Перейти на главную страницу
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
Защита состоится «26» ноября 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корп.2, Зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом – на сайте МГУКИ.
Автореферат разослан «23» октября 2008 года
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
профессор Э.И. Петрова
Современные образовательные подходы к профессиональной подготовке специалистов в области певческого искусства в различных странах обнаруживают как общие схожие тенденции, так и скрытые резервы, что на новом этапе развития межнациональных проектов имеет особое значение.
Важной составной частью профессиональной подготовки вокалистов в высшем учебном заведении является певческое искусство.
Певческое искусство в культуре каждого народа сопряжено с эстетическими идеалами и духовным традициями, которые уходят своими корнями в глубокую древность, подчеркивая самобытность становления певческого искусства в Китае. В них отражаются религиозные, обрядовые основы и культурные ценности, что не может оставаться без научного анализа и исследования в ситуации изменения исполнительской эстетики и требований к совершенствованию певческих умений.
Профессиональное образование вокалистов в течение последнего времени отражают серьезные изменения, касающиеся техники исполнительства, методики обучения и т.д. Репертуар современного певца ориентирован на произведения, мелодии которых более выразительны по интонации, диапазону, разнообразны по ладовому строению, что связанно с требованиями и конъюнктурой музыкальных предпочтений современного общества. Изменение исполнительской эстетики, требует от вокалиста совершенствования певческих умений, которые он должен сформировать в процессе обучения в высшем учебном заведении, что в дальнейшем позволит певцу быть востребованным в профессиональном плане.
Современные образовательные подходы к профессиональной подготовке специалистов в области певческого искусства, заслуживают более внимательного изучения в условиях расширения образовательного пространства и проведения международных конкурсов.
История становления вокальных традиций, связана с решением ряда важных проблем становления певческого голоса и развития вокальной техники как основы высокохудожественного исполнения музыкального произведения. Одной из таких проблем является формирование певческих умений в процессе освоения вокальных традиций, что определило наше исследование.
Таким образом актуальность диссертационного исследования обусловлена противоречиями между необходимостью обучения профессиональным умениям и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования певческих умений у будущих вокалистов, между возможностями активного, самостоятельного начала и недостаточно полным проявлением этих возможностей в формировании певческих умений и методической неразработанностью способов их использования.
Проблема формирования певческих умений является предметом исследования многих ученых Китая и России. Историко-философские труды А.И. Арнольдова, В.В. Краевского и труды по истории культуры Востока Л. Бычковой, В. Бычкова, Ван Минхэ, Н.И. Горбунов, А.Я. Гуревича, Г.В. Драча, Т.Н. Левановой, Б.А. Тураева, Д.Г. Редера и Е.А. Черкасовой, Фань Вень-Ланя, Шан Цзасяна, Ши Вэй Чжэн, Ян Иньяю позволили определить ведущие направления развития вокального искусства и его синкретичность. Культурологические аспекты проблемы наукознания и профессионального развития специалиста представлены в трудах А.А. Аронова, Т.И. Баклановой, В.С. Библера, Ян Мина, Ян Шугиана. Значение духовных идеалов в развитии личности вокалиста раскрываются в исследованиях Л.С. Зориловой. Проблемы профессионального мастерства рассматриваются на основе трудов Н.К. Баклановой, Люй Чихун, Ма Да, Цзан Цзясян, Цюй Баогуэй.
Специфика национальных музыкальных систем раскрывается в работе К.Е. Яснина; музыкальных инноваций – в работах А.К. Андреева; развитие системы вокального образования в КНР – в работах Ли Жун, Ли Цюань, Сян Янь Шэн.
Основы европейских вокальных традиций рассмотрены в трудах Р.И. Грубера, Ли Вэй Бо, Г. Маркези, Цзян Цинь, Чжэн Баохуа, Л. Ярославцева, О. Быкова, Пан Дэньсюн, Ши Сян Фэн. На основе воспоминаний Россини, П. Доминго, Д. Верди и других рассматривались подходы к подготовке вокалистов. По вопросам вокальной педагогики и истории оперы рассматривались работы А.К. Андреева, В. Багадуров, И. Назаренко, Г. Маркези, С. Образцова и В.А. Цукермана.
В диссертационном исследовании были использованы так же работы китайских ученых, изучавших проблемы вокальных традиций (Го Кэ Цзянь, Го Цзян Минь, Дун Вый Сунн,Им Чжао Сюй, Ли Сяо Эр, Лю Яли, Хоу Яан Сян, Цзао Цзе, Чжо Шилань, Чжао Янь, Чжан Хайпинь, Чжан Чжихай), особенности вокального искусства в Китае (Бай Нин, Ван Юйхэ, Ли Хуань, Лю Давэй, Мао Хуэй, ЧжиСунь, Цзинань Тяо, Сяо Линь, Фэн Вэньчи, Чжан Лэй, Чжан Сяон, Чжао Мэйбо, Чжан Цянь).
Понимание дидактических основ формирования певческих умений рассматривалось на основе работ Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, А.А. Вербицкого, В.А. Канн-Калика, И.Я. Лернера, Лю Даваэй, Лю Лан, Н.Д. Никандрова, А.Ю. Петров, В.И. Черниченко, Чжан Вэй, Чжан Сяо Янь, Чжан Юй Вень, Ши Вэй Чжэн.
Социокультурные аспекты профессиональной подготовки специалистов в вузе изложены в работах В.И. Авратинер, Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, А.Г. Казаковой, Н.Ф. Спинжар, В.М. Чижикова, Ян Хун; понимание личности вокалиста и специфики восприятия музыки определяются исследованиями Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, А.К. Маркова, Цзинь Тэминь, Цзоу Чанхай; значимость побуждений личности в процессе формирования певческих умений – в работах В.Г. Асеева.
Особенности личностного и интегративного подходов к процессу формирования умений рассмотрены в работах Е.И. Орловой, Б. Бернса, Г.Л. Ильина, О.С. Орлова, А.В. Усова, И.С. Якиманской.
Психолого-педагогические аспекты профессионального обучения специалистов, в том числе специалистов в области вокального искусства, отражены в работах Л.Л. Бочкарева, П.Я. Гальперина, А.А. Годсдинера, Д.А. Леонтьева, Е.А. Климова, Г.Н. Неустроева, В.М. Розина, К. Салимова, Н.М. Таланчука, Н.Ф. Талызиной, Тан Линь, Б.М. Теплова, У Вуэнь Кань, Ян Хань Цзин. Понимание психологии искусства и творческой профессиональной деятельности вокалиста рассматривается на основе работ А.Л. Гостдинера, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Г.В. Иванченко, Г.М. Цыпина. Методические подходы к организации музыкальной подготовки в вузах культуры отражены в работах Е.В. Балаганской, Г.В. Иванникова, Ж.Д. Кривенко, прикладные педагогические исследования – в работах Е.В. Бережковой; фонетические особенности обучения пению иероглифа – в работах Хан Бо Жун, Чао Синь Цзань, методики – в работах В.Ф. Иванникова, Шинь Сяна, Цзоу Бэньчу, Юй Дуган; развитие голоса – в работах В.В. Емельянова.
Проблемы исполнительства и формирования певческих умений у будущих вокалистов представлены в различных исследованиях, связанных с вопросами становления системы высшего образования, например, в трудах Е.П. Ильина, Чжан Цюань, Чжан Вый, Го Шэн Цзиня, Ши Вэйч Жэня, Цзю Чихун; проблемы вокальной педагогики – в работах Сюе Ляна, Лю Лана, Чжоу Сло Яня, Шин Сяна, Ли Сяо Эра, Сю Й, Цзинь Тэминь, Цзяна Чжзи.
Диссертационные исследования по различным проблемам профессиональной подготовки вокалистов и музыкантов были написаны И.Ю. Алиевой, А. Аухадеевым, А.А. Алферовым, Е.В. Балаганской, Я.А. Безбородовой, В.М. Гапоненко, А.Ю. Пипман, О.Е. Плехановым, М.Б. Сидоровой, В.В. Емельяновой, А.В. Филипповым.
Проделанный анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что проблема формирования певческих умений у будущих вокалистов в процессе обучения в вузе разработана недостаточно. Поэтому актуальность данной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.
– уточнить понятие «певческие умения», выявить сущность и содержание;
– определить компоненты формирования певческих умений у студентов вокального факультета высшего учебного заведения КНР;
– выявить оптимальные педагогические условия формирования певческих умений у студентов вокального факультета;
– разработать и апробировать экспериментальную методику формирования певческих умений у вокалистов в процессе профессиональной подготовки в вузах КНР;
– осуществить сравнительный анализ эффективности разработанной методики.
Охват респондентов на всех этапах исследования – 265человек.
– уточнена сущность понятия «певческие умения» как целостной совокупности практических действий вокалиста, синтеза вокального (дыхания, звукообразования, звуковедения), художественно-образного (связь пения с природой, эстетическими представлениями) и национального компонентов, в процессе обновления системы вокального образования КНР;
– определены компоненты формирования певческих умений: вокально-техническая готовность; анатомо-физиологические знания, система контроля и самоконтроля за исполнительскими действиями;
– выявлены педагогические условия формирования певческих умений у вокалистов в вузах Китая: осуществление целостного подхода к общему и специальному развитию вокалиста; первоначальная готовность вокалиста к освоению исполнительских действий; включение в методику формирования певческих умений наряду с традиционными методами обучения активные методы обучения (деловые игры, творческие задания), адаптированные к специфике подготовки специалистов в вузах КНР;
– разработана и экспериментально апробирована методика формирования певческих умений, учитывающая специфику базирующаяся на выделении компонентов вокально-техническая готовность; анатомо-физиологических знаний, системы контроля и самоконтроля за исполнительскими действиями, которые являются основой формирования певческих умений и расширяют возможности национальной певческой традиции, проявляющейся в преобладании головного регистра, грудного дыхания, специфики пения иероглифа. Она включает методы активного обучения: деловую игру, творческие задания которые позволяют раскрыть индивидуальные способности вокалиста в профессиональном развитии;
– разработана система диагностики: тестовые задания, анкеты, карты наблюдения, которая позволила определить уровень сформированности певческих умений у вокалистов.
1. Певческие умения – целостная совокупность практических действий, синтез вокального (дыхания, звукообразования, звуковедения), художественного, образного (связь пения с природой, эстетическими представлениями) и национального (традиции пения в системе жизненных ценностей китайского народа) компонентов, в процессе обновления систем вокального образования КНР с учетом европейского и китайского опыта подготовки вокалистов.
2. Важными компонентами в структуре певческих умений выступают: вокально-техническая готовность к овладению исполнительскими действиями: дыханием, звукообразованием и звуковедением, артикуляцией и дикцией; знания анатомо-физиологических основ исполнительских действий; система контроля и самоконтроля за исполнительскими действиями.
3. Педагогическими условиями формирования исполнительского мастерства у вокалистов являются: целостный подход к осуществлению общего и специального развития будущего вокалиста; направленность образовательной практики на формирование личностных и профессиональных компонентов; включение в методику формирования певческих умений, наряду с традиционными методами обучения, активных методов обучения (деловая игра, творческие задания, работа в паре и др.).
4. Разработанная методика формирования певческих умений у вокалистов специально учитывает и содержит методы активного обучения, позволяет эффективно использовать певческие умения на основе национальных вокальных традиций, в процессе перехода системы образования КНР к европейским стандартам подготовки вокалистов.
Структура диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновываются актуальность темы диссертационного исследования, степень научной разработки проблемы; выдвигается гипотеза; излагаются объект, предмет, цель и задачи исследования; определяются методологические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
Анализ литературы показал, что профессиональные умения специалиста определяются исследователями с одной стороны, как сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер), с другой – как способность специалиста применять полученные профессиональные знания на практике (Р.В. Овчарова), а с третьей – как сложная психологическая сущность профессиональных умений, в которых сочетаются и чувственные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества личности (Е.А. Милерян). Таким образом, личностно ориентированный и интегративный подходы к формированию певческих умений будущих вокалистов позволили рассматривать его как качественный уровень профессиональной подготовки, отличающейся творческим характером, знаниями национальных вокальных традиций, особенностей звукообразования и звуковедения, развитой системой самоконтроля за исполнительскими действиями.
Певческие умения в исполнительских действиях занимают центральное место, они (по Е.П. Ильиной) «формируются упражнениями в изменяющихся условиях, а навыки вырабатываются в одних и тех же условиях деятельности». Г.Н. Неустроев и И.С. Якиманская рассматривают деятельность, направленную на развитие умений, как последовательное решение различных, постоянно меняющихся задач. Ю.К. Бабанский делит уровни сформированности умений на «высокий», «средний» и «низкий». Е.И Бойко, говоря о роли индивидуального опыта в формировании умений, отмечает, что «приобретенная в опыте готовность к тому или иному действию во всех возможных его вариациях обеспечивает необходимый успех».
Под певческими умениями мы понимаем совокупность практических действий, помогающих передавать средствами певческого голоса содержание произведения: дыхание, звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция. Вокальные национальные традиции определяют художественно-исполнитетельские требования к певцам и совершенствование ими системы вокальных умений и навыков (Т.И. Бакланова). Особенности языка, темперамент, характер и другие качества, типичные для людей разных национальностей, проявляются в пении. Ж.Д. Кривенко говорил о влиянии певческого сознания на тембр певца. Д.Г. Редер и Б.А.Тураева писали о культурном единстве, своеобразии и замкнутости Китая, преданности древним традициям. Пэн Дэньсюн отмечает, что многовековой опыт развития культуры Китая показывает, что вокальное искусство bel canto развивается на основе синтеза китайских вокальных традиций.
Таким образом интеграция в профессиональной подготовке будущих вокалистов присуща системе образования Китая. В исследованиях Лю Давэй, Чжан Вэй, Чжоу Сяо Янь, Чжоу Сяо Янь, Лю Давэй, Ся Мэй Цзюнь определяется специфика «китайского народного пения», сочетающая пение китайской традиционной песни и классической оперы, европейских традиций bel canto и др. Певческие умения в народных традициях (Р.И. Грубер) отличает специфичность требуемого диапазон пения (диапазон не должен превышать октавы, поэтому тесситура удобна для певца, охватывает звуки одного регистра и т.д.). В профессиональном развитии специалиста выделяются познавательные, конструктивные, коммуникативные и информационные умения. В узкопрофессиональном плане сущность певческих умений в системе профессиональной подготовки вокалистов понимается как совокупность практических действий, помогающих передавать средствами певческого голоса содержание произведения: дыхание, звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция, которые являются главными певческим умениями.
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
16 12 2014
3 стр.
Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство //сборник статей под ред. Ермакова С. С. /международная электронная
13 09 2014
30 стр.
17 12 2014
15 стр.
Комплекс программ Лаборатории ммис предназначен для автоматизации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Его внедрение позволяет комплексно
15 10 2014
1 стр.
Трудовая деятельность (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу)
14 09 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета им. Абая
14 10 2014
3 стр.
СПб филиала вшэ по курсу «Культурология». Дисциплина, в рамках которой применяется методика проведения семинаров в музейных залах, преподается на различных факультетах и отделениях
08 10 2014
1 стр.
«Сопротивление материалов», «Строительная механика», «Техническая механика» в высших и средних профессиональных учебных заведениях машиностроительного и приборостроительного профил
13 10 2014
1 стр.