Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого


Кафедра Культурологии и этики

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета

______________ Г. П. Выжлецов
_________________ 2000 г.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Базовый курс для всех специальностей НовГУ

дневной формы обучения


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОГЛАСОВАНО Принято на заседании кафедры

Начальник учебного отдела Заведующий кафедрой

______________ Е.И.Грошев ______________В.П.Большаков

__________________ 2000 г. ________________ 2000 г.


Разработали

доценты кафедры КиЭ

______________ Н.А.Завершинская

_______________ О.А.Канышева

_______________ А.В.Кокин

________________________ 2000 г.

Великий Новгород

2000

СОДЕРЖАНИЕ

1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Цели преподавания дисциплины

Преподавание курса “Культурология” нацелено на то, чтобы:




  1. содействовать общей инкультурации студента путем введения его в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений исторических и современных сообществ, а также систему языков и методов социальной коммуникации;

  2. ориентировать будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры, сформировать навыки оценки культурных процессов и явлений;

  3. развивать у студентов гуманное отношение к окружающему миру и другим людям, уважение к ценностям культур разных региональных, этнических, конфессиональных, возрастных и иных социальных групп;


1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачи курса состоят в том, чтобы:



  1. раскрыть специфику объекта и предмета культурологии, ее место и роль в системе гуманитарного знания;

  2. дать наиболее целостное и систематическое представление о сущности, структуре и механизмах функционирования культуры;

  3. сформировать представления об основных культурологических школах, направлениях, и теориях;

  4. показать место и роль культуры России в системе мировой цивилизации;

  5. сформировать представления об основных проблемах и тенденциях развития современной культуры;

  6. развить у студента навыки социокультурной ориентации, оценки явлений культуры прошлого и настоящего, активного освоения культурного наследия;

  7. развить у студента способность к диалогу с чужими культурами.

2 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ (В ЧАСАХ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Направление (специальность): все специальности НовГУ

Форма обучения: дневная


Курс культурологии рассчитан на освоение материала в течение одного семестра: осеннего или весеннего в зависимости от учебных планов факультетов. Аудиторные занятия включают 34 часа лекций и 8 часов семинарских занятий. В течение семестра они делятся на два цикла. Содержание циклов варьируется в соответствии с программами обучения на тех или иных специализациях университета. Возможны два варианта.
I ВАРИАНТ

Первый цикл – лекционный. В течение первых девяти недель семестра вычитывается 18 часов лекций. Второй цикл рассчитан также на девять недель, за это время вычитывается 16 часов лекций и проводится 8 часов семинарских занятий.


II ВАРИАНТ

Первый цикл продолжительностью в девять недель рассчитан на проведение 18 часов лекций и 4 часов семинарских занятий. Частота проведения семинарских занятий в одной академической группе – один раз в две недели. Второй цикл продолжительностью в девять недель рассчитан на 16 часов лекций и 4 часов семинарских занятий. Частота проведения семинарских занятий сохраняется та же.



Вид учебной работы

Всего

Часов по семестрам

1

2

3

4

Аудиторные занятия:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • семинары;

  • лабораторные раборы;

Самостоятельная работа:

  • курсовой проект;

  • расчётно-графическая работа;

  • реферат;

  • контрольная работа;

  • знакомство с литературой.

34
8

38

5

15


34
8

38

5

15













Вид итогового контроля

(зачёт, экзамен)






зачет









3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Темы лекционного курса
Тематическая программа лекционного курса включает наиболее важные проблемы теории и истории мировой культуры. Соответственно этому выделяются три больших блока проблем. Первый блок проблем по онтологии и гносеологии культуры включает рассмотрение вопросов, связанных с анализом познавательного потенциала новой отрасли социально-гуманитарного знания о культуре с обоснованием междисциплинарного интегративного статуса культурологии. При этом особое внимание уделяется развитию представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии, рассматривается спектр современных подходов к исследованию сущности культуры.

Во втором разделе, посвященном морфологии культуры, анализируются культурные модусы социального бытия, ценностная природа культуры в различных сферах жизнедеятельности современного общества и человека: экономической, политической, духовной и семейной и т. д., а также рассматривается их историческая эволюция. Особое внимание уделяется знаковой системе культуры, программирующей действия и поступки людей. Наряду с естественными языками как средством генерации и передачи социального опыта, огромную роль в социальной жизни играют языки искусства, языки науки, и т. д. В том числе рассматривается культурная коммуникация и динамика, раскрываются проблемы управления социокультурными процессами.

Во третьем блоке, посвященном исторической динамике культуры, анализируются основные исторические типы культуры и цивилизации. В этой связи рассматриваются Западные и Восточные типы культур и место России в мировой культуре, исторические типы ценностно-экзистенциальных ориентаций в мировой культуре. Особое внимание уделяется возникновению и развитию культуры первобытного общества и древних цивилизаций, анализируются судьбы античной цивилизации и культуры и их влияние на становление современной западноевропейской культуры. Значительное место отводится изучению европейской культуры Средневековья и средневековой Руси, европейской культуры эпохи Возрождения и Реформации, культуры Нового времени в Европе и России. Не меньшее внимание уделяется современной западной культуре и особенностям культурной модернизации России.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА




п/п

Название курса

Кол-во-часов

1



Раздел: ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ








Всего:


34

3.2 Содержание лекционного курса


Раздел - ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1.1 Культурология как новая отрасль социально - гуманитарного знания и ее познавательный статус

Место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук. Предмет культурологии и его специфика. Культурология как общая теория культуры. Дискуссионность права существования культурологии в системе современного знания как отражение незавершенности процесса ее становления.

Культурология как интегративная междисциплинарная область знания, возникшая на стыке культурфилософии, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурпсихологии, истории культуры. Культурология и культурфилософия. Роль культурфилософии в становлении культурологии как интегративной области знания. Культурология и социология культуры. Интерпретация культуры в социологической традиции и ее влияние на становление культурологического знания. Культурная антропология и ее вклад в оформление культурологии как науки.

Структура и состав современного культурологического знания: фундаментальная культурология и прикладная культурология; социальная культурология и гуманитарная культурология; “эмпирическая” культурология.

Основные проблемы культурологии: взаимосвязь культуры с природой и обществом, культурогенез и возможности управления социокультурными процессами, факторы стабильности и источники развития культуры, совместимость национальных культур и перспективы создания общечеловеческой культуры, выработка ценностно-смыслового горизонта культуры будущего, методологические проблемы социогуманитарных наук.

Методология и методика исследования культур. Исторический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменевтический и другие методы в культурологии.

Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства, теле- и радиоматериалы.

Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем.



1.2 Культура как объект культурологической рефлексии

Историческое развитие представлений о культуре: от мифологического отчуждения творческих сил человека богам к философскому понятию эпохи Просвещения. Основные направления культурологических исследований Нового времени: программа культивирования разума (Ф.Бэкон, Р.Декарт и др.); противопоставление культуры “естественному состоянию” (С.Пуфендорф, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.); понимание культуры как исторического развития человеческой духовности (немецкое Просвещение, немецкий классический идеализм); аксиологическая парадигма в философии культуры ХIХ-ХХ вв. (Ф.Ницше, Г.Риккерт, Э.Кассирер, М.Вебер). Формирование конкретных наук о культуре и методов изучения культуры как общественного явления: культурная антропология – Э.Тайлор, Ф.Боас, А.Крёбер, Р.Рэдфилд; социальная антропология и структурный функционализм – Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон; структурная антропология и структурализм – К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт; неофрейдизм, постмодернизм.

Философско-культурологические концепции в России: гуманитарно-культуроведческие (А.С. Лаппо-Данилевский, П.Н. Милюков, Д.К. Зеленин, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Ю.М.Лотман, А.Ф. Лосев и др.); социально-культурологические (П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, В.В. Розанов, П.М. Бицилли, Л.Н.Гумилев и др.); прикладные культурологические (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская).

Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Открытость категории “культура”.



Раздел - МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
2.1 Культурные модусы социального бытия

Культура как система “правил игры” и технологий социального взаимодействия. Человеческая деятельность, ее основные виды и направления и способы ее регулирования и реализации. Культура как надбиологическая программа деятельности, поведения и общения людей, как система культурных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Необходимость регулирования и координирования деятельности, поведения и общения людей как причина нормирования человеческой активности. Понятие культурной нормы. Нормы–табу, нормы–запреты, нормы–ритуалы. Нормы–знания и нормы–цели. Побуждающие, разрешающие и запрещающие нормы. Нормы как способ утверждения “должного” и “идеального”. Нормы политические, правовые, моральные и пр. Причины расшатывания норм (аномия) и нормативной избыточности (традиционализм, тоталитарная идеология).

Проблема состыковки биологических и социальных программ человеческой жизнедеятельности. Психоанализ о культурных запретах и механизмах порождения подсознательных комплексов. Образ культурного героя и трикстера как отражение двойственного характера культуры (культура как благо и как бремя). Социальные, бытовые, экономические напряжения и способы их разрядки. Формы культурной разрядки: игра, ритуал, праздник, массовые зрелища, жертвоприношения. Детективные и эротические жанры в искусстве как способы разрядки.

Осознанные и неосознанные программы поведения и общения людей. Учение К.Г. Юнга об архетипах (бессознательных коллективных переживаниях) и их управляющем воздействии на индивидуальную психику. Современные культурантропологи о явной и скрытой культуре (К. Клакхон др.)

Значение преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности людей для конструирования социокультурной системы. Социокультурная система как единство общества и культуры. Относительность границ между обществом и культурой. Демографические, инстинктивно-психологические и экономико-политические структуры социума. Нормативно-ценностные, информационные, смысловые, знаковые структуры культуры.

Структура общества и культура социальных групп (субкультура). Мужская и женская культура, молодежная культура, этническая и национальная культура, аристократическая (элитарная) и народная культура, профессиональная культура.

Социальные институты культуры как исторически сложившиеся, устойчивые функционально-специализированные органы общества, основанные на всеобщем признании и бессознательном принятии некоторых фундаментальных правил и установок поведения. Роль социальных институтов (экономики, политики, права, образования, семьи, церкви) в сохранении и поддержании социальной стабильности, интеграции общества, создании и распространении культуры. Важнейшие институты культуры: образовательные учреждения, библиотеки, музеи, клубы, театры, спортивные учреждения. Институционализация кино, радио, телевидения в современной культуре.
2.2 Ценностная природа культуры

Относительность и абсолютность понимания ценностей в социально-гуманитанрных науках. М.Шелер и Н.Гартман о человеке как связующем звене онтологического и аксиологического миров. Преодоление крайностей субъективизма и абсолютизма понимания ценностей в аксиологии Н.О.Лосского. Критерии подлинности ценностей: смыслы и интересы бытия человека. Ценность и оценка.

Структура ценности. Субъект ценности (индивид, социальная группа, общество, природа) и объективные формы существования ценности (природа, объекты-носители ценности, значимость, норма, идеал). Отчуждение как антипод ценности. Основные свойства ценностей: единство должного и желаемого, интроективность, научная и логическая недоказуемость, инерционность, относительная долговечность, отсутствие связи с границами потребления, яркая гуманистическая окрашенность.

Социально-интегративная, регулирующая, социализирующая, прогностическая и преобразовательная функции ценностей. Объективное социальное содержание и субъективное переживание в функционировании ценностей. Витальный, специализированный и полноценный уровни культуры в их соотнесенности со структурой ценности.

Проблема типологии и иерархии ценностей. Г.Зиммель о ключевых ценностях различных культурных эпох. Иерархия ценностей современной культуры. Высшие общечеловеческие ценности, социальный идеал и смысл культурной истории. Аксиология сфер человеческой жизнедеятельности - сфер проявления культуры. Специфика культурных ценностей в сферах экономики, политики, права, морали, повседневности, общения, образования, науки, религии, искусства, нравственности. Прозрение будущего в религии, философии и искусстве как описание высших ценностей и их антиподов.

Аксиологический аспект взаимодействия различных культур. Основные формы аккультурации: ассимиляция, адаптация, трайбализм. Субъекты различных ценностных систем и культурные конфликты. Распространение наиболее значимых ценностей как фактор стабилизации культуры. Кризис культуры и переоценка ценностей.

Культура и цивилизация. Цивилизация как высшая стадия развития культуры (А.Фергюсон) и форма смерти культуры (О.Шпенглер). Ценностный смысл дихотомии культура/цивилизация в его соотнесенности со структурой ценности и уровнями культуры. Высшие ценности культуры и технологии их реализации в цивилизации. Норма как регулятор целесообразной деятельности, опосредующий отношения культуры и цивилизации.

Ценностные ориентации личности - конкретный механизм осуществления ценностей, связующее звено между индивидом и культурой. Выбор, самостоятельное свободное творческое формирование и необходимость постоянного воссоздания ценностей в структуре личности. Самореализация человека как личности. Ответственность, социальное участие, самосознание, индивидуальная неповторимость, сознание личной судьбы и другие признаки и конституирующие элементы личности. Возможные варианты ценностной ориентации личности: конформизм, девиация, преступление, духовное творчество. Великие личности в истории культуры: маяки ценностной ориентации личности. Роль великих личностей в осуществлении идеалов и утверждении новых ценностей культуры. Духовное общение и процесс передачи ценностей. Гендерные и возрастные аспекты ценностной ориентации. Проблема “мужской” и “женской” личности. Эстетическая, этическая и религиозная стадии жизни человека С.Кьеркегора. Э.Эриксон об основных стадиях жизненного цикла человека и ценностных ориентирах каждого возраста.


2.3 Культура как мир знаков

Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр). Понятие семиосферы (Ю.Лотман). Знаки и знаковые системы. Знак, значение, означаемое. Виды знаков: естественные, функциональные, конвенциональные (индексы, иконические знаки, знаки-символы), вербальные знаки, знаковые системы записи. Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Классификация языков: вербальные и невербальные (жесты, мимика), естественные и искусственные. Естественный язык как важнейший социокод, регулирующий человеческую жизнедеятельность. Множественность языков культуры: язык искусства (литературы, музыки, балета, архитектуры, живописи, кино и т.д.), язык науки, язык повседневности, язык человеческого тела: жесты, позы, мимика и т.д. Гипотеза Сепира – Уорфа о взаимообусловленности языка и культуры. Ж. Лакан, Ж. Деррида о деконструкции и психоанализе языка. Языки различных культур как различные видения мира. Множественность культурных картин мира.

Символичность культуры. Знак – символ – образ. Символ в науке и искусстве. Определяющая роль символа в религиозных культурах. Политические, военные, государственные символы. Символ и его функции в культуре. Символы и коллективные представления (Э. Дюркгейм). К. Леви-Стросс об изоморфизме природных, социальных и ментальных структур. Понятие символа в русском символизме “серебряного века”. Символика бессознательного в психоанализе З. Фрейда и К.Г. Юнга. Символический интеракционизм Дж.Г. Мида.

Культура как текст. Специфика и сущность культурного текста. Текст как генератор новых смыслов и конденсатор культурной памяти. Текст и контекст. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. “Гипертекст” как феномен информационной культуры.



2.4 Культурная коммуникация и особенности самоопределения личности в культуре

Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и культурной преемственности. Понятие социокультурной коммуникации и ее структура. Внутрикультурная и межкультурная коммуникация. Массовая, групповая и межличностная коммуникация. Коммуникация в пространстве и во времени (через книги, памятники культуры). Ю. Лотман о двух коммуникационных моделях “Я – Я” и “Я – ОН” в культуре. Язык, формы и виды связи, правила общения как средства коммуникации. Зависимость форм коммуникации от статусных и групповых отношений в обществе. Социокультурные типы коммуникаций: дети и родители, начальник и подчиненный, учитель и ученик, мужчина и женщина. Коммуникативные задачи и правила их решения (передача информации, обмен новостями, диалог, творческое общение и пр.). Коммуникативная ситуация и выбор дискурса. Дискурс как структурная определенность и смысловая направленность публичной речи и его виды.

Сообщение или текст как единица социокультурной коммуникации. Проблема дешифровки сообщения, текста и значение культурного кода для осуществления социокультурной коммуникации. Проблема понимания как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

Эволюция средств коммуникации в культурно-историческом развитии человечества (устное, письменное, печатное, аудиовизуальное и машинно-компьютерное слово). М. Маклюэн об исторических типах коммуникаций и их влиянии на способы включения индивидов в социальные связи. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Глобализация коммуникативных процессов в современную эпоху. Компьютерная сеть Интернет и развитие новых форм коммуникации.

Средства массовой коммуникации и их роль в политике и культуре. Функции СМИ: обмен культурным опытом, просвещение, укрепление гражданской солидарности, реклама, пропаганда. Проблема общественного контроля СМК.

Социокультурная коммуникация как “инструмент” преобразования общезначимого в индивидуально значимое. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Влияние коммуникационной модели “Я – Я” на культурное развитие индивида. Структура автокоммуникации.

Межличностное общение в разных культурах. Психология, этика и искусство общения. “Дефекты” коммуникативной культуры личности (неразвитость языка и жестово-мимической культуры, непонимание социально-статусной структуры взаимоотношений, стеснительность, неспособность к диалогу) как причина коммуникационной неудачи. Специфические формы и этика общения в науке, искусстве, политике, бытовой жизни.


2.5 Культурная динамика и проблемы управления социокультурными процессами

Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.

Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. “Аполлоническое и дионисийское начало” (Ф.Ницше). Жизнь, порождающая новые культурные формы (Г.Зиммель). Обмен информацией и энергией как источник культурных изменений (Т. Парсонс). Скорость транспортных сообщений (Ф.Бродель) и технологии коммуникаций (М.Маклюэн). Неравномерное развитие структур культуры (П. Сорокин). Пассионарность как фактор культурных изменений (Л.Н. Гумилев). Хаос как механизм смены режимов развития (теория синергетики). Деятельность политических и культурных элит, политические и религиозные движения, экологические кризисы как факторы культурной динамики.

Внутренняя (интровертная) динамика культуры. Соотношение динамики разных слоев культуры. Внешняя (экстравертная) динамика культуры. Межцивилизационная система связей – влияния, диффузии, межкультурные агрессии. Кризисные процессы и процессы восхождений. Специфика современного кризиса.

Ю. Лотман о характере динамических процессов в культуре: культура и взрыв.

Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Модели культурных конфигураций. Волновые модели социокультурной динамики. Концепция длинных экономических волн Н.Д. Кондратьева. Волновые процессы в технологической области (И. Шумпетер, К. Фримен и др.). Социокультурная динамика А. Моля.

Современные образы и модели динамических процессов культуры: неоэволюционизм, ризома, социокультурная синергетика, “конец истории” Ф. Фукуямы, “столкновение цивилизаций” С. Хантингтона.

Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.



следующая страница>


Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология

Курс лекций и семинарских занятий по социологии культуры является базовым и предназначен для студентов 4 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности ⌠культуро

656.02kb.

14 09 2014
4 стр.


Курс «Культурология» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания, преподаваемой в высших учебных заведениях нашей страны

СПб филиала вшэ по курсу «Культурология». Дисциплина, в рамках которой применяется методика проведения семинаров в музейных залах, преподается на различных факультетах и отделениях

145.12kb.

08 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с

534.98kb.

06 10 2014
4 стр.


Всероссийская молодежная научная конференция «Актуальные проблемы российского регионализма: областническая идеология и культурология в истории и современной философской и общественно-политической мысли»

Учной конференции «Актуальные проблемы российского регионализма: областническая идеология и культурология в истории и современной философской и общественно-политической мысли»

33.47kb.

06 10 2014
1 стр.


Культурология пәнінен тест сұрақтар

Мәдениеттер типологиясының тұйық шеңберлік (циклдік) териясын ұсынған мәдениеттанушылар

239.99kb.

16 12 2014
1 стр.


Этапы проведения учебного проекта I. Подготовительный этап

«Древнейший театр на Урале» (предметная область история, краеведение, культурология)

34.59kb.

05 09 2014
1 стр.


Бюллетень новой литературы, поступившей в фонд Научной библиотеки чгпу 2011 год, №2

Общий отдел. История и организация науки. Информатика. Культурология. Библиография 3

1904.35kb.

25 12 2014
22 стр.


«культурология» для очной формы обучения направления «Менеджмент»

Современная социокультурная ситуация и основные направления современной культурологии

39.95kb.

10 09 2014
1 стр.