Перейти на главную страницу
Камчатский Государственный Технический Университет
Заочный факультет
Кафедра: электротехники и электрооборудования судов
Курсовой проект
По дисциплине:
Судовые автоматизированные электроэнергетические системы
выполнил :
Студент группы
Курсовой проект
проверил:
доцент кафедры Э и ЭОС
г. Петропавловск-Камчатский
2009 г.
Задание на курсовой проект:
Расчетная часть
По обобщению технических характеристик судов ярусного лова 1970-2002 годов постройки: при длине 25 - 50 м мощность главного двигателя (ГД) типового судна – 500 - 1300 кВт, иногда суда оборудованы успокоителями качки и подруливающим устройством, экипаж 10-27 человек. Могут иметь ограниченный или неограниченный район плавания.
Петропавловск - Камчатский
Германия, 07.09. 1993г.
Основные характеристики судна
Первым шагом на пути определения мощности СЭЭС табличным методом является выбор электродвигателей для судовых механизмов по известным мощностям.
н дв)
Также электрооборудование должно безотказно работать при длительном крене судна до 15о и длительном дифференте до 5о, а также бортовой качке до 22,5о и килевой качке до 10о от вертикали. Аварийное электрооборудование должно надежно работать при длительном крене до 22,5о и дифференте 10о. Электрооборудование должно безотказно работать при вибрациях от 5 до 30 Гц.
Все электродвигатели для данного типа судна рассчитаны на 3-х фазный переменный ток 50 Гц и напряжение 220 и 380 В. Для привода большинства судовых механизмов обычно используют АД с короткозамкнутым ротором.
В соответствии с ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70 судовые электродвигатели должны иметь конструктивно-климатические исполнение М - умеренно холодный морской климат и ОМ – для неограниченного района плавания. По степени защиты двигатели серии 4А, АМ и АОМ имеют брызгозащищенное исполнение, т. е. степень защиты не ниже IР 44 , а электродвигатели палубных механизмов серии МАП-IР 56. По уровню шума в соответствии с ГОСТ 16372-84Е, судовые асинхронные электродвигатели можно отнести к классу О (МАП) и к классу 1 (4А, АМ, АОМ).
От правильного выбора ЭД по мощности зависят надёжность его работы в электроприводе и электрические показатели в процессе эксплуатации.
По режиму работы судовые потребители электрической энергии делят на следующие группы:
t=70-100% Tp t=17-24 час/сутки
t=15-70% Tp t=3.5-17 час/сутки
t15% Tр t=3.5 час/сутки
В таблицу заносятся все потребители, работающие в данном режиме, их номинальные данные, данные для режима работы.
Расчеты производятся на основании нижеперечисленных соотношений:
Графа 1. Наименование групп потребителей.
Графа 2.Режим работы.
Графа 3. Количество однородных потребителей: n, шт.
Графа 4. Мощность на валу механизма: Pн.мех, кВт.
Графа 5. Мощность потребителя: Pн.эд, кВт.
Графа 6. Номинальный КПД электродвигателя: н.эд.
Графа 7. Номинальный коэффициент мощности потребителя: Cos.
Графа 8. Коэффициент использования электродвигателя: k1=Pн.мех./Pн.эд.
Графа 9. Установленная активная мощность однородных потребителей: Pуст.=(Pн.эд/н.эд)n, кВт.
Графа 10. Установленная реактивная мощность однородных потребителей: Qуст.=Pн.эд * tg, кВАр.
Графа 11. Установленная полная мощность потребителей:
Графа 12. Коэффициент загрузки механизма в зависимости от режима работы: k2.
Графа 13. Фактический коэффициент загрузки электродвигателей: k3 =k1*k2.
Графа 14. КПД соответствующий фактической загрузке электродвигателя: потр.
Графа 15. Коэффициент мощности соответствующий фактической загрузке электродвигателя: Cos потр.
Графа 16. Коэффициент одновременности, определяющий отношение потребителей электрической энергии к общему их числу: k0 =праб/пуст.
Графа 17. Активная потребляемая мощность однородных потребителей:
Графа 18. Реактивная потребляемая мощность однородных потребителей:
После заполнения таблицы определяем сумарные потребляемые мощности (активная, реактивная, полная) для режима без учета эпизодически работающих потребителей. После этого выбирают общий коэффициент одновременности работы потребителей для каждого режима. Тем самым учитывают несовпадение максимумов нагрузки потребителей во времени. Значение коэффициента одновременности берутся в зависимости от соотношения мощностей:
Суммарную активную и реактивную мощности судовой эл.станции в отдельных режимах находят из следующих соотношений:
K=a+b- эксплуатационные расходы на выработку электроэнергии за 1 час при нагрузке в Р кВт.
Р- нагрузка в кВт.
а- эксплуатационные расходы не зависящие от нагузки генераторов
(затраты на амортизацию основных фондов).
b=k*P - эксплуатационные расходы не зависящие от нагузки генераторов (затраты на ГСМ). Для обеспечения низкой себестоимости электроэнергии необходимо обеспечить загрузку генераторов близкой к номинальным значениям (75-80% от Рном).
0,8 - коэффициент, предусматривающий запас мощности в связи с возможной неравномерностью распределения нагрузок между параллельно работающими генераторами и запас на расширение электрификации судна в процессе его эксплуатации
Во время наименее нагруженного режима судна генераторы могут быть недогружены. Для уменьшения себестоимости вырабатываемой электроэнергии и существенного улучшения работы дизелей, для которых длительная работа с малыми нагрузками вредна, следует устанавливать стояночные дизель-генераторы. Однако опыт показывает, что установка стояночного дизель-генератора меньшей мощности по сравнению с другими ДГ нецелесообразна, поскольку в промысловом режиме его не используют. А при отказе такого ДГ его приходиться заменять генератором большей мощности, и наоборот, что существенно изменяет значения коэффициентов загрузки.
По требованиям расчетной мощности СЭЭС принимаем к установке три генераторных агрегата (один - резервный) типа МСК 114-4, имеющие следующие параметры:
Выбираем генератор:
Для расчёта используем следующее соотношение :
n - число трансформаторов;
Sн.т. - номинальная мощность трансформатора;
kо - коэф. одновременности;
kЗ – коэф. загрузки трансформатора;
Pi - суммарная мощность потребителей.
Pi=Ркамб+Росв+Рпрож+Рнагр+Рро+Рэл.нав.=46+38+1,5+27+7,1+5,2=124,8 кВт
Для питания сети освещения и других потребителей рассчитанных на напряжение 220 В, принимаем к установке два трехфазных силовых трансформатор типа ТСЗМ-160 (трехфазный, сухой, защищенный, морской) мощностью 160 кВА, напряжением 380/230 В.
Для запитки радиооборудования и электрорадионавигационных приборов и аварийного освещения от АРЩ принимаем к установке трехфазный силовой трансформатор типа ТСЗМ-40 (трехфазный, сухой, защищенный, морской) мощностью 40 кВА, напряжением 380/220 В.
От аварийного распределительного щита получают питание электроприводы аварийного пожарного насоса, производится дублирование питания электронавигационных приборов, радиостанции, аварийного освещения, сигнализации пожарной и СО2.
Через вторичные распределительные щиты питаются: вентиляторы трюмов, насосы бытовых систем, вентиляторы МКО и общесудовые, вентиляторы системы кондиционирования воздуха, механизмы, обеспечивающие работу вспомогательных котлов, испарительная установка, нагревательные устройства, электроприводы рыбообрабатывающих цехов, электроприводы мехмастерской, потребители камбуза и прочая нагрузка.
3. Выбор САРН и САРЧ
Системы автоматического регулирования напряжения (САРН) и частоты (САРЧ) для судовых генераторов выбирают в зависимости от тех требований, которые предъявляют к СЭЭС с учётом условий эксплуатации. Правила Регистра предусматривают следующие требования стабилизации напряжения и частоты вращения: системы стабилизации напряжения (ССН) генераторов должны поддерживать в установившихся режимах напряжение СГ с точностью 2,5% для диапазона нагрузок от холостого хода до номинальной при изменении cos от 1 до 0,4. В переходных режимах при набросе на СГ 100% номинального тока и сбросе его или при сбросе 50% номинального тока максимальное изменение напряжения должно быть не более 20% и восстанавливаться до номинального значения с точностью 2,5% за 1,5 с.
Частота тока зависит от частоты вращения приводного двигателя. Постоянство частоты тока - основное условие нормальной работы потребителей электроэнергии. Поэтому дизели всегда имеют автоматические регуляторы частоты вращения, воздействующие на подачу топлива; а синхронные генераторы – автоматические регуляторы напряжения, воздействующие на ток возбуждения. САРН и САРЧ относятся к системам стабилизации. Системы автоматической стабилизации регулируемой величины могут быть статическими и (или) астатическими по отношению к внешнему воздействию. Первая обеспечивает установившееся значение регулируемой величины, зависящее от внешнего воздействия, а вторая – независимое. В САРЧ дизелей внешним воздействием является мощность, приложенная к выходному валу, которая равна активной мощности, отдаваемой генератором, делённой на КПД генератора. В САРН генераторов внешним воздействием является ток статора, который равен току нагрузки.
Практически характеристики регулируемой величины не являются прямыми линиями, так как любая САР имеет некоторую нечувствитнльность и нестабильность в работе. Статическая характеристика оценивается :
-статизмом системы
d=[(Ао-Аном)/Аном] 100%; где
d – статизм системы
Ао – начальное значение регулируемой величины
Аном – номинальное значение регулируемой величины
Кс – коэффициент статизма
Вном – номинальное значение внешнего воздействия
Качество САР в установившемся режиме оценивается точностью поддержания регулируемой величины и значением статической ошибки или статизмом системы. Астатическая характеристика имеет статическую ошибку, равную нулю, то есть лучшее качество по сравнению со статической характеристикой. Последняя применяется при параллельной работе агрегатов.
Существует два основных принципа автоматического регулирования: по отклонению регулируемой величины (САР по отклонению), по внешнему воздействию на регулируемую величину (САР по внешнему воздействию) и комбинированные (САР по отклонению и по внешнему воздействию). САРЧ и САРН судовых дизельгенераторов в большинстве случаев являются комбинированными. Такие регуляторы называют двухимпульсными. По сравнению с одноимпульсными, они обеспечивают более высокую точность регулирования.
Судовые синхронные генераторы серии МСК имеют комбинированную систему самовозбуждения выполненную по принципу компаундирования. Она выполняет все требования Регистра, обладает высокой точностью стабилизации напряжения. Требуемая точность поддержания напряжения обеспечивается совместной работой схемы фазового компаундирования и корректра напряжения. С помощью корректора напряжения можно осуществить ручную регулировку напряжения генератора с помощью потенциометров точной и грубой уставки.
В САРН СГ типа МСК (рисунок ниже) используют трансформатор компаундирования ТК с подмагничиванием и магнитным шунтом МШ. Обмотка подмагничивания wп указанного трансформатора получает питание от КН, который представляет собой устройство, состоящее из полупроводниковых элементов и работающее в импульсном режиме. При уменьшении напряжения СГ корректор напряжения действует так, что ток подмагничивания Iп уменьшается, полезный результирующий магнитный поток Ф увеличивается, возрастает выходное напряжение о6мотки w2, увеличивается ток Iв и напряжение СГ восстанавливается. При увеличении напряжения СГ корректор напряжения увеличит ток подмагничивания ТК, что вызовет уменьшение магнитного потока Ф, уменьшение тока Iв и восстановление напряжения генератора до заданного значения.
Структурная схема САРН СГ типа МСК с фазовым компаудированием и корректором напряжения
Датчик активного тока практически не отличается от датчика типа УРЧН-IД. В цепь дополнительно включена отрицательная обратная связь от поворотного трансформатора TR, связанного кинематически с гидроусилителем. В установившемся режиме напряжение TR уравновешивает выходное напряжение ДТ. При набросе активной нагрузки обмотки управления 5-6 и 7-8 подмагничивают ДМУ, и гидроусилитель переместит топливную рейку в положение, соответствующее новой нагрузке, после чего поворотный трансформатор ТR своим напряжением скомпенсирует сигнал ДТ. ДМУ АРЧ имеет дополнительную обмотку смещения 13-14 и обмотку положительной обратной связи по току нагрузки 15-16.
Двухимпульсный электрический АРЧ по сравнению с электромеханическим повышает качество процесса регулирования частоты и устойчивость распределения активных нагрузок методом мнимостатических характеристик.
4.Постороение функциональной электрической схемы автоматизации судовой электростанции.
Контроль сопротивления изоляции:
Для контроля сопротивления изоляции судовой сети переменного тока при наличии и отсутствии напряжения применяется прибор ПКИ. Он имеет пять уставок сопротивления изоляции (500, 200, 100, 50 и 25 кОм) и выдает сигнал при его снижении. Прибор состоит из преобразователя В переменного тока в стабилизированное постоянное напряжение (150 В) , измерительной схемы ИС, ограничивающего резистора R, фильтрующего конденсатора С и выходного бесконтактного элемента РЭ. При снижении сопротивления изоляции ниже заданного постоянный ток, протекающий по цепи через измерительную схему и резистор, приводит к срабатыванию реле РЭ. Оно подает напряжение переменного тока 24 В на звонок и сигнальные лампы в пульт управления ПУ. Конденсатор предназначен для защиты схемы от влияния переменного тока утечки через сопротивление изоляции.
Потребитель – мощностью Р = 37 кВт.
Режим работы – непрерывный.
Участок 1 – L1=17 м.
Уч-к 2 – L2=42 м.
Уч-к 3 – L3=9 м.
Способ монтажа кабеля по участкам:
L1 – однорядная пучковая прокладка.
L2 – многорядная пучковая прокладка.
L3 – автономная прокладка в трубе длиной более 1,3 м
Температура в МКУ 47 С0, в остальных помещениях не превышает расчетной , места контактирования на шинах ГРЩ необработанные.
На I участке:
Поправки с учетом прокладки и режима работы:
I’расч. = Iрасч./(k1 k2)=802 А, где
k1=0,9 - коэф.,учитывающий способ прокладки (однорядная пучковая),
k2== 1 - коэф.,учитывающий режим работы (непрерывный [24ч]).
С учетом температурного режима:
I’’расч.=I’р/k=951 А, где kи - температурный коэф.
, температурный коэф.
На II участке:
kз=0,85 - коэф. загрузки потребителя,
Pн=37 кВт - номинальная мощность потребителя,
Uн=380 В - напряжение сети,
н =0,9 - номинальный К.П.Д. потребителя
cos=0,89 - номинальный коэф. мощности потребителя.
С учетом прокладки и режима работы:
I’расч. = Iрасч./(k1k2)= 98,3А, где
k1=0,6 - коэф., учитывающий способ прокладки (многорядная пучковая),
k2=1 - коэф., учитывающий режим работы (непрерывный).
С учетом температурного режима:
I’’расч.=I’расч/k=65,5А, где
, температурный коэф.
На III участке:
kз=0,85 - коэф. загрузки потребителя,
Pн=37 кВт - номинальная мощность потребителя,
Uн=380 В - напряжение сети,
н =0,9 - номинальный К.П.Д. потребителя
cos=0,89 - номинальный коэф. мощности потребителя.
Поправки с учетом прокладки и режима работы:
k1=0,8 - коэф.,учитывающий способ прокладки (автономная в трубе L более 1,3м),
k2== 1 - коэф., учитывающий режим работы (непрерывный [24ч]).
С учетом температурного режима:
I’’расч.=I’р/k=49,2 А, где kи - температурный коэф.
, температурный коэф.
Выбор кабелей.
Определение мощности судовой электростанции табличным методом, выбор генераторных агрегатов и преобразователей электроэнергии
09 10 2014
3 стр.
Методическая разработка предназначена для студентов специальности 200700 «Радиотехника», выполняющих курсовой проект по дисциплине «Антенны и устройства свч»
13 10 2014
6 стр.
В курсовой работе по данной дисциплине разрабатывается проект локальной вычислительной сети. Теоретической базой при выполнении курсового проекта являются следующие разделы
04 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
При оформлении курсовой работы по дисциплине «Теория автоматического управления» необходимо соблюдать существующие требования гостов на оформление текстовой документации. При оформ
12 10 2014
1 стр.
Уравнение дальности действия в свободном пространстве (то есть без учёта влияния Земли и поглощения в атмосфере) для точечной цели устанавливает связь между основными параметрами р
02 10 2014
1 стр.
Современный период развития цивилизации характеризуются тем, что человечество переходит от индустриального общества к обществу информационному
14 12 2014
1 стр.
Курсовой проект оформляется в виде расчетно-пояснительной записки и технологической схемы процесса, выполненной в формате А1[1]
01 09 2014
1 стр.