Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6

Современная западная культура и особенности культурной модернизации России

Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М.: Знание, 1993.



Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в XXI век//Общественные науки и современность, 1997, №5.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс, Универс, 1993 (Э.Дюркгейм, В.Парето, М.Вебер).

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. – Ч.5.

Бердяев Н.А. Новое средневековье. – М.. 1991.

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – Гл.8-10.

Бердяев Н.А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. Письмо тринадцатое “О культуре”. – В кн.: Русское зарубежье. – Л.: Лениздат, 1991. – С.225-231.

Бердяев Н.А. Человек и машина//Вопросы философии, 1989, №1.

Бодрийар Ж. О соблазне//Иностранная литература, 1994, №1.

Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве ХХ века. – Киев, 1986.

Булгаков М. Собачье сердце. Любое издание.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ в. – М.: Республика, 1997.

Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.: Логос, 1995. – Гл.6.

Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации//Общественные науки и современность, 1995, №4.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии. – Культурология ХХ в.: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С.317-327.

Дали С. Дневник одного гения. Любое издание.

Дж.Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней (от романтизма до наших дней). Т.4. – СПб.: Петрополис, 1997

Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодерна. – М.: Стройиздат, 1985.

Долгов В.М. От Киркегора до Камю: философия. Эстетика. Культура. – М.: Искусство, 1991.

Запад и Восток: традиции и современность. Курс лекций. – М.: Знание РФ, 1993. – С.66-95.



Зиммель Г. Конфликт современной культуры. – Культурология ХХ в.: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С.382-397.

Золотухина-Аболина Е.А. Постмодернизм: распад сознания? //Общественные науки и современность, 1997, №4.

Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. – - М., 1988.

Ильин И. Собр.соч. Т.1. – М.: Русская книга, 1993. Кризис современной культуры. – С.285-289.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высш. Школа, 1983.

Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения//Вопросы философии, 1997, №10.

Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – Гл.III. С.245-263; 310-315.

Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). – Л.: Лен.галерея, 1990.

Капитализм и шизофрения. Беседа Катрин Клеман с Ж.Делёзом и Ф.Гваттари. – Ad Marginem’93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. – М.: Ad Marginem, 1994.



Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэля “Брюхо архитектора”//Вопросы философии, 1997, №5.

Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997.

Козловски П. Современность постмодерна//Вопросы философии, 1995, №10.

Круглова Л.К. Основы культурологии. – СПБ.: СПГУВК, 1994. – Разд.2, §4.

Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. – М.: Изобр.искусство. – - М., 1979.

Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. – М.: Политиздат, 1980.

Культурология. Курс лекций/под ред.Радугина А.А. – М.: Центр, 1997. – Разд.2. Гл.9, 10.



Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура//Вопросы философии, 1996, №10.

Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. – М.: Прогресс, 1970.

Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995. – Кн.2.

Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации (задачи синергетического моделирования)// Общественные науки и современность, 1998, №3.

Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах “пост”//Иностранная литература, 1994, №1.

Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? – Ad Marginem’93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. – М.: Ad Marginem, 1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994 (Гл. “Социологические причины культурного кризиса наших дней”).

Маркузе Г. Одномерный человек: исследование развитого индустриального общества. – М.: Refl-book, 1994.

Модернизм: анализ и критика основных направлений. – - М., 1987.



Москвичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. –М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

Мэмфорд. Миф машины. \\ Утопия и утопическое сознание. – М.: Прогресс, 1991.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Кн.2. – М.: Ит.-Сов. Изд-во “Сирин”, 1990. Генеалогия морали. По ту сторону добра и зла.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. Сб. – М.: Радуга, 1991 (работы “Восстание масс”; “Дегуманизация искусства”),

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901-1945. – М.: Политиздат, 1991.

Ревальд Дж. История импрессионизма. – М.-Л.: Искусство, 1959.

Ревальд Дж. Постимпрессионизм. От Ван-Гога до Гогена. – М.-Л.: Искусство, 1962

Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. \\ В кн.: Уединенное. – М.: Политиздат, 1990.

Самосознание европейской культуры ХХ века. – М.: Политиздат, 1991.



Саратьянов В.В. Стиль Модерн. – М.: Искусство, 1989.

Селиванов В. Искусство ХХ века: Эстетические корни и художественная практика. – Л., Знание, 1991.

Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. Эссе. Интервью. – М.: Радуга, 1985. С.195-228; 290-298.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1987, С.427-504. Социокультурная динамика.

Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989.



Тарнас Р. История западного мышления. – М.: Крон-пресс, 1995. – Гл.VI.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России. – СПб.: София, 1991. – Т.1. С.197-207; 208-221. Т.2. С.189-227.

Фремптон К. Современная архитектура. – М.: Стройиздат, 1990.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993 (Гл.III., V. В кн.: Революция надежды).

Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. С. 219-240, 245-368.

Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности//Вопросы философии, 1997, №6.

Цвейг С. Статьи. Эссе. – М.: Радуга, 1987. – С.304-326.

Эко У. Средние века уже начались//Иностранная литература, 1994, №4.

Юнг К.Г. Монолог “Улисса”. – Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. – М.: Refl-book, Ваклер, 1996.
Актуальные проблемы развития культуры

Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. – М., 1995.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

Барт Р. Мифологии. – М., 1996.

Вайс Г. Трансформация ценностей и интеграция: наброски к вопросу о новой культуре поведения // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. – М.. 1995.

Делёз Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-эдип. – М., 1990.

Дилигенский Г.Г. “Конец истории” или смена цивилизаций? // Цивилизации. Вып.2. – М.: Наука, 1993.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного миры. – М.:Интрада, 1998.

Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, 1996.

Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии, 1995. №3.

Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб.: Лань, 1997.

Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. – М., 1997.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3.

Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа, 1988. № 11.

Маннхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Марков Б.В. Философская антропология. – СПб.: Лань, 1997.

Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – Киев: ИСА, 1995.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. №1.

Морозов А.И. Конец утопии. – М., 1995.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П.С.Гуревич. – М.: Прогресс, 1986.

Парамонов Б. Конец стиля. – М.: СПб., 1999.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М.: Культурная инициатива, 1992.

Райх В. Сексуальная революция. – СПб.: Универс. Книга, М.: АСТ, 1997.

Руднев В.П. Прочь от реальности. – М., 2000.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.



Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М., 1997.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 1995.

Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997.

Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М.: Московский рабочий, 1990.

Фукияма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990. № 3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.

Чешков М.А. “Новая наука”, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4.

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М.: Прометей, 1993.

Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век / Отв. Ред. С.Я. Левит. – М.: Юрист, 1995.

Ясперс К. Символ и назначение истории. – М..: Республика, 1994.

5 ПРИЛОЖЕНИЯ



5.1 Требования к студентам и оценка знаний
При планировании самостоятельной работы по курсу культурологии студенту целесообразно ориентироваться на следующее распределение внеаудиторного учебного времени: подготовка к семинарским занятиям - 15 часов, повторение учебного материала к контрольной работе (и ее написание) - 5 часов, написание реферата - 30 часов, подготовка к зачету и защите реферата - 8 часов.

Оценка знаний студента производится по системе “РИТМО”. Общая оценка складывается из:



  1. Оценки за контрольную работу. Контрольная работа проводится после прочтения 16 часов лекционного курса и включает в себя два вопроса по этому материалу. Возможные варианты вопросов для контрольной работы приводятся в конце рабочей программы. Работа оценивается максимум на 10 баллов.

  2. Оценок за ответы на семинарских занятиях. Каждый ответ на семинаре оценивается максимум на 5 баллов. Целесообразно подготовиться к 2-4 семинарам, чтобы суммарная оценка за семинарские занятия составляла около 15 баллов. Нестандартность мышления и работа с дополнительной литературой оценивается баллами творческого рейтинга (не более 5 баллов за весь курс).

  3. Оценки за написание и защиту реферата. Оформленный текст реферата сдается преподавателю не позднее чем за две недели до проведения зачета, оценивается преподавателем и возвращается учащемуся не позднее, чем за три дня до проведения зачета. Защита реферата производится на зачете в виде собеседования с преподавателем по теме реферата, либо по прочитанной и отреферированной книге. Максимальная оценка за реферат составляет 30 баллов, а за его защиту - 10 баллов.

  4. Оценки за усвоение лекционного и семинарского материала по курсу культурологии, демонстрируемое студентом на зачете. На зачете студенту предлагаются три вопроса. Два вопроса по курсу (максимальные оценка за каждый ответ - 15 баллов). Третий вопрос представляет собой защиту реферата, о чем уже было сказано выше.

Таким образом, за весь курс студент может набрать в общей сложности 100 баллов. Границы перевода балльного рейтинга в оценку следующие:

  1. от 50 до 74 баллов - “удовлетворительно”;

  2. от 75 до 89 баллов - “хорошо”;

  3. от 90 до 100 баллов - “отлично”.

5.2 Содержание индивидуальной работы со студентами


Основными формами индивидуальной работы со студентами являются индивидуальные консультации по наиболее сложным вопросам курса, вызывающим серьезные затруднения у студентов; контрольные собеседования по текущей подготовке студентов к семинарским занятиям; консультации по написанию реферата; а также консультативная помощь студентам при подготовке к зачету.

Одной из форм индивидуальной работы может быть также обучение наиболее одаренных студентов по индивидуальному плану.



5.3 Варианты вопросов для контрольной работы
1 вариант

  1. Культурология как интегративная междисциплинарная область знания, ее познавательное и практическое значение.

  2. Культурологические типологии социокультурных систем.


2 вариант

  1. Роль культурфилософии, социологии культуры и культурной антропологии в становлении культурологии.

  2. Историческое развитие средств коммуникации и культурная эволюция.


3 вариант

  1. Структура, основные проблемы и методы культурологии.

  2. Ценностные уровни культуры и их проявление в сферах человеческой жизнедеятельности.


4 вариант

  1. Развитие представлений о культуре в Европейской философии Нового времени.

  2. Коммуникативные процессы в культуре.



5 вариант

  1. Философско-культурологические традиции осмысления культуры в отечественной науке.

  2. Ценностные ориентации личности как связующее звено между индивидом и культурой.


6 вариант

  1. Роль культуры в согласовании биологических и социальных программ человеческой жизнедеятельности.

  2. Основные модели и образцы динамических процессов культуры.


7 вариант

  1. Социокультурная система: структуры общества и структуры культуры.

  2. Культура и цивилизация.


8 вариант

  1. Функции социальных институтов культуры.

  2. Тексты культуры и проблемы их истолкования.


9 вариант

  1. Структура, основные свойства и функции ценностей.

  2. Культурная динамика: источники и факторы социокультурных изменений.


10 вариант

  1. Знаки и символы в культуре.

  2. Внутренняя и внешняя динамика культуры.

5.4 Вопросы к зачету




  1. Объект и предмет культурологии. Основные проблемы культурологии.

  2. Культурология в системе наук о культуре.

  3. Методология и методика исследования культур.

  4. Интерпретация феномена культура в античной и средневековой мифологии, философии, религии.

  5. Основные направления культурологических исследований Нового времени.

  6. Формирование конкретных наук о культуре и методов изучения культуры как общественного явления.

  7. Культура как система “правил игры” и технологий социального взаимодействия.

  8. Социокультурная система как единство общества и культуры.

  9. Роль социальных институтов в создании и распространении культуры.

  10. Ценность как критерий различения “наук о природе” и “наук о духе”. Структура ценности.

  11. Ценности и специфика их проявления в основных сферах человеческой жизнедеятельности.

  12. Ценностное и стилевое влияние мировых религий на трудовой этос, политическую и художественную культуру различных народов.

  13. Смысл антитезы “культура” и “цивилизация”. Место и роль культуры в цивилизационном процессе.

  14. Знаковые системы культуры и их типология.

  15. Языки различных культур как различные видения мира. Множественность культурных картин мира.

  16. Понятие и функции символа в культуре.

  17. Специфика и сущность культурного текста. Проблема истолкования текста.

  18. Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и культурной преемственности.

  19. Эволюция средств коммуникации в культурно-историческом развитии человечества. М. Маклюэн об исторических типах коммуникаций.

  20. Динамика культуры. Варианты изменений в состоянии культуры и движущие силы этих изменений.

  21. Современные образы и модели динамических процессов культуры (неоэволюционизм, ризома, социокультурная синергетика и др.).

  22. Основные концепции исторической динамики культуры (эволюционизм, диффузионизм, теории культурно-исторических типов и циклического развития культур, концепция “осевого времени” К. Ясперса и др.).

  23. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные типы культур.

  24. Запад и Восток как противоположные модели культурной идентичности. Различия в подходе к миру, к природной среде обитания, обществу, власти, личности, истине и т.д. в разных культурных системах Запада и Востока как выражение глубокой дифференциации систем ценностей.

  25. Антитеза “Запад – Восток” и типологическая характеристика русской культуры.

  26. Проблема культурной идентичности России в дискурсе западников, славянофилов, евразийцев.

  27. Возникновение культуры и культурного человека. Орудийно-трудовая, игровая, символическая деятельность как источники культуры.

  28. Первые исторические формы культуры. Миф и его место в первобытной культуре.

  29. Образ бога, человека, мира в древневосточных культурах.

  30. Царь и царская власть как стержневые смыслообразующие структуры древневосточных культур.

  31. Античная культура: основные формы и этапы развития.

  32. Культура Древней Греции как “колыбель” западноевропейской культуры.

  33. Космологизм античной культуры.

  34. Проблема самобытности культуры Древнего Рима и ее основные черты.

  35. Особенности европейской средневековой культуры.

  36. Образ бога, человека и мира в официальной религиозной культуре Средневековья.

  37. Принятие христианства на Руси и особенности развития древнерусской средневековой культуры.

  38. Гуманизм, как важнейший принцип культуры эпохи Возрождения.

  39. Содержание религиозной Реформации в европейской культуре. Социальные и культурные последствия Реформации. М. Вебер о роли протестантской этики в становлении капитализма.

  40. Особенности формирования и характерные черты культуры Нового времени в Европе.

  41. Отражение основных культурных тенденций эпохи Нового времени в экономике, политике, морали, быте, искусстве, религии.

  42. Человек и мир в культуре романтизма.

  43. Особенности культуры России XVII - XIX веков.

  44. Становление новых форм культуры в ХХ веке.

  45. Советская культура и ее уроки для современного мирового цивилизационного сообщества.

  46. Идеи кризиса культуры в творчестве западноевропейских и русских мыслителей ХХ века.

  47. Модерн и постмодерн в культуре.

  48. Процесс информатизации и создание “информационного общества” – стратегическая линия развития современной культуры.

  49. Особенности перехода незападных обществ к новому типу цивилизации и культуры. Проблема культурной модернизации российского общества.

  50. Основные угрозы и опасности для культуры в XXI веке.


5.5 Карта учебно-методического обеспечения
дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ

форма обучения ДНЕВНАЯ

Всего часов 100, из них: лекций 34, практических занятий 8, СРС 58

Для направления (специальности): ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НОВГУ

Обеспечивающая кафедра КУЛЬТУРОЛОГИИ И ЭТИКИ факультет ФИЛОСОФСКИЙ

Семестры:1-4 (один семестр, в зависимости от учебных планов факультетов)


Таблица 1 Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания



Вид занятия, в котором используется

Число часов, обеспечи-ваемых изданием

Кол-во экз. в библиотеке НовГУ и на кафедре

Приме-чание



Большаков В.П. Культура как форма человечности: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

Лекционный курс, семинары

25

270





Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества: Учебное пособие / Под научн. ред. В. П. Большакова. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.

Лекционный курс, семинары

15

270




Культурология: Учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей. – М.: Знание России, 1993.

Лекционный курс, семинары

12

100




Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

Лекционный курс, семинары, самостоят. работа

30

270




Таблица 2 Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями


Библиографическое описание издания



Вид занятия, в котором используется

Число часов, обеспечи-ваемых изданием

Кол-во экз. в библиотеке НовГУ

Приме-чание



Большаков В.П. Введение в курс культурологии. Учебно-метод. пособие. - Новгород, 1995.

Лекционный курс, семинары

6

220




Культура Древней Греции и Древнего Рима: Учебные материалы. – Новгород, 1997.



Лекционный курс, самостоят. работа

2

10



Действительно для 2000-2001 учебного года



Зав. кафедрой Культурологии и этики____________________ В.П.Большаков

1 Здесь и далее указаны номера источников из списка литературы для подготовки к семинарским занятиям (см. стр. 22-26).

<предыдущая страница


Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология

Курс лекций и семинарских занятий по социологии культуры является базовым и предназначен для студентов 4 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности ⌠культуро

656.02kb.

14 09 2014
4 стр.


Курс «Культурология» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания, преподаваемой в высших учебных заведениях нашей страны

СПб филиала вшэ по курсу «Культурология». Дисциплина, в рамках которой применяется методика проведения семинаров в музейных залах, преподается на различных факультетах и отделениях

145.12kb.

08 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с

534.98kb.

06 10 2014
4 стр.


Всероссийская молодежная научная конференция «Актуальные проблемы российского регионализма: областническая идеология и культурология в истории и современной философской и общественно-политической мысли»

Учной конференции «Актуальные проблемы российского регионализма: областническая идеология и культурология в истории и современной философской и общественно-политической мысли»

33.47kb.

06 10 2014
1 стр.


Культурология пәнінен тест сұрақтар

Мәдениеттер типологиясының тұйық шеңберлік (циклдік) териясын ұсынған мәдениеттанушылар

239.99kb.

16 12 2014
1 стр.


Этапы проведения учебного проекта I. Подготовительный этап

«Древнейший театр на Урале» (предметная область история, краеведение, культурология)

34.59kb.

05 09 2014
1 стр.


Бюллетень новой литературы, поступившей в фонд Научной библиотеки чгпу 2011 год, №2

Общий отдел. История и организация науки. Информатика. Культурология. Библиография 3

1904.35kb.

25 12 2014
22 стр.


«культурология» для очной формы обучения направления «Менеджмент»

Современная социокультурная ситуация и основные направления современной культурологии

39.95kb.

10 09 2014
1 стр.