Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 14страница 15


фонд «сорос - кыргызстан»

АСcОЦИАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ “ednet

Руководство

по организации внутренней системы

гарантии качества

в высших учебных заведениях

Кыргызской Республики

Бишкек - 2007

Руководство

по организации внутренней системы гарантии качества в высших учебных заведениях Кыргызской Республики

(методическое пособие по внутренней самооценке, на основе EFQM)
ББК

УДК
Авторская группа:

Брагина Наталья Владимировна – исполнительный директор Ассоциации учреждений образования "EdNet", руководитель проектной линии

Джаналиев Арстанбек Фронтбекович – эксперт

Сирмбард Светлана Рустамовна – начальник учебного отдела БФЭА
Глава 4 Руководства составлена с участием:

Абакирова Гульнара Борубаевна – начальник учебно-инспекционного отдела ИИМОП кну им.Ж.Баласагына

Алимова Эльмира Ташмаматовна – проректор по учебной работе БФЭА

Бобровская Елена Алексеевна – заведующая магистратурой крсу им. Б.Ельцина

Сарымсакова Алла Евгеньевна – заместитель начальника учебно-инспекционного управления КГЮА

Тиленова Дамира Каримовна – заведующая отделом мониторинга качества образовательных программ КГУ им. И. Арабаева

Торобеков Бекжан Торобекович – первый проректор по учебной работе кГту им. И.Раззакова

Эсентаев Эрик Аскарбекович – директор Центра академического развития БГУ им. К. Карасаева


редакционнАЯ группА:
Торобеков Бекжан Торобекович – первый проректор по учебной работе кГту им. И.Раззакова

Бобровская Елена Алексеевна – заведующая магистратурой крсу им. Б.Ельцина

Абакирова Гульнара Борубаевна – начальник учебно-инспекционного отдела ИИМОП кну им.Ж.Баласагына

Тиленова Дамира Каримовна – заведующая отделом мониторинга качества образовательных программ КГУ им. И. Арабаева

Алимова Эльмира Ташмаматовна – проректор по учебной работе БФЭА

Сарымсакова Алла Евгеньевна – заместитель начальника учебно-инспекционного управления КГЮА

Эсентаев Эрик Аскарбекович – директор Центра академического развития БГУ им. К. Карасаева
Рецензент:
Исмаилов Бактыбек Исхакович – начальник Государственной инспекции по лицензированию и аккредитации (аттестации) учреждений образования при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики, доктор технических наук, профессор, Вице-президент Европейской сети обеспечения качества образования (ЕСОКО)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..4


  1. Основные методы и подходы к формированию моделей

гарантии качества в высших учеьных заведениях……….…..……….6

    1. Оценочный метод…………………………………………………………………..……….6

1.2. Всеобщее управление качеством………………………………….………………..……...7

1.3. Международные стандарты ISO …………..………………………………………………8


1.4. Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)…..……..…..….……..9

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ EFQM …..…………………………………………...11

2.1. Предпосылки и история создания Модели ……………………………………………..11

2.2. Фундаментальные концепции совершеноства модели EFQM ……………………..…..12

2.3. Критерии Модели Совершенства EFQM ………………………………..……..…….…..13

3. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ВУЗА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ EFQM……………34

3.1 Общие положения………………………………………………………………….……….34

3.2. Процедура проведения самооценки…………………………………………….…..….…35


4. Пути внедрения внутренней системы качества в высшем учебном заведении………………………………………………………………….……… 42
4. I. Критерии, подкритерии внутренней системы менеджмента качества вузов и описание их по уровням совершенства......................................................................................................42

4.2. Методика расчета значений критериев и подкритериев модели .................................100


БЛАГОДАРНОСТИ…………………………………………………………………………105
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..….………109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………156
ВВЕДНИЕ
Система высшего образования в Кыргызской Республике проходит сложный этап новых реформ. Эти реформы направлены на повышение роли и места высшей школы в современном обществе, приданию ей характера опережающего развития. В результате этих изменений система высшего образования должна стать локомотивом экономического и культурного развития страны, что может быть обеспечено только через существенное повышение качества образования. В связи с этим вопросы повышения качества образования становятся ключевыми.

Главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Качество образования, становится стратегическим условием дальнейшего динамичного развития высшей школы, фактором интеграции ее в международное образовательное пространство.

Вопросы повышения качества образования, изменения подходов к нему активно обсуждаются в академическом сообществе, представителями бизнес среды, гражданского сектора.

В последнее время в высшей школе Кыргызской Республики идут активные изменения. Разработан проект Концепции развития высшего профессионального образования до 2017 года. Проведен ряд важных семинаров, конференций и круглых столов, Национальный образовательный Форум. В настоящее время идет работа над созданием Стратегии высшего профессионального образования до 2017 года. В основу всех этих документов и встреч положена главная стратегическая цель – повышение качества высшего образования.

Во многих высших учебных заведениях республики идет активная деятельность по созданию систем менеджмента качества. При этом вузы используют богатый международный опыт, путем совместной работы в различных проектах, с участием ведущих европейских вузов.

Основным направлением интеграции высшего профессионального образования Кыргызской Республики в международное образовательное пространство определено вхождение в Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу.

В связи с этим, важным становится вопрос о соответствии требованиям качества, выдвигаемым Европейским пространством высшего образования. В европейских высших учебных заведениях, в настоящее время, активно внедряются несколько моделей систем качества. Из них наиболее популярными и востребованными являются модели ISO-9000, TQM, BNQA, EFQM .

Одним из наиболее актуальных вопросов становится определение самого понятия качества в высшем профессиональном образовании.

Одной из наиболее распространенных и общепринятых определений является – «Качество образования – это соответствие ожиданиям общества, государства и личности в пределах установленного интервала времени».

Под системой менеджмента качества вуза понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Говоря о системе менеджмента качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. При этом под моделью системы менеджмента качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

В целях разработки концепции, модели и критериев эффективности внутривузовской системы менеджмента качества авторской группой был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в этой области, включая Россию, страны Европы, США и Австралию. В частности, проведен тщательный анализ документов, регламентирующих проведение государственной аттестационной экспертизы и аккредитации и сравнительное исследование около 10 различных моделей систем менеджмента качества в вузах, включая следующие модели:


  • Модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO;

  • Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;

  • Модель премии Правительства РФ в области качества;

  • Модель премии конкурса Министерства образования РФ "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" 2003 г.;

  • Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);

  • Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU);

  • Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group);

  • Модель национальной американской премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования;

  • Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и др.

Проведенное исследование позволило сделать следующий предварительный вывод: все исследованные модели в определенной степени перекрываются по своим критериям и подкритериям и коррелированны между собой.
1. Основные методы и подходы к формированию моделей гарантии качества в высших учебных заведениях
В основе большинства существующих моделей лежит процессно-ориентированный подход.

Система качества образования в университете в своей деятельности опирается на используемые в настоящее время в вузах модели управления качеством образования, основанные на следующих методах и подходах:



  • оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);

  • концепция, основанная на принципах всеобщего управления качеством (TQM);

  • подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO;

  • модель национальных и региональных премий по качеству на базе модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Кроме того, основные стандарты и рамочные структуры установлены документами ENQA.

1.1. Оценочный метод


Модель управления, основанная на оценочном методе, предполагает систематическое проведение самооценки (SWOT - анализ) для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза.

В соответствии с условиями данного метода оценка деятельности строится на основе статистических данных, полученных из централизованных служб вуза, годовых отчетов кафедр и сведений, представленных деканами факультетов. По этим данным вычисляются относительные показатели (на одного преподавателя, научного сотрудника, студента) по высшему учебному заведению, в целом, и по каждому факультету в отдельности.


       На основе полученных данных готовится отчет о самообследовании.
       Цель отчета о самообследовании - анализ всех аспектов деятельности вуза, которые влияют на качество образования и научных исследований.

Отчет о самообследовании вуза изучается внешними экспертами, которые делают свое заключение, после чего заключение передастся в организацию, направившую экспертов для оценки деятельности вуза, с целью принятия окончательного решения по результатам экспертизы. Это может быть государственный орган управления, например, Министерство образования или неправительственная организация (независимое аккредитационное агентство).


1.2. Всеобщее управление качеством


Модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, основанный на более глубоком анализе деятельности вуза, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Модель Всеобщего управления качеством предполагает процессный подход к деятельности вузов, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.



1.3. Международные стандарты ISO


Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.

В соответствии с требованиями международных стандартов ISO, система качества трактуется как система менеджмента качества, состоящая из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качества, система подтверждения качества. Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы, а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества. Необходимая документация имеется в каждом вузе - это, прежде всего, технологическая документация (образовательные программы), положения о структурных подразделениях, планы внутренних проверок и т.д. Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляют фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому она должна быть приведена в соответствие с современными требованиями (в том числе с требованиями ГОСТа).

К обязательным документам системы качества относятся:


  • цели и политика в области качества,

  • инструкция по менеджменту качества,

  • описание процессов,

  • описание взаимодействия между процессами,

  • зарегистрированные данные по качеству (количественные показатели).


Рис.2. Схема модели ISO 9000:2000


1.4. Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)

Среди европейских организаций наиболее популярна модель Европейской премии качества, разработанная Европейским фондом управления качеством (EFQM). Применение модели EFQM предполагает не только конкурсную оценку, но и проведение серьезного диагностического исследования и измерения мощности и эффективности управленческого потенциала организации, оценку зрелости системы менеджмента относительно эталонного уровня, выявление сильных сторон, а также областей, где целесообразно проводить улучшения.

В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как «Уровни Совершенства». Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству.

Она позволяет:



  • Обозначить ясные вехи на пути к совершенству;

  • Максимизировать число организаций, применяющих фундаментальные концепции и принципы модели совершенства EFQM;

  • Предоставить организациям практические инструменты и услуги для содействия их улучшению;

  • Обеспечить обоснованное и авторитетное для всех европейских стран признание организаций при участии EFQM и национальных партнерских организаций.

Модель EFQM основана на девяти фундаментальных принципах, на которых формируется деловое совершенство организации.


Рис 3. Схема модели EFQM

  В наибольшей степени специфика качества в высшем образовании на настоящий момент отражена в Бельгийско-нидерландской модели улучшения качества высшего образования, основанной на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Эта модель в свою очередь во многом совпадает с моделью конкурса Министерства образования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов".

Модель EFQM, как и другие модели, построенные на ее основе и адаптированные для высшего образования, не содержит в явном виде ряд критериев и требований, без которых невозможно адекватно оценить наличие и степень развитости системы менеджмента качества, но которые явно содержатся в требованиях стандарта ISO, в том числе:


  • внедрение процессного подхода;

  • управление документацией;

  • построение организационной структуры системы менеджмента качества;

  • построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга;

  • планирование рабочих процессов вуза;

  • внутренние аудиты и самооценка вуза и его структурных подразделений;

  • постоянное улучшение, корректирующие и предупреждающие действия.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ EFQM



2.1. Предпосылки и история создания Модели

В конце 1980-ых, в то время, когда экономика Европы была под угрозой из-за расширения дальневосточных и особенно японских рынков, руководители ведущих европейских компаний приняли решение ответить на вызов в области конкурентоспособности, брошенный Европе.

Европейский Фонд менеджмента качества (EFQM) - некоммерческая организация, созданная в 1987 году четырнадцатью ведущими европейскими компаниями (Bosh, BT, Bull, Ciba-Geigy, Dassault, Electrolux, Fiat, KLM, Nestle, Olivetti, Philips, Renault, Sulzer, Volkswagen) при поддержке Комиссии ЕС. Целью его образования было содействие повышению конкурентоспособности европейской экономики путем распространения новых подходов к менеджменту, создание стимулов к обучению его основам и возможностей признавать успехи в этой области.

В результате в 1991 была разработана Модель делового совершенства EFQM, на основе которой в 1992 году была присуждена первая Европейская премия по качеству. К тому времени уже существовали аналогичные премии Болдриджа (США) и Деминга (Япония), лежащие в основе которых критерии имеют довольно много общего с моделью EFQM. Модель стала основой национальных премий по качеству в 21 европейской стране, включая Россию.

В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как «Уровни Совершенства». Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству.

Сегодня EFQM – это партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и организационному совершенству.

Видение EFQM – мир, где европейские организации добиваются совершенства.

Миссия EFQM – быть движущей силой в деле достижения совершенства организациями Европы. Разработанная к 1991 году Модель делового совершенства легла в основу конкурса на Премию EFQM за Совершенство (EFQM Excellence Award - ЕЕА), присуждаемую с тех пор ежегодно и являющуюся всемирно признаваемым свидетельством выдающихся достижений в деятельности компаний.

Со времени создания Модель EFQM регулярно пересматривалась и обновлялась с учетом инноваций в менеджменте и всего лучшего, что было практически опробовано организациями, хотя эти изменения и не носили принципиального характера. В частности, в последней версии из прежнего названия модели исключено слово "деловое" ("business excellence") по настоянию некоммерческих организаций - образовательных и государственных (муниципальных) структур. В настоящее время идет работа по пересмотру формулировок фундаментальных концепций Совершенства. Одним из результатов пересмотра модели в 1999 году стало выделение в структуре Европейской премии качества отдельной категории для организаций общественного сектора и появление адаптированной версии модели EFQM для общественных и некоммерческих организаций – “Public and Voluntary Sector Model”.

В 2003 году на базе модели EFQM для общественного сектора была представлена версия модели EFQM для сферы образования. Разработка адаптированной модели проводилась на базе университета Шеффилд Халам (Великобритания), который координирует проект EFQM “Качество в сфере высшего образования”. В отраслевой версии модели заложен опыт применения модели EFQM более, чем в 150 европейских вузах из 20 разных стран, объединенных под эгидой образовательного сообщества «EFQM Education Community of Practice».


2.2. Фундаментальные концепции совершеноства модели EFQM

Фундаментальные концепции совершенства могут быть применены к любой организации независимо от области ее деятельности и размера и являются основой Модели совершенства EFQM. Определения каждой концепции приведены ниже:



следующая страница>


Руководство по организации внутренней системы гарантии качества в высших учебных заведениях
2697.67kb.

17 12 2014
15 стр.


Обзор системы 3 Создание и анализ учебных планов впо 5

Комплекс программ Лаборатории ммис предназначен для автоматизации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Его внедрение позволяет комплексно

323.51kb.

15 10 2014
1 стр.


Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство

Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство //сборник статей под ред. Ермакова С. С. /международная электронная

6118.93kb.

13 09 2014
30 стр.


Наградной лист

Трудовая деятельность (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу)

74.49kb.

14 09 2014
1 стр.


Руководство по подготовке электронных учебных курсов для системы дистанционного обучения вгту

Руководство предназначено для преподавателей вгту, занимающихся подготовкой учебных материалов, отвечающих требованиям системы дистанционного образования вгту

375.82kb.

25 12 2014
1 стр.


Лютерович Олег Григорьевич Педагогические условия подготовки будущих экскурсоводов в высших учебных заведениях

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета им. Абая

481.69kb.

14 10 2014
3 стр.


На правах рукописи Ду Сывэй Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях кнр

Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств

383.2kb.

16 12 2014
3 стр.


Курс «Культурология» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания, преподаваемой в высших учебных заведениях нашей страны

СПб филиала вшэ по курсу «Культурология». Дисциплина, в рамках которой применяется методика проведения семинаров в музейных залах, преподается на различных факультетах и отделениях

145.12kb.

08 10 2014
1 стр.