Современная западная культура и особенности культурной модернизации России
Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М.: Знание, 1993.
Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в XXI век//Общественные науки и современность, 1997, №5.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс, Универс, 1993 (Э.Дюркгейм, В.Парето, М.Вебер).
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. – Ч.5.
Бердяев Н.А. Новое средневековье. – М.. 1991.
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – Гл.8-10.
Бердяев Н.А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. Письмо тринадцатое “О культуре”. – В кн.: Русское зарубежье. – Л.: Лениздат, 1991. – С.225-231.
Бердяев Н.А. Человек и машина//Вопросы философии, 1989, №1.
Бодрийар Ж. О соблазне//Иностранная литература, 1994, №1.
Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве ХХ века. – Киев, 1986.
Булгаков М. Собачье сердце. Любое издание.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ в. – М.: Республика, 1997.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.: Логос, 1995. – Гл.6.
Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации//Общественные науки и современность, 1995, №4.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии. – Культурология ХХ в.: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С.317-327.
Дали С. Дневник одного гения. Любое издание.
Дж.Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней (от романтизма до наших дней). Т.4. – СПб.: Петрополис, 1997
Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодерна. – М.: Стройиздат, 1985.
Долгов В.М. От Киркегора до Камю: философия. Эстетика. Культура. – М.: Искусство, 1991.
Запад и Восток: традиции и современность. Курс лекций. – М.: Знание РФ, 1993. – С.66-95.
Зиммель Г. Конфликт современной культуры. – Культурология ХХ в.: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С.382-397.
Золотухина-Аболина Е.А. Постмодернизм: распад сознания? //Общественные науки и современность, 1997, №4.
Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. – - М., 1988.
Ильин И. Собр.соч. Т.1. – М.: Русская книга, 1993. Кризис современной культуры. – С.285-289.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высш. Школа, 1983.
Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения//Вопросы философии, 1997, №10.
Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – Гл.III. С.245-263; 310-315.
Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). – Л.: Лен.галерея, 1990.
Капитализм и шизофрения. Беседа Катрин Клеман с Ж.Делёзом и Ф.Гваттари. – Ad Marginem’93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. – М.: Ad Marginem, 1994.
Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэля “Брюхо архитектора”//Вопросы философии, 1997, №5.
Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997.
Козловски П. Современность постмодерна//Вопросы философии, 1995, №10.
Круглова Л.К. Основы культурологии. – СПБ.: СПГУВК, 1994. – Разд.2, §4.
Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. – М.: Изобр.искусство. – - М., 1979.
Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. – М.: Политиздат, 1980.
Культурология. Курс лекций/под ред.Радугина А.А. – М.: Центр, 1997. – Разд.2. Гл.9, 10.
Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура//Вопросы философии, 1996, №10.
Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. – М.: Прогресс, 1970.
Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995. – Кн.2.
Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации (задачи синергетического моделирования)// Общественные науки и современность, 1998, №3.
Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах “пост”//Иностранная литература, 1994, №1.
Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? – Ad Marginem’93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. – М.: Ad Marginem, 1994.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994 (Гл. “Социологические причины культурного кризиса наших дней”).
Маркузе Г. Одномерный человек: исследование развитого индустриального общества. – М.: Refl-book, 1994.
Модернизм: анализ и критика основных направлений. – - М., 1987.
Москвичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. –М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.
Мэмфорд. Миф машины. \\ Утопия и утопическое сознание. – М.: Прогресс, 1991.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Кн.2. – М.: Ит.-Сов. Изд-во “Сирин”, 1990. Генеалогия морали. По ту сторону добра и зла.
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. Сб. – М.: Радуга, 1991 (работы “Восстание масс”; “Дегуманизация искусства”),
Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901-1945. – М.: Политиздат, 1991.
Ревальд Дж. История импрессионизма. – М.-Л.: Искусство, 1959.
Ревальд Дж. Постимпрессионизм. От Ван-Гога до Гогена. – М.-Л.: Искусство, 1962
Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. \\ В кн.: Уединенное. – М.: Политиздат, 1990.
Самосознание европейской культуры ХХ века. – М.: Политиздат, 1991.
Саратьянов В.В. Стиль Модерн. – М.: Искусство, 1989.
Селиванов В. Искусство ХХ века: Эстетические корни и художественная практика. – Л., Знание, 1991.
Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. Эссе. Интервью. – М.: Радуга, 1985. С.195-228; 290-298.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1987, С.427-504. Социокультурная динамика.
Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989.
Тарнас Р. История западного мышления. – М.: Крон-пресс, 1995. – Гл.VI.
Федотов Г.П. Судьба и грехи России. – СПб.: София, 1991. – Т.1. С.197-207; 208-221. Т.2. С.189-227.
Фремптон К. Современная архитектура. – М.: Стройиздат, 1990.
Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993 (Гл.III., V. В кн.: Революция надежды).
Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. С. 219-240, 245-368.
Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности//Вопросы философии, 1997, №6.
Цвейг С. Статьи. Эссе. – М.: Радуга, 1987. – С.304-326.
Эко У. Средние века уже начались//Иностранная литература, 1994, №4.
Юнг К.Г. Монолог “Улисса”. – Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. – М.: Refl-book, Ваклер, 1996.
Актуальные проблемы развития культуры
Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. – М., 1995.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989.
Барт Р. Мифологии. – М., 1996.
Вайс Г. Трансформация ценностей и интеграция: наброски к вопросу о новой культуре поведения // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. – М.. 1995.
Делёз Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-эдип. – М., 1990.
Дилигенский Г.Г. “Конец истории” или смена цивилизаций? // Цивилизации. Вып.2. – М.: Наука, 1993.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного миры. – М.:Интрада, 1998.
Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, 1996.
Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии, 1995. №3.
Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб.: Лань, 1997.
Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. – М., 1997.
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3.
Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа, 1988. № 11.
Маннхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
Марков Б.В. Философская антропология. – СПб.: Лань, 1997.
Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – Киев: ИСА, 1995.
Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. №1.
Морозов А.И. Конец утопии. – М., 1995.
Новая технократическая волна на Западе / Сост. П.С.Гуревич. – М.: Прогресс, 1986.
Парамонов Б. Конец стиля. – М.: СПб., 1999.
Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М.: Культурная инициатива, 1992.
Райх В. Сексуальная революция. – СПб.: Универс. Книга, М.: АСТ, 1997.
Руднев В.П. Прочь от реальности. – М., 2000.
Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М., 1997.
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 1995.
Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997.
Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990.
Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М.: Московский рабочий, 1990.
Фукияма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990. № 3.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.
Чешков М.А. “Новая наука”, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4.
Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М.: Прометей, 1993.
Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век / Отв. Ред. С.Я. Левит. – М.: Юрист, 1995.
Ясперс К. Символ и назначение истории. – М..: Республика, 1994.
5 ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1 Требования к студентам и оценка знаний
При планировании самостоятельной работы по курсу культурологии студенту целесообразно ориентироваться на следующее распределение внеаудиторного учебного времени: подготовка к семинарским занятиям - 15 часов, повторение учебного материала к контрольной работе (и ее написание) - 5 часов, написание реферата - 30 часов, подготовка к зачету и защите реферата - 8 часов.
Оценка знаний студента производится по системе “РИТМО”. Общая оценка складывается из:
-
Оценки за контрольную работу. Контрольная работа проводится после прочтения 16 часов лекционного курса и включает в себя два вопроса по этому материалу. Возможные варианты вопросов для контрольной работы приводятся в конце рабочей программы. Работа оценивается максимум на 10 баллов.
-
Оценок за ответы на семинарских занятиях. Каждый ответ на семинаре оценивается максимум на 5 баллов. Целесообразно подготовиться к 2-4 семинарам, чтобы суммарная оценка за семинарские занятия составляла около 15 баллов. Нестандартность мышления и работа с дополнительной литературой оценивается баллами творческого рейтинга (не более 5 баллов за весь курс).
-
Оценки за написание и защиту реферата. Оформленный текст реферата сдается преподавателю не позднее чем за две недели до проведения зачета, оценивается преподавателем и возвращается учащемуся не позднее, чем за три дня до проведения зачета. Защита реферата производится на зачете в виде собеседования с преподавателем по теме реферата, либо по прочитанной и отреферированной книге. Максимальная оценка за реферат составляет 30 баллов, а за его защиту - 10 баллов.
-
Оценки за усвоение лекционного и семинарского материала по курсу культурологии, демонстрируемое студентом на зачете. На зачете студенту предлагаются три вопроса. Два вопроса по курсу (максимальные оценка за каждый ответ - 15 баллов). Третий вопрос представляет собой защиту реферата, о чем уже было сказано выше.
Таким образом, за весь курс студент может набрать в общей сложности 100 баллов. Границы перевода балльного рейтинга в оценку следующие:
-
от 50 до 74 баллов - “удовлетворительно”;
-
от 75 до 89 баллов - “хорошо”;
-
от 90 до 100 баллов - “отлично”.
5.2 Содержание индивидуальной работы со студентами
Основными формами индивидуальной работы со студентами являются индивидуальные консультации по наиболее сложным вопросам курса, вызывающим серьезные затруднения у студентов; контрольные собеседования по текущей подготовке студентов к семинарским занятиям; консультации по написанию реферата; а также консультативная помощь студентам при подготовке к зачету.
Одной из форм индивидуальной работы может быть также обучение наиболее одаренных студентов по индивидуальному плану.
5.3 Варианты вопросов для контрольной работы
1 вариант
-
Культурология как интегративная междисциплинарная область знания, ее познавательное и практическое значение.
-
Культурологические типологии социокультурных систем.
2 вариант
-
Роль культурфилософии, социологии культуры и культурной антропологии в становлении культурологии.
-
Историческое развитие средств коммуникации и культурная эволюция.
3 вариант
-
Структура, основные проблемы и методы культурологии.
-
Ценностные уровни культуры и их проявление в сферах человеческой жизнедеятельности.
4 вариант
-
Развитие представлений о культуре в Европейской философии Нового времени.
-
Коммуникативные процессы в культуре.
5 вариант
-
Философско-культурологические традиции осмысления культуры в отечественной науке.
-
Ценностные ориентации личности как связующее звено между индивидом и культурой.
6 вариант
-
Роль культуры в согласовании биологических и социальных программ человеческой жизнедеятельности.
-
Основные модели и образцы динамических процессов культуры.
7 вариант
-
Социокультурная система: структуры общества и структуры культуры.
-
Культура и цивилизация.
8 вариант
-
Функции социальных институтов культуры.
-
Тексты культуры и проблемы их истолкования.
9 вариант
-
Структура, основные свойства и функции ценностей.
-
Культурная динамика: источники и факторы социокультурных изменений.
10 вариант
-
Знаки и символы в культуре.
-
Внутренняя и внешняя динамика культуры.
5.4 Вопросы к зачету
-
Объект и предмет культурологии. Основные проблемы культурологии.
-
Культурология в системе наук о культуре.
-
Методология и методика исследования культур.
-
Интерпретация феномена культура в античной и средневековой мифологии, философии, религии.
-
Основные направления культурологических исследований Нового времени.
-
Формирование конкретных наук о культуре и методов изучения культуры как общественного явления.
-
Культура как система “правил игры” и технологий социального взаимодействия.
-
Социокультурная система как единство общества и культуры.
-
Роль социальных институтов в создании и распространении культуры.
-
Ценность как критерий различения “наук о природе” и “наук о духе”. Структура ценности.
-
Ценности и специфика их проявления в основных сферах человеческой жизнедеятельности.
-
Ценностное и стилевое влияние мировых религий на трудовой этос, политическую и художественную культуру различных народов.
-
Смысл антитезы “культура” и “цивилизация”. Место и роль культуры в цивилизационном процессе.
-
Знаковые системы культуры и их типология.
-
Языки различных культур как различные видения мира. Множественность культурных картин мира.
-
Понятие и функции символа в культуре.
-
Специфика и сущность культурного текста. Проблема истолкования текста.
-
Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и культурной преемственности.
-
Эволюция средств коммуникации в культурно-историческом развитии человечества. М. Маклюэн об исторических типах коммуникаций.
-
Динамика культуры. Варианты изменений в состоянии культуры и движущие силы этих изменений.
-
Современные образы и модели динамических процессов культуры (неоэволюционизм, ризома, социокультурная синергетика и др.).
-
Основные концепции исторической динамики культуры (эволюционизм, диффузионизм, теории культурно-исторических типов и циклического развития культур, концепция “осевого времени” К. Ясперса и др.).
-
Традиционные, индустриальные и постиндустриальные типы культур.
-
Запад и Восток как противоположные модели культурной идентичности. Различия в подходе к миру, к природной среде обитания, обществу, власти, личности, истине и т.д. в разных культурных системах Запада и Востока как выражение глубокой дифференциации систем ценностей.
-
Антитеза “Запад – Восток” и типологическая характеристика русской культуры.
-
Проблема культурной идентичности России в дискурсе западников, славянофилов, евразийцев.
-
Возникновение культуры и культурного человека. Орудийно-трудовая, игровая, символическая деятельность как источники культуры.
-
Первые исторические формы культуры. Миф и его место в первобытной культуре.
-
Образ бога, человека, мира в древневосточных культурах.
-
Царь и царская власть как стержневые смыслообразующие структуры древневосточных культур.
-
Античная культура: основные формы и этапы развития.
-
Культура Древней Греции как “колыбель” западноевропейской культуры.
-
Космологизм античной культуры.
-
Проблема самобытности культуры Древнего Рима и ее основные черты.
-
Особенности европейской средневековой культуры.
-
Образ бога, человека и мира в официальной религиозной культуре Средневековья.
-
Принятие христианства на Руси и особенности развития древнерусской средневековой культуры.
-
Гуманизм, как важнейший принцип культуры эпохи Возрождения.
-
Содержание религиозной Реформации в европейской культуре. Социальные и культурные последствия Реформации. М. Вебер о роли протестантской этики в становлении капитализма.
-
Особенности формирования и характерные черты культуры Нового времени в Европе.
-
Отражение основных культурных тенденций эпохи Нового времени в экономике, политике, морали, быте, искусстве, религии.
-
Человек и мир в культуре романтизма.
-
Особенности культуры России XVII - XIX веков.
-
Становление новых форм культуры в ХХ веке.
-
Советская культура и ее уроки для современного мирового цивилизационного сообщества.
-
Идеи кризиса культуры в творчестве западноевропейских и русских мыслителей ХХ века.
-
Модерн и постмодерн в культуре.
-
Процесс информатизации и создание “информационного общества” – стратегическая линия развития современной культуры.
-
Особенности перехода незападных обществ к новому типу цивилизации и культуры. Проблема культурной модернизации российского общества.
-
Основные угрозы и опасности для культуры в XXI веке.
5.5 Карта учебно-методического обеспечения
дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ
форма обучения ДНЕВНАЯ
Всего часов 100, из них: лекций 34, практических занятий 8, СРС 58
Для направления (специальности): ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НОВГУ
Обеспечивающая кафедра КУЛЬТУРОЛОГИИ И ЭТИКИ факультет ФИЛОСОФСКИЙ
Семестры:1-4 (один семестр, в зависимости от учебных планов факультетов)
Таблица 1 Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое описание издания
|
Вид занятия, в котором используется
|
Число часов, обеспечи-ваемых изданием
|
Кол-во экз. в библиотеке НовГУ и на кафедре
|
Приме-чание
|
Большаков В.П. Культура как форма человечности: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
|
Лекционный курс, семинары
|
25
|
270
|
|
Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества: Учебное пособие / Под научн. ред. В. П. Большакова. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.
|
Лекционный курс, семинары
|
15
|
270
|
|
Культурология: Учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей. – М.: Знание России, 1993.
|
Лекционный курс, семинары
|
12
|
100
|
|
Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
|
Лекционный курс, семинары, самостоят. работа
|
30
|
270
|
|
Таблица 2 Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Библиографическое описание издания
|
Вид занятия, в котором используется
|
Число часов, обеспечи-ваемых изданием
|
Кол-во экз. в библиотеке НовГУ
|
Приме-чание
|
Большаков В.П. Введение в курс культурологии. Учебно-метод. пособие. - Новгород, 1995.
|
Лекционный курс, семинары
|
6
|
220
|
|
Культура Древней Греции и Древнего Рима: Учебные материалы. – Новгород, 1997.
|
Лекционный курс, самостоят. работа
|
2
|
10
|
|
Действительно для 2000-2001 учебного года
Зав. кафедрой Культурологии и этики____________________ В.П.Большаков
<предыдущая страница