Перейти на главную страницу
Курс «Культурология» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания, преподаваемой в высших учебных заведениях нашей страны. Настоящий курс разработан для тех слушателей, в чью профессиональную деятельность культурология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин. Для усвоения дисциплины «Культурология» обучающимся достаточно базового знания школьных курсов. Исходный уровень знаний не подразумевает знакомства с той или иной конкретной дисциплиной, однако предполагается, что общие знания студента соответствуют выдвигаемым для выпускника старших классов общеобразовательной школы требованиям, в особенности в рамках дисциплин: история, история отечества, русская и зарубежная литература, мировая художественная культура.
В предыдущие годы курс культурологии читался на 1-3 курсах обучения на различных факультетах и отделениях Санкт-Петербургского филиала ГУ–ВШЭ. С 2008-2009 учебного года преподавание этой дисциплины перенесено на 1 год обучения в СПб филиале Высшей Школы Экономики. Культурология представляет собой один из важных интегративных курсов, нацеленных на развитие широкой компетенции в сфере классических и современных теорий культуры и в сфере изучения важнейших аспектов бытия и функционирования культуры. Кроме ознакомления с историей мировой культуры и с особенностями национальных культур в разные исторические периоды, изучение курса культурологии нацелено также на освоение и закрепление многих навыков, которые в дальнейшем пригодятся в процессе обучения на старших курсах и в профессиональной деятельности.
Знания в области культурологии могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Культурология» может служить дополнением к общим курсам по истории, социологии и философии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин: например, этикет, история культуры Петербурга, стили искусства, национальные школы менеджмента, стратегия и тактика ведения переговоров, менеджмент культуры.
В программе дисциплины «Культурология» указана возможность проведения одного или нескольких семинарских занятий в виде мини-экскурсий, подготавливаемых и проводимых студентами в залах Государственного Эрмитажа. Подобные занятия являются семинарами, обязательными для посещения всеми студентами, хотя в программе дисциплины музейные занятия анонсированы как одна из возможностей проведения семинаров. Эрмитажные семинары представляются специфическим введением в культуру Петербурга, что немаловажно для приезжих студентов (их обычно от одной трети до половины аудитории), а также замечательным практикумом по усвоению культурного background’а как контекста специальных дисциплин. Отличия таких практических занятий от традиционных семинаров по культурологии заключаются в том, что вместо знакомства с текстами или изображениями различных произведений искусства обучающиеся непосредственно взаимодействуют с подлинными предметами, которые представляют культуру и искусство различных стран мира и относятся к разным историческим эпохам. Семинары в виде мини-экскурсий проводятся с 2005-2006 учебного года, с начала чтения Ю.В. Ивановой курса культурологии в СПб филиале ГУ-ВШЭ.
Государственный Эрмитаж как место проведения мини-экскурсий выбран по двум основным причинам. Во-первых, именно коллекции данного музея позволяют охватить значительное количество разнообразных культур, зачастую далеко отстоящих друг от друга в пространстве и времени. Во-вторых, руководство Государственного Эрмитажа лояльно относится к возможности бесплатного проведения разовых или цикловых (периодических) семинарских занятий с активным участием студентов. В этом отношении Эрмитаж выгодно отличается от большинства иных музеев Петербурга, на экспозиции которых также можно было проводить занятия для ознакомления студентов с наиболее значимыми и актуальными аспектами истории и современности разных культур мира. Однако подобная форма образовательной деятельности вызывает организационные сложности в большинстве крупнейших историко-культурных и художественных музеев города, так как в этих музеях возможны только занятия в форме традиционных экскурсий, проводимых сотрудниками музея и не предполагающих развития специфических образовательных и интерактивных навыков обучаемых.
Общая идея проведения студентами младших курсов мини-экскурсий по экспонатам Государственного Эрмитажа заключается в комплексном развитии знаний и умений студентов в сфере культуры и искусства как базиса общекультурной компетенции и как основы последующего обучения специальным дисциплинам.
В ходе проведения подобных семинаров студенты должны освоить следующие знания и навыки:
Опора классических музеев на предметные носители знаний по истории культуры и общества позволяет сделать процесс обучения более личностно ориентированным за счет того, что в разнообразии музейных вещей всегда есть возможность каждому человеку найти что-то интересное именно для себя. Во-вторых, общение с подлинными предметами включает полученные, зачастую довольно разрозненные знания в некий культурно-исторический контекст, делает знакомство с реально существующими вещами частью жизненного опыта студентов. Этот аспект музейной деятельности отчасти может противостоять тотальной виртуализации как современной культуры в целом, так и образовательного процесса в частности.
Особая роль музеев для гуманитарного образования молодежи заключается в экспонировании подлинных предметов, которые могут быть включены в жизненный опыт посетителей («я знаю, я видел(а)»). В этом смысле музей «несводим» к иным социокультурным институтам, не основывающим свою деятельность на вещественности. Таким образом, информация, получаемая в музее, входит в реальный опыт, в отличие от воображаемых (виртуальных) практик, используемых в Глобальной Сети. Кроме того, музейное пространство, создавая посредством предметов «музейное сообщение», может дать культурно-исторический контекст для восприятия различных теорий и отдельных фактов, речь о которых идет в рамках социального и гуманитарного циклов образования.
План организации цикла семинаров.
На занятия в залах Эрмитажа выносятся темы, раскрытие которых в значительной степени возможно на примере экспонируемых музеем подлинных предметов и вспомогательных материалов. Так, на занятиях по истории культур Древнего Египта и Древней Месопотамии важную роль играют карты соответствующих регионов. Сообщения студентов по теме развития письменности в вышеназванных культурах опирается на экспонаты Эрмитажа. Египетские иероглифы представлены древними рельефами, а шумеро-аккадская клинопись и подлинными глиняными клинописными табличками, и таблицей, схематично изображающей эволюцию письменных знаков.
Особенности коллекции Государственного Эрмитажа довольно жестко определяют тематику возможных сообщений студентов. Те темы по истории культуры и искусства, которые недостаточно полно представлены на экспозиции, обычно не используются при проведении музейных семинаров. Традиционно на рассмотрение в рамках цикла семинаров в музее выносятся следующие темы:
«Культура и искусство Древнего Ближнего Востока»;
«Культура и искусство античного мира»;
«Культура и искусство европейского Возрождения»;
«Художественная культура в Европе рубежа XIX-ХХ вв.».
В 2009-2010 учебном году в рамках преподавания культурологии на семинарские занятия отводится по 18 академических часов в каждой семинарской группе на юридическом и социологическом факультетах и на отделении прикладной политологии; 21 час на факультете экономики; 14 часов на факультете менеджмента.
история культуры Древнего мира (Египта, Месопотамии, Греции и Рима) – 3 академических часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельной работы;
история художественной культуры эпохи европейского Возрождения – 2 часа в аудитории и 3 часа самостоятельно;
история европейских художественных стилей рубежа XIX-ХХ вв. в контексте развития западной культуры этого историко-культурного периода – 2 аудиторных академических часа и 3 часа самостоятельной работы.
По теме «Культура и искусство Древнего Ближнего Востока»:
По теме «Культура и искусство античного мира»:
По теме «Культура и искусство европейского Возрождения»:
По теме «Художественная культура Европы рубежа XIX-ХХ вв.».
Одна из важнейших целей семинарских занятий по культурологии, проводимых в виде мини-экскурсий в залах музея – научить студентов младших курсов доносить информацию о выбранных экспонатах или темах по истории культуры в увлекательной и доступной форме. Тема сообщения в музее выбирается самостоятельно и заранее, подбор материала по заявленным историко-культурным темам или по отдельным экспонатам – это сфера, открытая для творческих поисков обучаемых. Сайты реально существующих музеев, представленные в сети Интернет и в частности официальный сайт Государственного Эрмитажа (https://www.hermitagemuseum.org/) предоставляют краткую информацию о своих коллекциях, что стимулирует студентов осуществлять поиск более подробных сведений в иных источниках.
Большой объем и доступность информации, представленной в Глобальной сети Интернет, позволяет найти исчерпывающую информацию по любой перечисленной выше теме и по любому известному экспонату из собрания Государственного Эрмитажа. Стремление возможно более полно отразить тему присуще большинству докладчиков. Учитывая то, что занятия в музее проходят обычно в малых группах (не более 15 человек), эмоциональный и интеллектуальный контакт студента, ведущего мини-экскурсию, с аудиторией обычно стимулирует активность как говорящего, так и слушателей. Дополнительные вопросы, задаваемые преподавателем, определяют общее русло обсуждения тех или иных вопросов, поднимаемых участниками данного цикла семинаров.
Кроме этого, существует также довольно формальный способ стимулирования активности студентов во время проведения семинаров на занятиях в Эрмитаже. На первом занятии преподавателем доводится до сведения студентов, что проявление активности на семинарах оценивается дополнительными баллами. Таким образом, практика задавать уточняющие вопросы или вопросы на общую эрудицию как друг другу, так и преподавателю, а также отвечать на вопросы преподавателя или других студентов являются неотъемлемой частью подобных занятий и стимулируются формальными и неформальными способами.
Каждый вопрос по существу рассматриваемой темы, а также любой правильный ответ оценивается одним баллом, суммируемым с баллами за работу на семинарах. За вопросы и замечания не по теме занятии не приносят обучаемым дополнительных баллов. Кроме того, любое поведение, препятствующее проведению семинара (в том числе аргументы ad hominem и другие некорректные высказывания) оцениваются отрицательными баллами. За одно занятие студент может набрать не более двух баллов «в минус».
Организация обратной связи
Обратная связь между студентами и преподавателем является важной часть преподавания курса культурологии и организуется разными способами. Тематика мини-экскурсии выбирается каждым студентом самостоятельно из тем, предлагаемых как преподавателем, так и самими студентами. Преподаватель открыта для замечаний и предложений в ходе планирования и проведения занятий, всегда доступна по мобильному телефону и регулярно проверяет электронную почту, своевременно отвечая на приходящие письма. Содержательные и организационные вопросы обсуждаются и решаются как лично, в ходе проведения занятий, а также в перерыве между занятиями и в приемные часы, так и в формате электронной переписки. E-mail и номер мобильного телефона сообщается студентам на первом семинаре. Адрес электронной почты, кроме того, размещен на личной странице преподавателя на портале ГУ-ВШЭ (в разделе преподавателей кафедры гуманитарных наук факультета социологии Санкт-Петебургского филиала ГУ-ВШЭ). Программа преподавания дисциплины «Культурология» размещена в соответствующем разделе сайта СПб филиала.
Студенты в дополнение к обязательным аудиторным занятиям могут посещать факультативные мероприятия студенческого клуба КЛИП (Клуб любителей истории Петербурга) при СПб филиале ГУ-ВШЭ. Преимущественно это посещение экскурсий и лекций в разных учреждения культуры Санкт-Петербурга и пригородов, а также доклады самих студентов по темам, связанным с культурой любой страны мира.
Материалы по курсу культурологии высылаются в начале чтения дисциплины. Однако, необходимо отметить, что материалы для проведения семинаров в музее являются вариативными и не высылаются вместе с ридерами, методическими указаниями и глоссарием по дисциплине «Культурология».
В Санкт-Петербургском филиале ГУ–ВШЭ проводится регулярный мониторинг качества образования, который включает в том числе анонимное анкетирование студентов по завершению курса культурологии.
Порядок оценивания работы студентов на семинаре, элементы кумулятивной оценки
Оценка за курс культурологии является накопительной. Баллы, набранные за занятия в залах Государственного Эрмитажа, суммируются с баллами, полученными на остальных семинарах. При проведении практического занятия в музее баллы начисляются за развернутые сообщения по каждому экспонату (по 1 баллу), достаточно подробная биография автора или характеристика художественного направления оцениваются дополнительным баллом. Сумма баллов, набранных на семинарских занятиях, составляет 30% итоговой оценки.
СПб филиала вшэ по курсу «Культурология». Дисциплина, в рамках которой применяется методика проведения семинаров в музейных залах, преподается на различных факультетах и отделениях
08 10 2014
1 стр.
Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство //сборник статей под ред. Ермакова С. С. /международная электронная
13 09 2014
30 стр.
Комплекс программ Лаборатории ммис предназначен для автоматизации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Его внедрение позволяет комплексно
15 10 2014
1 стр.
17 12 2014
15 стр.
13 10 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
25 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
01 10 2014
1 стр.