Перейти на главную страницу
2. Опишите случаи перехода слов из одной части речи в другую, дайте название процессов, приведите примеры.
3. Подберите самостоятельно любой текст, содержащий не менее 20 строчек, и определите часть речи и грамматические признаки каждого слова.
Например: Ярко загорелась утренняя зорька.
Ярко – как? наречие меры и степени;
Загорелась – что сделала? глагол, совершенного вида, 2 спряжения, непереходный, возвратный, в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в женском роде, в единственном числе.
Утренняя – какая? прилагательное, относительное, в женском роде, в единственном числе, в именительном падеже.
Зорька – что? существительное, конкретное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, в единственном числе, в именительном падеже.
4. В данном тексте найдите и назовите все служебные части речи.
Левин был женат уже третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал. На каждом шагу он испытывал то, что испытал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку. Он видел, что мало того, чтобы сидеть ровно, не качаясь, - надо еще соображаться, ни на минуту не забывая, куда плыть, что под ногами вода и надо грести, и что непривычным рукам больно, что только смотреть на это легко, а что делать это хотя и очень радостно, но очень трудно. (Л. Толстой.)
5. Выполните по одному морфологическому разбору каждой части речи (слова для анализа возьмите из текста задания 3).
План морфологического разбора имени существительного
I. Часть речи, общее значение.
II. Морфологические признаки (указать средства выражения):
1. начальная форма (И. п. ед. ч.);
2. постоянные признаки: собственное / нарицательное, ЛГР, одушевленность / неодушевленность / вне данной категории, род, склонение;
3. непостоянные признаки: падеж (значение!), число.
III. Синтаксическая роль в предложении.
План морфологического разбора имени прилагательного
1. Начальная форма (И. п. ед. ч. м. р. / ж. р.).
2. ЛГР имени прилагательного.
3. Полная / краткая форма (для качественных прилагательных).
4. Степень сравнения (для качественных прилагательных).
5. Род, число, падеж (для полной формы).
6. Тип склонения.
7. Синтаксическая роль в предложении.
1. Начальная форма.
2. ЛГР имени числительного.
3. Производное / непроизводное. Для производного – способ образования. Простое / составное.
4. Падеж, его выражение.
5. Синтаксическая роль в предложении.
1. Начальная форма.
2. Разряд по значению.
3. Группа по грамматической соотнесённости с другими частями речи (мест.-сущ, мест.-прилаг., мест.-числит.).
4. Грамматические значения и их выражение (в соответствии с группой): падеж, число, род, лицо.
5. Синтаксическая роль и синтаксические связи.
1. Лексико-грамматический разряд, подтип.
2. Есть ли форма степеней сравнения?
3. Синтаксическая роль и синтаксические связи.
1. Синтаксическая роль и синтаксические связи.
2. Значение (состояние природы и т. п.).
3. Грамматические значения и их выражение: наклонение, время, вид (не у всех).
1. Начальная форма.
2. Переходный / непереходный, возвратный / невозвратный, залог.
3. Вид (имеет ли видовую пару, средства выражения вида, одновидовой / двувидовой), способ глагольного действия.
4. Наклонение, время, лицо (средства выражения, значение основное или переносное).
5. Число, род (если определяется).
6. Класс, спряжение.
7. Синтаксическая роль в предложении.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. От какого глагола образовано: перех. / неперех.; возвр. / невозвр.
3. Вид (как выражен, есть ли видовая пара).
4. Залог (если страдат., то полная или краткая форма), время (средства выражения).
5. Класс, спряжение.
6. Род, число, падеж (средства выражения).
7. Синтаксическая роль в предложении.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. От какого глагола образовано: перех. / неперех.; возвр. / невозвр.
3. Вид, видовая пара (средства выражения).
4. Относительное время (морфологического времени нет).
5. Класс, спряжение.
6. Синтаксическая роль в предложении.
План морфологического разбора предлога
1. Производный или непроизводный. Для производного – происхождение.
2. С каким падежом сочетается.
3. Значение.
1. Простой или составной.
2. Тип союза по синтаксической функции: сочинительный или подчинительный; разряд по значению.
3. Значение.
Разряд по значению.
1. Разряд по значению.
2. Синтаксическая функция.
План морфологического разбора междометия
Семантическая функция.
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006.
Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987.
Мучник, И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке / И. П. Мучник. – М., 1971.
Реформатский, А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский. – М., 2001.
Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979.
Современный русский язык / под ред. П. А. Леканта. – М., 2000.
Супрун, Е. А. Части речи в русском языке / Е. А. Супрун. – М., 1971.
1. Акустические свойства звуков (тоны и шумы, высота, сила, длительность, тембр).
2. Артикуляция и ее фазы.
3. Охарактеризуйте фонему как типовой звук языка (соотношение фонемы и звука; функции фонемы; варьирование фонемы; дифференциальные и интегральные признаки фонем).
4. Как различаются между собой гласные и согласные звуки?
5. Система гласных фонем русского языка. Назовите сильные позиции гласных.
6. Система согласных фонем русского языка. Назовите сильные позиции согласных.
7. Назовите и охарактеризуйте основные позиционные процессы.
8. Назовите и охарактеризуйте основные комбинаторные процессы
Практическая часть:
1. Опишите подробно (по фазам) артикуляцию следующих звуков: [а], [у], [м], [ч].
2. В словах пальчик, забота, корона, малина замените одну букву так, чтобы получилось новое слово. Приведите свои примеры.
3. Определите количество звуков в словах я, он, мал, солью, яма, возьму, юг, подъезд.
4. Определите, сколько раз встречаются звуки в словах:
[ж]: Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т]: Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
5. Затранскрибируйте слова. Укажите сильные и слабые позиции фонем: девочка, командир, круг, весна, идея, инженер, день, курган, водный, побег, здесь, скользкий, отбить, город, впопыхах, вразброд, дань, дан, слить, злость, кончик.
6. Найдите случаи с позиционным оглушением согласных в следующем тексте: Людоеда людоед приглашает на обед.
Людоед ответил: «Нет!
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь не в виде блюда!» (Б. Заходер)
7. Затранскрибируйте текст. Найдите происходящие в нем позиционные и комбинаторные процессы. Произведите фонетический анализ подчеркнутого слова (смотрите образец в конце задания):
Серая тишина стояла вокруг. Парк погружался во мглу. Изредка с ветвей падали нам на руки прозрачные ледяные капли. И все слетали желтые лапчатые листья. Легкий их треск шел за нами по пятам.
Свинцовое небо простиралось над головой, но цвет этого свинца был парижский — легкий – и очень светлый.
Потом сквозь тюлевую мглу облаков начал просачиваться розовый свет солнца, и платаны вдруг как бы ожили и переменились в лице, - покрылись медным блеском.
Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце, – тоска по нашей простой земле, своим закатам, своем подорожнике и скромном шорохе палой листвы. (По К. Паустовскому).
8. Выполните упражнения 33, 36, 59 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 19, 20, 26).
1. Транскрибировать слово
2. Назвать буквы.
3. Обозначить соответствующие буквам звуки.
4. Охарактеризовать звуки:
Гласный – ряд, подъем, лабиализованный / нелабиализованный, ударный / безударный;
Согласный – место образования, способ образования, шумный / сонорный, звонкий / глухой парный / непарный, твёрдый / мягкий парный / непарный.
5. Показать соотношение звуков и букв.
6. Записать слово звуками с постановкой ударения и делением на слоги.
Образец: Смеяться [см'иэ -й'а-цъ]
«эс» - [с] - согл., переднеязычный зубной, фрикативный, шумный, глухой парный, твёрдый парный;
«эм» - [м'] - согл., губно-губной, смычно-носовой, сонорный, звонкий непарный, мягкий парный;
«е» - [иэ] - гл., переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, безударный;
[й] - согл., среднеязычный, фрикативный, сонорный, звонкий непарный, «я» мягкий непарный;
[а] – гл., среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, ударный;
«тэ»
«мягкий знак» [ц] - согл., переднеязычный зубной, смычный, аффриката,
шумный, глухой непарный, твердый непарный;
«эс»
«я» - [ъ] - гл., среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, безударный.
8 букв – 7звуков [см'иэ -й'а-цъ]
Требования к оформлению терминологической карточки
Карточка должна содержать:
1. Название термина; перевод термина (или его составных частей) на русский язык с указанием языка-источника.
2. Термины-синонимы или аналогичные понятия в русском языкознании.
3. Содержание термина, его толкование (со ссылкой на источник).
4. Признаки обозначенной языковой единицы или категории, выделение классификационного признака, классификация; функции.
5. Примеры, иллюстрирующие понятие, применение термина или классификацию.
6. Производные данного термина (с толкованием или примером контекстного употребления).
Наличие у единицы языка более одного значения – двух или несколько (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990).
Например:
Полисемия лексическая – способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности.
Полисемия грамматическая – наличие у грамматических форм и синтаксических конструкций нескольких значений.
Полисемичный – многозначный.
Основная литература:
Баранникова, Л. И. Введение в языкознание / Л. И. Баранникова. – Саратов, 1978. – С. 47-53, 69-79.
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 73-99.
Бондарко, Л. В. и др. Основы общей фонетики / Л. В. Бондарко. – СПб, 1991. – С. 20-55.
Головин, Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин. – М., 1983. – С. 32-37.
Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – С. 101-120, 125-131.
Маслов, Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1987. – С. 33-39, 44-66.
Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М., 1967. – С. 155-187.
Дополнительная литература:
Журавлев, А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. – М., 1982.
Леонтьев, А. А. Слова «холодные» и «горячие» / А. А. Леонтьев // Наука и жизнь. – 1974. – № 4.
Михайлов, М. М. Двуязычие : проблемы, поиски... / М. М. Михайлов. – Чебоксары, 1989. – С. 44-46.
Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 56; С. 317-319.
Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – М., 1987. – С. 108-131, 150-180.
Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 17-26, 35-46, 75-95.
Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. – С. 24-25, 31-32, 113.
1. Что такое морфема? Чем морфема отличается от морфа?
2. Охарактеризуйте корневую морфему. Чем она отличается от аффиксальной? Какой корень называется связанным?
3. Назовите и охарактеризуйте аффиксальные морфемы.
4. В чем состоит различие между словообразовательными и формообразующими суффиксами? Заполните таблицу (по книге Потихи З. А.):
Часть речи |
Формообразующий суффикс |
Грамматическое значение |
Пример |
Имя существительное |
|
|
|
Имя прилагательное |
|
|
|
Глагол - собственно глагольные формы - причастие - деепричастие |
|
|
|
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы
08 10 2014
10 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
26 09 2014
17 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
25 12 2014
15 стр.
График промежуточной аттестации учащихся 1-8, 10 классов за 2010-2011 учебный год
17 12 2014
1 стр.
Контрольная работа №3 ( тема: простое предложение, члены простого предложения ))
18 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Методическое пособие, программы и контрольная работа по курсу "фотограмметрия". –М.: МиигаиК, 2012, -74 с
11 10 2014
8 стр.
Данная контрольная работа имеет целью восстановить и закрепить основы органической химии, необходимые для усвоения всего цикла химических дисциплин. Некоторые задания вызывают затр
25 12 2014
1 стр.