Перейти на главную страницу
2.2. Фундаментальные концепции совершеноства модели EFQM ……………………..…..12
2.3. Критерии Модели Совершенства EFQM ………………………………..……..…….…..13
4.2. Методика расчета значений критериев и подкритериев модели .................................100
Главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Качество образования, становится стратегическим условием дальнейшего динамичного развития высшей школы, фактором интеграции ее в международное образовательное пространство.
Вопросы повышения качества образования, изменения подходов к нему активно обсуждаются в академическом сообществе, представителями бизнес среды, гражданского сектора.
В последнее время в высшей школе Кыргызской Республики идут активные изменения. Разработан проект Концепции развития высшего профессионального образования до 2017 года. Проведен ряд важных семинаров, конференций и круглых столов, Национальный образовательный Форум. В настоящее время идет работа над созданием Стратегии высшего профессионального образования до 2017 года. В основу всех этих документов и встреч положена главная стратегическая цель – повышение качества высшего образования.
Во многих высших учебных заведениях республики идет активная деятельность по созданию систем менеджмента качества. При этом вузы используют богатый международный опыт, путем совместной работы в различных проектах, с участием ведущих европейских вузов.
Основным направлением интеграции высшего профессионального образования Кыргызской Республики в международное образовательное пространство определено вхождение в Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу.
В связи с этим, важным становится вопрос о соответствии требованиям качества, выдвигаемым Европейским пространством высшего образования. В европейских высших учебных заведениях, в настоящее время, активно внедряются несколько моделей систем качества. Из них наиболее популярными и востребованными являются модели ISO-9000, TQM, BNQA, EFQM .
Одним из наиболее актуальных вопросов становится определение самого понятия качества в высшем профессиональном образовании.
Одной из наиболее распространенных и общепринятых определений является – «Качество образования – это соответствие ожиданиям общества, государства и личности в пределах установленного интервала времени».
Под системой менеджмента качества вуза понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Говоря о системе менеджмента качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. При этом под моделью системы менеджмента качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.
В целях разработки концепции, модели и критериев эффективности внутривузовской системы менеджмента качества авторской группой был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в этой области, включая Россию, страны Европы, США и Австралию. В частности, проведен тщательный анализ документов, регламентирующих проведение государственной аттестационной экспертизы и аккредитации и сравнительное исследование около 10 различных моделей систем менеджмента качества в вузах, включая следующие модели:
Система качества образования в университете в своей деятельности опирается на используемые в настоящее время в вузах модели управления качеством образования, основанные на следующих методах и подходах:
В соответствии с условиями данного метода оценка деятельности строится на основе статистических данных, полученных из централизованных служб вуза, годовых отчетов кафедр и сведений, представленных деканами факультетов. По этим данным вычисляются относительные показатели (на одного преподавателя, научного сотрудника, студента) по высшему учебному заведению, в целом, и по каждому факультету в отдельности.
Отчет о самообследовании вуза изучается внешними экспертами, которые делают свое заключение, после чего заключение передастся в организацию, направившую экспертов для оценки деятельности вуза, с целью принятия окончательного решения по результатам экспертизы. Это может быть государственный орган управления, например, Министерство образования или неправительственная организация (независимое аккредитационное агентство).
В соответствии с требованиями международных стандартов ISO, система качества трактуется как система менеджмента качества, состоящая из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качества, система подтверждения качества. Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы, а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества. Необходимая документация имеется в каждом вузе - это, прежде всего, технологическая документация (образовательные программы), положения о структурных подразделениях, планы внутренних проверок и т.д. Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляют фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому она должна быть приведена в соответствие с современными требованиями (в том числе с требованиями ГОСТа).
К обязательным документам системы качества относятся:
Рис.2. Схема модели ISO 9000:2000
Среди европейских организаций наиболее популярна модель Европейской премии качества, разработанная Европейским фондом управления качеством (EFQM). Применение модели EFQM предполагает не только конкурсную оценку, но и проведение серьезного диагностического исследования и измерения мощности и эффективности управленческого потенциала организации, оценку зрелости системы менеджмента относительно эталонного уровня, выявление сильных сторон, а также областей, где целесообразно проводить улучшения.
В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как «Уровни Совершенства». Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству.
Она позволяет:
В наибольшей степени специфика качества в высшем образовании на настоящий момент отражена в Бельгийско-нидерландской модели улучшения качества высшего образования, основанной на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Эта модель в свою очередь во многом совпадает с моделью конкурса Министерства образования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов".
Модель EFQM, как и другие модели, построенные на ее основе и адаптированные для высшего образования, не содержит в явном виде ряд критериев и требований, без которых невозможно адекватно оценить наличие и степень развитости системы менеджмента качества, но которые явно содержатся в требованиях стандарта ISO, в том числе:
В конце 1980-ых, в то время, когда экономика Европы была под угрозой из-за расширения дальневосточных и особенно японских рынков, руководители ведущих европейских компаний приняли решение ответить на вызов в области конкурентоспособности, брошенный Европе.
Европейский Фонд менеджмента качества (EFQM) - некоммерческая организация, созданная в 1987 году четырнадцатью ведущими европейскими компаниями (Bosh, BT, Bull, Ciba-Geigy, Dassault, Electrolux, Fiat, KLM, Nestle, Olivetti, Philips, Renault, Sulzer, Volkswagen) при поддержке Комиссии ЕС. Целью его образования было содействие повышению конкурентоспособности европейской экономики путем распространения новых подходов к менеджменту, создание стимулов к обучению его основам и возможностей признавать успехи в этой области.
В результате в 1991 была разработана Модель делового совершенства EFQM, на основе которой в 1992 году была присуждена первая Европейская премия по качеству. К тому времени уже существовали аналогичные премии Болдриджа (США) и Деминга (Япония), лежащие в основе которых критерии имеют довольно много общего с моделью EFQM. Модель стала основой национальных премий по качеству в 21 европейской стране, включая Россию.
В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как «Уровни Совершенства». Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству.
Сегодня EFQM – это партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и организационному совершенству.
Видение EFQM – мир, где европейские организации добиваются совершенства.
Миссия EFQM – быть движущей силой в деле достижения совершенства организациями Европы. Разработанная к 1991 году Модель делового совершенства легла в основу конкурса на Премию EFQM за Совершенство (EFQM Excellence Award - ЕЕА), присуждаемую с тех пор ежегодно и являющуюся всемирно признаваемым свидетельством выдающихся достижений в деятельности компаний.
Со времени создания Модель EFQM регулярно пересматривалась и обновлялась с учетом инноваций в менеджменте и всего лучшего, что было практически опробовано организациями, хотя эти изменения и не носили принципиального характера. В частности, в последней версии из прежнего названия модели исключено слово "деловое" ("business excellence") по настоянию некоммерческих организаций - образовательных и государственных (муниципальных) структур. В настоящее время идет работа по пересмотру формулировок фундаментальных концепций Совершенства. Одним из результатов пересмотра модели в 1999 году стало выделение в структуре Европейской премии качества отдельной категории для организаций общественного сектора и появление адаптированной версии модели EFQM для общественных и некоммерческих организаций – “Public and Voluntary Sector Model”.
В 2003 году на базе модели EFQM для общественного сектора была представлена версия модели EFQM для сферы образования. Разработка адаптированной модели проводилась на базе университета Шеффилд Халам (Великобритания), который координирует проект EFQM “Качество в сфере высшего образования”. В отраслевой версии модели заложен опыт применения модели EFQM более, чем в 150 европейских вузах из 20 разных стран, объединенных под эгидой образовательного сообщества «EFQM Education Community of Practice».
Фундаментальные концепции совершенства могут быть применены к любой организации независимо от области ее деятельности и размера и являются основой Модели совершенства EFQM. Определения каждой концепции приведены ниже:
17 12 2014
15 стр.
Комплекс программ Лаборатории ммис предназначен для автоматизации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Его внедрение позволяет комплексно
15 10 2014
1 стр.
Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство //сборник статей под ред. Ермакова С. С. /международная электронная
13 09 2014
30 стр.
Трудовая деятельность (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу)
14 09 2014
1 стр.
Руководство предназначено для преподавателей вгту, занимающихся подготовкой учебных материалов, отвечающих требованиям системы дистанционного образования вгту
25 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета им. Абая
14 10 2014
3 стр.
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
16 12 2014
3 стр.
СПб филиала вшэ по курсу «Культурология». Дисциплина, в рамках которой применяется методика проведения семинаров в музейных залах, преподается на различных факультетах и отделениях
08 10 2014
1 стр.