Н. Барышников. – М.: Владос-пресс, 2005.

  2. Заяц Р.Г. Основы общей и медицинской паразитологии / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, И.А. Карпов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

  3. Яфаев Р.Х. Медицинская паразитология: Учебное пособие. / Р.Х. Яфаев. – Спб.: Фолиант, 2007.



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:


Контроль по каждой теме:

  • оценка письменного опроса;

  • оценка устного опроса;

  • оценка результатов компьютерного тестирования;

  • оценка выполнения задания по составлению таблиц.

Итоговый контроль включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений.


готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;


готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;


различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;


идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале.


Освоенные знания:

классификация паразитов человека;


географическое распространение паразитарных болезней человека;


основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;


циклы развития паразитов;

наиболее значимые паразитозы человека;


основные принципы диагностики паразитозов человека;


основные принципы профилактики паразитарных болезней человека.




Примерная программа учебной дисциплины медицинская паразитология по специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика
215.67kb.

24 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа медицинская паразитология

Тема: «Медицинская паразитология, ее значение в обеспечении здоровья населения. Предмет медицинская паразитология. Основные понятия, цели и задачи медицинской паразитологии на совр

40.98kb.

24 09 2014
1 стр.


Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки и музыкальная грамота

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое тв

163.64kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические указания по изучению учебной дисциплины «Общая паразитология»

Методические указания по изучению учебной дисциплины «Общая паразитология» для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности 070400 «биология» образовательно-квалификацион

327.05kb.

16 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка примерная программа учебной дисциплины
590.14kb.

06 10 2014
4 стр.


Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека 2012г
900.39kb.

10 10 2014
6 стр.


Примерная программа дисциплины физиология Рекомендуется для подготовки специальности медицинская биохимия (040800)

«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом, со знанием механизмов функционирования отдельн

1051.92kb.

11 10 2014
6 стр.


Примерная программа дисциплины физиология Рекомендуется для специальности подготовки мбф медицинская биофизика

«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом, со знанием механизмов функционирования отдельн

1109.58kb.

01 09 2014
6 стр.